ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 1588
Скачиваний: 5
Социальная значимость массовой коммуникации заключается в соответствии определенным социальным запросам и ожиданиям (мотивированность, ожидание оценки, формирование общественного мнения), воздействие (обучение, убеждение, внушение и т.п.). В каком-то смысле, лучше воспринимается то сообщение, которого ждут (пример: предвыборная коммуникация В.В.Путина содержала нередко взаимно противоречивые сообщения для различных целевых групп).
Взаимоотношение источника и получателя в массовой коммуникации также приобретает качественно новый характер. В качестве отправителя сообщения выступает, как уже было сказано, общественный институт либо мифологизированный индивид. Получателем являются целевые группы (target groups), объединяемые по некоторым социально значимым признакам. Задача массовой коммуникации – поддержание связи внутри групп и между ними в обществе. Фактически, такие группы могут создаваться в результате воздействия массовых сообщений (электорат новой партии, потребители нового товара, клиенты новой фирмы).
Не следует считать, что целевые группы и общество в целом являются пассивными ‘кроликами’ в массовом коммуникационном процессе. Их воздействие на процесс проявляется, во-первых, в учете ‘фактора адресата’ составителями сообщения, а во-вторых, в реальном отзвуке сообщения, последствиях в виде определенных общественных действий, а с учетом развития современных средств связи – и в возможности интерактивности (обратная связь).
культурный контекст
события |
в ы б о р |
знания |
с о з д а н и е |
явный уровень |
и н т е р п р е т а ц и я |
знания |
|
общественное мнение |
информация |
отправители |
массовые сообщения |
аудитории |
|
последствия |
|||
темы |
ценности |
скрытый уровень |
ценности |
|
действия, отношение |
социальная реальность
В приведенной модели массовой коммуникации направление стрелок может быть изменено и на обратное. Обратная связь в массовых процессах осуществляется как явными средствами (выступления рядовых членов организации на митингах и собраниях, письма в редакции, интерактивный теле- или радиоэфир), так и неявно (исследование общественного мнения через опросы – opinion polls, анализ слухов и анекдотов, прослушивание разговоров и просмотр частной электронной переписки).
Т ехнические средства в массовой коммуникации включают средства массовой информации (СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет), средства массового воздействия (СМВ: театр, кино, цирк, зрелища, литература) и собственно технические средства (почта, телефон, телефакс, модем). Массовой коммуникации, особенно в современную эпоху, свойственна многоканальность: используются визуальный, аудитивный, аудитивно-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п. Появилась техническая возможность двунаправленной коммуникации, как открытой (интерактивность), так и скрытой (реакция слушателя или зрителя, поведение), взаимного приспособление отправителя и получателей. Поскольку и выбор каналов, и приспособление осуществляются под влиянием общества и групп получателей, иногда говорят: СМИ – это мы сами.
Особенность массовой коммуникации, как указывает У.Эко, в том, что есть общего в разных способах коммуникации (газета, кино, телевидение или комикс). Как и М.Мак-Люэн (The medium is the message), итальянский исследователь отмечает, что индустриализация средств коммуникации изменяет не только условия приема и отправки, но и сам смысл сообщения, то есть, тот блок значений, который задумал передать автор, независимо от способов распространения. Массовая коммуникация, согласно У.Эко, появляется в то время, когда имеется
-
общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами;
-
каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, но неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;
-
группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.
Фактически, массовая коммуникация – это условный термин: ‘все’ не общаются, на деле происходит общение между социальными группами, укрепляющее или расшатывающее существующую общественную структуру. Видимо, именно эта функция (объединения, социоцентрическая) и должна признаваться главной в массовой коммуникации. В то же время, по традиции, иерархию функции массовой коммуникации начинают с информационной. Так, Г.Лассвелл выделяет информационную (обозрение окружающего мира), регулирующую (воздействие на общество и познание его через обратную связь) и культурологическую функции (сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению). Ряд исследователей добавляют развлекательную функцию. В.П.Конецкая выделяет три группы теорий, ориентированных на преобладание той или иной ведущей функции массовой коммуникации: функция политического контроля; функция опосредованного духовного контроля; культурологическая функция.
