Файл: «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и внешних рынках».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсового исследования, заключается в том, что в качестве одной из мощных сил, способных оказать влияние на действующие компании, на современном этапе развития мировой экономики, выступает глобализация конкуренции.

Современная конкуренция, являясь неотъемлемым атрибутом мирового рынка, а также формой рыночных процессов, может быть охарактеризована, ранее невиданной масштабностью, динамикой, а также остротой.

Масштабность конкуренции, является обусловленной, активным ростом количества участников, действующих во внешнеторговых операциях. А научно-технический процесс, придает особый динамизм конкуренции.

В результате действия конкуренции, произошло падение стоимости не только транспорта, но и связи, а также увеличение информационных и технологических потоков, через границы государств. Результатом данных изменений, стал значительный рост как международной торговли, так и инвестиций.

Неудивительным является то, что в процессе дальнейшей глобализации конкуренции, как исследования, так и корпоративная практика (в области международной стратегии), для множества компаний, приобретают все большее значение. Специалисты по выработке международных стратегий, все большее внимание, уделяют способности многонациональной компании, по созданию конкурентных преимуществ, за счет своей активности, на мировом рынке.

Компании, находящиеся на рынке, стремятся распространить свою деятельность, на международные рынки. Это происходит, по любой из трех главных причин: для того, чтобы завоевать новые рынки, из-за существующей конкурентной потребности, по снижению затрат, или из-за желания получить доступ, к природным ресурсам, имеющимся у других стран. Вне зависимости от того, какая из причин, будет двигать компанией, международная стратегия, будет должна соответствовать ситуации. Значительное внимание, должно быть уделено, отличиям в потребностях покупателей, а также их традициях, на национальных рынках, различным каналам по распределению, долгосрочному потенциалу, а также движущим силам, и конкурентному давлению.

Целью курсовой работы, является изучение и проведение анализа международных конкурентных стратегий, их типов, а также формы проявления.

Объектом исследования курсовой работы, являются особенности проявления международной конкуренции, в современных условиях.

Предметом исследования курсовой работы, выступают международные конкурентные стратегии, в качестве средства эффективности конкурентной борьбы.


Для того, чтобы достигнуть поставленную цель, необходимо решить, следующие задачи:

- изучить научные- теоретические основы, конкурентной борьбы на мировом рынке;

- провести анализ существующих международных конкурентных стратегий;

- изучить факторы и индикаторы международной конкуренции

- рассмотреть международные конкурентные стратегии: понятие, формы международной конкуренции

- изучить типы международных стратегий

Теоретической основой для курсовой работы, выступают разработки ведущих ученых, в области международных экономических отношений, а также экономистов-теоретиков.

Методологическую основу, составляет диалектический метод познания, который предопределяет изучение экономических явлений, в их постоянном развитии, а также взаимной связи. В работе, используются общенаучные методы сравнительного анализа, а также методы индукции, и дедукции.

Практическая значимость работы, заключена в возможности ее использования, для того, чтобы исследовать в дальнейшем, проблемы разработки международных конкурентных стратегий на мировых рынках, в условиях современности.

Структурно, курсовая работа, состоит из: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

Глава 1. Научно теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке

1.1. Конкуренция и конкурентоспособность.

Со времени постепенной либерализации внешних экономических связей, а также перенаправления на рыночную систему хозяйствования, в России стал проявляться активный интерес, к тому вопросу, который охватывает собой такие понятия как: конкуренция и конкурентоспособность.

Конкуренция, от латинского- concurrere, означает- «сталкиваться», «соперничать». Иначе говоря, это борьба, своеобразное соперничество, в определенной из областей жизнедеятельности, для получения определенной выгоды [1, с.344].

Конкуренция, является органически присущим для любого субъекта экономики свойства, хозяйствующего при условиях рыночной (или смешанной экономики)


Конкуренция, в качестве экономического понятия, может расшифровываться как - соперничество субъектов рыночных отношений, за лучшие условия, а также результаты коммерческой деятельности [4, с.608].

