ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2020
Просмотров: 3778
Скачиваний: 4
Мудрая и гуманная педагогика Коменского не сразу нашла свое воплощение. Обстоятельства сложились так, что о Коменском – ученом, философе, при жизни признанном «наставнике мира», забыли вплоть до конца XIX в., и многие его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Почти на двести лет мир забыл Коменского, как забыл и его могилу, а его сочинения, разрозненные и рассеянные по всему свету многие годы подвергались оскорбительным нападкам.
Система школ, сложившаяся на Западе в середине XVI в., просуществовала без особых изменений более двух столетий. Гимназии в Германии, колледжи во Франции, грамматические школы в Англии, несмотря на имеющиеся различия в программах, ориентировались на изучение древних языков и классических античных текстов. Латынь оставалась языком католической церкви, протестантского богословия, права, медицины науки. Эти школы готовили чиновников – верных служителей феодально-бюрократических режимов континентальной Европы. В них царили авторитарная дисциплина и зубрежка.
Лишь со второй половины XIX века значение Коменского стало все более признаваться прогрессивными славянскими и российскими педагогами, а его педагогическая теория стала результатом национально-освободительного движения против феодализма во многих странах Европы.
Коменский настолько обогнал свое время, что и сегодня не в полной мере осознана вся глубина его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко-педагогическом процессе педагогическая система Я.А. Коменского предстает гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с Просвещением.
Основные работы
«Открытая дверь к языкам» – 1631
«Материнская школа» – 1657 (написана в 1628 г.)
«Великая дидактика» – 1657 (написана в 1632 г.)
«Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» – 1658
3. XVII столетие это время интенсивных поисков и решений многих педагогический проблем. В XVII в. интенсивно разрабатывались учения о теле человека как механической системе, не нуждающейся в душе, о сознании как способности человека, позволяющей ему посредством самонаблюдения получать достоверные знания о своих внутренних состояниях, о страстях как от природы присущих человеческому телу регуляторов поведения, о соотношении физиологического и психического.
Одним из блестящих деятелей эпохи Просвещения стоит английский философ-сенсуалист, политический мыслитель Джон Локк (1632 – 1704), сыгравший заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он жил в эпоху английской буржуазной революции и перехода к индустриальному типу производства.
Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. Получив среднее схоластическое образование в старинной Вестминстерской школе, он продолжает свое образование в Оксфордском университете. Обучаясь в университете, Дж. Локк изучал труды выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона и др. По окончании университета Локк был оставлен в нем как преподаватель греческого языка и литературы.
В 1667 г. Локк знакомится с либеральным политическим деятелем лордом Шефтсбери, который выступал против короля. Став домашним врачом и воспитателем его внука, Локк разделял как политические успехи, так и неудачи своего покровителя. В период эмиграции он закончил главный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». После революции 1688 г. Локк возвращается в Англию, продолжает философствовать и занимает почетное место в буржуазном обществе того времени. Убежденный в том, что философствовать – это, значит, выводить знания из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор.
Как бывший учитель риторики и превосходный педагог Дж. Локк умел писать и говорить ясно, красиво и убедительно. Он с одинаковой легкостью писал на латинском, греческом, английском языках. Как политик он оставил целостную концепцию буржуазного государственного устройства, став родоначальником теории либерализма.
В своих философских трудах Локк стремился обосновать смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии. Он был сторонником договорной теории происхождения государства и теории естественного права. Философ рассуждал о том, что все люди изначально жили свободно и были равными, это соответствовало их естественному состоянию. Свои естественные права люди добровольно передали правителям для того, чтобы они защищали их жизнь, свободу и имущество. Отсюда следовало, что носителем верховной власти является народ, который вправе взять власть обратно, переданную им когда-то монарху, если последний не выполняет свои прямые обязанности в интересах народа.
В центре философии Локка – сенсуализм, теория познания, основанная на отрицании существования врожденных идей и принципов, что доказывалось с помощью обширного историко-культурного материала.
