Файл: ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 3769

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осуждая неупорядоченность и бессистемность современного ему воспитания, Гельвеций настаивал на необходимости создания единой для всех системы общественного воспитания. Осуждая сословное и семейное воспитание и обучение, французский философ-материалист утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как рождаются с одинаковыми способностями.

Гельвеций широко трактовал понятие «воспитание», понимая его не только в обычном смысле этого слова, но и как совокупность всех условий жизни индивидуума. В своей книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» Гельвеций утверждал, что воспитание всемогуще, и, следовательно, именно оно «делает тем, чем мы являемся», и даже более: «Воспитание может все». Даже талантливость и глупость людей во многом он объяснял различием педагогического подхода к ним. Отсюда следовал вывод, что воспитание должно соответствовать лучшим образцам человеческой культуры.

Таким образом, Гельвеций полагал, что необходимо коренным образом перестроить систему воспитания и обучения, сделать школу светской и государственной, искоренить засилье религии и схоластики, вооружить ребенка реальными знаниями, признать право женщины на образование.

Он искренне надеялся, что в результате правильно организованного просвещения и воспитания будет создано новое и справедливое общество, в котором будут счастливо жить настоящие патриоты своей родины, соединяющие в себе идею личного блага и благо нации.

Другим выдающимся представителем французского материализма XVIII в. был Дени Дидро. Сын зажиточного ремесленника, он решительно отказался от карьеры священника и предпочел творческую работу и свободную от ханжеских регламентаций жизнь. Признанный лидер философского кружка французских просветителей, он был наиболее последовательным в своих философских, политических и педагогических взглядах. Его философское наследие отличают ясность и художественная выразительность. Дидро тонко чувствовал неисчерпаемость процесса познания, его рассуждениям чужда упрощенная односторонность. Он всегда предпочитал умное философское сомнение слепой уверенности в собственной правоте.

По приглашению Екатерины II, уже знаменитый философ, Дидро посетил Россию, где давал русской императрице смелые до дерзости советы государственного переустройства и план организации в России народного образования «План университета для России» (1775).

Основные философские идеи Дидро связаны с раскрытием материалистической картины мира и идеей самодвижения материи. Так же как и его предшественники был сенсуалистом, считал исходным источником познания человеческие чувства. Однако, он полагал, что органы чувств – это лишь свидетели, а основным результатом деятельности разума на основе полученных знаний есть суждение.


Целью воспитания Дидро считал формирование честного и здорового человека, обладающего твердостью суждений, справедливостью, здравым, просвещенным, обширным умом, вкусом ко всему «истинному, прекрасному, великому и доброму».

Высоко оценивая роль воспитания в процессе развития личности, однако, Дидро решительно опровергал положение Гельвеция о всемогуществе воспитания. Он полагал, что «воспитание не всесильно, но оно означает очень многое». Воспитание может и должно, по мысли Дидро, развивать хорошие природные задатки и заглушить дурные, учитывать индивидуальные и физические особенности развития ребенка. Дидро был убежден, что хорошие природные задатки имеются не только у избранных, он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати.

Будучи сторонником просвещения широких народных масс, Дидро с горечью замечал, что дурной общественный строй лишает детей народа правильного воспитания и не дает возможности проявить и реализовать свои таланты.

Так же как и Гельвеций, Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания. Он настаивал на реорганизации всей системы образования в стране на принципах доступности, равенства и свободы. Дидро настаивал на том, чтобы школы находились в ведении государства, были бесплатными и обязательными для всех слоев населения, обеспечены бесплатным общественным питанием и учебниками.

В области школьного образования Дидро последовательно развивал радикальные требования передовой буржуазии того времени, выдвигая идею реального образования, основанную на научных знаниях в области математики, физики, химии, естествознания и астрономии.

Таким образом, французские просветители остро поставили вопрос об изменении всей существующей системы образования, возлагали большие надежды на общественное образование, объявляли его главным приоритетом социального прогресса. Их педагогические взгляды




Тема 6. Школа и педагогическая мысль в России в XVIIXVIII веках.

Вопросы

1. Просвещение и школа в Русском централизованном государстве в XVII веке.

2. Просветительские реформы Петра I в начале XVIII века и создание первых светских государственных учебных заведений.

3. Формирование системы закрытых сословных учебных заведений в середине XVIII века и педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

4. Школа и педагогическая мысль в России в конце XVIII века.