Такое понятие как «конкуренция», является весьма тесно связана, с таким понятием как «борьба». Своеобразная борьба, может наблюдаться между абсолютно любыми, экономическими субъектами. К примеру, происходящая борьба между производителями, за внимание потребителей, экономическая борьба между различными государствами, за деятельность по максимизации выгод, получаемых от внешней торговли. При рыночных условиях экономики, в подобной борьбе, выигрыш безусловно выступает как цель любого из хозяйствующих субъектов (компании, отрасли, государства).

С одной стороны, в качестве результата конкуренции, выступает обострение не только производственных, но также и рыночных отношений. А со второй стороны, результатом конкуренции, является повышение эффективности хозяйственной деятельности, а также увеличение разработок относящихся к научно-техническому прогрессу. [5, с.146]

Неоспоримо, что такие аспекты конкуренции как: сущность, формы, а также мeтоды, в ходе развития экономики, способны претерпеть различные изменения. Таким образом, на определенных отрезках времени истории, преобладала свободная конкуренция. Периодически, исторические «весы», склонялись в сторону монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция, постепенно вытесняла ценовую конкуренцию. Другими словами, большее значение, постепенно переходило к качеству, уровню предоставляемых услуг, и т.п. В качестве мощного фактора, начали выступать инновации, научно-технический прогресс, и т.д. [2, с.571]

Конкуренция, выступает как необходимым, значимый, органичный элемент рыночного механизма. Хотя стоит отметить, что в различных рынках, а также в различных рыночных ситуациях, выделение этого феномена, скорее будет различаться по форме, чем по своему содержанию.

Что же относится к самому понятию "конкуренция", то данное понятие, можно определить, в качестве экономического процесса по взаимному действию, взаимной связи, взаимозависимости, а также определенной борьбы, между субъектами, которые выступают на рынке, преследую цель по обеспечению наилучших возможностей, для того, чтобы сбыть свою продукцию, удовлетворить разнообразные потребности потребителей, и тем самым, получить как можно большую прибыль. [6, с.574]

Под термином "продукция" довольно часто, понимают те товары, которые являются материально осязаемыми. В тоже время, стоит не упускать из виду то, что в данной интерпретации, необходимо понимать также услуги, на рынке которых, за последние годы, весьма резко обострилась конкуренция между экономическими субъектами. На сегодняшний день, в мире можно насчитать десятки тысяч компаний, которые поставляют свои услуги, в какой либо области деятельности. Абсолютно любой крупный грузоотправитель, а также международный экспедитор, способны быстро назвать десятки компаний, остро конкурирующих между собой за клиента, на мировом транспортном рынке. [8, с.543]


Возникает вопрос, как в эту сферу, не включить прямые, а также портфельные инвестиции, у которых на своем рынке, также присутствует конкуренция, и ведется своя борьба за клиента. Общеизвестным является то, что для одних стран, инвестиции, могут идти как мощнейший поток, а вот уже в другие страны, они могут идти весьма небольшим количеством. Достаточно острая конкуренция, наблюдается также в области по продвижению научных исследований, а также различных идей, и что немаловажно- интеллектуальной собственности. Такой аспект, не может вызывать сомнений в странах, в которых существует объемный рынок, концентрирующий в себе научные идеи. [7, с.752]

Понятие «конкуренция», весьма тесно связана, с таким понятием как «конкурентоспособность». В процессе конкуренции, равно как и в любом из противоборств, на любом из уровней, могут быть обнаружены, как свои лидеры, так и свои аутсайдеры. Понятие "конкурентоспособность" в данном смысле, указывает на потенциал экономического субъекта, который создает предпосылки, необходимые для того, чтобы выиграть в данной конкурентной борьбе. [5, с.186]

Если говорить непосредственно о фирме, то её конкурентоспособность, будет определятся, её возможностью по безубыточной реализации своего товара на рынке, и тем самым, получением на данном рынке, существенной доли прибыли.