Человеческая душа, по мнению Локка, лишена всяких врожденных идей и понятий. Она есть «чистый лист бумаги» (tabula rasa). Из этого следует, что лишь внешний опыт посредством чувственного знания заполняет этот чистый лист своими письменами. Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств, это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение.
Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира, а вырастают из осмысления своего опыта. Таким образом, Локк здесь становится на позиции материалистического сенсуализма.
Эти идеи английского философа выражают новый в его эпоху взгляд на человека и его воспитание. В интерпретации Локка основной тезис картезианства «я мыслю – следовательно, существую» звучал так: «я чувствую – следовательно, существую».
Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способностей. «Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врожденные особенности ребенка, - писал он, - сделать веселого человека задумчивым, а меланхолика веселым человеком».
Следуя за Аристотелем и мыслителями Возрождения, он высоко оценивал наследственный потенциал человеческой природы, данный людям от рождения и подлежащий обязательному развитию надлежащими средствами. «Мы рождаемся, - отмечал Локк, - на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение искусства в чем-либо и вести нас к совершенству».
Но здесь нужно отметить, что он никогда не считал воспитание способным изменить мир, как, например, французские просветители XVIII века. Существующий строй Локк считал, вполне рациональным и необходимо было лишь укреплять его, дав разумное воспитание добродетельному буржуа.
Окружающая среда, по мнению Локка, также влияет на развитие человека, она должна быть неизменна, поэтому выход из определенной среды в другую крайне нежелателен, а порой и вреден. Так, люди из народа, не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер и наоборот, состоятельный и образованный буржуа будет испытывать дискомфорт в обществе грубого фермера.
Таким образом, не отрицая в принципе влияния наследственности и среды, Локк считает решающим фактором в становлении ребенка Воспитание, которое преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Первые два фактора признаются им пассивными, а воспитание, по его мнению, активно.
Эта установка закономерно приводила английского педагога к признанию почти неограниченного всесилия воспитания как фактора развития человека. По его мнению, девять десятых людей становятся теми, что они есть, благодаря воспитанию, которое и создает различия между людьми.
На отрицании моральных врожденных идей основывается этика Локка. Философ считал, что человек рождается ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни, и не существует врожденной порочности человека – основного постулата, насаждаемого церковью в эпоху средневековья.
По мнению Локка, нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания, и основным их критерием является полезность. Счастье или несчастье человека является делом его собственных рук, и происходит от того, чего человек предпочитает придерживаться в жизни – добра или зла, считал философ. В «Опыте о человеческом разуме» Дж. Локк так определяет добро и зло. «Добром» мы называем то, что может принести удовольствие или продлить его, уменьшить страдания, а «злом» - то, что приводит к страданию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага.
Джон Локк разработал программу «воспитания джентльмена». В XVII в. объективный ход европейской истории поставил на повестку дня вопрос о создании такой педагогической системы, которая, будучи проникнута духом практицизма и рационализма, обеспечивала бы представителям имущих классов возможность таким образом воспитывать и обучать детей, чтобы они, получая прочную нравственную закалку, становились образованными и деловыми людьми.
Эту задачу, весьма небезуспешно, и попытался решить Локк в самой развитой буржуазной стране того времени – в Англии. Его идеи, нашедшие широкий отклик и в континентальной Европе, во многом определи лицо собственно британской педагогической традиции. Английский философ создал «практическую педагогику», опираясь на эмпирическое знание. В качестве домашнего воспитателя внука лорда Шефтсбери он вел каждодневные наблюдения и записи о развитии мальчика, об условиях, благоприятствовавших развитию, о педагогических средствах и их эффективности. Его книга «Мысли о воспитании» (1693) стала основным руководством для гувернеров.
Анализируя британскую педагогическую традицию в середине XIX столетия, К.Д. Ушинский выделял в английском воспитании такие черты, которые, несомненно, восходят к концепции Локка: «Главное в английском воспитании, - писал великий русский педагог, - это характер, привычка владеть собой, отличающая всякого истинного джентльмена. На образование и укрепление характера обращено главное внимание английского воспитания… Английское воспитание так увлеклось полезным в развитии детского характера, что часто пренебрегает тем, что в нем есть прекрасного».
