ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2020
Просмотров: 3772
Скачиваний: 4
Через некоторое время педагогически запущенные дети, стали неузнаваемы в физическом, интеллектуальном и моральном развитии. Однако приют не смог себя окупить за счет детского труда, а личных средств хватило лишь до 1780 г. С этого момента наступает 18-ти летний период вынужденного перерыва, заполненный литературной деятельностью и практическим подтверждением своих художественно-педагогических идей.
Песталоцци автор многих педагогических трудов, которые принесли ему мировую известность и признание, - «Лингардт и Гертруда» (1781 – 1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826).
В социально-педагогическом романе «Лингард и Гертруда» автор развивает свои мысли об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.
Сюжет популярного четырехтомного произведения был предельно прост. Действия романа разворачиваются в обыкновенной деревне, где глава деревни – трактирщик, пастор, помещик и местный учитель были людьми невежественными и мало интересующими жизнью крестьян. Но сменившие их молодой помещик, новые пастор и учитель перестраивают жизнь в деревне. Простая крестьянская женщина – Гертруда, благодаря своему трудолюбию, рассудительности, настойчивости и терпению сама занимается воспитанием своих детей и спасает своего мужа от пьянства и лени. Постепенно в круг влияния новых идей вовлекаются соседи, и таким образом происходит преображение целой деревни.
Идеи этого романа были созвучны настроениям передовых общественных сил того времени. В романе он стремился раскрыть основания народной педагогики, которые усматривал в народном языке, в религии, в традициях семейного воспитания, в укладе народной жизни, то есть в той среде, где живет ребенок. Законодательное собрание революционной Франции удостоило Иоганна Песталоцци звания почетного гражданина республики в числе 18 иностранцев.
Произошедшая в 1798 г. буржуазная революция в Швейцарии побудила педагога к более активной деятельности. По заданию правительства он организует в городе Станце приют для детей-сирот, где начинает опыты упрощенного обучения, направленные на использование таких методов, с помощью которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей.
Затеи создает институт (интернат) в Бургдорфе, который в связи с резко изменившейся политической ситуацией вынужден был переехать в Ивердон, французскую часть страны. Ивердонский институт, состоящий из средней школы и учреждения для подготовки учителей, просуществовал с 1805 по 1825 г. и приобрел мировую известность. Помимо швейцарцев здесь учились молодые люди из Германии, России, Англии, Франции, Италии, Испании и других стран. Его посещали ученые, писатели, выдающиеся деятели современности. Но успех не радовал Песталоцци, потому что теперь его знания, опыт использовались не для народных масс. Контингент института в основном составляли дети аристократов, помещиков и других зажиточных слоев общества.
В 1825 г. разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, где полвека назад начиналась его педагогическая деятельность. Здесь он пишет последнюю работу под символическим названием «Лебединая песня» (1826) - итог многолетних педагогических исканий такого природосообразного метода воспитания, который бы способствовал развитию умственных, физических и нравственных сил каждого человека в их полном объеме. Произведение состоит из двух частей: в одной раскрывается сущность идеи элементарного образования – развивающего школьного обучения, а в другой делается попытка установить причины, по которым ему не удалось полностью ее осуществить.
Скончался И.Г. Песталоцци в 1827 г.
Избавление социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные силы, что в дальнейшем избавит их нужды.
Важнейшая цель воспитания Песталоцци – развитие природных способностей человека. При этом педагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития природных сил. Он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить».
Песталоцци одним из первых поставил задачу психологизации обучения, в основу которого положена наглядность и учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Процесс обучения, должен быть направлен не столько на накопление знаний, а на развитие умственных способностей ребенка.
Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному.
Свою теорию формирования личности Песталоцци назвал элементарной по двум причинам. Во-первых, при осуществлении природосообразного развития всегда следует исходить из первоначальных основ образования, его простейших элементов. Усваивая простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, человек познает мир. Эти элементы – исходные для любого обучения: число, форма, слово. В первоначальном обучении числу соответствует счет (единица), форме соответствует измерение (прямая линия), слову – речь (звук). Таким образом, первоначальное элементарное обучение означало умение измерять, считать и владеть речью.
