ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2020
Просмотров: 3761
Скачиваний: 4
С 7 до 14 лет мальчики должны были воспитываться в государственной школе. Начиналось воспитание с изучения гимнастики. Придавая особое значение в воспитании гимнастике, Аристотель одновременно осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в «диких животных». Гимнастика предназначена, по мнению Аристотеля, для формирования «прекрасного, а не дико-животного». В круг предметов обязательного начального образования включались грамматика, чтение, письмо, рисование и музыка.
На старших ступенях обучения с 14 до 21 воспитанники должны овладеть философией, историей, математикой, астрономией и логикой. Здесь Аристотель использовал практику афинской школы, совмещая умственное и физическое воспитание.
Аристотель уделял огромное внимание эстетическому воспитанию, которое, по его мнению, не только развивает чувство прекрасного, но и способствует формированию нравственных качеств (умеренности и благоразумия). В области нравственного воспитания философ придавал большое значение выработке привычек и навыков нравственного поведения через систему определенных упражнений. В своих трактатах, размышляя об этических и нравственных нормах поведения, Аристотель призывает избегать крайностей в поведении, так и в суждениях. А умеренность считает лучшей из человеческих добродетелей.
Женщины не должны получать равного с мужчинами образования. Их основная задача, по мнению Аристотеля, заключалась лишь в умелом ведении домашнего хозяйства.
В истории мировой философской и педагогической мысли Аристотель является одним из известных и фундаментальных ученых-энциклопедистов. Он систематизировал все области знания своего времени. Создал собственную возрастную периодизацию, указал в ней особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Большое внимание философ уделял воспитанию в раннем детстве. Его трактаты служили учебными пособиями в различные исторические эпохи, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие теории и практики образования.
5. После завоеваний Александра Македонского греческая культура широко распространилась на огромной территории, в которую, кроме Греции и Македонии, входили Малая Азия, Месопотамия, Иран, Египет и другие восточные страны. На Востоке в III в. до н. э. при приемниках А. Македонского образовались два государства: монархия Птолемеев и монархия Селевкидов. Языком высших слоев городского населения этих государств сделался греческий язык.
Понятие «эллин» стало равнозначным понятию «культурный человек» в противоположность «варвару». Синтез греческой культуры с культурой древнего Востока в истории обычно обозначался термином «эллинизм», а время распространения этой культуры называется эпохой эллинизма.
Эллинистическая эпоха характеризовалась интенсивным развитием риторического образования, направленного на формирование греческой речи на основе освоения литературно-исторического наследия Древней Греции.
Эллинистические философы, и, прежде всего стоики, критиковали формальный характер риторического образования. Они выдвигали требование сосредоточить внимание на воспитание воли, характера, умения общаться с людьми и стойко переносить невзгоды. Их идеалом был мудрец, достигший внутренней независимости благодаря способности «жить согласно природе».
Система школ в эллинистическую эпоху напоминала, в общем, афинскую модель воспитания. Акцент делался на организации общественных и государственных школ. В каждой школе устанавливалась особая должность попечителя. Заметно улучшилось материальное положение учителей.
Центром эллинистической культуры была столица царства Птолемеев – Александрия Египетская, город, основанный А. Македонским в 331 г. до н. э. и названный его именем. В III в. до н. э. в Александрии была основана самая большая библиотека (до 700 000 рукописных книг), астрономическая обсерватория, ботанический сад, зверинец и многое другое.
Все научные достижения того времени, были связаны с деятельностью государственного учреждения – Александрийского музея. Музей являлся мировым научным центром в эллинистическую эпоху, который со временем превратился в Александрийский научный центр. Сюда приглашали лучших ученых, здесь можно было изучать все науки того времени. В Александрийском университетском центре научные исследования велись по методу Аристотеля. Именно здесь Эвклидом была создана в III в. система геометрии. В эту эпоху работает Архимед и Эратосфен.
Эпоха эллинизма, сыграв огромную положительную роль в деле сохранения древнегреческой культуры, оказалась своеобразным мостом от эллинистической образованности к римскому воспитанию и образованию.
