Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Особенности проведения оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Правовые проблемы механизма использования результатов оперативно – розыскной деятельности = обладают на сегодняшний день высокой актуальностью.

Зачастую, именно на оперативный состав органов внутренних дел и безопасности ложится основная нагрузка по сбору фактических данных, необходимых для эффективного расследования, пресечения и предупреждения большинства преступлений[1]».

Учитывая то, что раскрытие преступлений является функцией органов предварительного расследования, не следует забывать, что грамотное оперативное сопровождение уголовных дел значительно облегчает, а, зачастую, становится необходимым элементом раскрытия большинства преступлений. Особую значимость оперативное сопровождение приобретает по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группами и сообществами.

Целью исследования является дальнейшее изучение, обобщение и анализ нормативно-правовой базы проведения оперативно розыскных мероприятий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты оперативно-розыскной деятельности;

2. Изучить особенности проведения оперативно-розыскной деятельности;

4. Проанализировать Проблемы и возможность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, 5 параграфов, заключения.

Глава 1. Теоретические аспекты оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности

В дореволюционной России и в советское время ОРД во всем ее многообразии всегда осуществлялась негласно, т.е. тайно. ОРД никогда не делилась на разведку, контрразведку и оперативную работу по борьбе с преступностью как на принципиально разные виды деятельности.

После распада СССР, в России было принято несколько законов, регулирующих указанную деятельность. В частности, к таким законам относятся:

– Федеральный закон «О внешней разведке»;

– Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (далее — Закон о ФСБ);


– Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — закон об ОРД).

Все эти законы были приняты в 1995 году. Однако в смутное время 1990-х годов тексты законов были не согласованы между собой, что на законодательном уровне привело к путанице и противоречиям.

В результате разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная работа были фактически разделены законодательно. Так, согласно закону, внешняя разведка является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства с использованием определенных федеральным законом методов и средств. Контрразведывательная деятельность, согласно ст. 10 Закона о ФСБ, — деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Оперативно-розыскная деятельность, в соответствии со ст. 1 Закона об ОРД, осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. При этом в ОРД говорится и о добывании информации о событиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности, что объективно сближает ОРД с разведкой и контрразведкой[2].

Тем не менее, исходя из анализа названных законов, появилось немало специалистов, выделяющих наиболее существенные различия между оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельностью, а именно:

– разница в законах, регулирующих виды деятельности;

– разница в целях осуществления деятельности (например, цель контрразведывательной и разведывательной деятельности — обеспечение безопасности Российской Федерации; цель оперативно-розыскной деятельности — защита от преступных посягательств, хотя упоминается и защита общества и государства);

– разница в субъектах деятельности (количество органов разведки и контрразведки значительно меньше, чем органов, осуществляющих ОРД).

Указанные различия приводятся во многих книгах по ОРД, подготовленных специалистами органов внутренних дел. Итак, с точки зрения законов оперативно-розыскная деятельность, разведка и контрразведка — разные виды деятельности. Такой точки зрения придерживается одна группа специалистов. Так же жестко эти специалисты разделяют и соответствующие науки. По их мнению, разные виды деятельности должны обеспечивать и изучать разные науки. Однако такое мнение вовсе не бесспорно и, более того, ошибочно.


Так, в истории России органы безопасности и МВД неоднократно объединялись в одно ведомство. В такие периоды должны были говорить и говорили о единой оперативно-розыскной деятельности, оперативной работе (термины использованы как синонимы), но со спецификой разведки, контрразведки и работы по раскрытию общеуголовных преступлений. И сейчас, причем в соответствии с законом, оперативные подразделения органов ФСБ по контрразведывательному обеспечению той или иной сферы жизнедеятельности занимаются как контрразведкой, так и раскрытием ряда общеуголовных преступлений (мошенничества, контрабанды и т.д.).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не предполагает использования результатов контрразведывательной деятельности и допускает появление в уголовном деле только результатов ОРД. Некоторые ученые, пытаясь разграничить ОРД и контрразведку, делают вывод, что, например, по уголовным делам о шпионаже «контрразведывательная деятельность принимает форму оперативно-розыскной деятельности со всеми присущими ей особенностями: взаимодействие со следователями, создание условий и предпосылок для успешного производства предварительного следствия после возбуждения уголовного дела, подготовка соответствующих оперативно-розыскных материалов для предоставления следователю и т.п.». Однако указанный подход не основан на науке. Если один вид деятельности может приобрести форму другого, то мы имеем дело либо с разными проявлениями одного вида деятельности, либо с тождественными видами деятельности[3].

