Файл: Демонстрация_Лекция по СП_расшир.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2020

Просмотров: 201

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА»



Социальная политика:

1) как часть политики (внешней и внутренней):

- совокупность взаимоотношений социальных групп (классов, слоев, общностей) по отстаиванию своих интересов и улучшению своего социального положения;


- связана с другими видами, направлениями политик;

- не должна быть асоциальной.


2) деятельность субъектов политики:

- в узком смысле: по поддержке уязвимых групп;

- в широком смысле: по развитию социальной сферы, улучшению социального положения различных групп.


Социальное положение – ключевое понятие социальной политики.




Структурные элементы социальной политики:

1) объекты социальной политики (по отношению к кому?);

2) субъекты и их упорядоченность (кто делает?);

3) система целеполагания: цели и задачи, приоритеты; функции; виды, компоненты (что делает?);

4) уровни реализации (где делает?)

5) система целеосуществления: методы (принципы и способы), средства (как делает и с помощью чего?).



Социальная политика и социальное управление: соотношение понятий:

1) близкие понятия, но социальная политика шире социального управления;

2) социальное управление – средство социальной политики.



4. Объекты социальной политики


Объект социальной политики в широком смысле социальная сфера.


Социальная сфера – совокупность отношений и условий жизнедеятельности людей (групп, общества), определяющих их интересы и влияющих на их деятельность и поведение.



Три этапа формирования системы социального управления в пореформенной России (по степени внимания государства к социальным проблемам и характеру решаемых задач):

I этап – начало 1990-х гг.:

а) социальное управление направлено на последствия экономических преобразований и трансформацию институтов социальной сферы; реакция на экономические реформы, на изменение принципов финансирования социальной сферы.

Пр. – 1) в пенсионной системе и социальном страховании: создание новых финансовых институтов – внебюджетных социальных фондов (ПФ, ФОМС, ФСС);

2) появление рынка труда, масштабной безработицы => законодательные и институциональные преобразования: Закон о занятости населения РФ, создание внебюджетного фонда ГФЗН РФ и Федеральной службы занятости


б) изменения в социальной сфере: резкое падение уровня жизни, стремительный рост социальной и доходной дифференциации, развитие открытой и скрытой безработицы, разрушение прежних социальных институтов и отсутствие новых, бурное развитие неформальных отношений.


II этап – с середины 1990-х гг. до 2004 г:

а) изменения в социальной сфере: драматичность демографической ситуации, неэффективность традиционных институтов социальной сферы, неблагополучные социальных процессы (особенно в сфере доходов) – тормоза экономического роста. Преодоление гиперинфляции.


б) изменилось отношение к социальному управлению и социальной политике:

1996-1997 гг.: начало обсуждения и подготовка ряда преобразований в социальной сфере;

финансово-валютный кризис 1998 г.: приостановка этого процесса;

начало 2000-х: реализация замыслов – крупнейшие социальные институциональные реформы:

- новое трудовое законодательство (ТК РФ) в феврале 2002 г.;

- пенсионная реформа (2002 г.): переход к страховой системе и формирование накопительного компонента;

- развитие страховых институтов в здравоохранении;

- реформа образования (эксперименты с ЕГЭ и др.).

Но социальные реформы не стали приоритетными в деятельности государства, место и роль социальных проблем в политической повестке государства принципиально не изменились. Основное внимание: поддержка финансовой стабильности, реформа естественных монополий и др.


III этап – с 2005 г. по н/в:

а) поворотный для социального управления и социальной политики –перемещение социальных проблем в эпицентр социальной политики:

2005 г.: начало реформы социальных льгот (Федеральный закон № 122);

задача сокращения бедности;

сент. 2005 г.: начало реализации 4-х приоритетных национальных проектов;

май 2006 г.: крупномасштабная программа по преодолению демографического кризиса, меры по стимулированию рождаемости;

б) изменения в социальной сфере (тенденции с начала 2000-х):

- спад напряженности на рынке труда;

- сокращение задолженности по оплате труда, рост реальных доходов (в первую очередь) зарплаты;

- снижение уровня бедности;

- увеличение объемов финансирования социальных отраслей;

- положительные сдвиги в потребительском поведении населения и др.

