ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2020
Просмотров: 201
Скачиваний: 4
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА»
Социальная политика:
1) как часть политики (внешней и внутренней):
- совокупность взаимоотношений социальных групп (классов, слоев, общностей) по отстаиванию своих интересов и улучшению своего социального положения;
- связана с другими видами, направлениями политик;
- не должна быть асоциальной.
2) деятельность субъектов политики:
- в узком смысле: по поддержке уязвимых групп;
- в широком смысле: по развитию социальной сферы, улучшению социального положения различных групп.
Социальное положение – ключевое понятие социальной политики.
Структурные элементы социальной политики:
1) объекты социальной политики (по отношению к кому?);
2) субъекты и их упорядоченность (кто делает?);
3) система целеполагания: цели и задачи, приоритеты; функции; виды, компоненты (что делает?);
4) уровни реализации (где делает?)
5) система целеосуществления: методы (принципы и способы), средства (как делает и с помощью чего?).
Социальная политика и социальное управление: соотношение понятий:
1) близкие понятия, но социальная политика шире социального управления;
2) социальное управление – средство социальной политики.
4. Объекты социальной политики
Объект социальной политики в широком смысле – социальная сфера.
Социальная сфера – совокупность отношений и условий жизнедеятельности людей (групп, общества), определяющих их интересы и влияющих на их деятельность и поведение.
Три этапа формирования системы социального управления в пореформенной России (по степени внимания государства к социальным проблемам и характеру решаемых задач):
I этап – начало 1990-х гг.:
а) социальное управление направлено на последствия экономических преобразований и трансформацию институтов социальной сферы; реакция на экономические реформы, на изменение принципов финансирования социальной сферы.
Пр. – 1) в пенсионной системе и социальном страховании: создание новых финансовых институтов – внебюджетных социальных фондов (ПФ, ФОМС, ФСС);
2) появление рынка труда, масштабной безработицы => законодательные и институциональные преобразования: Закон о занятости населения РФ, создание внебюджетного фонда ГФЗН РФ и Федеральной службы занятости
б) изменения в социальной сфере: резкое падение уровня жизни, стремительный рост социальной и доходной дифференциации, развитие открытой и скрытой безработицы, разрушение прежних социальных институтов и отсутствие новых, бурное развитие неформальных отношений.
II этап – с середины 1990-х гг. до 2004 г:
а) изменения в социальной сфере: драматичность демографической ситуации, неэффективность традиционных институтов социальной сферы, неблагополучные социальных процессы (особенно в сфере доходов) – тормоза экономического роста. Преодоление гиперинфляции.
б) изменилось отношение к социальному управлению и социальной политике:
1996-1997 гг.: начало обсуждения и подготовка ряда преобразований в социальной сфере;
финансово-валютный кризис 1998 г.: приостановка этого процесса;
начало 2000-х: реализация замыслов – крупнейшие социальные институциональные реформы:
- новое трудовое законодательство (ТК РФ) в феврале 2002 г.;
- пенсионная реформа (2002 г.): переход к страховой системе и формирование накопительного компонента;
- развитие страховых институтов в здравоохранении;
- реформа образования (эксперименты с ЕГЭ и др.).
Но социальные реформы не стали приоритетными в деятельности государства, место и роль социальных проблем в политической повестке государства принципиально не изменились. Основное внимание: поддержка финансовой стабильности, реформа естественных монополий и др.
III этап – с 2005 г. по н/в:
а) поворотный для социального управления и социальной политики –перемещение социальных проблем в эпицентр социальной политики:
2005 г.: начало реформы социальных льгот (Федеральный закон № 122);
задача сокращения бедности;
сент. 2005 г.: начало реализации 4-х приоритетных национальных проектов;
май 2006 г.: крупномасштабная программа по преодолению демографического кризиса, меры по стимулированию рождаемости;
б) изменения в социальной сфере (тенденции с начала 2000-х):
- спад напряженности на рынке труда;
- сокращение задолженности по оплате труда, рост реальных доходов (в первую очередь) зарплаты;
- снижение уровня бедности;
- увеличение объемов финансирования социальных отраслей;
- положительные сдвиги в потребительском поведении населения и др.
