Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Огромная роль в налоговой системе страны принадлежит банков­скому сектору, который аккумулирует основную часть кредитных ресурсов. Банковская система является значимой составляющей, без которой не представляется возможным существование рыноч­ной экономики. Банки играют важную роль и занимают особое по­ложение в экономической системе и налоговом администрировании России. Кроме того, банки по объему налоговых платежей в бюджет входят в число крупнейших налогоплательщиков.

В настоящее время в Российской Федерации не существует ка­ких-либо специальных налогов, уплачиваемых банками, или налого­вых режимов, применяемых ими. Банки уплачивают налоги в том же порядке, что и другие налогоплательщики. Однако специфика бан­ковской деятельности предопределяет некоторые особенности на­логообложения, определения налоговых баз и предоставления льгот по налогам. Так, например, по налогу на прибыль для банков конкре­тизируются доходы и расходы с учетом особенностей, характерных для банковской деятельности.

Целью данной работы является анализ действующей в РФ системы налогообложения банков, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть особенности действующей системы налогообложения банков в РФ;

- провести анализ налогообложения банков в РФ и зарубежом;

- выявить проблемы налогообложения банков и пути совершенствования.

Объект исследования - налогообложения банков.

Предмет исследования - анализ действующей в РФ системы налогообложения банков.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области налогообложения банков, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ В РФ

1.1Налогообложение банков

При определении объекта налогообложения по налогу на при­быль банки в числе доходов, указанных в ст.ст. 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), учитывают доходы, указанные в ст. 290 НК РФ, которые являются характерными кон­кретно для банков. Полученные доходы банки уменьшают на сумму произведенных расходов ст.ст. 254-269 НК РФ, кроме того, учитыва­ются расходы ст. 291 НК РФ.


В настоящее время одним из проблемных является вопрос отне­сения доходов (расходов) банков к доходам (расходам) от реализации или внереализационным, относящимся или не относящимся к нало­говой базе по налогу на прибыль организаций. Ведется значительное количество споров по данному вопросу, связанному с несогласием банков с содержанием и трактовкой различных расходов. Причиной является то, что ст.ст. 290 и 291 НК РФ не конкретизируют то, ка­кие доходы и расходы для банков являются доходами от реализации, а какие - внереализационными. Ввиду этого возникают вопросы, к какому виду следует относить для налогообложения прибыли до­ходы и расходы, а от указанной классификации во многом зависит правильность определения прибыли. Например, согласно ст. 265 НК РФ часть рекламных расходов относится к расходам при опре­делении прибыли в размере, который не превышает 1 % выручки от реализации, а не к внереализационным расходам.

Другой важной особенностью обложения организаций налогом на прибыль, установленной в ст. 273 НК РФ, является порядок при­знания доходов и расходов, согласно которому банки не имеют пра­ва на определение даты получения дохода (осуществление расхода) по кассовому методу. Таким образом, банки не вправе применять метод начисления. Для банков, как особой группы налогоплатель­щиков, предусмотрено также создание дополнительного резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, в том числе по межбанковским кредитам и депози­там. Суммы отчислений в резерв, согласно п. 2 ст. 292 НК РФ, банк вправе включать в состав внереализационных расходов с учетом нормативов в течение отчетного (налогового) периода. Суммы от­числений в резерв формируются в соответствии с Положением Бан­ка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссу­дам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»[1]. Создание резерва обусловлено тем, что наряду с существующими для банков рисками государство заинтересовано в устойчивой банковской си- стеме[2].

Однако государство выполняет регулирующую функцию, ока­зывает влияние на кредитную деятельность банков, устанавливая ограничения по включению в резервы возможных потерь по ссудам. Данное положение позволяет определенным образом оптимизиро­вать налогообложение банков в рамках действующего законодатель­ства. Трудоемкость определения налога на прибыль и его контроля обусловливает то, что данный налог является одним из важнейших налогов, который уплачивают банки. Его значение обусловливается тем, что налог на прибыль оказывает наибольшее влияние на про­цесс и результаты коммерческой деятельности банков[3].


1.2 Особенности уплаты НДС

Особенности порядка исчисления и уплаты банками и иными кредитными организациями налога на добавленную стоимость (да­лее - НДС) регламентируются главой 21 НК РФ. В банках НДС об­лагается небольшая часть услуг. Большинство финансовых услуг, в том числе банковских, освобождены от обложения НДС. Это свя­зано с тем, что добавочная цена в банковской услуге отсутству­ет, поскольку не зависит от оплаты труда банковских работников, амортизации и других показателей. На уровень тарифов по банков­ским операциям оказывают влияние кредитные, процентные и ва­лютные риски, а также большая конкуренция в сфере банковской деятельности.

В отношении порядка обложения банков НДС предусматрива­ется два основных условия:

1) банк имеет право на освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ;

2) банкам предо­ставлена возможность применять способ входного НДС, который не предусмотрен для других налогоплательщиков.

