ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 1591

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



К аковы основные и дополнительные цели объединения в группы? Это достижение общей цели или сопротивление общей угрозе (объединяться за или против); получение ощущения принадлежности (собственной нужности и полезности) и безопасности. Собственная личность (identity) создается через различные общественные связи (говорю вам это, как коммунист; я верный ленинец; как работник этой фирмы, я...; или даже: я пофигист). Одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (отсюда жаргоны, арго, профессиональные языки, локальный юмор и литература и т.п., вплоть до телесного гексиса: узнаю я выправку солдатскую).

Тремя основными факторами грамматики внутригрупповой коммуникации являются роли, нормы и лидерство.



Роли подобны грамматическим функциям, это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций); сценарий поведения (написанный родителями, учителями, друзьями, товарищами по партии и т.п.). Бывают и случаи сопротивления навязываемой роли (сопротивление разумного избирателя лубочной политрекламе, подростковый бунт и т.п.). Но и в случае сопротивления, и в случае жертвования частью собственной свободы ради интересов группы (например, тишина в зале во время концерта, пресловутая верность делу фирмы японских рабочих и служащих) мы видим проявление взаимодействия коммуникативной личности и среды, давления среды (в данном случае микросреды группы). Роли проявляются в процессе коммуникации, в дискурсе как речедействии, ведь и сам термин роль заимствован из сферы драмы и означает отрезок текста.

Индивид исполняет в жизни массу разнообразных ролей. На схеме из книги Димблби и Бертона показаны возможные общественные роли коммуниканта-мужчины, исполняемые им в том или ином месте, в то или иное время (семейные, социальные, производственные). Можно выделить и следующие виды ролей:

  • возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, здесь наблюдается культурно-историческая варьируемость границы между возрастами);

  • половые (они ярко проявляются по контрасту при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина: плачущий большевик, плачущий премьер; сравните объятия и поцелуи у мужчин и женщин, но в то же время традиционный троекратный поцелуй у коммунистических лидеров). С преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку, даже с борьбой против социокультурного разделения по полу, связаны такие общественные движения, как сексизм, феминизм, Рolitical Сorrectness PC.

  • классовые роли. Общепризнано, что существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса, что выражается даже в вербальных предпочтениях: откушать (к-то блюда) есть (мясо, рыбу) жрать, хавать, лузгать (семечки).


Многогранность, многоголосие человеческой личности, исполняющей разнообразные роли в среде при сохранении основного стержня identity напоминает лексические значения и полисемию слов. Человек выступает как многозначное слово. Внутри группы он может исполнять функциональные роли (лидер, организатор, исполнитель, примиритель, шутник, юморист) и дисфункциональные роли (шут, пересмешник, стукач, надсмотрщик, обвинитель, интриган, сплетник). А это ближе к грамматике и ее нарушениям.



Нормы или правила грамматики внутригруппового общения включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. Сравните разные модели разговора: одновременный разговор за банкетным столом в дружеской компании и поочередный за семейным обедом. По мнению американского психолога Б.Такмана (B.W.Tuckman), коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:

  • стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),

  • стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),

  • стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов),

  • стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).

Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или личностью и совокупной личность, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член. Основа формирования группы взаимная уступка, здесь формируется консенсуальная сфера интересов и поступков (по Матуране).

Лидерство, по мнению ряда авторов, бывает четырех типов:

      • автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, диктатура, монархия, ряд партий),

      • laissez-faire (от французского выражения, дословно значащего позволяйте делать, ср. выражение: анархия мать порядка, иногда этот тип отношений народа и власти в обществе в целом называют охлократией, властью толпы),

      • демократия (в рамках этого подтипа наблюдаются различные степени народного участия в собственной судьбе),

      • коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; иногда этот подтип критикуют за медленное принятие решений, не зря слово парламент в исходном французском языке значило болтовня).



