Файл: Реформа электроэнергетики в России (О  СОСТОЯНИИ  ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ  В  РОССИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в электроэнергетике России происходят широкомасштабные структурные изменения. В первую очередь, это связано с либерализацией рынка электроэнергии (мощностей) и отказом от государственного контроля над отраслью.

По замыслу авторов реформы, такие меры приведут 
к повышению конкурентоспособности, эффективности производства и потребления энергии, улучшению финансовой деятельности предприятий отрасли  и притоку инвестиций. Указанные меры позволят достичь обозначенных планов, поскольку отрасль на сегодняшний день отличается от отрасли 90-х годов, когда была недофинансированность, что привело к износу мощностей.

Причины реформ в энергетике: низкая эффективность производства и потребления электроэнергии, несовершенство государственного регулирования электроэнергетики, снижение управляемости и эффективности функционирования, дефицит инвестиционных ресурсов, снижение надёжности электроснабжения, кризисное состояние научно-технического развития, ухудшение показателей финансовой устойчивости, отсутствие эффективной системы корпоративного управления. Для решения данных проблем в 2000 г. было принято решение о реформирование отрасли.

В 2008 г. темпы реформирования достигли своего максимального уровня и, можно сказать, процесс реформирования дошёл до своего логического завершения. Изменить положение дел может конкурентная среда в электроэнергетике. Реформа стала возможной благодаря тому факту, что государство признало то, что в сфере производства и купли-продажи электроэнергии возможны конкурентные отношения. В течение 2008 г. вопрос о реформе и проблемах РАО "ЕЭС России" обсуждался на всех уровнях власти.

Цель: выяснить реформу электроэнергетики в России.

Задачи:

  1.  Изучить состояние электроэнергетики в России.
  2. Рассмотреть реформу электроэнергетики в России.

Объектом исследования является электроэнергетика.

Предметом исследования является процесс проектного контроллинга.

Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов Максимов Б.К., Молодюк В.В. и др.

Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

В первой главе будут рассмотрены состояние электроэнергетики в России.


Во второй главе показаны реформу электроэнергетики в России.

В заключении проведены итоги.

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ  ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ  В  РОССИИ

О  СОСТОЯНИИ  ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ  В  РОССИИ

В настоящее время процесс реформирования отрасли завершён. Со стороны РАО "ЕЭС России" была предложена программа развития отрасли на ближайшие несколько лет, в которой было предусмотрено финансирование строительства генерирующих мощностей и сетевых объектов в размере  3,1 трлн рублей.

Для развития конкурентных отношений в отрасли, имеющих традиционно вертикально-интегрированную структуру, необходимо проведение структурных преобразований.[1]

В качестве основы реформирования электроэнергетической отрасли была принята концепция её глубокой реструктуризации с разделением всех видов деятельности на естественно-монопольные (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и конкурентные (генерация, сбыт, ремонтное обслуживание, непрофильные виды деятельности).

Целями реформирования электроэнергетики Российской Федерации 
являлось обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики  и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надёжного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Предполагалось создание полноценного конкурентного оптового рынка электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надёжное энергоснабжение потребителей, а также понижение тарифов на электроэнергию.

Передача электроэнергии по магистральным (системообразующим) 
и распределительным сетям, как монопольная деятельность, регулируется государством, а всем участникам рынка обеспечивается недискримиционный доступ к услугам естественных монополий.

Компании и другие  виды организаций разделены на группы по принципу наличия (отсутствия) конкурентных отношений и видам деятельности.


На сегодняшний день в руках частных компаний находятся несколько организаций электроэнергетики: генерация, сбыт, администратор торговой системы и ремонтные (сервисные) организации.

Администратор торговой системы и сбытовые компании ни производят  и не передают электроэнергию, администратор торговой системы отвечает  за юридические составляющие при продаже электрической энергии, а сбытовые компании являются посредниками между производителями и потребителями электрической энергии.

Остальные сферы деятельности в электроэнергетике, такие как распределение и передача электрической энергии, атомные и изолированные электростанции находятся в руках государства и, в случае возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций, государство всегда выполнит управляющую функцию. Наиболее ощутимые последствия реформы испытывают призводители электроэнергии, которые имеют изношенность основных фондов до 70 %.

Поставленная РАО "ЕЭС России" задача вполне разумна и достижима, однако недостаточно изученными оказались проблемы, связанные с социальными и экономическими последствиями проводимой реформы. Результаты реформы не оправдали ожидания, и электроэнергетика на сегодняшний день находится в критическом состоянии, более того, при авариях на объектах электроэнергетики могут произойти техногенные катастрофы, связанные с затоплением местности, выбросов радиоактивных веществ и т.д.

Авторы реформы не рассмотрели вопрос о том, как будет развиваться отрасль, если её развитие пойдет не по запланированному сценарию.

С 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объёме поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, то есть запущен либерализованный рынок электроэнергии, но это не касается населения, которое по-прежнему  получает её по регулируемым тарифам.

Главным тезисом авторов реформ как для населения, так и для промышленных предприятий было снижение тарифов на электроэнергию. 

Процесс производства, распределения и потребления электрической 
энергии – физически и технологически единый и неделимый цикл. Энергия передается по проводам практически со скоростью света и её невозможно складировать, она потребляется мгновенно после производства. Передавать электрическую энергию на большие расстояния невыгодно, так как возникают потери в сетях. Потребителю выгодно покупать электроэнергию в своём федеральном округе, а лучше в своем регионе, потери при этом минимальны.