Г лобализация массовой коммуникации, предсказанная М.Мак-Люэном, в конце XX века выразилась в развитии всемирной компьютерной сети Интернет. Наличие возможности почти мгновенной связи с одновременным использованием визуального и аудиального канала, текстового и невербального сообщения качественно изменило общение. Появилось понятие виртуальной коммуникации. В каком-то смысле, сама сеть не является средством массовой информации, ее можно использовать и для межличностной, и для групповой коммуникации. В то же время, те возможности, которые она открывает именно для массовой коммуникации, свидетельствуют о начале новой эпохи в развитии коммуникативных систем.
Можно сказать, что коммуникация в природе и обществе прошла следующие стадии: тактильно-кинесическая у высших приматов, устно-вербальная у первобытных народов, письменно-вербальная на заре цивилизации, печатно-вербальная после изобретения книги и многоканальная, начинающаяся в современный момент.
Литература:
-
Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. Глава 3. Организация. СПб.: Изд-во Буковского, 1995 (1997). С.20 сл.
-
Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Глава 3. Глава 5. Глава 6. М.: Центр, 1998. С. 296 сл.
-
Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. Глава X, XI, XII.
-
Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Ось-89, 1998.
-
Лапинская И.П. Русский язык для менеджеров. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994.
-
Язык и массовая коммуникация. М., 1984.
-
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998. С. 407-409.
-
Bourdieu P. Language and Symbolic Power. Cambridge: Polity Press, 1991.
-
Bovée C.L., Thill J.V. Business Communication Today. N.Y., 1989.
-
Dimbleby R., Burton G. More Than Words: An Introduction to Communication. N.Y., 1998. Pp. 95-152.
Приложение.
Схема первичного анализа коммуникативного акта
(события коммуникации)
Who |
says what |
to whom |
in which channel |
with what effect? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
(Harold Dwight Lasswell, 1902-1978)
1. Кто является отправителем/источником сообщения (индивид или организация)?
2. Что является содержанием сообщения (письменного или печатного текста, устной речи, мимики, жестов и пантомимики, позы и пространственного расположения, изображения, фильма, ролика, видеоряда, логотипа, символики и т.п.) и в какой форме или разновидности осуществляется коммуникация?
3. Кому направлено сообщение, кто является адресатом (индивид, организация, ‘народ’ и т.п.) и каков тип коммуникации (интраперсональная, межличностная, групповая, внутриорганизационная, массовая, межкультурная)?
4. По какому каналу передается и принимается сообщение (визуальный, слуховой, кинестетический, тактильный) ?
5. Каковы цели и функции коммуникации в данном случае (выражение, обращение, сообщение, поэтическая, фатическая, метакоммуникационная)? Чьи и какие потребности она обслуживает?
Таблица анализа коммуникативного акта
источник |
сообщение и форма |
адресат и тип |
канал |
цели и функции |
кто? |
кто сообщает? |
кому? |
каким способом? |
зачем? |
|
|
|
|
|
Схема типологического анализа коммуникативного акта
(события коммуникации)
Проведите типологический анализ коммуникативного акта (события).
Таблица анализа коммуникативного акта
источник |
код |
форма сообщения |
каналы |
средства коммуни-кации |
виды коммуни-кации |
адресат |
индивид, коллегиальный, кооперативный, коллегиально-кооперативный, коллективный отправитель |
вербальный язык (какой) невербальный код (какой) |
письменная, устная, визуальная, смешанная |
слуховой, визуальный, тактильный, вкусовой, несколько каналов |
естественные (голос, части тела); технологические (печать, шрифты, картинки, фильм, фото, графика и т.п.) |
основные (интраперсональная, межличностная, групповая, массовая); подвиды (межкультурная, организационная) |
индивид, коллегиальный, кооперативный, коллегиально-кооперативный, коллективный адресат |
Какие средства преобладают в данном сообщении (событии) и почему? Каким образом это связано с его типологическими характеристиками?
Схема функционального анализа коммуникативного акта
(события коммуникации)
1. Проведите функциональный анализ коммуникативного акта/события, укажите средства исполнения той или иной функции.
