Файл: Тема 4 политика и человек.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2020

Просмотров: 389

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГРАЖДАНЕ И ПОДДАНЫЕ. В конституционном праве употребляются оба эти термина. Первый характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со свои государством, двухсторонние связи, права и обязанности и личности и государства. Термин “подданство” применяется в монархиях.


Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, тогда как натурализованных — можно.


Существуют различные классификации прав и свобод личности, а также граждан. Чаще всего конституционные права и свободы делятся на четыре группы: права и свободы, выражающие равноправие граждан (например, перед законом); социально-экономические и культурные права; политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества; личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, достоинство личности.


РАВНОПРАВИЕ. Следует различать понятия “равенство” и “равноправие”. Люди не равны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Конституция может предоставить лишь равные права, одинаковые юридические возможности пользоваться ими, а также установить равные для всех обязанности


Установление законом неравных прав граждан не соответствует общечеловеческим ценностям и называется дискриминацией — различением в правах


Большинство конституций говорят о трех сторонах принципа равноправия: равенство граждан перед законом, равенство независимо от расы и национальности, равноправие женщины и мужчины.


К числу СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ прав относится прежде всего право собственности и ее наследования, право на свободную хозяйственную инициативу, на предпринимательскую деятельность, право на труд и свобода труда, право на отдых, право на забастовку (коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государству), право на здоровую окружающую среду, право на здоровье, право на образование и свобода образования, право на социальное обеспечение, право на жилище, свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства. Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства . К числу политических прав отно сится свобода мысли, слова, печати или свобода выражения мнений. Это означает отсутствие цензуры. Автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов о печати, о СМИ он несет ответственность.



Почти во всех конституциях говорится о свободе объединения в политические партии, профессиональные организации и иные общества. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавливают многопартийность, говорят о роли партий, устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости. Детально положение общественных объединений обычно регулируется тремя видами законов: о политических партиях, о социально-экономических и иных объединениях и об акционерных обществах.


Право на объединение реализуется также путем создания и деятельности общественных учреждений, которые не имеют членства. Общественные объединения создаются явочным порядком, предварительного разрешения на это не требуется. Однако организации имеющие свои уставы, должны зарегистрироваться.


Важнейшим политическим правом граждан является свобода собраний, митингов и демонстраций.


Промежуточное место между политическими и личными правами занимает право граждан на равный доступ к государственной службе. В данном случае речь идет прежде всего о так называемой классифицированной государственной службе с ее чинами и рангами. К государственной службе приравнивается участие в суде в качестве присяжных, народных заседателей.


В отличие от политических прав, которые касаются прежде всего граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. К их числу относится прежде всего право на жизнь. Юридически это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей.


Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновенность, физическая и психическая. Лишение свободы опять-таки возможно лишь по приговору суда. Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур.


Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки, жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица.


Конституции всех стран провозглашают свободу совести. Это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов. Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях. Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль; запрещается дискриминация на религиозной основе.


Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина.


Кроме того конституционными правами личности являются тайна переписки и свобода передвижения.



Кроме прав у гражданина существуют и обязанности. Установленные конституциями основные обязанности могут относиться одновременно и к человеку, и к гражданину, а могут обязывать только гражданина.. К первой группе относятся следующие обязанности: соблюдать конституцию и законы (иностранец, как и гражданин не может ссылаться на незнание закона); платить налоги (между многими государствами заключены соглашения об исключении двойного налогообложения, согласно которым на основе взаимности гражданин платит налоги в своей стране).


Гражданин несет дополнительные обязанности: его долг — защита родины (всеобщая воинская повинность). Гражданин обязан иметь основное общее образование (число необходимых классов школы может быть неодинаковым в разных странах), в ряде стран в соответствии с законами (там, где предусмотрено обязательное голосование) он должен участвовать в выборах.


Гарантии конституционных прав граждан зависят от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени независимости судебной власти и др. факторов. Эти гарантии принято подразделять на экономические, политические и юридические.


В развитых странах экономическим и политическим гарантиям в конституционном праве уделяется мало внимания, акцент делается на детально разрабатываемых юридических гарантиях. Социально-экономической гарантией прав граждан считается обладание собственностью, что дает человеку возможность независимо осуществлять свои права, свободу выбора занятий. Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, разделением властей, многопартийностью, свободой оппозиции, с участием граждан в управлении. Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства.



ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ


Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.


Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики:


— их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи;


— возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государством, партиями;


— деятельный, активный характер политических отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования. Например, такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития;



— их специфическим инструментом оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов.


Нерасторжимым единством целостности и социальной фрагментарности политические отношения отличаются от экономических отношений, где доминируют частные интересы. Причем их ограничение или подавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачивается деструктивными для экономики процессами: падением инициативы, снижением конкуренции, торможением технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой, наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей.


Отпечаток этой специфики невольно несет на себе любой человек, вступающий в сферу политических отношений. В его деятельности и сознании действительно нельзя будет разорвать частное и общее, интересы личные и общественныеили групповые.


Термин “политика” имеет много значений, но основные из них следующие: 1) целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений (policy); 2) характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований (politics). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институционального, указывающего на стуктурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. ИНСТИТУТОМ и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками: 1) они служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе; 2) они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти; 3) направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.


Существует неразрывное единство политических институтов и политической деятельности: политическое действие “опредмечивается” в институциональном образовании (в соответствующем учреждении, юридической регламентации и т.д.), и, наоборот, институциональное образование постепенно “распредмечивается” в политическом действии ( становится его объектом, средством, критерием, целью).


Существует множество сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются СУБЪЕКТАМИ политики, другие — выступают а качестве ее ОБЪЕКТОВ, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.



Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере социальных отношений, нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем — все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта ( когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него направлено воздействие тех или иных политических сил, например в целях его реформирования, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д.


При стремлении к максимальному сужению круга субъектов политических отношений, в конечном счете при доведении их количества до единицы возникает тоталитарная модель построения политических отношений; а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике — плюралистическая модель.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. Интересы наряду с потребностями — важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений. Потребность — это отношение между агентом,, субъектом и условиями его существования. Интерес — это отношение между субъектами по поводу условий существования. При различении того и другого необходимо иметь в виду, что отличие потребности от интереса заключается не в характере отношений, которые они выражают, но и в предметах, сторонах, между которыми отношения устанавливаются: интерес — это отношение между субъектами, потребность — отношение субъекта к объекту, от которого он зависит и на который направлено его действие.


ФОРМУЛА политического интереса. Если формула потребности — отношение субъекта к условиям своего существования: П=С/У, где С — субъект, У — условия, П — потребность, а формула интереса — отношение между субъектами по поводу условий существования: И= С -- С/У, где И — интерес, то формула политического интереса такова: ПИ= (С — С)/У . Г, где ПИ — политический интерес, Г — государство.


Это такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.


Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник. Им служит отношение интересов социальной группы и интересов социальной целостности, общества в целом. Отход от них вызывает формирование иллюзорных, отчужденных от действительных интересов форм, теряющих атрибутивные свойства политического интереса, прежде всего связь, ориентацию на реализацию потребностей социальной целостности. Такой иллюзорной формой политического интереса служит бюрократический интерес.