Это результаты:

1) положительной макроэкономической динамики;

2) активизации социальной политики.


Проблемы современной и будущей социальной политики:

1) частичный, фрагментарный характер многих преобразований;


2) институциональные ловушки в функционировании социальной сферы, социальных отраслей:

- любой, оправданный с социальной и экономической точек зрения пересмотр социальных обязательств связан с высокими затратами бюджетных, административных ресурсов (Пр. – монетизация социальных льгот: движение реформы вспять);


3) укоренились неформальные отношения, практики – причина низкой эффективности многих реформ;


4) отсутствие консенсуса в отношении целей и сути многих реформ: приоритет эффективности центра и требования справедливости в оценках населения, отраслевых сообществ, региональных властей;


5) проблемы выбора форм и методов социального управления:

- новация с 2005 г. – проектный подход, что в будущем?;


6) выбор приоритетных социальных групп:

а) по возрасту:

- фокус социального управления – социальные обязательства в отношении пожилых (пенсионная реформа),

- в последнее время больше внимания и проблемам детей (достижения пока малы),


- наиболее уязвимая группа – население среднего трудоспособного возраста (сокращение «хороших» и рост «плохих» рабочих мест, основное бремя социальных расходов по поддержке детей и пожилых);

- отсюда новая парадигма: не поддержка демографических полюсов, а формирование социального баланса демографических поколений;


б) по доходам и материально-имущественному положению:

- в последние годы – приоритет борьбе с бедностью: сокращение зоны бедности;

- в новой парадигме: содействие восходящей социальной мобильности и формирование социального лифта для всех групп населения.


В будущем необходимы не просто отдельные проекты и программы, системные институциональные преобразования в социальной сфере по обеспечению общего баланса (демографического, социального, экономического, территориального).




5. Цели и функции социальной политики


Цели социальной политики:

1) базовые и современные,

2) стратегические и тактические;

3) декларируемые и реально реализуемые цели.


Базовая цельдостижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма социальной сферы.


Базовые задачи:

1) создать условия для лучшего удовлетворения всей системы потребностей человека, социальной группы и всего общества;

2) обеспечить справедливое распределение социальных благ, реализовать принцип социальной справедливости.


Современные цели социальной политики учитывают комплекс сложившихся условий развития общества, различаются по характеру и форме в различных регионах, государствах.


Социальный приоритет социальная задача, которая признается обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельной и неотложной, требующей первоочередного решения.


Приоритеты социальной политики призваны разрешать противоречия:

1) между текущими и перспективными интересами общества.

Например: социальная защита детей и пенсионеров;


2) между несовпадающими или расходящимися интересами групп.

Например: интересы наемных работников и работодателей;


3) связанные с неизбежностью «платы» за социальный прогресс.

Например:

- высокие налоги для организации развитой системы социальной защиты населения, для восстановления природной среды в результате ее загрязнения;

- снижение оплаты за неквалифицированный, физический труд в условиях НТП.


Главная особенность трансформации социальной политики в годы реформ – в изменении целевой установки:


- основная задача до реформ: обеспечение государством достойных условий существования всех групп населения, повышения их уровня жизни;


- основная задача сегодня: создание государством условий для реализации населением (отдельными группами, личностью) собственных возможностей в обеспечении достойных условий своего существования.


Целевые установки социальной политики на I этапе реформ – адаптационные:


- смягчение негативных последствий переходного периода: предотвращение социального взрыва, минимизация социальной напряженности;


- поддержание процесса позитивной адаптации россиян к новым условиям;


- обеспечение социальной защиты на новой ресурсной базе (рыночной экономики).


