Файл: ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 3774

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерной особенностью педагогической теории Локка является ее ярко выраженная утилитарная направленность.

Исходя из этого, содержание обучения джентльмена по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время, и каждый из предлагаемых предметов должен был принести воспитаннику определенную пользу в жизни.

Обязательными для изучения были такие дисциплины как: чтение, письмо, рисование, родной язык, французский язык, латинский язык (не для всех), география, арифметика, геометрия, астрономия, хронология, история, этика, законоведение, бухгалтерия, верховая езда и танцы.

Важной стороной воспитания Локк считал обязательное овладение ребенком любого ремесла (живопись, токарное, плотничное, столярное дело, садоводство), которые, по его мнению, укрепляют здоровье, развивают сноровку и ловкость, а также могут пригодиться деловому человеку как предпринимателю.

Обучая джентльмена, учитель должен соблюдать определенные правила. Первым правилом является развитие у ребенка любознательности и живого интереса к преподаваемому предмету. «Добейтесь того, - писал Локк, - чтобы не воспитателю приходилось звать детей учиться, а чтобы они сами просили его поучить их, и тогда они станут чувствовать себя свободными в выборе и будут увлечены учебой так же, как игрой». Вторым правилом является приучение ребенка к самоконтролю и саморефлексии над собой и своими поступками.

В отличие от Я.А. Коменского, который считал обязательным и необходимым воспитывать и обучать детей в школьном коллективе, Локк категорически настаивал на том, чтобы воспитание и обучение джентльмена проходило исключительно индивидуально и в домашней обстановке. По его мнению, школа это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков всякого сословия», и будущего джентльмена необходимо изолировать от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов, а процесс воспитания поручить, исходя из практики аристократических семейств, хорошо подготовленному воспитателю.

Ограниченность взглядов Локка отразилась и в вопросах образования детей рабочих. По его мнению, дети рабочего люда ложатся бременем на общество. Для таких детей необходимо создавать специальные «рабочие школы, где, получив скудное питание, дети обязаны работать, продавать свои изделия и окупать свое содержание.

Несмотря на то, что взгляды Джона Локка по некоторым вопросам отличались двойственностью и исторической ограниченностью, он внес в историю педагогики новые педагогические идеи, которые в дальнейшем были изучены и критически осмыслены французскими просветителями XVIII в. и другими прогрессивными педагогами Европы и России XIXXX вв.

Основные работы

«Опыт о человеческом разуме» - 1690

«Мысли о воспитании» - 1693


4. Жан Жак Руссо (1712 – 1778) - один из самых ярких и блестящих писателей и публицистов в плеяде просветителей XVIII века. Это был человек, который не только при жизни, но и столетия спустя, вызывает неоднозначное отношение к себе и своим работам. Его объявляли бунтарем и смутьяном, ниспровергателем устоев общества, и в то же время, его считали великим гуманистом, педагогом и титаном мысли.


В свое время Руссо считали самым знаменитым писателем Франции, а его произведения многократно переиздавались и переводились на многие языки. В то же время, роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес автору мировую известность, был сожжен на одной из площадей Парижа и внесен в список запрещенных книг, а его автор был вынужден бежать за границу.

Произведения Руссо глубоко взволновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции. В России Екатерина II запретила распространение книг Руссо. Особенно невзлюбила императрица роман «Эмиль, или О воспитании», увидев в нем призыв к свержению самодержавия. «Особенно не люблю я эмильевского воспитания. Не так думали в наше старое доброе время», - высказала она свое мнение, и на долгие годы ввоз романа в Россию был запрещен.

Жан Жак Руссо родился в Женеве (Швейцария) в семье часовщика. Рано оставшись без матери, его отец мало занимался его воспитанием и обучением. Поведение Руссо в юности не отличалось добродетелями, он неоднократно был уличен в мелком воровстве и мошенничестве. Однако впоследствии Руссо много занимался самообразованием, увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой.

В 13 лет Руссо отдали в подмастерья, но, оказавшись неспособным учеником, он решил покинуть мастерскую навсегда. С 1728 г. начинается долгий период скитаний и путешествий юного Руссо по Франции, Швейцарии, Италии. Эти путешествия многое определили в судьбе писателя. Роскошь и великолепие, с одной стоны, соседствовали с бедностью, убогостью и нуждой, с другой стороны. Увиденное, стало первым источником его общественно-политических идей.