Сегодня цена за 1 кВтч электроэнергии складывается из нескольких 
составляющих: 6-7 % – услуги за передачу по магистральным сетям, около 
40 % – услуги за транспортировку электроэнергии по распределительным сетям, около 50 % – услуги поставщиков оптового рынка электрической энергии и 3-4 % – услуги энергосбытовых компаний.[2]


После реформирования отрасли цена электроэнергии устанавливается по наибольшей цене, которую указывает последний отбираемый на оптовом рынке поставщик. В результате реформы предполагалось, что цены начнут снижаться из-за конкуренции в отрасли и при отсутствии государства в числе акционеров будут привлечены инвестиции, произойдет модернизация существующих мощностей и строительство новых станций. На сегодняшний день за конкуренцией скрывается дальнейший рост цен на электроэнергию и тем самым монопольный сговор компаний.

Если сравнивать 2008 год с 1991-м годом, то индекс цен на электроэнергию возрос в 55 000 раз, опередив несколько раз цены на промышленные продукты, потребительские товары и сельхозпродукцию.

Представителями разного уровня до реформы высказывалась такая позиция, что тарифы электроэнергетики намного ниже, чем в других странах мира. Если более подробно рассмотреть цены на электроэнергию в России и в других странах мира, то по сравнению с 2002 годом, мировые цены находятся на более высоком уровне.

Однако ряд экспертов ставили данные доводы под сомнение, так как уровень долларовых доходов на душу населения в России ниже, чем в США, Германии, Канаде и Франции. Далее они утверждали, что цены 
на электроэнергию должны подняться не в 1,5-2 раза, а больше. Согласно 
их доводам, цены на электроэнергию в России не занижены, а завышены и их нужно уменьшать, а не повышать.

По словам А. Илларионова для корректных международных сопоставлений необходимо сравнить, сколько страна в целом тратит на электроэнергию, сколько за электроэнергию платят сектора экономики – промышленность, население, коммунальное хозяйство.

А. Илларионов отмечал в своих публикациях, что в США в 1990 г. платежи за электроэнергию составили 3 % от ВВП, 
в 1999 г. – 2,3 %, в 2000 г. – 2,2 %, в 2001 г. – 2,1 % от ВВП. Во второй половине 1990-х годов отношение к ВВП затрат на электроэнергию составили: в Финляндии – 3,2 %, в Швеции – 2,5 %, в Италии – 2,4 %, в Бразилии – 2,3 %, в Австрии и Швейцарии – по 2,1 %, в Германии – 1,8 %, в Великобритании – 1,7 %, во Франции и Дании – по 1,6 %. В большинстве стран мира все покупки электроэнергии варьируются от 1,5 % до 2,5 % ВВП страны.

"При рассмотрении, сколько платили и платят российские граждане 
и российские компании за электричество, видим, что в 1995 г. соответствующий показатель составлял 6,8 % ВВП, в 1997 г. – 8,2%, в 2000 г. 4,2 %, в 2001 году – 4,7 %, в 2002 г. почти 5,5 % ВВП. Рост отношения стоимостного объёма продаж электроэнергии к ВВП происходил не столько за счёт увеличения её физического потребления (в 2000-2002 годах оно выросло на 1,7 %), сколько за счёт роста цен (они выросли на 53 %).


Уже сегодня этот показатель в России в 2,5-3 раза выше, чем в США и во многих других странах мира. 

Таким образом, в России за электроэнергию, относительно своих доходов, платят больше, чем это делают в не самых бедных странах мира, в странах, потребляющих электроэнергии на душу населения в разы больше, чем у нас" – отмечает А. Илларионов.

В связи с мировым финансовым кризисом Правительство Российской Федерации в 2009 г. пересмотрело программу РАО "ЕЭС России" и в шесть раз снизило планы ввода новых генерирующих мощностей. Суммарно в период 

Из-за отсутствия инвестиций страдает и надёжность электроснабжения. Надёжность в электроэнергетике основана на сохранении во времени в установленных пределах значений всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирования. Её показателями являются безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость.[3]

Надёжность электроэнергетической системы выражается в способности осуществлять производство, преобразование, передачу и распределение электроэнергии в целях бесперебойного электроснабжения потребителей в заданном количестве при допустимых значениях показателей качества.

В зависимости от требований по надёжности электроснабжения электрооборудование разделяют на три категории: первая, вторая и третья. Большинство промышленных предприятий имеет потребителей первой и второй категорий, электроснабжение которых в случае аварии могут прервать на несколько минут.

Из-за отсутствия средств самоликвидировались специализированные 
ремонтные организации отрасли: Ростовэнергоремонт, Мосэнергоремонт, 
Уралэнергоремонт, Сибирьэнергоремонт, Дальэнергоремонт. Каждое предприятие курировало примерно 10-20 регионов страны. В их состав входили все службы, необходимые для бесперебойного электроснабжения. Данные компании имели персонал, который мог быстро реагировать на плановые и аварийные ремонты любой сложности.[4]

Существенно сократилось количество проведённых капитальных и средних ремонтов оборудования. Миллионы киловатт мощности ежегодно не проходят должного технического и планового обслуживания. В энергетике 50-70 % оборудования требуют замены, так как большинство агрегатов выпущены в 50-х годах XX века. Более половины регионов Европейской части страны и Урала работают в предаварийных режимах, когда выход из работы любого энергообъекта не может быть скомпенсирован без отключений потребителей.[5]