В любом обществе присутствуют и используются все виды, один из них обычно институционализируется (например, через конституцию в обществе в целом устанавливается подчинение власти царя или президента; через негласные законы мафии или семьи власть крестного отца или матери).

Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы). Конститутивная коммуникация зачастую формальна: товарищ генерал, подобострастный взгляд, отдать честь. Основные функция такой коммуникации фатическая и объединительная. Семиотический идеализм иногда принимает условности определенного периода в дискурсе за чистую монету: тещу мамой называл, предвыборные обещания депутатов, наказы избирателей и т.п.


Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, в основном, межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.

В первую очередь, правила коммуникативного поведения в группе включают

  • взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы;

  • кроме того, принято публично оценивать достижения других (Молодец! Хорошая идея!);

  • нужно уметь вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

  • уметь выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями (Давайте сделаем так, я, например, могу испечь торт);

  • уметь предложить нужную информацию и идеи группе (А почему бы нам не...; обратное действие здесь деструктивно: вопросы не по теме);



уметь оценить предложенные идеи и информацию (так, чтобы не обидеть: Не вижу ничего плохого в том, чтобы... Замечательно, а не получится ли так, что...);

  • следует призывать других высказать свое мнение и дать необходимую информацию (ты у нас специалист по австралийским рок-группам, что ты думаешь о...; это особенно важно для пары лидер молчальник);

  • нужно уметь интегрировать различные идеи и информацию (такова институционализированная роль у преподавателя, ведущего семинар; руководителя предприятия на пятиминутке и т.п.);

  • уметь предложить план совместных действий (А почему бы нам не...).

Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры. Это в значительной степени характерно для работников российских предприятий и организаций, в основном, старшего поколения. Определяя имидж руководителя нужно руководствоваться фактором адресата, а не исходить только лишь из личностных качеств самого руководителя или идеальных представлений о том, как надо или как лучше. Руководить людьми надо так, как они хотят быть руководимыми.

2. Организация: структура, отношения, коммуникационные потоки

 

 

We are born in organizations, educated by organizations and most of us spend much of our lives working for organizations. We spend much of our leisure time paying, playing and praying in organizations.

Amitai Etzioni Как пишет автор книги Modern Organizations (1964) А.Этциони, мы рождаемся, воспитываемся, живем, работаем, развлекаемся и молимся в организациях. Действительно, человек как групповое животное вступает во взаимодействие и коммуникацию в различных институциализированных социальных группах организациях (малое предприятие, школа, офис, банк, церковь, завод, магазин и т.п.). От рождения и до смерти мы не одни.

Организация создается именно для организации работы некоторой группы людей, направленной на выполнение определенного комплекса общественно значимых задач. Значительную часть процесса организации совместной работы людей занимает коммуникация во время планирования и во время собственно исполнения задачи. Не следует забывать и о коммуникации после выполнения (обсуждение результатов), и о коммуникации, направленной на поддержание добрых взаимоотношений между членами организации (социальные задачи).


В целом, коммуникационные процессы, в которых участвуют организации могут быть разделены на две крупные сферы: коммуникация внутри организаций и внешняя коммуникация (совет директоров рядовые сотрудники; директор школы учителя; совет вуза преподаватели / фирма налоговая инспекция; фирма группа потребителей или клиентов;фирма поставщики расходных материалов; фирма местная администрация). Обе эти сферы входят в компетенцию службы PR.

Что представляет собою организация? Вот ее основные признаки

  • она образуется в определенное время по чьему-либо установлению или договоренности между людьми (дата принятия устава; общее собрание членов кооператива);

  • в ней вырабатываются формально структурированные взаимоотношения между людьми (генеральный директор коммерческий директор директор по рекламе и маркетингу главный бухгалтер начальник исследовательского отдела и т.п. сотрудник, дилер, менеджер);

  • организация имеет установленные цели и задачи (устав предприятия; производство товаров, скрытые: получение прибыли; доход акционеров, скрытые: доход руководителей; обучение и т.п.);

  • разделение труда между членами и группами членов (производство руководство продажа инновация);

  • деятельность членов организации координируется в рамках общих усилий (плановый отдел; отдел ПР);

  • в организации производится управление материальными и людскими ресурсами (завхоз, отдел кадров, переподготовка кадров, отдел внутриорганизационного ПР);

  • коммуникация в организации направлена на достижение наибольшей эффективности этой организации в рамках выполнения поставленных задач.



