Файл: ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 3595

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вскоре было объявлено о том, что официальной религией Чехии становится католичество, а «чешские братья» становились беженцами.

С 1628 по 1656 г. Коменский и его община «Чешские братья» находят приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становиться одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии.

Здесь в 1628 г. он написал на чешском языке известную книгу «Материнская школа», которая получила в XIX в. огромную популярность и много раз переиздавалась. В 1631 г. году великий педагог создает свой знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам», который произвел настоящий переворот в преподавании языков и явился своеобразной детской энциклопедией. В этой книге, вместо сухих и непонятных правил Коменский представил 100 небольших рассказов из различных областей знаний на родном и латинском языках. В XVIIXVIII вв. эта книга служила основным учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

В 1632 г. в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Коменского приглашают в разные страны, его идеи привлекли внимание всех видных людей европейских стран. В разные годы он посещает Англию, работает во Франции. В 1642 г. он получил предложение переехать в Швецию и заняться вопросами преподпвания латинского языка. Материальную поддержку педагогу и его друзьям оказывал богатый голландский коммерсант, и Коменский вместе со своей новой семьей поселяется в Эльбинге, на побережье Балтийского моря. За период с 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков».

В 1648 г. Коменский возвращается в Лешно, где был избран епископом общины «чешских братьев». Но вскоре его приглашают в Венгрию, где с согласия своей общины он поселяется с семьей и принимается реорганизовывать в соответствии со своими идеями школьное дело в Шарош-Патаке.

В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В 1658 г. «Мир в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, а обучение словом связано с предметами.

Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось, и для предотвращения ее распада Коменского вызвали из Венгрии. Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действий, община распалась, а Коменский, подобно другим, должен был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя.


С начала 60-ых гг. XVII в. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии. В Амстердаме ему была предоставлена возможность, осуществить некоторые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из покровителей и сената в 1657 г. было издано Полное собрание его работ по вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». За четыре года до смерти Я.А. Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». В этом своеобразном завещании потомкам выдающийся деятель позднего Возрождения призывал человечество к миру и сотрудничеству.

В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г. и похоронен близ Амстердама.

Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной степени исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. В мировоззрении Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на опыт, с одной стороны, и религиозность – с другой. По его мнению, мир – это «создание Божье», познание – «богоискание повсюду». Земную жизнь Коменский считал лишь подготовкой к вечной, загробной жизни, а цель воспитания в подготовке человека к потусторонней жизни. Эта двойственность мировоззрения отразилась на его и педагогических положениях.

По мнению Коменского, существуют три основные ступени (задачи) воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к соединению с Богом (религиозное воспитание).

Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я.А. Коменский глубоко осознал и высоко оценил роль воспитания. Его взгляд на человека и его воспитание противостоял догматам средневековья, несмотря на то, что происхождение природы и человека он приписывает божественному творению. Но Бог у Коменского не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание его.

Человек, считал Коменский, есть «чистейший образец своего создателя», он «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» (Великая дидактика), это «микрокосм в макрокосме». Великий гуманист видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей и задатков. В этом утверждении содержится новый, передовой взгляд по сравнению со средневековьем, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения.

От рождения человека не имеет никаких знаний и идей, разум его чист. Врожденным является у человека, считал философ и педагог, лишь стремление человека к знанию, а душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Ум человека отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, - писал Коменский в «Великой дидактике», что представляет собой как бы бездну, уму нет предела».


Человек делается человеком, говорил он, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве. Он утверждал, что «из каждого ребенка можно сделать человека». Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, сто при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на «самую высокую» ступень «лестницы образования».

Принцип природосообразности воспитания – положен Коменским в основу педагогики. Через все его педагогические сочинения красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой.

Начиная с Коменского, этот принцип будет неоднократно встречаться в педагогических системах XVIIIXIX вв., причем каждый из крупных теоретиков педагогики будет понимать его по-своему.

Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее общим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях», и пытается установить общие ее закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. «Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, - считал Коменский, но необходимо развивать и выяснять то, что имеет человек заложенным в себе самом».

Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но, провозглашая равенство людей от природы, Коменский не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков.

Исходя из идеи равенства всех людей и наличия у них природных дарований, понимаемых как врожденные силы души, делающие людей людьми, Коменский утверждал, что «необходимо все дарования развивать в совершенстве, чтобы родившийся человек учился и действовал по-человечески». В своих он настаивал, что «нужно такое образование, которое делало бы нас способными всегда все правильно разуметь, желать, делать, высказывать; только тогда, достигнув умом, душой, рукой и языком должного совершенства, мы будем справедливо называться людьми». Образованные люди, по мнению Коменского, живут между собою мирно, исполненные света, разума, благой воли и чистой совести, довольные Богом и собой» («О развитии природных дарований»).

Именно эти идеи и составляют стержень педагогики Коменского. В них прослеживается стремление рассматривать образование, с одной стороны как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека, культивирования в нем потенций, заложенных в нем от природы, а с другой – как средство формирования в нем человеческой гуманности, которая определяет стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение.


Коменский стремился найти путь сделать человека счастливым и с точки зрения его индивидуального, и с точки зрения его социального бытия. При этом он исходил из того, что общей предпосылкой человеческого счастья является цельность и гармоничность личности, не противоречащая цельности и гармоничности общества.

Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, то есть обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке для всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию – пансофии.

Суть педагогической организации развития человека, обладающего врожденным стремлением к деятельности и знанию, Коменский видел в поиске методов, форм и средств, стимулирующих познавательную активность ученика и обеспечивающих саморазвитие его личности.

Утверждая, что весь мир есть школа, Коменский стремился создать теорию обучения всех всему на протяжении всей жизни – теорию непрерывного образования целостной личности. Свою «Великую дидактику» ученый-педагог определяет, как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

В «Великой дидактике» Я.А. Коменского определены четыре основных общих требования к обучению:

1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать с простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

2. Легкость обучения достигается тогда, когда обучение начинается в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более сложному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаются вперед не спеша, а изучаемое в школе увязывается с жизнью.

3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закркпляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Исходя из природы человека, Коменский делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

- детство – от рождения до 6 лет включительно (характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств);

- отрочество – от 6 до 12 лет (период активного развития памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой);


- юность – от 12 до 18 лет (помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления);

- возмужалость – от 18 до 24 лет (период развития воли и гармоничного существования).

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям, Коменский выделяет определенные ступени образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, которая была первой ступенью обучения и подразумевала дошкольное воспитание под руководством матери. Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее он составил первое в мире методическое руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа» - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частично сами, частично с помощью нянек должны заботиться о детях.

Материнская школа, учитывая природные особенности детей до шестилетнего возраста, должна дать детям первоначальные представления и живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети узнают элементарные понятия из области естествознания, астрономии, географии.

Коменский в этом возрасте рекомендует приучать детей к труду, знакомить детей с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста заключается в воспитании у них умеренности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и любви к людям.

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая, по его мнению, должна быть в каждой общине. Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословия, расы и нации.

В школе родного языка, считал Коменский, детей нужно учить тому, без чего им нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения, уметь петь. Ребенок в школе родного языка должен усвоить этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил и научиться их применять, узнать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни, познакомиться с различными видами ремесел.

Историческая заслуга Коменского заключается в том, что он был одним из первых, кто осознал огромное значение начальной школы и наметил продолжительный курс обучения в ней. Коменский подчеркивал, что это должна быть непременно школа родного языка (тогда как церковные школы обучали детей на непонятном латинском языке), расширил содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда.

После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу (гимназию), которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать, считал Коменский, с изучения родного языка, латинского или греческого, а затем еще какого-либо иностранного языка, физики, истории, географии, естествознания, математики. По мнению великого педагога, преподаваться дисциплины должны в строгой последовательности, начиная с изучения языков, затем переходя к изучению реальных наук и философии, завершая курс гимназии изучением риторикой.