Файл: "анализ действующей в российской федерации системы налогооблажения банков".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей, экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции финансов: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это и составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения являются прежде всего теоретическими предположениями о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

2. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ

.1 Особенности налогового регулирования банковской деятельности

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности). Для этого необходимо общее снижение налогового бремени в целях предотвращения банкротства ряда банков и недопущения сильной монополизации банковского сектора экономики, а также предоставление действенных, а не декларативных налоговых льгот банкам.

Постановка любой задачи и разработка мер для ее достижения требует определения следующих положений: объект воздействия; границы воздействия; формы воздействия; методы воздействия; направления воздействия; результат воздействия (эффективность и возможные последствия); период внедрения и действия.

Объектом воздействия могут быть как деятельность в целом, так и отдельные операции коммерческих банков, а также деятельность предприятий и организаций, связанная с банками.

Границы налогового воздействия на банковскую деятельность определяются максимальными и минимальными ставками и объемами предоставляемых льгот.

Особый подход к налогообложению деятельности коммерческих банков обусловлен спецификой их развития и функционирования, что определяет направления воздействия на их деятельность через налоги. Представляется необходимым подробнее остановиться на формах и методах налогообложения как фактора банковской деятельности, поскольку от выбора той или иной формы, того или иного метода в различных условиях зависит деятельность коммерческих банков. Можно выделить следующие формы:


а) законодательная (принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты);

б) налоговое администрирование:

– работа налоговых органов непосредственно с налогоплательщиками (разъяснение налогового законодательства, издание инструкций и т.п.);

– камеральная и выездная налоговая проверка деятельности коммерческих банков;

– анализ эффективности и целесообразности тех или иных налогов;

в) обязательные аудиторские проверки.

Поясним кратко вышесказанное. Российская экономика находится в постоянном развитии, появляются новые товары, работы, услуги, новые финансовые инструменты, изменяется законодательство, что требует своевременной корректировки законов о налогах в соответствии с происходящими в стране изменениями. Именно от оперативности и своевременности внесения изменений и дополнений в такие законы зависит полнота уплаты в бюджет налогов и максимальное снижение проблемных и спорных вопросов по причине отставания налогового законодательства от развития экономики страны и потребностей государства.

Под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов и сборов в максимальном объеме при минимальных издержках. Для этого кроме проведения налоговых проверок представляется необходимым анализ налоговых поступлений от коммерческих банков, решение спорных вопросов путем внесения соответствующих предложений в налоговое законодательство, а также оценка эффективности и целесообразности тех или иных налогов, взимаемых с коммерческих банков.

Скоординированная работа налоговых органов с налогоплательщиками и между собой, единая позиция территориальных подразделений Министерства по налогам и сборам по вопросам налогообложения, полное соответствие законодательству способствует повышению налоговой культуры налогоплательщиков, снижает их ошибки при расчетах, поскольку большинство их допускается не умышленно, а из-за неточности и запутанности законодательства и разъяснений налоговых органов.

Воздействие налогообложения на банковскую деятельность осуществляется посредством следующих методов:

– введение или отмена налогов (изменение системы налогообложения);

– изменение налоговых ставок;

– предоставление или отмена льгот;

– изменение налоговой базы.


2.2 Современные тенденции налогообложения кредитных организаций

Банки являются, как правило, достаточно устойчивыми и крупными налогоплательщиками, что обусловлено законодательно установленными требованиями к уровню капитализации и ликвидности кредитных организаций (таблица 2.1).

Это вызывает повышенный интерес налоговых органов относительно выполнения кредитными организациями налоговых обязательств. Отсутствие же определенности в применении общего порядка налогообложения в условиях значительной специфики банковского продукта, деятельности банков и ведения бухгалтерского учета является причиной судебных споров между налоговыми органами и банками-налогоплательщиками.

Таблица 2.1

Макроэкономические показатели деятельности банков России

Показатель

1.01.08

1.01.09

1.01.10

1.01.11

1.01.12

Активы (пассивы) банковского сектора, млрд. руб.

9696,2

13963,5

20125,1

28022,3

29430,0

в % к ВВП

44,8

51,9

60,5

67,6

75,3

Собственные средства (капитал) банковского сектора, млрд. руб.

1 241,8

1 692,7

2 671,5

3 811,1

4 620,6

в % к ВВП

5,7

6,3

8,0

9,2

11,8

в % к активам банковского сектора

12,8

12,1

13,3

13,6

15,7

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность, млрд. руб.

5 452,9

8 030,5

12287,1

16526,9

16115,5

в % к ВВП

25,2

29,8

36,9

39,9

41,3

в % к активам банковского сектора

56,2

57,5

61,1

59,0

54,8

Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд. руб.

