Файл: Педагогика (часть 1).doc (для 1 курса).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 2387

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Украины

ЛУГАНСКИЙ НАЦиОНАЛЬНыЙ УНиВЕРСИТЕТ

имени ТАРАСА ШЕВЧЕНКо







Кафедра педагогики



ПЕДАГОГиКа


планы практических занятий и задания

для самостоятельной работы

студентов факультета иностранных языков


















2011-2012 уч. год




Дорогие первокурсники!


Вы начинаете систематическое изучение педагогических дисцип­лин, составляющих основу вашей профессиональной компетентнос­ти. Педагогическая подготовка фундамент вашей профессиональ­ной деятельности, так как именно педагогические знания позволяют учителю организовать процессы обучения и воспитания, ориентиро­ванные на потребности и возможности конкретных учащихся.

Учебный курс «Общая педагогика» – дисциплина теоретическая; эта на­правленность данного учебного предмета делает особенно значимы­ми межпредметные связи педагогики прежде всего с философией и психологией.

Цель изучения курса «Общая педагогика» формирование педа­гогической направленности мышления. Иными словами, овладевая базовым элементом педагогического знания, вы должны научиться:

  • выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явле­ния и процессы в реальной жизни;

  • самостоятельно пополнять педагогические знания;

  • формировать первичные навыки исследовательской работы
    и профессиональной рефлексии (самооценки).

Достигнуть данную цель можно, если вы решите следующие задачи:

  • усвоите важнейшие понятия, рассматриваемые многими дисциплинами, в том числе и педагогикой: воспитание, образова­ние, обучение, личность, развитие и др.;

  • ознакомитесь с наиболее значительными современными педаго­гическими идеями и теориями;

  • научитесь теоретически обоснованно описывать и объяснять
    реальные педагогические ситуаций, вычленяя в них педагоги­ческие задачи;

  • овладеете алгоритмом решения педагогических задач;

  • приобретете навыки самостоятельной работы с педагогической литературой;

  • ознакомитесь с важнейшими нормативными документами о шко­ле и образовании;

  • приобретете первоначальные навыки профессиональной ре­флексии (самооценки).

Курс «Общая педагогика» состоит из трех основных разделов.

  • Общие основы педагогики.

  • Дидактика (теория обучения).

  • Теория воспитания.

Основное назначение первого раздела ознакомить вас с предме­том, категориальным аппаратом и методами педагогики как науки. При этом следует обратить внимание не только на информационный аспект программного материала, но и уделить время формированию специальных логических операций, необходимых при работе с поня­тиями.

Изучая дидактику, вам необходимо на основе понятий «педагоги­ка» и «целостный педагогический процесс» осмыслить роль и место теории образования и обучения в теории педагогики и в процессе ста­новления личности ученика в учебно-воспитательном процессе шко­лы. При изучении курса дидактики важная роль отводится междис­циплинарным и внутрипредметным связям.

Раздел «Теория воспитания» даст вам знание теоретических основ воспитания, базовых концепций воспитания в Украине и за рубежом, заложит навыки коммуникативных и рефлективных общепедагоги­ческих умений.


Вы убедитесь, что разные научные школы по-разному подходят к характеристике сущности процессов обучения и воспитания. Ваша задача заключается в ознакомлении с основными педагогическими теориями и системами и в выборе тех из них, которые наиболее полно отвечают вашему мироощущению. Это позволит вам еще на студен­ческой скамье начать формирование собственной педагогической по­зиции, основанной на фундаментальных научных теориях.

Освоение содержания курса в процессе его изучения предполагает два уровня:

  • первый уровень аудиторная работа студентов под руковод­ством преподавателя на лекциях и практических занятиях;

  • второй уровень самостоятельная работа студента, в ходе ко­торой он прослеживает связь педагогической теории и практи­ки, формируется его готовность к будущей педагогической дея­тельности.