Во-вторых, теория называлась элементарной потому, что методика обучения излагалась в простой и доступной форме, что ею могла овладеть любая мать, даже простая крестьянка.
Теория элементарного образования по И.Г. Песталоцци
Содержание элементарного образования |
Задачи воспитания |
Пути средства |
Физическое воспитание |
Физическое развитие ребенка, подготовка к труду |
Естественная домашняя гимнастика, игры, строевые занятия, поход, экскурсии |
Трудовое воспитание |
Овладение основными приемами и культурой труда |
Работа в поле, на прядильных и ткацких станках, «азбука умений» |
Нравственное воспитание |
Развитие нравственных чувств, выработка навыков поведения и нравственного сознания |
Любовь к ближнему и доброта к окружающим |
Умственное воспитание |
Развитие познавательных способностей, умения логически мыслить |
Овладение чтением, счетом, письмом, сообщение сведений из географии, истории, естествознания |
Основой физического воспитания является естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье в раннего возраста, когда мать учит делать ребенка первые шаги. Большое место в физическом развитии отводится играм, военным упражнениям, гимнастике.
Песталоцци создал определенную «азбуку умений», освоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми трудовыми умениями. В «азбуку умений» входили такие элементарные физические упражнения - бить, толкать, бросать, носить и др.
В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным воспитанием. По мысли Песталоцци, система физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения.
Одним из первых Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Воспитанники трудились в поле, работали на прядильных и ткацких станках. Одновременно детей обучали грамоте, счету, письму. Однако, как показала история, подобное объединение обучения и производительного труда у Песталоцци носило механический характер, но идея, высказанная и реализованная педагогом, была прогрессивной и намного опередила свое время.
Песталоцци критиковал современную ему профессиональную и трудовую подготовку молодежи. Он полагал, что правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил растущего организма, формирует правильные взаимоотношения как внутри детского коллектива, так и в отношениях между детьми и взрослыми.
Нравственное воспитание является центром всего воспитания. По мнению педагога, нравственное воспитание осуществляется в результате постоянных упражнений ребенка в благих делах, приносящих пользу другим людям.
Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Особое значение в воспитании нравственности занимают школа и учителя ребенка. В школе отношения должны строиться, по мнению Песталоцци, на основе искренности, открытости, духовности, терпения и безграничной любви и веры учителя к своим ученикам.
Нравственное воспитание тесно связано с религиозным воспитанием, поэтому Песталоцци был сторонником естественной религии, которая помогает развивать высокие нравственные чувства у ребенка. Он резко критиковал обрядовую религию, которая формировала лишь чувство греховности и стыда у молодого человека, не возвышала, а стремилась загнать его в определенные рамки для дальнейшего управления и манипуляций.
В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи:
- развитие у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей;
- выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах;
- формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений.
Учение Песталоцци об умственном воспитании заслуживает особого внимания. Великому педагогу принадлежит заслуга выдвижения идеи воспитывающего и развивающего обучения. Он считал, что «обучение должно быть подчинено воспитанию, а учитель должен вырабатывать в ученике деятеля… не вливать в него, как в сосуд уже готовые знания».
Критикуя современную ему школу за книжность, отрыв от жизни, Песталоцци предлагал строить процесс обучения в соответствии с естественными потребностями ребенка в знаниях и ощущениях, опираясь на чувственное восприятие вещей и явлений окружающего мира. В отличие от своих предшественников Песталоцци предлагал расширенную трактовку принципа наглядности, признавая его основой обучения и дав ему глубокое психологическое обоснование.
Большая заслуга И.Ф. Песталоцци заключается в том, что он разработал основы частных методик начального обучения, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни.