Это результаты:
1) положительной макроэкономической динамики;
2) активизации социальной политики.
Проблемы современной и будущей социальной политики:
1) частичный, фрагментарный характер многих преобразований;
2) институциональные ловушки в функционировании социальной сферы, социальных отраслей:
- любой, оправданный с социальной и экономической точек зрения пересмотр социальных обязательств связан с высокими затратами бюджетных, административных ресурсов (Пр. – монетизация социальных льгот: движение реформы вспять);
3) укоренились неформальные отношения, практики – причина низкой эффективности многих реформ;
4) отсутствие консенсуса в отношении целей и сути многих реформ: приоритет эффективности центра и требования справедливости в оценках населения, отраслевых сообществ, региональных властей;
5) проблемы выбора форм и методов социального управления:
- новация с 2005 г. – проектный подход, что в будущем?;
6) выбор приоритетных социальных групп:
а) по возрасту:
- фокус социального управления – социальные обязательства в отношении пожилых (пенсионная реформа),
- в последнее время больше внимания и проблемам детей (достижения пока малы),
- наиболее уязвимая группа – население среднего трудоспособного возраста (сокращение «хороших» и рост «плохих» рабочих мест, основное бремя социальных расходов по поддержке детей и пожилых);
- отсюда новая парадигма: не поддержка демографических полюсов, а формирование социального баланса демографических поколений;
б) по доходам и материально-имущественному положению:
- в последние годы – приоритет борьбе с бедностью: сокращение зоны бедности;
- в новой парадигме: содействие восходящей социальной мобильности и формирование социального лифта для всех групп населения.
В будущем необходимы не просто отдельные проекты и программы, системные институциональные преобразования в социальной сфере по обеспечению общего баланса (демографического, социального, экономического, территориального).
5. Цели и функции социальной политики
Цели социальной политики:
1) базовые и современные,
2) стратегические и тактические;
3) декларируемые и реально реализуемые цели.
Базовая цель – достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма социальной сферы.
Базовые задачи:
1) создать условия для лучшего удовлетворения всей системы потребностей человека, социальной группы и всего общества;
2) обеспечить справедливое распределение социальных благ, реализовать принцип социальной справедливости.
Современные цели социальной политики учитывают комплекс сложившихся условий развития общества, различаются по характеру и форме в различных регионах, государствах.
Социальный приоритет – социальная задача, которая признается обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельной и неотложной, требующей первоочередного решения.
Приоритеты социальной политики призваны разрешать противоречия:
1) между текущими и перспективными интересами общества.
Например: социальная защита детей и пенсионеров;
2) между несовпадающими или расходящимися интересами групп.
Например: интересы наемных работников и работодателей;
3) связанные с неизбежностью «платы» за социальный прогресс.
Например:
- высокие налоги для организации развитой системы социальной защиты населения, для восстановления природной среды в результате ее загрязнения;
- снижение оплаты за неквалифицированный, физический труд в условиях НТП.
Главная особенность трансформации социальной политики в годы реформ – в изменении целевой установки:
- основная задача до реформ: обеспечение государством достойных условий существования всех групп населения, повышения их уровня жизни;
- основная задача сегодня: создание государством условий для реализации населением (отдельными группами, личностью) собственных возможностей в обеспечении достойных условий своего существования.
Целевые установки социальной политики на I этапе реформ – адаптационные:
- смягчение негативных последствий переходного периода: предотвращение социального взрыва, минимизация социальной напряженности;
- поддержание процесса позитивной адаптации россиян к новым условиям;
- обеспечение социальной защиты на новой ресурсной базе (рыночной экономики).