Каждая тема начинается с отработки понятийного аппарата темы – и в этом вам поможет чтение указанной литературы, а также знакомство с опорной схемой со­ответствующей лекции. Готовясь к занятию, вам необ­ходимо выполнить приведенные задания. Это явля­ется обязательным, так как преподаватель вправе их проконтролиро­вать. Если вы затрудняетесь это сделать, вам необходимо снова обра­титься к литературным источникам, записям лекций или к препода­вателю.

Внимательно ознакомьтесь с паном практического занятия. Если вы хотите сделать основной доклад или реферат, согласуйте это с преподавателем. Но если доклад делает другой студент, вы можете подумать и выбрать тему дополнительного доклада или сообщения, составить в рабочей тетради конспект из тезисов своего выступления. В ходе семинарского занятия попросите слова и вы­ступите по выбранной вами теме.

Следующий этап работы по модулю – выполнение заданий для самостоятельной работы по изучаемой теме. Форма отчета за выполненное задание указана в его тексте, но она может быть изменена по согласованию с преподавателем. Самостоятельная работа будет оцениваться следующим образом:

  • подготовка основного доклада – 3 баллов;

  • подготовка содоклада или сообщения – 2 балла;

  • выполнение заданий практического блока – 2 балла;

  • выполнение заданий аналитического блока – 1 балл;

  • тема для самостоятельного изучения – 5 баллов.

Некоторые из вас получили специальную допрофессиональную подготовку в педагогических классах или университетском лицее, а возможно, и в педагогическом колледже. Уверены, что это будет основанием для выбора вами наиболее сложных заданий и позволит вам стать надеж­ными помощниками преподавателей при проведении всех форм учеб­ных занятий.

Учебная работа предполагает ваше активное участие в научно-ис­следовательской деятельности, т.е. в процессе подготовки к практическим занятиям и др. Вы будете выполнять не только задания репродуктивного (воспроизводящего) характера, но посте­пенно включаться в самостоятельную научную работу, результатом которой станет ваша аттестационная работа по курсу «Общая педагогика». Для этого вам необходимо овладеть методами научных исследо­ваний, специфичными для каждой научной дисциплины. Не упускай­те эту возможность пробуйте свои силы в выполнении заданий, тре­бующих проведения собственного учебного или научного исследова­ния и интерпретации полученных результатов.






Желаем вам успеха!




Тема 1: Педагогика как наука. Система педагогических наук

(практическое занятие)

Цель: сформировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке; познакомится с понятийным аппаратом педагогики как целостной системы; заложить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки.

Основные вопросы темы:

  1. Предмет педагогики.

  2. Основные этапы развития педагогики.

  3. Основные категории педагогики.

  4. Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками

Что записать в ваш педагогический словарь:

  • наука

  • педагогика

  • этнопедагогика(народная педагогика)

  • объект педагогики

  • предмет педагогики

  • понятийный аппарат педагогики

  • категории педагогики

  • антропология

  • структура педагогической науки

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства;

  • сущность понятия «педагогика», ее объект и предмет, основные функции и задачи науки педагогики;

  • основные категории педагогики;

  • место педагогики в системе других наук;

  • систему педагогических наук.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;

  • выделять и формировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и практического характера;

  • пользоваться понятийным аппаратом педагогики.

Литература

  1. Ананьев В. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания /В.Г. Ананьев Избр. психол. труды: В 2 т. - СПб., 1999. - Т. 2.

  2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

  3. Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи: Метод. посіб. для студентів
    магістратури. - К.: Центр навчальної літератури, 2003. - 316с.

  4. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. – М., 1999.

  5. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – Л., 1992.

  6. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. - К.: Либідь, 1997.

  7. Державна національна програма «Освіта: Україна XXI століття». - К.: Райдуга, 1994.

  8. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

  9. Закон України "Про Освіту" //Голос України. - 1996. - 25 квітня. - С.1-3.

  10. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва. - К., 1983. - Ч.1.