1. Педагогика и школа в Московском государстве в XVI веке опиралась на традиции патриархального древнерусского общества, проникнутого духом ветхозаветного педагогического идеала, который утверждал абсолютную власть отца в семье, непререкаемость его авторитета, высокое положение матери и хозяйки в доме, уважение к пожилым, старикам и воспитателям. Жестокое и авторитарное отношение к ребенку, широкое применение телесных наказаний были повсеместно распространены и способствовали обузданию плоти, приучали с раннего возраста переносить тяготы и лишения жизни, вырабатывали привычку послушания. Детей обучали на дому, систематического обучения не существовали. Часто основными воспитателями являлись, прежде всего, родители. Они учили детей земным поклонам, двуперстному или трехперстному кресту, соблюдению церковных обрядов, но не объясняли, в чем состоит их смысл и история появления.


Ветхозаветный педагогический идеал ярко описан в «Домострое» памятнике древнерусской литературы XVI века, который представлял собой свод житейских правил и наставлений относительно жизни семьи и семейного воспитания.

Обучение и воспитание подрастающего поколения этого периода имели сословный характер и по целям и по содержанию. Образованных граждан было крайне мало, вследствие чего общий уровень образованности был весьма низким. Государство и церковь не были заинтересованы в развитии доступного образования для всех слоев населения. Основными учителями для простых людей оставались – мастера-грамоты. Их профессиональный уровень и подготовка были низкими. В обществе подозрительно относились к ученым людям и наукам вообще. Считалось, что научные знания и просвещение не нужны православному христианину, так как идут они от лукавого и могут принести лишь вред человеку.

Часто священнослужители также были неграмотны. Многие священники были выходцами из крестьян или посадских людей, что не могло способствовать уровню их образованности. Тревога по поводу неграмотности приходского духовенства была выражена еще во времена Ивана III новгородским архиепископом Геннадием, просившим митрополита обратиться к великому князю за поддержкой в организации училищ для духовенства.

В XVI веке на уровень образованности Руси вообще и духовенства в частности повлияло книгопечатание, позволившее постепенно распространять в народе книжную мудрость. В 1564 году в России появляется первая книга, а в 1674 в Москве была издана первая славянская «Азбука», созданная печатником Иваном Федоровым. В этой книге были собраны молитвы и наставления о том, как учить детей, формировать у них навыки чтения, письма, обучать элементарной славянской грамматике. «Азбука» Ивана Федорова стала образцом печатной светской книги, за которою последовали буквари других авторов.

Подвижником российского просвещения XVI века был приглашенный в Россию для описи греческих рукописей широко образованный византийский монах – Максим Грек. В своих сочинениях он раскрывал истинные начала христианской веры, доказывал, что для образованного священнослужителя простой грамотности недостаточно, а необходимы широкие знания о пиитике, риторике и философии.

Обучение детей грамоте как у мастеров грамоты, так и в школах было тяжелым делом, требовавшим большого времени и затрат сил. Чтению учили по букварям и азбукам буквослагательным способом, который был малопонятен и неудобен. Лишь в XVII веке стали появляться буквари с приемами звукового способа произношения, где за буквами следовали слоги. Книги были рукописными, слова в них писались слитно, не отделяясь друг от друга, и только со временем появилась определенная орфография. Детей учили читать по рукописным текстам, которые изготавливал учитель. После изучения азбуки приступали к совершенствованию чтения, которое отрабатывали по Псалтири и другим «божественным книгам.


Образование и школа в XVI веке воспитывало детей в страхе Божием, постоянно твердило о греховной сущности человека, о покорности и церковных добродетелях. По своей сути оно отличалось схоластичностью и непедагогичностью всей постановки обучения. Учение постоянно сопровождалось наказаниями и битьем учащихся, было принудительным и безрадостным. Но в конце XVI века ситуация постепенно стала изменяться в лучшую сторону. Этому способствовало несколько причин.

Развитие просвещения и школьного дела в России XVII в веке проходило в изменившихся исторических и социально-культурных условиях. Российское государство испытывало все возраставшее давление Европы, успешно входившей в новую фазу своей истории – Новое время. Постепенно расширяются дипломатические и торгово-экономические связи с зарубежными странами, совершенствуется и усложняется система внутреннего государственного управления, изменяется отношение дворянства к образованию и просвещению. В XVII веке незнание грамматики среди дворян расценивалось как признак невежества. Учебный курс школьного обучения становился значительно шире, в него стали включаться математика, риторика и другие предметы средневекового образования. В высших кругах общества стали изучать латинский и греческий языки. Эти процессы порождали потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, военное искусство и технику.

