Файл: ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 3580

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, азы математики, музыка, гимнастика. Основным же предметом грамматической школы оставалась грамматика.

В риторической школе центральным предметом являлась риторика, под которой понималось «искусство красноречия». В риторическую школу принимались учащиеся не по летам, а по способностям. Помимо риторики слушатели изучали философию (этику, физику и диалектику), историю и литературу.

Особое внимание Квинтилиан обращает на музыкальное воспитание, поскольку музыка воспитывает необходимые оратору гибкость голоса, ритм речи и движений.Основными методами обучения являлись: подражание, теоретическое наставление и упражнение.

Квинтилиан является первым из теоретиков педагогики, подробно разработавший методику обучения и целый ряд дидактических принципов и правил.

Он одним из первых уделил особое внимание личности педагога и его профессиональным качествам, предложив ряд обязательных требований к личности учителя. Вот лишь некоторые из них:

- «Учитель должен во всем служить примером и образцом, для своих воспитанников»;

- «Пусть учитель, прежде всего, вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам»;

- «Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен»;

- «Пусть учитель не будет раздражительным и в тоже время пусть не потворствует тем, кто нуждается в исправлении»;

- «Учитель должен замечать «различия умов», узнавать к чему каждый из них является более способным от природы»;

- «На похвалы не скуп и не расточителен»;

- «Пусть каждый учитель повышенных школ должен некоторое время преподавать в элементарной школе, вырабатывая методы работы с детьми и изучая их».

6. В 395 году Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Западная часть Римской империи не сохранила своего единства. На ее месте возникнут новые государства – Италия, Франция, Германия и Испания, а римский народ, когда-то покоривший весь мир, исчезнет, растворившись в новых народах.

Восточная часть Римской империи просуществует еще почти тысячу лет после падения Рима, рухнув в 1453 году под ударами турецких завоевателей. Ее столица – Константинополь – выросла на месте городка Византий, небольшой греческой колонии, заселенной греками, выходцами из города Мегары.

Византий находился в бухте Золотой Рог, на европейской стороне пролива Босфор. Через него шла торговля между европейскими и азиатскими странами, и город разбогател на одних пошлинах, взимаемых с купцов. Византийцы были известны необузданным пьянством. В Древней Греции слово «византиец» стало нарицательным – так называли того, кто мог выпить много неразбавленного вина. Древние авторы писали, что византийцы часто продавали свои дома и поселялись в харчевнях, чтобы ни на минуту не отвлекаться от веселого застолья.


Византий прославился еще и тем, что выдержал осаду отца Александра Македонского – Филиппа. Когда македонцы напали на Византий, командующий византийцев приказал открыть на городских стенах харчевни и бесплатно выдавать вино всем защитникам. Городское ополчение увеличилось в несколько раз, никто ни днем, ни ночью не покидал укреплений, и византийцы – единственные среди греков – с оружием в руках отстояли свою независимость.

Когда Римская империя уже начала распадаться, император Константин Великий перенес столицу из Рима в Византий. Ему очень понравилось удобное расположение города и его удаленность от Рима, погрязшего в интригах и заговорах. Константин великий первым официально признал христианскую религию и перестал преследовать христиан.

Византий получил название Нового, или Второго Рима, а позже в честь возвысившего его императора Константина Великого – Константинополя. Новую империю назвали Византией.

Византия – прямая наследница эллинско-римской культуры и образованности. Особенностью византийской культуры и педагогической мысли являлось их формирование на разнородной этнической культуре: греко-римлян и других народов Средиземноморья, Закавказья, малой Азии, Крыма, Балкан и др. Однако доминирующим являлся греческий этнос, который пользовался особой поддержкой государства и церкви. Таким образом, культура и воспитание в Византийской империи являлись, прежде всего, грекоязычными.

Другой особенностью педагогическая мысли Византии было то, что она одновременно включала в себя античную и христианскую традиции. Идеалом образованного византийца являлся человек с Греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением.

Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил вплоть до XIV в. соответствующий уровень Западной Европы. Социальных ограничений не существовало. Школы могли посещать все, кто мог и хотел учиться. Наличие образования являлось непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений.

Существенной особенностью Византии, в отличие от большинства средневековых государств (особенно в ранний период их развития), являлось отсутствие монополии церкви на образование. Светская власть в лице императора руководила ходом развития школьного дела. Однако это не означало, что церковь не вмешивалась в процессы воспитания и обучения. Наоборот, религия пронизывала всю практику школы фундаментальным изучением основных догматов христианства и в частности православия.

История просвещения и педагогической мысли Византии состоит из нескольких этапов. Первый этап (IV - IX вв.) характеризуется определяющим воздействием идеологии раннего христианства и традиций античной образованности. известен как период наивысшего подъема просвещения Второй этап (IX - XII вв.), когда были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Третий этап (XIII - XV вв.) период глубокого кризиса просвещения и педагогической мысли в Византии.


Система воспитания и образования в Византии состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. У основной массы населения – это был способ начального христианского воспитания и ученичества, когда дети получали с помощью родителей трудовые знания, навыки письма и счета. Дети из состоятельных семей приобретали школьное образование.

Первой ступенью образования являлись школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало повсеместно. Обучение длилось два-три года и начиналось с 5 - 7-летнего возраста. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Пергамент и свитки были заменены бумагой, стило на птичьи или тростниковые перья. Как и в античные времена, грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Счету обучали по-прежнему на пальцах, с помощью абаки. В программу школ грамоты входило церковное пение. Нерадивых учеников наказывали розгами.

Для многих учеников образование завершалось на элементарном уровне. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа.