  11. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. - М., 1987.

  12. Концепція 12-річної загальноосвітньої школи.

  13. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. – М., 1977.

  14. Національна доктрина розвитку освіти України у XXI ст. - К.: Шкільний світ, 2001.

  15. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысяче­летий. - М., 2000.

  16. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - Гл. 1.

  17. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1997. - С. 72-92.

  18. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. –М., 1998.

  19. Педагогіка /За ред. М.Д. Ярмаченка. - К., 1986. - Розд. 1.

  20. Подласый В.И. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х кн. - М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. "Общие основы". - 576 с.

  21. Положення про середній загальноосвітній навчально-виховний заклад //Освіта. - 1993. - 3 вересня.

  22. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

  23. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986.

  24. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.

  25. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999. – 416с.

  26. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология: Предисловие //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш.И. Ганелина. - М., 1974. - 527 с.

  27. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1976. - Т. 1.

  28. Фіцула М.М. Педагогіка. - К., 2000. - С. 9-25.

  29. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999. - Розд. 1.


Самостоятельная работа студентов

Теоретический блок

Подготовить доклады и содоклады по предложенным темам.

  1. Основной доклад: Педагогика как область гуманитарного антропологического знания.

Темы для содокладов и сообщений:

  • Что такое педагогика: наука или искусство?

  • Соотношение основных категорий педагогики (опыт построения пособий).

  • Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.

  • Что дает современному учителю педагогическая наука?


2. Основной доклад: Система педагогических наук. Место педагогики в системе наук о человеке.

Темы для содокладов и сообщений:

  • Связь педагогики с гуманитарными науками.

  • В чем выражается связь педагогики с биологией?

  • Структура системы педагогических наук (опыт построения наглядного пособия).

  • Педагогика заимствует и использует категории и понятия других наук. Почему при этом она остается самостоятельной наукой?


3. Основной доклад: Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.

Темы содокладов и сообщений:

  • Проанализируйте, как сохранялась преемственность в развитии идей гуманной педагогики в отечественной педагогической мысли.

  • Выделите и обоснуйте 10 основных положений гуманной педагогики (по Конвенции о правах ребенка).

  • Какие из положений гуманной педагогики соблюдаются в современной школе.

Форма отчета: устное изложение с приложением текста и списка используемых источников.

Практический блок

1.Напишите 5-7 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчета: картотека

2.Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предложенных тем:

  • Педагогика в современном мире.

  • Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.

  • Функции педагогической науки: теоретическая, практическая и прогностическая.

  • Связи педагогики с философией, социологией, медициной, кибернетикой, информатикой и др. науками.

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

3.Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «развитие личности» и «воспитание». Как аргументировать ее при помощи схемы?

Форма отчета: схема с пояснениями.

4.Прочитайте следующий отрывок

К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.

  • Быть человеком, – ответил я.

  • Разве вы не знаете, – сказал он, – что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе ненужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.

Правда это или нет? (Пирогов Н.И. Вопросы // Хрестоматия по истории школы и педагогики – М.: Просвещение, 1974. – с. 155).

Свои раздумья оп этому поводу оформите в виде письма Николаю Ивановичу Пирогову.

Форма отчета: текст письма.

Аналитический блок

    1. Работа с текстами

    Педагогика как область гуманитарного знания

    Наука, конечно, не дает готовых понятий по многим вопросам жизни. Ответы ее точны и несомненны в одних положительных знаниях. Астро­номия, математика, физика, химия, удовлетворяя ум вполне, в то же вре­мя служат только материалом для выработки понятий высшего порядка. Но затем остаются целые области, которые многим представляются слиш­ком спорными, например все науки, исследующие общественную жизнь и общественные отношения, – история, политическая экономия. Но если эти знания и представляют просветы, если эти просветы наполняются ги­потезами, то все-таки гипотезы пытливого передового человеческого ума следует поставить выше личных гипотез на основании мелочного, огра­ниченного опыта ... Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь, и сами встанете на высшую точку влиятель­ного общественного положения. Арифметика, итальянская бухгалтерия и даже юриспруденция никогда не окажут вам такой услуги... (Шелгупов Н.В. Письма о воспитании // Шелгунов Н.В. Избр. пед. соч. - М., 1954. - С. 52-55, 57-59).