Конкурентоспособность на макроэкономическом уровне, способна отражать благоприятные позиции национальной экономики, не только в системе международных отношений, на также в сфере внешней торговли, внешних экономических связей, а также хозяйствующих субъектов, складывающихся в процессе конкурентоспособной деятельности. [10, с.320]

Конкурентоспособность национальной экономики, выступает в качестве наиболее общего показателя, эффективности функционирования национального хозяйства. Ведь как раз повышение национальной конкурентоспособности, выступает как современная парадигма экономической политики, большого количества развитых стран в мире.

На сегодняшний день, к ряду конкурентоспособных стран, могут быть отнесены те, которые не только способны удовлетворить вышеупомянутые критерии, но также, содержат в себе возможности, по постоянному наращиванию темпов экономического роста. [11, с.356]

В научной литературе, на данный момент, нет сложившегося общепризнанного определения понятия «конкурентоспособность национальной экономики». Природа данного термина, является многогранной и многоаспектной. Но стоит отметить, что для простоты понимания, можно использовать, следующее понятие: конкурентоспособность национальной экономики - является концентрированным выражением экономического, научно-технического, производственного, управленческого, а также иного потенциала, которым обладает определенная страна, и реализует его в различных товарах, услугах, которые успешно противостоят конкурирующим иностранным товарам, как на внутреннем, так и на внешнем рынке [14, с.864].


1.2. Теория международной конкуренции Портера

Ценность данного исследования заключается в том, что оно, способно ответить на большое количество вопросов, возникших у ученых экономистов, на рубеже 1980-х годов. А именно, что оказывает влияние на международную торговлю, каким образом взаимодействуют государства с национальными компаниями, во время выхода на мировые рынки, и почему на рынках мира, закрепились фирмы одних стран, и также закрепится не получается у фирм из других стран, и т.п. [15, с.376]

Теория международной конкуренции, по праву может быть отождествлена, с именем Портера. Но, в её выстраивании по утверждению самого автора, принимали участие более 50 ученых экономистов, из 10 стран, являющиеся ведущими специалистами. Они смогли провести анализ проблем конкуренции, на уровне больше чем ста разных отраслей, а также подотраслей экономики. Результатом этих совместных действий, стало создание в действительности успешного научного продукта, весьма сложно подвергаемого, какой-либо серьезной научной критике. Возможно, как раз данным обстоятельством, и может быть объяснено, весьма широкое распространение идей Портера, а также ссылки на эти идеи, во множестве научных публикаций и учебников. Перейдем к рассмотрению основных положений указанной теории. [20, с.656]

В качестве одного из основных положений исследования Портера, касающегося проблем по развитию международной торговли, является следующее: на международном рынке, конкурируют не страны, а сами фирмы. [16, с.356] Необходимым является понимание того, каким образом, фирма способна создать и удержать конкурентное преимущество, для того, чтобы суметь уяснить роль страны, в данном процессе.

На современном этапе развития международных отношений, конкурентные возможности фирм, являются не ограниченными границами страны их нахождения. Сердцем данной теории, является исследование конкурентных преимуществ фирм, действующей в глобальных масштабах. Для того, чтобы понять природу конкуренции, необходимым является исследование той отрасли, в рамках которой, оперирует сама фирма. Это связано с тем, что в ней, сосредоточены именно те конкуренты, которые выпускают аналогичную продукцию. В Таком же виде, могут быть рассмотрены, продукция (товары, услуги), с похожими источниками конкурентного преимущества, а также родственные отрасли, которые имеют тех же потребителей, или похожие каналы по сбыту. К примеру, полиэтилен высокого давления (ПВД), может быть использован для производства факсимильных аппаратов, различных деталей для карьерной тяжелой техники, самолетов и т.д. В тоже время, для того, чтобы произвести ПВД, необходимым является наличие оборудования, необходимого для литья пластмассы, под высоким давлением. [14, с.864]