Файл: ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 3582

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Наследие великого немецкого педагога, оригинального философа, психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841) в советской историко-педагогической литературе оценивалось неоднозначно. Признавался его весомый вклад в становление педагогики как научной дисциплины, глубокое влияние его идей на развитие педагогической мысли XIX века, на совершенствование общего среднего образования. В то же время подчеркивались «буржуазно-классовый» характер, «реакционность», «консерватизм», «авторитарность» его педагогической системы. Между тем именно Гербарт явился в XIX веке достойным продолжателем гуманистической педагогической традиции, ориентируя теорию общего образования на развитие культурной нравственной личности, индивидуальности.

Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, Гербарт посетил Бурдорфский институт (1800), которым руководил швейцарский педагог и надолго оставался под впечатлением увиденного. Свой первый педагогический труд он посвятил Песталоцци, однако, многие вопросы своей педагогической теории решал иначе.

Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. После окончания Йенского университета в 1802 году он работает преподавателем в Геттингенском и Кенигсбергском университете на должности профессора, читает лекции по педагогике и психологии, руководит учительской семинарией и преподает в ней математику.

Мировоззрение Гербарта формировалось в русле немецкого Просвещения и классической немецкой философии (Лессинг, Гердер, Шиллер, Гете, Кант, Фихте, Гегель и др.).

Немецкий педагог предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению он был метафизиком и утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей – реалов, которые недоступны познанию человека.

Основные педагогические идеи Гербарта представлены в его произведениях: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Его работы отличают тщательность проработки изучаемых вопросов, рациональность и фундаментальность. Он стремился превратить педагогику в науку и придать ей максимально строгий характер. «Было бы лучше, писал Гербарт, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук».

Педагогика как наука зависела у Гербарта от практической философии, то есть этики и психологии. Первая указывает цель образования, вторая – путь и средства ее достижения, а также предупреждает о возможных препятствиях при движении к цели.


Педагогику Гербарт понимал как науку об искусстве воспитания, которое должно укреплять и отстаивать существующий строй. Гербарт отрицательно относился к французской буржуазной революции и мечтал о том, что на смену переворотов и смуты придет «устойчивый порядок и размеренная и упорядоченная жизнь».

Следуя за Песталоцци, стремившийся найти во всяком сложном явлении элементы, Гербарт разложил психическую деятельность человека на составные части и пытался выделить тот элемент, который является самым простым, первичным. Таким простейшим элементом Гербарт считал представление. Он считал, что все психические функции (эмоции, воля, мышление, воображение и т. д.) это видоизмененные представления.

Чувства, по Гербарту, есть не что как задержанные представления. Когда в душе существует гармония представлений, возникает чувство приятного, а когда представления дисгармонируют друг с другом, возникает чувство неприятного. Поэтому воздействия на представления ребенка, можно оказать соответствующее влияние на формирование его сознания, чувств, воли, то есть правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер.

Гербарном было предложено два термина, которые прочно вошли в современную психологию: ассоциация (ответное возникновение одного или нескольких психических процессов на появление другого, с ним связанного) и апперцепция (обусловленность содержания новых представлений запасом имеющихся). Он выделил также непроизвольное внимание и произвольное.

Процесс воспитания в целом Гербарт понимает широко и делит его на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Управление имеет своей целью не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время и отвлечение их от шалостей и глупостей. Оно призвано подавить «дикую резвость ребенка». Основными средствами управления являются: угроза, надзор, приказания, запрещения, наказания вплоть до применения телесных наказаний. Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами управления.

Для того чтобы дети, нарушающие установленные правила поведения не оставались без наказания, Гербарт предложил ввести так называемую штрафную книгу, где были подробно расписаны и детально разработаны все применяемые виды наказаний. Вскоре эта книга получила распространение и стала применяться во многих странах мира, включая и Россию.

Ограниченность взглядов Гербарта заключалась в том, что он оторвал управление от нравственного воспитания и рассматривал управление только лишь как условие воспитания. Он рассматривал дисциплину лишь как средство наведения порядка, тогда как на самом деле дисциплина является не только средством, но результатом воспитания.

В теории обучения Гербарт стремился развивать идеи Песталоцци. Он хотел найти некую определенную последовательность учебного процесса и разделить его на элементарные части. Так, членение процесса обучения на преподавание и учение, разработка формальных ступеней образования представляли собой определенный этап в развитии дидактики.


Процесс обучения по Гербарту обязательно должен проходить через углубление в изучаемый материал, осознание его учащимися, на основе многостороннего интереса. Поэтому, одной из важнейших задач образования является возбуждение у учащихся интереса к учебе, который появляется в результате изучения древней истории, литературы, древних языков, является важнейшим условием и средством успешного обучения. Немецкий педагог дал много рекомендаций и дидактических советов о том, как поддерживать в учениках интерес и внимание к учебе.

Гербарт выделил шесть основных видов интересов. По мнению Гербарта одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие – общественной жизни.

1. Эмпирический интерес отвечает на вопрос – «Что это такое?» и развивает стремление к наблюдению.

2. Умозрительный интерес отвечает на вопрос «Почему это так?» и ведет к размышлению.