    Форма отчета: тезисный конспект

    Правило, которым должен руководствоваться учитель, гласит сле­дующее: «Говорите только о том, что вы знаете; обдумывайте только то, относительно чего у вас накопилось достаточно материала, и не ищите только то, что вам приятно, когда есть многое другое, достойное вашего внимания». Поэтому и учитель никогда не должен учить ребенка тому, в чем он сам не уверен, а главным образом остерегаться, чтоб не было ло­жью то, что он стремится внушить в ранние, нежные годы. И вот по этой и многим другим причинам главными предметами образования после лите­ратуры и истории должны быть естественные науки, народоведение и ма­тематика. Естественные науки должны преимущественно знакомить с той областью, которую ребенку наиболее полезно узнать по условиям его жиз­ни. Узнав прошлую жизнь человечества, ознакомившись с тем, как в разных странах живут люди теперь, изучив явления природы и самую точ­ную из всех наук – математику, получив здоровое физическое и нрав­ственное воспитание, юноша может быть пригоден для жизни в истинном и глубоком значении этого слова... (Рескин Дж. Воспитание. Книга. Женщина: Очерки: Пер. с англ. - М., 1899. - С. 13, 15-17).

    Форма отчета: тезисный конспект

    Система педагогических наук. Отрасли и функции педагогической науки

    Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в ... строгом смысле, а только искусствами, имеющими своей целью не изу­чение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность – будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель – идеал его творчества...

    «Положения науки, – говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, – утверждают только существующие факты: существование, со­существование, последовательность, сходство (явлений). Положения ис­кусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что долж­но быть». Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педаго­гику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педа­гогику искусством, а не наукою воспитания... (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1974. - Т. 1. - С. 229 - 300). Во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и та­лант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники? Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт» (Ушинский). Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т. е. известная, основан­ная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука (Блонский П.П. Педагогика как искусство и как теория // Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, си­туациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – С. 109-110).

    Заполните таблицу

    Мнение

    Я согласен, так как

    Я не согласен, так как

    Что общего в этих мнениях

    Чем различаются эти мнения

    К.Д. Ушинский





    П.П. Блонский






    Традиции и преемственность в развитии идей гуманистической педагогики

    Каковы общие мировые тенденции развития педагогического знания, об­щечеловеческие ценности в педагогике, которые реализовали эпохи и стра­ны, общественные системы и классовые интересы? Педагогика как отрасль научного знания выросла в рамках философии еще в глубокой древности, но, конечно, много раньше возникла педагогическая практика как отраже­ние сначала неосознанной, а затем и вполне определенной потребности в передаче знаний младшим. И уже тогда, в доисторическое время, о котором мы можем все же судить по археологическим и этнографическим данным, по изучению современных обществ в разных районах мира, оставшихся на первобытной стадий развития, гуманность практической педагогики была фактом. У аборигенов Австралии, бушменов Африки, например, пол­ностью отсутствуют наказания. Фольклор многих народов, который дает представление о характере жизни на ранних этапах их развития, отражает и отношение к детям. Это отношение, как правило, мягкое и гуманное. В те же времена были и человеческие жертвоприношения, и людоедство. Но это уже вопрос не педагогики, а морали – жестокостью ни то ни дру­гое не считалось.