Не получив в детские годы систематического образования, пользуясь покровительством настоятельницы монастыря в Аннеси, Руссо на протяжении десяти лет постигал те знания, которых ему не хватало. Занимаясь самообразованием, Руссо изучал астрономию, химию, ботанику, физику, увлекся философией, историей и географией. В результате самообразования, Руссо сформировался как оригинальный, глубокий мыслитель и писатель, а своих собеседников поражал начитанностью и образованностью. Таким образом, самообразование – это второй университет Ж.Ж. Руссо.

В начале 40-х гг. XVIII века Руссо впервые попадает в Париж. Благодаря рекомендательным письмам влиятельных покровителей, Руссо посещает модные парижские салоны, где еще раз убеждается в «гнилости» и «паразитичности» высшего парижского общества.

Опыт общения с публикой высшего света и его нравы подтолкнули Руссо к идеям о происхождении неравенства и социальных и природных условиях становления человека. Свои мысли о происхождении и сущности государства, суверенитете народа, неравенстве им были представлены в работах «Рассуждение о происхождении неравенства между людьми» (1754) и «Общественный договор» (1762), которые впоследствии принесли ему всемирную известность.


В своих работах Руссо доказывал, что неравенство росло вместе с цивилизацией. Развивая идеи Локка о договорной теории государства, Руссо утверждал, что люди изначально были равны и свободны между собой, а затем, в целях сохранения своей собственности, были вынуждены отказаться от своих естественных прав на свободу, и передали функции управления и контроля выбранным ими правителям. Тирания и эксплуатация народа незаконны, так как они нарушают первоначальный общественный договор, заключенный между свободными гражданами и властями.

Во французской столице Ж.Ж. Руссо знакомиться с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями – публицистами и философами. Руссо сдружился с авторами «Энциклопедии» Д. Дидро, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, К. Гельвецием, которые были критически настроены к существующим порядкам. По просьбе Д. Дидро Руссо пишет для «Энциклопедии» статьи, посвященные музыке и политической экономии.

В томах «Энциклопедии» выражалась новая идеология, противопоставленная существующему порядку в обществе, его морали и догмам. В идеологической подготовке французской революции она сыграла огромную роль.

В дружбе и вражде с деятелями французского Просвещения и протекала в дальнейшем значительная часть жизни Ж.Ж. Руссо. Он был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократической педагогической прграмме Просвещения.

Переломным для Ж.Ж. Руссо оказался 1749 год. Однажды Руссо прочитал опубликованное в журнале объявление Дижонской академии о конкурсе на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» и в тот же день принялся за работу, так заинтересовала его тема. Опубликованный трактат получил первую премию Дижонской академии и вызвал горячую полемику в обществе. В авторе трактата Европа увидела сильного и неординарного философа и педагога.

На поставленный в работе вопрос Руссо отвечает отрицательно. Он считает, что человечество понесло невосполнимый ущерб, уйдя от своего «естественного состояния». В этом произведении Руссо резко выступил против современной ему культуры, социальной несправедливости, давая понять, что прогресс человечества он видит в воспитании, которое будет проходить в гармонии с природной сущностью ребенка. Человек, по мнению Руссо, испорчен современным обществом.

Власть и богатство создали неравенство в обществе, поэтому, заявлял Руссо, власть должна принадлежать народу, а собственность крупных дворян-феодалов должна быть уничтожена. Идеальное общество, по Руссо, строиться на мелкобуржуазной собственности, труде каждого и свободе, ибо тот человек, который ценит свою свободу, научиться, конечно, уважать и свободу других, основанную на труде.

Творческий взлет Ж.Ж. Руссо пришелся на 1756 – 1762 гг. Он жил в предместье Парижа, пользуясь покровительством крупных аристократов и тратя небольшое наследство, оставшееся ему после смерти отца. Свою личную жизнь Руссо связал с молодой белошвейкой Терезой Левассер, ставшей ему подругой, а затем и женой на всю жизнь. В этот период им написаны произведения «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Общественном договор» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762), «Письма о морали» (1758) и другие произведения, сделавшие автора знаменитым не только во Франции, но и далеко за ее пределами.