Современные социальные приоритеты («Стратегия социально-экономического развития России до 2010 г.»):
- создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
- улучшение состояния здоровья населения на основе реально допустимой широким слоям медицинской помощи и повышение качества медицинских услуг, развития массовой физкультуры и спорта;
- развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;
- создание эффективного цивилизованного рынка труда, повышение мобильности, конкурентоспособности рабочей силы, обеспечение устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства;
- усиление адресности социальной поддержки населения;
- обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
- создание условий для осуществления права граждан на жилище в соответствии социальными стандартами жилищных условий.
Приоритеты – в национальных проектах:
1) здоровье населения, развитие здравоохранения;
2) качество образования;
3) доступное и комфортное жилье;
4) развитие АПК, социальное развитие села;
5) демографическое воспроизводство, борьба со смертностью и повышение рождаемости.
Социальные приоритеты «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года»:
Развитие человека – абсолютный национальный приоритет:
- переход на инновационный путь развития: масштабные инвестиции в человеческий капитал, развитие национальных систем образования;
- задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала: освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений;
- активное содействие людям в трудоустройстве, повышение эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, комфортности условий для занятия малым бизнесом;
- сокращение уровня смертности более чем в 1,5 раза, увеличение средней продолжительности жизни к 2020 году до 75 лет;
- увеличение
доли среднего
класса в общей структуре населения до
уровня не менее 60%; сокращение дифференциации
доходов семей
с пятнадцатикратного разрыва до
более умеренного.
Современные особенности реализации функций социальной политики (в сравнении с дореформенным периодом):
- больше внимания: защитной, компенсационной и стабилизационной функциям;
- меньше – инновационной, стимулирующей, интеграционной функциям.
6. Субъекты, уровни и компоненты социальной политики
Критерии значимости акторов социальной политики в развитии социальной сферы:
– институциональные и инструментальные возможности регулирования социальной сферы.
Особенности изменения значимости субъектов политики и уровней реализации социальной политики в годы реформ:
1) сохранение ведущей роли государства в процессах развития социальной сферы;
2) повышение значимости международного уровня (глобализация) и общества в целом (российского социума);
3) усиление регионализации в России в 1990-х гг. и повышение роли Центра с конца 1990-х;
4) декларирование усиления муниципализации (закон №131-ФЗ);
5) рост значимости работодателей (бизнес-структур) как самостоятельного субъекта социальной политики (в сфере формирования условий и оплаты труда, политике занятости);
6) неоднозначность в оценке изменения роли общественного сектора (профсоюзов, политических партий и других общественных организаций) вследствие кардинального изменения их состава и функций;
7) сокращение значимости трудовых коллективов как объектов и субъектов социальной политики;
8) декларирование укрепления социальной политики в отношении отдельного человека и семьи.
Изменения направлений, компонентов социальной политики в годы реформ:
- преобразования: от политики полной занятости к политике эффективной занятости; от борьбы с нетрудовыми доходами к поддержке малого бизнеса и др.;
- новые компоненты: политика регулирования рынка труда и рынков социальных услуг (образования, медицинских услуг, культуры и др.); борьба с бедностью; политика охраны социального здоровья (борьба с социальными болезнями) и т.д.
7. Методы и средства социальной политики
Методы социальной политики – совокупность принципов (основных идей, правил ее проведения) и способов достижения ее целей, направленных на все общество, отдельные группы, организации, конкретного человека.
Основной принцип социальной политики – принцип социальной справедливости.
Изменение принципов социальной политики в годы реформ проявилось в:
1) более системном подходе к управлению социальными процессами, большей приоритетности в решении социальных вопросов в отличие от комплексного подхода;
2) усилении дифференцированного подхода к регулированию социальной сферы, формировании адресной социальной защиты;
3) приоритете экономических инициатив по сравнению с социальной поддержкой;
4) смещении акцентов от преимущественно административных к экономическим методам управления; социальной стандартизации (определение перечня социальных гарантий, социальных услуг с указанием источников их финансирования);