    Развитие педагогики не было линейным и постепенным восхождением по пути гуманности. Случались взлеты и падения, были расхождения теории с практикой. Эти моменты отмечает А.В. Петровский в работе, посвящен­ной новому педагогическому мышлению. Гуманный подход в воспитании находил отражение и в методах обучения, в частности в сократических беседах, в майевтике. Сократ не вещает истины, которые должен лишь за­помнить и беспрекословно принять ученик, но вызывает его на творческую беседу, в ходе которой идет совместный поиск. Диалоги Сократа, записан­ные Платоном, достаточно известны. Но любой, перечитав их, без труда отметит, что помимо дидактического достоинства они четко проявляют гуманное, уважительное отношение к ученику, ориентируют на сотрудничество с ним.

    В эпоху Средневековья эти идеи не отвечали общему духу времени. В этом смысле идея действительно «терпела поражение», а практика в полном соответствии со схоластикой была авторитарна и выражалась формулой Magister dixit – «Учитель сказал», за ним же было последнее и окончатель­ное слово в обучении.

    Положение стало меняться в эпоху Возрождения и особенно на рубеже Нового времени. Леонардо до Винчи, на сотню лет раньше Ф. Бэкона за­ложивший основы опытного исследования природы при ведущей роли теории, вполне определенно выражал такие мысли, которые выдают ис­тинного гуманиста. «Где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, – писал он, – ...там, где кричат, истинной науки нет». Опора на память без мышления и диалога – признаки авторитарного, догматического, т. е. антигуманного, обучения и воспитания, которое критиковал и М. Монтень. Полагая, что схоластическое учение не развивает разум ре­бенка, что книжная ученость – это жалкая ученость, он писал: «Постоян­но кричат ученику в уши, как будто льют в воронку, а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного... Сократ, а потом Архесилай сна­чала заставляли говорить своих учеников, а потом уже сами говорили им». Некоторые педагоги называли XVII век веком дидактическим, а XVIII век – педагогическим. Действительно, гуманные взгляды на процесс воспита­ния, соединенные, как правило, со стремлением преувеличить его ролб в переустройстве общества, были свойственны таким философам и педаго­гам разных стран, как К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, И. Песталоцци, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков и другие, которых интересовали прежде всего, хотя и не исключительно, вопросы воспитания. Гуманный Подход, считали они, важен не только для воспитуемого, но и для всего общества и государства.

    Идеи гуманной педагогики … отстаивали и проводили в своей практике К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Их педагогические систе­мы хорошо известны, и стоит лишь напомнить, что принцип народности в воспитании, само содержание учения, зафиксированное в учебниках К.Д. Ушинского, в разработках и дневниках Яснополянской школы, – все это дает нам надежное свидетельство гуманистической направленности рос­сийской педагогики (Новое мышление в педагогике / Под ред. А.В. Петров­ского. - М., 1989).

    Форма отчета: тезисный конспект
      1. Анализ педагогических ситуаций

      Ситуация 1. Известный актер, режиссер и педагог К.С. Станиславский, писал: «И в области ритма, пластики, законов речи, как и в области постановки голоса, дыхания, есть много для всех одинакового и потому для всех одинаково обязательного. Это же касается и области психической, творческой жизни. ... Эти общечеловеческие законы творчества, которые подпадают под наше сознание, не многочисленны, но, тем не менее, доступны сознанию законы природы должны быть изученные каждым актером, поскольку лишь через них можно приводить в действие подсознательный творческий аппарат, сущность которого, безусловно, навсегда останется для нас чудодейственной».

      • Какое отношение к педагогической теории и практике имеет это выражение К.С. Станиславского?

      • Каким образом, на ваш взгляд, приведенное положение К.С. Станиславского можно и нужно реализовать в системе подготовки учителей?

      Ситуация 2 А.С. Макаренко убежденно писал: «Вообще педагогика является самой диалектической подвижной, сложной и разносторонней наукой. Вот это утверждение и является основным символом моей педагогической веры».

      Проанализируйте эту мысль А.С. Макаренко:

      • почему педагогика считается самой диалектической наукой?

      • чем определяется сложность педагогики?

      • в чём проявляется подвижность педагогической мысли?