Одним из самых любимых произведений автора, своеобразным прологом к его главному педагогическому труду – «Эмилю», стал роман «Новая Элоиза», написанный в 1758 г., а опубликованный в 1761 г. Это художественное произведение пользовалось огромной популярностью и было переведено, в том числе, и на русский язык. Сентиментальная история о средневековых влюбленных, которые вынуждены жить в разлуке, из-за общественных предрассудков общественного уклада, пронизана мыслями о воспитании на началах гуманизма и бережного отношения к природе человека.

В 1762 г. Руссо опубликовал свой главный педагогический роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», в котором подверг жесткой критике существовавшую практику организованного воспитания, показал кастовость и ограниченность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионе, будучи оторванным от родителей.

Выход романа в свет произвел на власти и церковь эффект разорвавшейся бомбы. Произведение сразу же было запрещено церковью, а весь тираж публикации был конфискован и сожжен публично. Против Руссо было возбуждено судебное дело, вскоре, после чего он был вынужден скрываться и бежать за границу. Власти увидели в романе Руссо прямые нападки на аристократию и церковь, а недавние друзья Вольтер и Гельвеций также не поняли своего единомышленника.

Но в то же время, многие передовые мыслители Европы – И. Кант, Д. Юм, приветствовали выход романа, так как понимали, что благодаря «Эмилю» во Франции и за ее пределами после прочтения романа возникнет огромный интерес к проблемам воспитания и желание воплотить его идеи на практике.

Некоторое время Руссо скрывается в Швейцарии, затем он тайно перебирается в Германию, из Германии по приглашению английского философа Д. Юма переезжает в Англию.

В 1767 г., после пяти лет изгнания, больной и разбитый морально Руссо возвращается на родину во Францию, где живет под чужим именем. Здесь он завершает свои последние труды «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей», где снова возвращается к вопросам воспитания и народовластия. Скончался Ж.Ж Руссо, тяжело болея, в нищете и одиночестве в 1778 г., но идеи, оставленные им, были восприняты другими педагогами-энтузиастами и развиты в своих концепциях воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», - писал русский историк и писатель Н.М. Карамзин.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» посвящен изложению взглядов Руссо на воспитание как разумный способ изменить общественное переустройство. В романе два главных героя – Эмиль, молодой человек (от рождения до 25 лет) из знатной семьи и его воспитатель, заменяющий ему родителей. В результате полученного воспитания Эмиль должен стать свободомыслящим мелким буржуа, живущим собственным трудом.


В современном Руссо обществе бытовало мнение, что воспитание и обучение должно переделать ребенка, укротить его дикую природу и подготовить занять определенное место в жизни, согласно положению родителей: быть военным, адвокатом, служителем церкви. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. …Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа – не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду», - писал французский педагог.

Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную средствами природы, на лоне природы, с собственными естественными интересами и руководствующуюся в жизни собственными природными способностями.

Цель воспитания по Руссо – сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, такие черты, необходимые любому человеку, независимо от его социального положения и занимаемой должности. «Выходя из моих рук, - писал Руссо, - он (воспитанник. - авторы) не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком». Нужно научить ребенка, полагал Руссо, выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях.

Идеальным для человека Руссо считал его естественное и неиспорченное воспитанием состояние, сохранить которое поможет - естественное воспитание (развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, на лоне природы). Существовавшая в его времена система воспитания лишь портила совершенную природу человека, утверждал Руссо. Человек по натуре добр, но общество портит и развращает его. Он писал: «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным».

В задачи воспитания Ж.Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств, как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления является сенсорика, которая, которая нуждается в постоянных упражнениях, начиная с раннего детства.

Главным условием реализации естественного воспитания и первым естественным правом человека, по мнению Руссо, является свобода. Опираясь на это положение, он выступал против феодальных порядков в школе, засилия схоластики, зубрежки и суровых телесных наказаний, подавляющих личность.

Руссо придавал огромное значение направляющей роли учителя-воспитателя. Но понимал эту роль по-своему, своеобразно. По мнению Руссо, неразумно воле ребенка противопоставлять одни только физические препятствия или наказания. Ребенок должен чувствовать свободу, как в своих действиях, так и в действиях наставника. При этом его собственные действия должны определяться естественным ходом вещей и восприниматься как послушание. Руссо был убежден в том, что наихудшим способом воспитания является тот, который заставляет ребенка колебаться между своей собственной волей и волей воспитателя и постоянно выяснять, кто же из них станет господином в образовательном процессе, кто за кем будет вынужден идти.