Образование выше начального (энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи – Константинополе, где в IXXI вв. насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. В них обучались дети с 10 - 12-летнего возраста до 16 – 17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.

Постепенно структура средних школ становилась более сложной. В них работали группы преподавателей. Направления деятельности школ санкционировались императорскими властями. Цель обучения в грамматической школе состояла в овладении «эллинской наукой» (пайдейя) – преддверием к высшей философии – богословию. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением первой «четверицы».

Среди методов обучения популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Учащиеся учились цитировать по памяти, делать пересказ, комментарий, описания, импровизации. Школьникам приходилось изучать поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Аристофана, Гесиода, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. Чтение было важнейшим источником образования.

Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Каждое имело определенную специализацию. В 425 г. в Константинополе при императоре Феодоссии II была учреждена высшая школа Аудиториум (от латинского audire – слушать). С IX века ее именовали Магнавра (Золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императоров. Преподаватели являлись государственными служащими, получавшими жалованье от императора и составлявшими особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. В их числе были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы.


Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VII - VIII вв. преподавание осуществлялось исключительно на классическом греческом языке. В XV в. вновь стало обязательным изучение латинского языка, в программу были включены и новые иностранные языки.

Со временем обучение приобретало специальную направленность, предпочтение отдавалось юридическому образованию и изучению античного наследия. Кроме того, изучались и обсуждались сочинения христианских богословов – Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста.

В программу обязательного изучения входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина и музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Ведущей формой обучения являлись публичные диспуты. Идеалом выпускника был энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.

Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.

Определенную роль в высшем образовании Византии играли монастырские школы. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции, где на основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты читали совместно, затем их переписывали и толковали. Обучение в монастырских школах осуществлялось в среднем до трех лет, руководствовались они в своей деятельности определенным уставом, где четко регламентировался порядок обучения и воспитания монахов.

Антично-византийские традиции светского образования дали мощный толчок эволюции школы и педагогической мысли Западной Европы. Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались огромной популярностью в ученых кругах средневековой западной Европы. Среди таких трудов можно указать «Шестоднев» Василия Кесарийского, «Источник Знания» Иоанна Дамаскина, проповеди Иоанна Златоуста, Максима Исповедника и других.

Постепенно античная педагогическая традиция Византии усиливала религиозный (христианский) вектор своего развития. Византийские богословы в течение VIXV вв. предложили ряд концептуальных идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения и повлиявших на весь православный средневековый мир.

В трудах раннехристианских византийских мыслителей-богословов главным источником воспитательных идей являлась Библия. Основой воспитания выступала любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Наука уступала место вере, а основными человеческими добродетелями выступали – смирение и аскетизм.

Максим Проповедник (VII в.) определял человека как микромир, который следует привести путем воспитания в гармонию между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии он считал необходимым бороться с грехопадением человека и добиваться развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю «как силу стремления к слиянию с природой».


Василий Кесарийский (330-379) предлагал воспитывать положительное отношение к традициям греко-римской образованности, необходимой для пребывания в бренном мире. Однако вершиной образования признавал уход от мирской жизни, молитву и пост.

Иоанн Златоуст (около 347-407) талантливый проповедник и незаурядная личность. Оказал огромное влияние на формирование византийско-православной педагогической мысли. Один из известнейших проповедников восточной православной церкви. В его проповедях излагались основы христианской методики обучения и нравственного воспитания. Считал, что главная задача школы: «наставить душу и сформировать ум». Предлагал христианские методы воспитания с учетом античной традиции: наставление и беседа, а также – увещевание, совет, предостережение, исключающие авторитарные методы давления и принуждения. Показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности каждого ученика, а не к массе, строить свою речь так, чтобы она была образной, доходчивой, эмоциональной, конкретной, наглядной и полностью раскрывала содержание изучаемого.

Аврелий Августин (Блаженный Августин) (354-430) – крупнейший мыслитель, блестящий светский преподаватель риторики, в конце жизни, ставший епископом. Считал Платона предшественником христианства. Считал, что главное место в образовании должно занимать изучение Библии. В воспитании видел средство, призванное помочь человеку в интуитивном, психологически субъективном постижении объективной, вечной и неизменной Священной истины.

Признавал определенные положительные стороны античного образования и педагогической мысли, однако отрицал необходимость изучения «вымыслов» античной поэзии. Высоко ценил значение грамотности, изучения языков и истории, математических наук, диалектики и риторики, необходимых христианскому полемисту и проповеднику. Отвергал изучение наук, ведущих к роскоши и излишествам. Считал, что учение необходимо для практических целей нравственного совершенствования личности, а не для чистого созерцания теоретических высот знания, поэтому светские знания определял как второстепенные и вспомогательные.

Активно выступал против физических наказаний. Его отличал интерес к психологии ребенка, его внутреннему миру. Обращал особое внимание на значимость слов авторитетного учителя для ученика. По его мнению, у учителя должно быть всегда радостное и терпеливое настроение.

Полагал, что истинное знание свойственно человеку от рождения, оно вложено Богом, поэтому задача учителя лишь сделать это знание осознаваемым для ученика.

Михаил Пселл (1018 – 1190-е), будучи ярчайшим представителем византийского предгуманизма, в трактате «О дружбе» обосновывал огромное образовательное значение наук: «Науки смывают грязь с душ и делают их природу чистой и воздушной. Если кто начинает одинаково мыслить о вещах значительных, то скоро и в малом уничтожается различие их мнений. Вместе избрав науку, сделайте ее нерушимым залогом единомыслия».