1 400,1

1 745,4

2 250,6

2 365,2

4 309,4

в % к ВВП

6,5

6,5

6,8

5,7

11,0

в % к активам банковского сектора

14,4

12,5

11,2

8,4

14,6

Вклады физических лиц, млрд. руб.

2 761,2

3 809,7

5 159,2

5 907,0

7 485,0

в % к ВВП

12,8

14,2

15,5

14,3

19,2

в % к пассивам банковского сектора

28,5

27,3

25,6

21,1

25,4

в % к денежным доходам населения

20,0

22,0

24,2

23,1

26,4

Средства, привлеченные от организаций, млрд. руб.

3 138,9

4 790,3

7 053,1

8 774,6

9 557,2

в % к ВВП

14,5

17,8

21,2

21,2

24,5

в % к пассивам банковского сектора

32,4

34,3

35,0

31,3

32,5


В финансовых потоках находят отражение многозвенные операции, проводимые банками и их клиентами, в том числе на межрегиональном уровне. Широкое использование банковских продуктов для минимизации налоговых платежей, особенно в 90-х годах ХХ века, связано не только с несовершенством налогового законодательства, но и с отсутствием или несовершенством специальных методик налоговых проверок банковской деятельности. В таблице 2.2 представлены налоги, плательщиками которых являются банки.

Таблица 2.2

Налоги, уплачиваемые коммерческими банками

Налог

Уровень

федеральный

региональный

местный

Налог на добавленную стоимость

+

Налог на доходы физических лиц

+

Налог на прибыль организаций

+

Государственная пошлина

+

Налог на имущество организаций

+

Транспортный налог

+

Земельный налог

+

Банки, в силу специфики своего положения в финансовой архитектуре экономики страны, играют существенную роль в обеспечении полного и своевременного поступления налоговых платежей в бюджет. Длительное время установленные налоговым законодательством обязанности и предъявляемые со стороны налоговых органов требования носили фискальный характер, сопровождались административными мерами воздействия. Принятие первой части НК РФ и ее дальнейшее совершенствование оказали позитивное влияние на деятельность банков в части организации их взаимоотношений с налоговыми органами. Тем не менее, еще остались многочисленные методологические и организационно-процедурные вопросы, не получившие должного решения. Они возникают как со стороны налогоплательщиков (например, при ограничении операций по банковскому счету), так и налоговых органов (в частности, в силу ограничения доступа к информационной базе коммерческих банков).

Налоговое законодательство является нестабильным, в Налоговый кодекс РФ ежегодно вносится значительное число изменений, некоторые инструктивные письма, выходящие из стен министерств и ведомств, к сожалению, содержат разъяснения противоречивого характера. В этой связи в процессе работы у банков возникает множество вопросов по налогообложению тех или иных операций.

Таблица 2.3


Оценка налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам РФ в 2004 2012 гг.

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Уровень налоговой нагрузки во вновь созданной стоимости, %

54,48

39,55

33,50

32,00

33,69

35,87

33,84

29,88

36,49

Изменение тяжести налоговой нагрузки российской налоговой системы в период реформирования экономики (1992 - 2009 гг.) носили циклический характер и только в 2004 - 2005 году сделаны серьезные шаги по снижению налогового давления. Анализ уровня налоговых изъятий свидетельствует о том, что для стран с социально-ориентированной экономикой (Германия, Швеция, Дания и другие) характерен высокий уровень такого изъятия - от 42% до 54% в ВВП, компенсируемый широким спектром общественных благ, предоставляемых государствами своим гражданам.

коммерческий банковский налогообложение

2.3 Особенности налогообложения кредитных организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ. Это в полной мере относится и к операциям с ценными бумагами.

Особенности определения налоговой базы по ценным бумагам по операциям реализации (выбытия) ценных бумаг предусмотрены ст. ст. 250, 251, 265, 270 - 273, 277, 280, 281, 286, 287, 328, 329 НК РФ.

С 15.07.2005 вступил в силу Федеральный закон № 58-ФЗ, вносящий изменения в гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», который во многом изменил порядок налогообложения прибыли, в частности кредитных организаций. Основные изменения, коснувшиеся банков, сводятся к следующему:

 исключение правила «30». Перенос убытков на будущее в 2006 г. - не более 50%. А с 2007 г. - 100%;

 изменение определения расходов, учитываемых для налогообложения в части признания расходов, осуществленных за границей;

 введение механизма амортизации капитальных вложений в арендованное имущество, а также введение 10%-ной скидки по введенным капитальным вложениям;

 изменение механизма учета выплачиваемых банком процентов в налоговой базе, в частности существенные изменения в правилах «тонкой капитализации»;