Во II - I вв. до н. э. эллинистические царства Восточного Средиземноморья были завоеваны Римом. Традиции эллинистической эпохи продолжили существование в период римского господства, оказывая огромное влияние на развитие римского (латиноязычного) образования и культуры с их практицизмом и «приземленностью».
В конце I в. до н. э. Римская республика стала империей. Возросла роль государства в социальной и политической жизни общества, в судьбе отдельного человека. Усилилось значение школьного образования – школа все более определяла лицо римской культуры. В I в. н. э. римская школа приобрела законченный вид, который в своих основных чертах сохранился вплоть до падения Западной римской империи (476 г.) и гибели античного общества.
Ведущую роль в формировании юных римлян играло домашнее обучение и воспитание. Отец в семье был наделен неограниченной властью. В его власти было даже продать детей в рабство. Мать имела намного меньше прав, чем отец, но играла почетную роль в воспитании. Девочек воспитывала мать, а воспитанием мальчиков занимался отец.
Низшей ступенью обучения небогатых и незнатных свободных граждан являлись тривиальные школы (элементарные). Поступали в них дети с 7 до 9 лет. Учились в них как мальчики, так и девочки. Эти школы были самыми массовыми. Оплата за обучение была незначительной. Школы были частными, учебных программ не было. Находились школы в примитивных помещениях. В круг изучаемых дисциплин входили: латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, основы счета, знакомили с законами страны.
Школами повышенного типа являлись частные грамматические школы. Здесь, как правило, обучались привилегированные подростки после домашней подготовки с 12 до 16 лет. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали более расширенную программу. Помимо предметов, преподававшихся обычно в тривиальной школе, здесь изучали греческий и латинский языки, основы римского права, грамматику латинского языка, риторику. Обучение было преимущественно индивидуальным, а в более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы).
В IV в. появляются риторические школы или (школы ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучались риторике, философии, правоведению, греческой и латинской литературе, математике, музыке, астрономии. В процессе обучения активно использовался эффективный метод диспутов на заданную тему. Риторические школы выполняли строгий социальный заказ – готовили чиновников для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.
Военную подготовку в течение 3-4 лет юноши проходили в воинских формированиях – легионах. Учителя назначались от имени императора, контроль над деятельностью этих школ осуществляло государство. Обучение носило религиозный характер.
Таким образом, система воспитания и образования в Римской империи обеспечивала воспроизводство определенного типа личности, способствовала распространению начальной грамотности среди широких масс и овладению фундаментальной подготовкой средних и высших слоев римского общества, обеспечивая нужды государственного управления и развития средиземноморской культуры.
Но в отличие от греческой системы образования римская мало уделяла внимания физической культуре и музыкальному воспитанию, отличаясь большим прагматизмом, хотя и ее основная цель состояла в том, чтобы молодежь овладела дисциплинами гуманитарного цикла.
После завоевания Греции (II в. д. н. э) в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становиться языком знати.
Одним из первых представителей римского просвещения явился выдающийся политический деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.). Получив в свое время достойное образование, Цицерон изучал арифметику, законы двенадцати таблиц, греческую и римскую литературу, брал уроки красноречия и философии у знаменитых ораторов, посещал форум.
Под влиянием философской греческой традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Считал, что человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но существуют силы, считал Цицерон, которые не дадут человеку погибнуть. По его мнению, главной такой силой может быть всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Огромным значением в развитии таких сил служит семья и семейное воспитание.
Цицерон выдвинул широкую программу образования, необходимую, по его мнению, для настоящего оратора. Он настаивал на изучении философии, прежде всего этики, которая должна дать будущему оратору глубокое знание человеческой природы, а также риторики, литературы, права.
Для обозначения своего образовательного идеала Цицерон выдвинул понятие «гуманизм», понимаемое как совершенство философии и красноречия, как мудрость как нравственное совершенство и добродетельное отношение к людям, как то, что, в конечном счете, определяет самого человека как человека и образование, достойное человека.
Но, несмотря на прогрессивные философские и педагогические взгляды, Цицерон был убежден, что полноценного образования достойны немногие, а большинство римлян нуждаются, прежде всего, в «хлебе и зрелищах».