3. Эстетический интерес обеспечивает художественную оценку явлений.

4. Симпатический интерес направлен на членов своей семьи и ближайший круг знакомых.

5. Социальный интерес направлен на общество, свой народ и все человечество.

6. Религиозный интерес направлен на общение с Богом.

Одним из ключевых моментов педагогической теории Гербарта является предложенная им теория ступеней обучения.

Процесс обучения по Гербарту, обязательно проходит две стадии это – углубление в материал и осознание изучаемого материала. В силу того, в каком состоянии осуществляются эти стадии (состояние покоя души, либо состояние движения души), Гербарт предложил четыре ступени обучения: ясность, ассоциация, система и метод.

На первой ступени, которая называется «ясность» осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанное на широком использовании наглядности. (Это углубление в состоянии покоя души).

На второй ступени, которая называется «ассоциация» у учащихся происходит установление связи новых представлений с уже имеющимися представлениями. (Это углубление в состоянии движения души).

На третьей ступени, которая называется «система» изучая новый материал, учащимися под руководством учителя выделяются главные положения, формулируются правила и законы. (Это осознание в состоянии покоя души).

На четвертой ступени, которая называется «метод» у учащихся в процессе выполнения упражнений по закреплению материала вырабатываются определенные навыки и умения, а полученные знания прочно усваиваются и применяются на практике. (Это осознание в состоянии движения).

Гербарт был сторонником классического образования. Он считал, что изучение классических языков, математики истории и литературы развивает мышление учащихся. Эта идея была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в XIX веке.

Большой заслугой Гербарта в истории педагогической мысли является разработка им теории воспитывающего обучения. По мысли педагога, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование …без обучения есть цель, лишенная средств».


Гербарт предложил оригинальную систему нравственного воспитания. Цель нравственного воспитания – формирование воли и характера будущего члена общества. Нравственное воспитание, по мнению Гербарта, строится на пяти нравственных идеях:

- идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

- идея совершенства, дающая внутреннюю гармонию;

- идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

- идея права, применяемая в случае конфликта нескольких позиций;

- идея справедливости, служащая руководством при наказании или поощрении.

Человек, по мнению немецкого педагога, который впитал эти идеи и руководствуется ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром и самим собой.

Определяющая роль в нравственном воспитании принадлежит религии. Гербарт рекомендовал пробуждать у детей религиозный интерес с самого раннего детства. Он считал, что религия может являться неким сдерживающим началом и внушать индивиду чувство зависимости и подчиненности от «высших» сил.

В системе нравственного воспитания Гербарт выдвигает следующие задачи:

- устанавливать четкие границы поведения детей;

- формировать собственный опыт ребенка, который не будет позволять вести себя безнравственно;

- формулировать четкие правила поведения;

- не давать воспитаннику повода для того чтобы он усомнился в истине, поддерживать в его душе покой и ясность;

- «волновать» душу ребенка одобрением и порицанием;

- увещевать воспитанника, указывая на его промахи и исправлять их.

Воспитатель должен обязательно найти у воспитанника даже запущенного положительные черты и культивировать их так как, считал Гербарт «даже одна искра может зажечь другую».

Педагогические взгляды Иоганна Фридриха Гербарта получили широкое распространение после его смерти. Последователи Гербарта образовали целое научное направление в педагогике – «гербартианство», а его теория во многом определила дальнейшее развитие западноевропейской школы и педагогики.


3. В историю педагогики Адольф Дистервег (1790 – 1866) вошел как «учитель немецких учителей» и прогрессивный представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.

Он родился в небольшом промышленном городке Зиген в семье чиновника-юриста. В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическим идеями Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци и стал горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений и сознательно решил посвятить всю свою жизнь делу образования народа.

Возглавляя «Всеобщий немецкий учительский союз» он выступает за демократические реформы в школе, требует отделения школы от церкви, ратует за всеобщее, основанное на общечеловеческих принципах и учете национальных традиций, образование детей.


Длительное время Дистервег руководил учительскими семинариями сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми учебными заведениями, готовившими педагогические кадры для народной школы. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег удачно совмещал с большой литературной и методической работой. В 1835 году он издает «Руководство к образованию немецких учителей», в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения и воспитания.

Дистервег всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. С 1827 по 1866 гг. он издавал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания и обучения», создал четыре учительских общества, являлся председателем Всеобщего немецкого учительского союза. Работая над изданием журнала, Дистервег поместил в нем более 400 статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. Дистервег известен как автор более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии, которые пользовались широкой известностью не только в Германии, но и далеко за ее пределами.

Дистервег выступил в защиту единой и всеобщей школы. Он настаивал на создании школы, которая бы была доступна всем детям независимо от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их родителей. А. Дистервег выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Главная задача школы, по мнению педагога, заключалась в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусаков». «Человек – мое имя, немец – мое прозвище», – писал Дистервег.

Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени.

Для детей первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию и упражнению чувств.

Школьникам второй возрастной ступени (9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать. Анализировать.

Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые современем превратятся в убеждения.

В педагогическом наследии Дистервега особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения – природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.

Под природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем природой хороших задатков и учет его возрастных и индивидуальных особенностей.