Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В нашей стране введение спецналога на банки посчитали нецелесообразным, в частности в начале 2011 года, возглавлявший тогда Минфин РФ Алексей Кудрин заявил «мы считаем, что они увеличат затраты наших банков, а по сути - будут переложены на заемщиков средств, (и) увеличатся ставки кредитов. Поэтому это может даже замедлить выдачу новых кредитов, расширение кредитования, которое так требуется сейчас в период выхода из кризиса»[11].

Также негативно отнеслись к предложению ФНС России и другие политики, экономисты, и независимые эксперты.

В ФНС России идея налога на банковские учреждения не получила поддержки по следующим причинам:

-в России проводится политика последовательного снижения налогового бремени;

-данный налог решает сугубо фискальные задачи;

-введение данного налога может привести к снижению количества безналичных расчетов и увеличению расчетов с помощью векселей, бартер, взаимозачеты и подобным формам в целях оптимизации налогообложения;

-высока вероятность роста цен;

-в ходе контрольной работы налоговых органов, для полного доступа к информации в целях определения налоговой базы, будет затронут режим банковской тайны, что может привести к серьезным проблемам в данной сфере.

В целом же банковский сектор в России имеет некоторые особенности, и проблемы данном секторе экономики имеют несколько иные причины, нежели на Западе. Кредитные учреждения США и Европы пострадали в первую очередь из-за ежегодно растущего размера инвестиций в финансовые инструменты, что в нашей стране не получило такого большого распространения.

Сама по себе банковская система в РФ не является достаточно устойчивой и без поддержки государства в тот период могла бы просто обрушиться.

Тем не менее, в сегодняшней ситуации, учитывая прошлый опыт преодоления кризиса и текущее состояние экономики, а также функционирование в режиме санкций и ограничений, государство может с помощью налогового механизма решать актуальные вопросы, стоящие в современной реальности.

В данном аспекте вполне разумно отказавшись от идеи специального налога для кредитных учреждений как в некоторых западных странах, ввести дифференцированную ставку налога на прибыль для банков, которая будет зависеть от направления инвестиций, осуществляемых банком. При этом налоговая нагрузка не должна сильно увеличиться и привести к снижению рентабельности банковской деятельности[12].


Учитывая текущую неблагоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и необходимость диверсификации экономики, представляется целесообразным сформировать, такую систему налогообложения банков, которая реально решала бы вопросы эффективного импортозамещения, стимулировала бы их деятельность в направлении увеличения вложений средств в реальный сектор экономики, а также развитие инноваций и нанотехнологий.

Таким образом, дифференцируя ставку, можно решать задачи развития приоритетных отраслей экономики. Однако при этом не стоит забывать и о потребностях государства, а также самого финансового сектора экономики. Т.е. новые налоговые ставки должны учитывать, как фискальные интересы государства, так и интересы бизнеса.

Для решения указанной задачи, необходимо дифференцировать получаемую банками прибыль на несколько составляющих и применять различные ставки к совокупности каждого вида (табл.1.1).

Таблица 1.1

Ставки налога на прибыль банков, в зависимости от видов прибыли

Вид прибыли, получаемой коммерческим банком

Ставка налога,

%

Кредитование инновационной деятельности и наукоёмких отраслей экономики

13

Кредитование реального сектора экономики

15

Спекулятивные операции

30

Прочие виды прибыли

20

В данной градации на нижнем уровне выделены приоритетные отрасли экономики - инновации, наукоемкие отрасли и реальный сектор экономики. Прибыль, полученная от кредитования инновационной деятельности и наукоёмких отраслей экономики, предлагается облагать по одной из самых минимальных налоговой ставке, существующей в нашей стране - 13%. Инновации являются сейчас приоритетным направлением экономики и компании, занятые этим направлением получают от государства ряд льгот, однако без доступных кредитов данная отрасль быстро развиваться не будет, поэтому необходимо активно вовлекать в данный процесс и кредитные организации.

Реальный сектор экономики, в первую очередь, призван решать проблемы импортозамещения в нашей стране, поэтому тоже должен иметь некоторые преимущества при получении кредитов на развитие.

От спекулятивных операций банки само собой не откажутся, т.к. они зачастую являются самыми простыми и прибыльными, соответственно повышенная налоговая ставка не приведет к негативным последствиям, а наоборот может высвободить часть ресурсов банка для кредитования для «более нужных» направлений.


Банки - это весьма специфичный институт финансового рынка, поэтому применение общей ставки в 20%, как для любого юридического лица представляется нецелесообразным, особенно сейчас в кризисные времена.

Одним из свойств успешной и устойчивой экономики является ее способность быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия. Учитывая непростые задачи, которые стоят перед нашей экономикой, предложенная реформа в области налогообложения банковской прибыли могла бы существенно облегчить достижение целей, поставленных руководством страны.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ В РФ И ЗАРУБЕЖОМ

2.1 Оценка поступления налоговых платежей от банков

Банковская система на сегодняшний день является одной из самых важных и значимых составляющих современной экономики, неотъемлемой структурой рыночной экономики. Становление банковской системы, развитие банков и хозяйствующих субъектов всегда были тесно взаимосвязаны. Банки выступали в роли посредников в распределении капиталов, тем самым стимулируя экономический рост.