Своего расцвета римская философия и педагогическая мысль достигли в I-II вв.
Один из ее представителей Сенека (4 до н. э. - 65 гг. н. э.) критиковал формализм школьной системы, которая, по его мнению, воспитывает «ум, но не душу». Считал, что полученные в школе знания должны использоваться для выработки собственной точки зрения, а не превращаться в комментарий к чужим идеям.
Начальное образование получил в семье, риторическое и философское в Риме. Проповедовал стоицизм и анархизм. Был воспитателем будущего императора Нерона, который вошел в историю как жестокий и морально-распущенный правитель. Сенека оказывал решающее значение на государственную деятельность, но был обвинен в заговоре и покончил собой.
Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в «Письмах на моральные темы» и «Нравственных письмах к Луцилию».
Под влиянием философской греческой традиции Сенека, как и Сократ, считал, что познание человеком самого себя есть путь его самосовершенствования. Поэтому педагогика, по его мнению, должна пребывать в теснейшей связи с этикой и ставить своей целью «направление учащегося по пути морального совершенствования в согласии с основными целями стоического мировоззрения».
Еще одним крупным мыслителем Древнего Рима был Плутарх (ок. 45 - ок. 127 гг. н. э.). Вслед за Сенекой и Цицероном он с особым мнением отнесся к вопросам воспитания и обучения в семье. Он считал, что необходимо воспитывать детей, избегая жестоких наказаний, а матерям не следует отдавать детей на воспитание кормилиц, а самостоятельно воспитывать своих собственных детей. По его мнению, бить ребенка означало «поднимать руку на святыню».
В конце I в. до н. э. Римская республика стала империей. Возросла роль государства в социальной и политической жизни общества, в судьбе отдельного человека. Усилилось значение школьного образования – школа все более определяла лицо римской культуры. По мере того, как рос разрыв между сформировавшейся в эпоху республики системой ценностей и социальной реальностью империи, содержание школьного образования становилось все более условным.
Попытку преодолеть тенденцию к оскудению гуманистического содержания образования во второй половине I в. н. э. предпринял Марк Фабий Квинтилиан (35 - 96 гг. н. э.) теоретик римского воспитания, преподаватель риторики римской школы. Адвокат и оратор Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского наследия. В обширном сочинении «О воспитании оратора», состоящем из 12 книг, он систематизировал заимствованные из Греции педагогические идеи и дополнил их целым рядом указаний. Это сочинение было высоко оценено гуманистами эпохи Возрождения. Из 12 книг трактата наиболее известны две: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении».
После нескольких лет адвокатской деятельности Квинтилиан занялся обучением юношей красноречию. Открыл в Риме собственную риторическую школу, которая вскоре стала государственной. Он стал первым учителем, получавшим жалованье из императорской казны. Школа имела огромный успех. Особое внимание в школе уделялось тщательности обучения ораторов и основательности широкого общего образования.
Размышляя о природе человека, Квинтилиан выказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не отрицая, однако, и дурных свойств, данных от природы. Побороть дурные наклонности он считал, может воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан утверждал, что воспитание должно формировать свободного человека. Дети – «драгоценный сосуд», с которым надо обходиться бережно и уважительно, призывал он.
Целью воспитания Квинтилиан рассматривал наилучшую подготовку к исполнению гражданских обязанностей.
При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, так как битье подавляет стыдливость и развивает рабские качества. Ввиду важности свободного воспитания необходимо тщательно подходить к выбору кормилицы для младенца. Ей следовало обладать достойными моральными и нравственными качествами, хорошими произношением и дикцией.
Квинтилиан одним из первых предложил стройную систему обучения ораторскому искусству.
Первой ее ступенью было домашнее воспитание и обучение. До семи лет ребенок должен был овладеть началами латинской и частично греческой грамматики (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, затем лучше усваиваются правила родного языка). В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес к обучению через игру и похвалу, соблюдая чувства меры в нагрузках, чтобы «ребенок не возненавидел ученье». С особой тщательностью Квинтилиан предлагал подходить к выбору товарищей-сверстников, окружавших ребенка.