Рацоналистический подход Локка к решению педагогических проблем позволил сформулировать задачу воспитания как воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, дворянина по происхождению, с качествами буржуазного дельца и утонченными манерами.
Воспитание, считал Локк, способно сформировать особую «породу» людей – джентльменов. Целью воспитания является достижение человеком счастья, основывающегося на добродетели. «Добродетель в прямом смысле является высокой и труднодостижимой целью воспитания. Всякие другие цели и достижения должны отступать перед нею на задний план», - писал Локк. По мнению Локка, воспитание добродетели дает возможность достичь личного счастья и не препятствовать в этом другим.
Так Локк связывал цели воспитания с сугубо земными делами, а не небесными, определяя счастье человека целью его жизни. Однако поскольку педагог имеет дело с реальными воспитанниками и каждый из них более склонен к тем или иным индивидуальным особенностям, то требовалось определить и частные задачи воспитания, к которым Локк относил: воспитание физическое, воспитание нравственное и воспитание умственное.
Первой задачей педагога, Локк считал, достижение крепкого физического здоровья воспитанника. Физическое воспитание имеет большое значение, оно обеспечивает здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополучия. «В здоровом теле - здоровый дух», подчеркивал Локк. Тот, у кого нездоровое и слабое тело, никогда не сможет быть счастлив, настаивал английский педагог.
Заботиться о здоровье ребенка необходимо с раннего детства. В первую очередь нужно закаливать ребенка: приучать его не бояться холода, обмывать ноги ледяной водой, ходить в непогоду в простых ботинках, не смотря на то, что обувь может промокнуть. Пища воспитанника должна быть простой, без излишеств сладкого и пряного, одежда скромной, постель жесткой. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка.
Физическое здоровье также, по мнению Локка, должно поддерживаться спортивными занятиями и упражнениями, прогулками на свежем воздухе в любую погоду. Локк считал, что хорошо поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости, а настоящий джентльмен должен в любое время быть готовым стать защитником своей собственности.
Следующей, наиболее важной задачей в деле воспитания джентльмена, Локк считал выработку характера и воли, то есть нравственности воспитанника. После того, как тело стало способным повиноваться приказаниям духа, необходимо привести в надлежащее состояние и душу ребенка. Но так как ребенок еще не в состоянии собственным разумом оценивать свои поступки, то к добрым делам его следует приучать с помощью положительного примера родителей и воспитателя, соответствующей окружающей среды, систематических упражнений и почтения к Богу как высшему существу.
Рассуждения и поучения, по мнению Локка, приносят мало пользы в воспитании. «Примите за несомненную истину, - говорил Локк, - что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним».
Необходимо бороться с детскими капризами и ленью. Не стоит удовлетворять все желания ребенка, особенно если они сопровождаются плачем, но, вместе с тем, настаивал Локк нельзя и отказывать ребенку в его естественных «законных» требованиях.
Направлять поведение ребенка Локк рекомендует в первое время с помощью «страха и уважения», а в более поздние годы воспитатель должен влиять на поступки воспитанника благодаря любви и дружбе с ним. Воспитание положительных привычек у джентльмена ни в коем случае не должно сопровождаться грубостью и насилием. Необходимый результат, настаивал английский педагог, дадут лишь ласковые слова, короткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания.
В воспитании положительных привычек и характера джентльмена педагог должен внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, различные его качества и наклонности.
Телесные наказания, считал Локк, нежелательны в процессе воспитания, так как «рабская дисциплина создает и рабский характер». Однако в исключительных случаях неповиновения и упрямства воспитанника телесные наказания могут быть допустимы.
Джентльмен, о воспитании которого пишет Локк, должен получить умственное воспитание, так как твердая воля и сильный характер должны быть подчинены разуму. Однако, умственное воспитание вторично по отношению к нравственному. По мнению Локка, умственное воспитание должно не столько заключаться в овладении какими-либо учебными дисциплинами, сколько содействовать развитию у человека житейской мудрости, умения разумно оценивать свои дела и тем самым избегать дурных поступков. «Добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами», - писал Дж. Локк.