      Форма отчета: анализ ситуации.



      Тема 2: Профессия учителя в современном обществе

      (для самостоятельного изучения)

      Цель: определить основные категории и понятия профессиональной деятельности учителя; стремится к созданию начальной позитивной установки на формирование личности учителя; раскрыть социальную роль и функции учителя, специфику его деятельности, требования к нему со стороны общества.


      Основные вопросы темы:

      1. Сущность основных понятий и категорий учительской профессии.

      2. Социальная роль, функции учителя.

      3. Методы самостоятельной учебной деятельности как основы формирования профессионального самообразования.

      4. Институт учительства и инновационные процессы.


      Что записать в ваш педагогический словарь:


      • педагог

      • учитель

      • преподаватель

      • воспитатель

      • педагогическая деятельность

      • специфика педагогической деятельности

      • профессиограмма учителя


      Блок самоконтроля

      По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

      • анализировать социальную роль, функциональные обязанности учителя, осмысливать специфику учительской профессии;

      • выделять основные задания учительской профессии, компоненты содержания, форм и методов воспитательного процесса;

      • устанавливать личностное деловое взаимодействие в педагогическом процессе;

      • ориентироваться в педагогических ситуациях, находить гуманные способы их решения;

      • проектировать формы и методы собственной самовоспитательной, самообразовательной работы.



      Литература

      1. Ангеловски К. Учителя и инновации. - М., 1991.

      2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.

      3. Введение в специальность /Под ред. Л.М. Рувинского. - М., 1988. - Гл. 1, 2.

      4. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

      5. Закон України "Про освіту" //Голос України. - 1991. - 26 червня.

      6. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва. - К., 1993. - Ч. 1.

      7. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических сочинений. - М., 1987.

      8. Макаренко А. С. Из лекции «Воспоминание о семье и школе»: Хрестоматия по педагогике. - М., 1973. - С. 21-22.

      9. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986.

      10. Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті: Проект. - К: Шкільний світ, 2001.

      11. Николаенко Д.Ф., Шкиль Н.И. Становление учителя. - К., 1996.

      12. Общие основы педагогики /Под ред. Ю.В. Гербеева. - М., 1980.

      13. Педагогический словарь. - М., 1960.

      14. Положення про середній загальноосвітній навчально-виховний заклад //Освіта. - 1993. - 3 вересня.

      15. Профессия - учитель: беседы с молодыми учителями /Под ред. З.Г. Онушкина, - М.,1987.

      16. Синиця І.О. Про педагогічний такт учителя. - К.: Рад. шк., 1979.

      17. Синиця І.О. З чого починається педагогічна майстерність? - К., 1979.

      18. Слово про вчителя. - К.. 1985.

      19. Сухомлинський В.О. Сто порад вчителю. - К., 1979.

      20. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - К.: Рад. школа, 1988.

      21. Якуба О.О. Соціологія: Навч. посібник для студентів. - Харків: Константа, 1996.


      Практический блок

      1. Подготовьте обзор материалов передового педагогического опыта области (своего района, своей специальности).


      1. Подготовьте обзор публикаций из журнала «Рідна школа» (за прошлый год), которые высвечивают деятельность и опыт лучших учителей Украины (по своей специальности).


      1. Подготовить сообщения о роли самовоспитания или самообразования в жизни выдающихся личностей (план, программа); К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Леся Украинка, И.И. Огиенко и др.

      Проанализировать программу самовоспитания по схеме:

      • цель самовоспитания (самообразования);

      • методы и способы, избранные для достижения цели;

      • сравнение результатов самовоспитания (самообразования) с поставленной целью.


      1. Составить программу самовоспитания, употребляя информацию о понятиях «самовоспитание», «самообразование», методы и способы их реализации. Разработать программу по такой схеме:


      Черты личности

      Что сформировано

      Что нужно сформировать

      Правила, упражнения по формированию черт и умений




      5. Самостоятельно проанализировать процесс чтения (самотестирование умения читать). Во главе угла - закономерность: как читает, так и думает; как читает, так и пишет; как читает, так и учится; как читает, так и учит.