Статьей 149 НК РФ установлены банковские операции, которые не подлежат обложению НДС и на осуществление которых требу­ется лицензия Банка России. Несмотря на то, что Федеральным за­коном «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1[4] инкассация отнесена к числу банковских услуг, в соот­ветствии с НК РФ данная операция является исключением и под­лежит обложению НДС, поскольку перевозка денежных средств имеет реальную стоимость, являющуюся объектом налогообло­жения по НДС. Однако зачастую объемы данного налога у банков составляют значительные величины, т. к. многими банками наря­ду с операциями, освобождаемыми от НДС, оказывается большой объем операций и услуг, которые не относятся к числу характерных конкретно для данных субъектов экономики и которые подлежат обложению данным налогом. Например, агентские операции, та­кие как доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договорам с физическими и юридическими лицами. Операции по реализации имущества, операции лизинга, факторинга, форфейтинга облагаются НДС.

Другой способ учета входного НДС на основании п. 5 ст. 170 НК РФ вправе применять банки, страховые организации, негосу­дарственные пенсионные фонды. Банки имеют право на списание входного НДС в качестве затрат по налогу на прибыль, как само­стоятельный вид прочих расходов. Поскольку данный способ явля­ется правом, а не обязанностью банков, они могут выбрать наиболее удобный метод и отразить его в учетной политике[5].


Глава 30 НК РФ устанавливает общие правила исчисления нало­га на имущество организаций для всех плательщиков налога, в том числе и для представителей банковского сектора экономики. Нало­говая база исчисляется по банку в целом, но имеются случаи, когда налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно. Например, в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения банка, имущества каждого отдельного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, каждого объекта недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения банка или обо­собленного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранного банка. Если ука­занные объекты находятся в разных субъектах РФ, имущество мо­жет облагаться по разным ставкам.

Реформирование налоговой системы продолжается, однако все еще остаются проблемы, связанные с налогообложением банковской деятельности[6]. В современных экономических условиях приоритет­ным является построение эффективной и стабильной системы на­логообложения банков, направленной на создание благоприятных условий для осуществления деятельности, сохранение данных субъ­ектов экономики в качестве крупных налогоплательщиков, обеспе­чивающих доходность бюджетов страны разных уровней.

1.3 Налогообложение прибыли

Проблемы современной финансово-экономической системы России возникли задолго до антироссийских санкций, падений цен на нефть, инфляции и девальвации национальной валюты.

Дискуссии о необходимости реформ в различных сферах экономики не прекращались все самого начала современного российского государства.

Одним из самых обсуждаемых вопросов в последние годы является вопрос о налогообложении кредитных учреждений. Причем данная тема является актуальной не только для отечественной экономики, но и для экономик развитых стран Запада.

Финансовый кризис 2007-2008 гг., который по мнению многих еще не закончился, в немалой степени поспособствовал развитию идей, о необходимости реформирования налогообложения банковской деятельности.

Одним из наиболее обсуждаемых предложений является введение специального налога на банковские учреждения.

В июне 2010 г. Международный валютный фонд (МВФ) представил участникам Большой двадцатки (G20) доклад, который был посвящен перспективам развития специального налогообложения банков.


В теории специальный налог на банковские учреждения должен решить следующие задачи:

- снизить издержи государств на санацию банков;

  1. обеспечить накопление средств на поддержку в кризис всего банковского сектора;
  2. склонить кредитные учреждения к повышению качества администрирования рисков.

Перечислим основные предложения механизма налогообложения банковской деятельности:

  1. прямой налог на банковские активы;
  2. налог на финансовые результаты;
  3. налог на финансовые операции.

Тем не менее в мире не возникло единой модели построения данного налога. Схемы дифференцируются по налогооблагаемой базе и ставкам, целям и механизмам концентрации средств, перечню плательщиков налога. Конкретно отдельная страна может принимать автономные решения, в связи с чем идея общего мирового налога на банки не была воплощена в жизнь. В самом общем виде эта мера является компенсацией за риски банков для финансовых систем стран.

Если обратиться к опыту конкретных государств, то первыми стали применять практику специального налога страны Западной Европы.

Во Франции плательщиками налога являются банки и другие кредитные учреждения. Ставка налога - 0,25% от объема собственного капитала (юридические лица с капиталом ниже 500 млн евро освобождены от налога)[7].

В Швеции налоговой базой является размер пассивов банка, за некоторыми исключениями. Ставка налога дифференцированная и зависит от структуры и уровня риска кредитной организации[8].

В Германии организации, занимающиеся соответствующими банковскими операциями, выплачивают обязательный ежегодный взнос, который имеет следующие разновидности:

а) общий баланс за вычетом капитала первого уровня и обязательств перед клиентами;

б) стоимость производных инструментов вне баланса банка. Размер взноса в абсолютном выражении не должен превышать 15% годовой прибыли[9].

В Великобритании налоговой базой установлен объем обязательств кредитной организации, не считая некоторых вычетов, предусмотренных законодательством (капитала, обязательств по РЕПО с госбумагами, застрахованные депозиты). Налоговая ставка с 2011 года несколько раз повышалась, с 0,075% до 0,21% обязательств к 2015 году[10].

Мнения экспертов по поводу этой меры разделились: одни считают, что данный налог может в дальнейшем защитить страну от финансовых кризисов, другие придерживаются мнения, что такой налог выступит в качестве ограничителя эффективного развития мировой финансовой системы.