В основу методики преподавания родного языка был положен принцип развития речи ребенка. Овладение родной речью предшествует обучению другим предметам, поскольку язык «является воспроизведением всех впечатлений… и дает ребенку в короткое время то, что человек получил от природы за тысячелетия».
Обучение родному языку связывалось с наглядностью и сообщением элементарных сведений по естествознанию, географии и истории. Песталоцци выделил в слове основной элемент звук и предложил звуковой метод обучения грамоте, тогда как в то время повсеместно господствовал громоздкий буквослагательный метод, посредством которого было весьма сложно научить читать и писать.
Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий – элементов букв. Рисование и зарисовка должны были подготовить руку ребенка к обучению письму. Особое внимание при обучении письму на начальном этапе Песталоцци уделял внимание орфографической зоркости и развитию речи. Предлагал учить писать на специальных аспидных досках, на которые легко наносились и стирались записи.
Исходным и принципиальным моментом при изучении формы у Песталоцци служит прямая линия. Познакомившись с прямой линией и ее свойствами, великий педагог рекомендовал последовательно формировать у детей представления о параллельных линиях, углах, образуемых двумя прямыми линиями, квадрате и делении его на части, кривых линиях и ограниченных ими фигурах (круг, овал).
Изучение детьми формы происходило в неразрывной связи с обучением их счету. Так, деление квадрата на части помогало формированию представлений ребенка о соотношении целого числа и его частей. Таким образом, просто и наглядно усваивалась тема «Доли и дроби».
Простейшим элементом числа вводилась единица. Путем последовательного прибавления единицы и вычитания Песталоцци стремился создать в сознании учащихся правильное представление о числе, рассматривая его как соотношение множества и единицы.
Методику обучения детей арифметике Песталоцци строил на широком применении наглядности, развитии сознательности и активности. Он рекомендовал учителям, обучая детей арифметическим действиям, применять камешки, горошины, палочки и другой наглядный материал.
Для обучения математике Песталоцци создал и внедрял в практику специальный дидактический материал «арифметический ящик», который применяется и в настоящее время.
Его ученики 8 – 10 лет демонстрировали высокие знания в области математики. Дети прекрасно считали в уме и решали сложные задачи, не прибегая к обозначению чисел цифрами и каким-либо другим записям.
Таким образом, можно заключить, что И.Г. Песталоцци наметил широкую программу начального обучения и дал обстоятельные методические рекомендации к ее практическому осуществлению. Открытые им мастные методики начального образования широко применимы и в наши дни.
Сформулированные Песталоцци педагогические идеи дали толчок развитию дидактики начального обучения и педагогики XIX века. Так, практическая реализация идей Песталоцци получила в педагогической деятельности английского социалиста-утописта Роберта Оуэна (1771 – 1858), создателя первой коммунистической колонии, построенной на принципах равенства людей. В школе, действовавшей в колонии было четыре образовательных ступени. Школа для самых маленьких детей от 1 года до 5 лет была прообразом первых дошкольных учреждений той поры (ясли, детский сад). Оуэн предложил широкую образовательную программу обучения для детей рабочих. Свои педагогические взгляды Оуэн обобщил в очерках «Об образовании человеческого характера» (1813 – 1814), где развил идею о соединении обучения с производительным трудом, которую применил на практике.
Фридрих Вильгельм Фребель (1782 – 1852) также занимался вопросами создания системы дошкольного воспитания. Он положил в основу своих педагогических взглядов идеи великого швейцарского педагога-демократа. Фребель ввел в педагогический лексикон понятие «детский сад» (1840), цель которого развитие природных особенностей детей, определил содержание и методику воспитания детей дошкольного возраста, подчеркивал огромное значение воспитательное и образовательное значение игры, которую называл «высшей ступенью детского развития». Немецкий педагог предложил специальный дидактический материал – так называемые «дары Фребеля» (мяч, шар, цилиндр, кубы), развивавшие у детей навыки конструирования, понятия формы, величины, пространственных отношений. Его целостная методически разработанная и практически оснащенная система общественного дошкольного воспитания получила дальнейшее всемирное признание и распространение.