функция |
средства |
|
|
эмотивная функция |
Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации: модальные слова и обороты мнения и т.п. |
|
конативная функция |
Внимание сосредоточено на адресате: обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение, указатели и т.п. |
|
референтивная функция |
Внимание сосредоточено на ситуативном контексте коммуникации: объекте, теме, содержании дискурса. |
|
поэтическая функция |
Внимание сосредоточено на самом сообщении и ради сообщения: тропы и фигуры речи, украшения и т.п. |
|
фатическая функция |
Использование коммуникативной системы для установления контакта, поддержания и окончания общения. |
|
метакоммуникативная функция |
Сосредоточение внимания на самом коде: установление и описание параметров коммуникации и интерпретации. |
Заполните таблицу для того коммуникативного события, которое Вы наблюдали (презентация фирмы, инаугурация президента, визит иностранной делегации, продажа нового продукта, рекламное объявление, встреча директора школы с родителями будущих школьников, рекламная кампания и т.п.)
2. Какие функции являются доминирующими в данном коммуникативном акте/событии (функциональный фокус коммуникативного акта/события)?
Схема семиотического анализа элементов коммуникативного акта
(события коммуникации)
Проведите семиотический анализ коммуникативного события (отдельных знаков в нем).
1. Выделите два семиотических плана знака (план выражения и план содержания).
2. Начертите семиотический треугольник для каждого анализируемого знака, определите его денотат, референт, десигнат концепт.
|
знак |
|
|
|
|
вещь |
|
понятие |
3. В каких синтаксических и семантических отношениях находится данный знак с другими в данном коммуникативном акте (событии коммуникации)?
4. Какие дополнительные значения (коннотации) получает данный знак? Как использование знака зависит от коммуникативной Среды? Проанализируйте преимущественное использование вербальных и невербальных знаков в различных коммуникативных средах (торговой, производственной, политической, образовательной, туристической, транспортной, городской и т.п.).
Схема прагматического анализа коммуникативного акта
(события коммуникации)
1. Проведите прагматический анализ коммуникативного акта/события, укажите средства исполнения той или иной прагматической функции:
прагматическая функция |
средство (на примере глаголов) |
цель/перлокутивный эффект |
ассертив |
утверждать, отрицать, отвечать, возражать и т.п. |
|
директив |
попросить, приказать, скомандовать, умолять, разрешить, пригласить, посоветовать |
|
комиссив |
обещать; давать зарок, обет, клятву, слово; ручаться, принять план действий |
|
экспрессив |
благодарить, поздравлять, извиняться, соболезновать |
|
декларация |
давать имя, крестить, объявлять мужем и женой, издавать указ, подавать в отставку |
|
2. Что вы можете сказать о наличии косвенных коммуникативных актов в данном сообщении (коммуникативном событий)? Через какие типы коммуникативных актов они выражаются?
3. Каков прагматический фокус сообщения (текста, события), его основная прагматическая функция?
Схема личностного анализа коммуникативного акта
(события коммуникации)
Проведите личностный анализ коммуникативного события.
|
тип коммуниканта |
индивидуальный тип |
вербальные средства |
невербальные средства |
стратегия и тактика |
отправитель |
|
|
|
|
|
получатель |
|
|
|
|
|
1. Каковы типологические характеристики коммуникантов?
Отправитель (индивидуальный, коллегиальный, кооперативный, коллегиально-кооперативный, коллективный речедеятель)
Получатель (индивидуальный, коллегиальный, кооперативный, коллегиально-кооперативный, коллективный речедеятель)
2. Каковы личностные коммуникативные характеристики участников общения?
Тип коммуникативной личности (доминантный, мобильный, ригидный, интровертный коммуникант).
Трансактный анализ по Э.Берну (состояния Я /ego-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок).
3. Какие средства подтверждают характеристики коммуникантов?
Вербальные (лексика, грамматика, интонация, фонетика, скорость речи, ритм и т.п.)
Невербальные (язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения, жесты, мимика, положение тела, проксемика, тактильная коммуникация).
Общекоммуникативные (стратегия, тактика, коммуникативная компетентность, этикет).