Поэтому, по нашему мнению, оперативно-розыскную деятельность следует понимать в широком смысле. Та как оперативно-розыскная работа по борьбе с преступностью, разведывательная и контрразведывательная деятельности имеют единую природу — оперативную работу, то в широком смысле именно оперативно-розыскная деятельность включает в себя разведку, контрразведку и работу по раскрытию преступлений.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность в широком значении — общее понятие, объединяющее исследуемые виды деятельности. В пользу этого подхода говорит тот факт, что разведывательную и контрразведывательную работу на практике называют просто оперативной или оперативно-розыскной работой. Указанные понятия воспринимаются как синонимы и нередко употребляются как таковые в оперативно-служебных документах, в том числе в ведомственных приказах, невзирая на линию работы оперативника (контрразведку или борьбу с преступностью). Еще один довод в поддержку нашей точки зрения связан с нечеткостью и двусмысленностью формулировки ОРД в законе.


Действительно, в соответствии со ст. 1 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях защиты от преступных посягательств. Но п. 3 ч. 1 ст. 2 названного Закона устанавливает, что задачей ОРД является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической информационной или экологической безопасности Российской Федерации. Эта задача позволяет уместить в нее добывание практически любой информации, в том числе разведывательной и контрразведывательной.

Указанная задача продублирована и в других нормах Закона об ОРД: например, ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической информационной или экологической безопасности, наравне со сведениями о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7 Закона).

Кроме того, из семи субъектов, правомочных осуществлять ОРД, к «чистым» правоохранительным органам можно отнести не более половины. Оперативные подразделения органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы охраны (ФСО), Службы внешней разведки (СВР) и военной разведки Минобороны (Главного разведывательного управления — ГРУ) одновременно относятся и к специальным службам государства.

Возникает резонный вопрос: эти четыре спецслужбы осуществляют ОРД исключительно в целях борьбы с преступностью или для выполнения всех задач, возложенных на них законом и государством? Очевидно — второе. И несомненно, что эти органы внутри себя оперативную работу на контрразведывательную и оперативно-розыскную искусственно не разделяют[4].

Изложенное говорит об объективно существующей общности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых разными ведомствами[5].

Таким образом, очевиден вывод о том, что ОРД осуществляется не только в целях защиты от преступных посягательств, но и в других целях[6].


1.2. Правовые основы поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел является частью государственно-правовых мер борьбы с преступностью, самостоятельной подсистемой правоохранительной деятельности, направленной на реализацию задач уголовной политики. Как и любой вид правоохранительной деятельности, оперативно-розыскная деятельность базируется на системе юридических норм, предусмотренных различными источниками отраслей права, составляющими ее правовую основу.

Если рассматривать служебную роль правовых норм, то их регулятивная значимость не одинакова. Существуют нормы права, непосредственно не регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, но являющиеся основанием для решения правовых, организационных и тактических вопросов применения негласных сил, средств, методов и форм.

Они как бы создают исходные начала, условия для оперативно-розыскной деятельности. Например, отдельные нормы Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и защищающие интересы граждан, государства, общественных организаций; нормы уголовного права о стадиях развития умышленного преступления; нормы трудового права о порядке и условиях приема граждан на работу, увольнения, назначения пенсии, пособий и т.д.

Имеются правовые нормы, которые указывают на необходимость или возможность применения оперативно-розыскной деятельности, но и они также в полной мере не регулируют ее (см., например, п. 4. ч. 2. ст.38, п.1 ч.1 ст.40, п.1(1) ч.3 ст.41, ст. 89, ч.1 ст.144 и ч.2 ст.163 УПК РФ, п.10 ст.12 и п.10 ст. 13 Федерального Закона РФ «О полиции»)[7].

Кроме того, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий[8].

Роль права в деятельности оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел и особенно в их оперативно-розыскной деятельности актуализировалась в последнее время, когда в нашей стране началось совершенствование правового государства.

Необходимо отметить, что оперативно-розыскная деятельность рассматривалась в теории ОРД во всех ее организационно-тактических формах, в том числе и в форме поисковой деятельности как основанная на указаниях закона и подзаконных нормативных актах система поисковых (разведывательных) мероприятий осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений, а также розыска преступников.