Если начальное образование в XVII веке за исключение м количественного роста, не претерпело сколько-нибудь значительных изменений, то в области повышенного обучения во второй половине столетия наметились новые тенденции. При некоторых московских монастырях создаются школы, где изучаются греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика и богословие.

Так, в 1639 году боярином Федором Михайловичем Ртищевым при Андреевском монастыре открывается греческая школа, в 1649 году по инициативе Симеона Полоцкого, воспитателя царских детей – Федора и Софьи открывается при Спасском монастыре школа повышенного типа, а при Чудовом монастыре в 1653 году была открыта греческая школа под руководством греческого монаха Епифания Славинецкого..

Вследствие острой необходимости людей, знающих иностранные языки, в 1679 году греком Тимофеем в Москве была создана Типографская школа, которая была одновременно и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.

С возникновением новых типов школ формируется новая социально-профессиональная группа – учительство. Обучение грамоте становиться ремеслом, появляются первые отечественные педагогические сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, о смысле его жизни, о целях воспитания.

Первой школой повышенного типа и центром просвещения и науки восточнославянских народов, стала преобразованная братская школа – Киево-Могилянская академия (1632). Ее основателем стал киевский митрополит Петр Могила (1596 – 1647). Он провел крупную реформу братской школы по образцу иезуитской коллегии, ввел обучение на латинском языке, сформировал 8 классов, объединив их в три отделения (младшее, среднее, старшее). В младших классах учили читать и писать, преподавали греческий, латинский, славянский, польский и немецкий языки, изучали арифметику, молитвы, катехизис, музыку и пение; в средних классах изучали поэтику, риторику, грамматику, синтаксис; в старших классах преподавались философия и богословие.


В процессе обучения большое значение уделялось активным формам и методам преподавания и учения. Проводились публичные диспуты, ставились театральные постановки и спектакли нравственного и религиозного содержания. Многие преподаватели и выпускники академии стали видными носителями и проводниками просветительских идей времен русского Просвещения XVII-XVIII веков (Феофан Прокопович, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Стефан Яворский и мн. др.).









































Тема 7. Классики западноевропейской педагогики XIX века

Вопросы

1. Педагогическая теория элементарного образования и трудового воспитания И.Г. Песталоцци.

2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта.

3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.


  1. «Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек Гражданин. Все для других. Для себя ничего». Эта надпись на надгробном памятнике И.Г. Песталоцци, сделанная его современниками, помогает сегодня понять духовные основы жизненного подвига великого швейцарского педагога, оценить уникальность его вклада в европейский историко-педагогический процесс.

Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу. С юных лет он проникся лекциями прогрессивных профессоров, которые внушали слушателям патриотические идеи и развивавшие мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества. Изучал труды французских просветителей, особенно выделял философско-политические идеи Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка.

Также повлияла на формирование мировоззрения Песталоцци христианская антропология. В соответствии с христианской традицией, Песталоцци «возвышает» человека и вместе с тем далек от идеализации человеческой природы. «Истинно человеческое», отличающее человека от других живых существ: «ум, сердце, рука» - вызревает в борении с «животным началом». Воспитание призвано помочь этому естественному процессу – «подчинить притязания нашей животной природы нашему духу» - писал И.Г. Песталоцци.

Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования.

В 1769 г., имея незаконченное высшее образование и некоторый общественно-политический опыт, Песталоцци начинает социальный эксперимент. В купленном на занятые деньги поместье Нейгоф он пытается организовать показательную ферму с тем, чтобы научить местных крестьян рационально вести свое хозяйство. Однако вскоре разоряется.

В 1775 г., он предпринимает новую попытку оказания помощи народу: в Нейгофе открывает приют для сирот и беспризорных детей «Учреждение для бедных». Приют, по его мысли, должен был содержаться за счет заработанных детьми средств, летом в поле, зимой на ткацких станках. Он также обучает детей письму, чтению, счету. Тем самым Песталоцци, одним из первых, стремился осуществить соединение обучения с производительным трудом.