Современные социальные приоритеты («Стратегия социально-экономического развития России до 2010 г.»):

- создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;


- улучшение состояния здоровья населения на основе реально допустимой широким слоям медицинской помощи и повышение качества медицинских услуг, развития массовой физкультуры и спорта;


- развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;


- создание эффективного цивилизованного рынка труда, повышение мобильности, конкурентоспособности рабочей силы, обеспечение устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства;


- усиление адресности социальной поддержки населения;


- обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;


- создание условий для осуществления права граждан на жилище в соответствии социальными стандартами жилищных условий.


Приоритеты – в национальных проектах:

1) здоровье населения, развитие здравоохранения;

2) качество образования;

3) доступное и комфортное жилье;

4) развитие АПК, социальное развитие села;

5) демографическое воспроизводство, борьба со смертностью и повышение рождаемости.



Социальные приоритеты «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года»:


Развитие человека – абсолютный национальный приоритет:


- переход на инновационный путь развития: масштабные инвестиции в человеческий капитал, развитие национальных систем образования;


- задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала: освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений;


- активное содействие людям в трудоустройстве, повышение эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, комфортности условий для занятия малым бизнесом;

- сокращение уровня смертности более чем в 1,5 раза, увеличение средней продолжительности жизни к 2020 году до 75 лет;


- увеличение доли
среднего класса в общей структуре населения до уровня не менее 60%; сокращение дифференциации доходов семей с пятнадцатикратного разрыва до более умеренного.



Современные особенности реализации функций социальной политики (в сравнении с дореформенным периодом):


- больше внимания: защитной, компенсационной и стабилизационной функциям;

- меньше – инновационной, стимулирующей, интеграционной функциям.



6. Субъекты, уровни и компоненты социальной политики



Критерии значимости акторов социальной политики в развитии социальной сферы:

институциональные и инструментальные возможности регулирования социальной сферы.


Особенности изменения значимости субъектов политики и уровней реализации социальной политики в годы реформ:

1) сохранение ведущей роли государства в процессах развития социальной сферы;


2) повышение значимости международного уровня (глобализация) и общества в целом (российского социума);


3) усиление регионализации в России в 1990-х гг. и повышение роли Центра с конца 1990-х;


4) декларирование усиления муниципализации (закон №131-ФЗ);


5) рост значимости работодателей (бизнес-структур) как самостоятельного субъекта социальной политики (в сфере формирования условий и оплаты труда, политике занятости);


6) неоднозначность в оценке изменения роли общественного сектора (профсоюзов, политических партий и других общественных организаций) вследствие кардинального изменения их состава и функций;


7) сокращение значимости трудовых коллективов как объектов и субъектов социальной политики;


8) декларирование укрепления социальной политики в отношении отдельного человека и семьи.




Изменения направлений, компонентов социальной политики в годы реформ:

- преобразования: от политики полной занятости к политике эффективной занятости; от борьбы с нетрудовыми доходами к поддержке малого бизнеса и др.;

- новые компоненты: политика регулирования рынка труда и рынков социальных услуг (образования, медицинских услуг, культуры и др.); борьба с бедностью; политика охраны социального здоровья (борьба с социальными болезнями) и т.д.



7. Методы и средства социальной политики


Методы социальной политикисовокупность принципов (основных идей, правил ее проведения) и способов достижения ее целей, направленных на все общество, отдельные группы, организации, конкретного человека.


Основной принцип социальной политики – принцип социальной справедливости.


Изменение принципов социальной политики в годы реформ проявилось в:

1) более системном подходе к управлению социальными процессами, большей приоритетности в решении социальных вопросов в отличие от комплексного подхода;

2) усилении дифференцированного подхода к регулированию социальной сферы, формировании адресной социальной защиты;


3) приоритете экономических инициатив по сравнению с социальной поддержкой;

4) смещении акцентов от преимущественно административных к экономическим методам управления; социальной стандартизации (определение перечня социальных гарантий, социальных услуг с указанием источников их финансирования);