Кредитные организации являются особым элементов в финансовом посредничестве. Банки привлекают денежные средства населения и предприятий, которые высвобождаются в процессе хозяйственной деятельности и предоставляют их во временное пользование иным субъектам рынка. В процессе данных операций банки выполняют самостоятельные хозяйственные операции, результатом которых становится банковская прибыль. Из этого следует, что банк сам является хозяйствующим субъектом экономики, занимающейся коммерческой деятельностью с целью получения прибыли. Соответственно, банк становится плательщиком налогов и выплачивает их в бюджет. Отметим, что банки в настоящей момент занимают важную позицию по налоговым поступлениям, являясь крупными налогоплательщиками, они оказывают большое значение для экономики, её динамичного развития.

Таблица 2.1

Показатели поступления налогов от банков[13]

Год

Поступление нало­гов от банков в кон­солидированный бюджет, млрд. руб.

Доля в консолиди­рованном бюджете, %

Поступление налогов от банков в феде­ральный бюд­жет, млрд.

руб

Доля в феде­ральном бюд­жете, %

2013

34,7

4,8

21,8

4,5

2014

35,6

5,2

24,3

4,9

2015

36,1

4,1

25,9

3,7


Из анализа табл.2.1 мы видим, что доля поступлений в консолидированный бюджет увеличилась в денежном выражении на 2%, тогда как доля уменьшилась на 0,7 пунктов с 2013 по 2015 года. Аналогичная ситуация обстоит и с поступлениями в федеральный бюджет. В денежном эквиваленте увеличение на 4%, при снижении фактической доли на 0,8 пункта. Сложившуюся ситуацию можно объяснить ужесточением контроля государства за налоговыми поступлениями хозяйствующих субъектов. Налоговые органы применяют усиленные меры по своевременности оплаты налогов организациями, за счет увеличения доли поступлений от иных юридических и физических лиц. Доля банков в общем объеме уменьшилась, тогда как налоговые выплаты увеличились.

Для дальнейшего анализа налогообложения банков, предложим новое определение банка как налогоплательщика. В данном случае банк - это кредитная организация, осуществляющая кредитование организаций и предприятий, а также физических лиц, при этом получая процентные доходы, которые являются основным источником совокупных доходов и соответственно налоговой базой при уплате налога.

Налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской деятельности. Одной из таких отличительных черт является налогообложение прибыли банков. С 1995 г. порядок формирования налога на прибыль регламентировался общим законом РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" и Инструкцией ГНС РФ № 37. С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с главой 25 части 2 Налогового кодекса РФ[14].

2.2 Налоги уплачиваемые банками

Основные налоги, уплачиваемые банком в РФ являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество и прочие налоги. Отечественные авторы в своих статьях и монографиях большое внимание уделяют налогу на прибыль и НДС, так как именно они обеспечивают крупные поступлениям в бюджет. Они имеют несколько иной порядок исчисления и уплаты, детально описанный в НК РФ, где четко прописано, что является доходами и расходами банков и что признается объектом налогообложения при исчислении НДС.

Таблица 2.2.

Налоги, уплачиваемые коммерческими банками в РФ[15]

Наименование налога

Уровень

Ставки, %

Налог на прибыль

Федеральный

20

НДС

Федеральный

18

Налог на имущество

Субъект

Для каждого субъекта свои

Транспортный налог

Субъект

Для каждого субъекта свои

Земельный налог

Местный

Ставки устанавлива­ют местные власти


Опираясь на данные табл.2 видно, что коммерческие банки в России являются плательщиками ряда налогов и сборов, как на уровне субъекта, местном, так и на федеральном уровнях. Отдельно стоит отметить, что значимая часть банковских операций в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС. Налогом на добавленную стоимость облагаются операции банков по реализации имущества и сделкам, объектом которых выступают материальные права.

2.3 Налогообложение банков зарубежом

Рассматривая зарубежный опыт, можно сделать вывод, что несмотря на схожесть налогообложения банков РФ с мировой практикой, необходимо детально изучить правовые и экономические основы банковской деятельности за рубежом и налоговое право.

Стоит заметить, что существующая налоговая система в мировой практике не предполагает введение и применение каких либо специальных режимов налогообложения кредитных учреждений. На ряду с этим по ряду налогов определение налоговой базы требует уточнения.

Виды налогов и налоговые ставки коммерческих банков действующих за рубежом представлены в табл.2.3.

Таблица .3

Налогообложение коммерческих банков зарубежных стран[16]

Вид налога

Налоговая ставка, %

Франция

Налог на прибыль корпораций

33,3-36

Профессиональный налог

18

Германия

Налог на наследование и дарение

7-30

Промысловый налог

14-17,15

Налог с корпораций

15,825

Налог на собственный капитал

26,375

США

Налог на доходы корпораций

34

Италия

Налог на прибыль корпораций

36

Местный налог

16,2

Великобритания

Налог на прибыль корпораций

33-35

Япония

Корпоративный налог на прибыль

37,5

Местный налог на прибыль

12,6

Из данной таблицы мы видим разнообразие налогов, уплачиваемых банками за рубежом, но стоит отметить что в среднем ставки на налоги одинаковы, к примеру, аналогичные нашему налогу на прибыль налоги на доходы (прибыль) составляют в среднем 35%. Общее налоговое бремя тоже одинаково.