Как формальная, так и неформальная коммуникация осуществляются по правилам грамматики внутригруппового общения. Отдельные индивиды также могут выполнять как функциональные, так и дисфункциональные роли, причем в организации часто наблюдаются два параллельных ряда ролей: формальный и неформальный (лидер, например).

По отношению к коммуникации исследователями из Стэнфордского университета (Stanford University) выделяются следующие роли сотрудников организации:

сторож контролирует потоки сообщений (например, в вузе: секретарь ректора),

 ‘связной находится на пересечении коммуникационных потоков между группами (учебное управление, деканат, советы, в неформальной сфере: слухи и их распространители, так называемая система ОБС и т.п.),

 ‘лидер мнений доступный для общения авторитет, (в массовой коммуникации лидеры общественного мнения),

 ‘космополит имеет частые контакты с внешней средой, является источником новой внешней информации, ездит в командировки, посещает выставки и т.п.

Другая классификация ролей (по книге Belbin R.M. Management Teams):, взаимодополнительные функции в решении совместных задач в команде


  • председатель (координация и сотрудничество),

  • работник команды (прежде думай о родине, а потом о себе; двадцать минут на Великую Японию, двадцать минут на Великую Компанию Sony, двадцать минут на себя; преданность компании и поддержка других),

  • shaper (доминантный, занят конкретным делом),

  • работник компании (хорош в деле практической организации),

  • наблюдатель/оценщик (критически анализирует идеи и задачи),

  • исследователь (исследования, сотрудничество),

  • plant (производитель идей, но необязательно хорошо контактирует с другими),

  • завершитель (детали, сроки).



Многое зависит от руководителя организации, поэтому его функциям посвящены ряд социологических и психологических исследований. Как сказано в предыдущем параграфе, обычно выделяют следующие стили руководства: авторитарный, демократический, мягкий (laissez-faire). На схемах графически изображены отношения руководства и сотрудников при той или иной разновидности коммуникативного стиля:

авторитарный стиль

    

жесткое управление

обвинительный уклон

избегание дискуссий

инструкции без объяснений

неприятие предложений




 

 поощрение дискуссий

 

 консультации с коллегами

демократический стиль

 вовлечение в принятие решений

 

 желание обсуждать проблемы

 

 

 принятие совета специалистов

 

 

 обучение подчиненных





нет оценки работы

нет обратной связи

пусть сами справляются

 

  

 

авось пронесет

laissez-faire

нет помощи

 

  

 

нет вмешательства

нет обсуждения

нет обучения сотрудников

 

Роли и способы (стили) общения связаны и с позицией сотрудников в коммуникационной сети (схемы типа: цепь, пирамида, круг, вилка, звезда, открытая коммуникация). Первые из них ближе линейному, авторитарному стилю, последние диалогическому, демократическому стилю.

С труктура организации предопределяет и направления коммуникационных потоков в ней, то есть, движения сообщений по различным каналам, между различными подразделениями и работниками этой организации:

вертикальные коммуникационные потоки идут от администрации к рядовым членам (приказ, постановка задач, убеждение, поддержка, контроль, кризисная коммуникация) и от рядовых членов к администрации (отчет, запрос, служебная записка, профсоюз, собрание трудового коллектива);

 горизонтальные коммуникационные потоки между равными по рангу членами организации (производственная коммуникация, обмен мнениями, собрание, перекур, беседа в баре после работы);