      Самотестирование осуществляется на протяжении одной минуты: выбрать незнакомый текст по новой дисциплине, прочитать вслух абзац, зафиксировав количество слов, что прочитал за одну минуту. Проверку повторить три-пять раз. Определить среднюю скорость чтения: количество слов за минуту. Для диагностики результатов:

      • скорость чтения младшего школьника -30-75 слов/мин.;

      • средняя скорость - 150-200 слов/мин.;

      • скорость чтения специалиста - больше 200 слов/мин.

      Предложенный тест даст возможность студенту определить уровень владения способами чтения, а также создать базу для научного подхода к рациональной самоорганизации умственного труда.


      Аналитический блок

      Анализ педагогических ситуаций


      1. Студенты-практиканты, посещая уроки опытного учителя, были пораженны глубиной его знаний, профессиональным мастерством. На вопрос студентов, как учитель достиг такого уровня, он ответил, что имеет собственную богатую библиотеку, давно выписывает методические журналы, изучает передовой педагогический опыт, все время обновляет конспекты уроков.

      Какие выводы нужно сделать будущим учителям?


      1. Молодой, учитель имел привычку употреблять на уроке слова-паразиты. Ученики, казалось бы, внимательно слушали учителя, тем не менее, как оказалось, считали количество лишних слов, которые постоянно употреблял учитель.

      Какие выводы должен сделать учитель?


      1. В кругу будущих педагогов возник спор - что означает быть настоящим педагогом?

      - Педагогом нельзя стать!.. Им нужно родиться.

      - Ерунда. Это фатализм!

      - Педагог «милостью Божьей», так что ли?

      - Кто родился без педагогического таланта, того никакой институт не сделает настоящим педагогом.

      - А я думаю, что педагогом можно стать. Часто в институте удается привить любовь к учительской профессии.

      Закончите спор студентов. Каковы пути становления учителя?


      1. Мы с подругой много спорили - какую профессию избрать? И одно не подходит, и другое...

      - Я точно знаю, куда не пойду - в учителя - не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство: от столкновения с химическими препаратами можно утратить здоровье; на фабрику не пойду - превратишься в робота с низким жалованьем. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хочу, чтобы она была связанная с животными и многочисленными поездками.

      - Тогда тебе нужно идти работать в цирк! - сказала подруга и прибавила, - а мне лишь бы платили пристойно.

      Я потом долго думала. Сомневаюсь, что у меня есть талант для цирка. Может, подруга права: если нет призвания, нужно думать о зарплате?

      • Каковы мотивы выбора профессии у девочек?

      • Какой прием педагогического воздействия был использованный в этой ситуации?

      • Какие социальные критерии поведения девочек вы можете назвать?

      • Как девочки определили социальный статус профессии учителя?


      1. Часть студентов II курса педагогического учебного заведения на лекциях в основном занималась посторонними делами. Они считали, что и сами могут прочитать литературу, самостоятельно подготовиться к экзамену.

      Согласные ли Вы с точкой зрения этих студентов? В чем преимущество лекционно-семинарской системы подготовки будущих учителей по сравнению с их самообразовательной подготовкой?



      Тема 3: Логика и методы педагогического исследования

      (для самостоятельного изучения)

      Цель: сформировать представление о методологии как «знании о знании», о специфике и уровнях методологического знания, умение оперировать методами научного исследования в педагогике; заложить фундамент методологической культуры учителя.

      Основные вопросы темы:

      1. Методологические основы педагогики.

      2. Характеристика научно-педагогического исследования.

      3. Понятие о методах исследования и их выбор.

      4. Методы эмпирических исследований.

      5. Методы педагогических исследований.

      Что записать в ваш педагогический словарь: