Файл: Самостоятельные работы для 3 ИЯ ОЗО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2020

Просмотров: 487

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


История педагогики и образования

3 ИЯ ОЗО 4, 6 лет обучения

Самостоятельные работы для 3 ИЯ ОЗО (4,6 лет обучения)

Самостоятельная работа №1

Задание. Конспектирование первоисточников

(Выполняется по «Хрестоматии по истории зарубежной педагогики». Сост. А. И. Пискунов)

  1. Коменский Я. А. «Великая дидактика»; подробно главы VI, XXIII, XXVI; кратко – XXVIIXXXI.

  2. Локк Дж. «Мысли о воспитании»; § 1, 40, 47, 48, 49, 50, 66, 73, 74, 108, 128, 174, 160, 162, 163.

  3. Руссо Ж.-Ж. «Эмиль, или о воспитании» (краткий конспект).

  4. Дистервег А. В. Ф. «Руководство к образованию немецких учителей»;

  5. Песталоцци И. Г. «Лебединая песня» (теория элементарного обучения);

  6. Толстой Л. Н. «О народном образовании» (принципы и организация народного образования);

  7. Ушинский К. Д. «О пользе педагогической литературы» (об учителе);

  8. Ушинский К. Д. «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология» (о роли наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека).

  9. Дьюи Дж. «Школа и общество»;

  10. Лай В. А. «Школа действия».

Самостоятельная работа № 2 (ЛК)

Тема: Образование и педагогическая мысль в Античном мире

Вопросы для рассмотрения:

  1. Спартанская и Афинская системы воспитания.

  2. Образование в Древнем Риме.

  3. Педагогические идеи философов Древней Греции и Древнего Рима.

Задания:

  1. Сопоставьте спартанскую и афинскую системы воспитания по следующим основаниям (можно в виде таблицы):

  • государство и образование,

  • цель воспитания,

  • воспитание и личность воспитанника,

  • учитель и ученик;

  • сравните модели педагогического процесса.

  1. Проанализируйте взгляды древнегреческих философов: Пифагора, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля – на цели, содержание и организацию воспитания и обучения. Выявите общее и особенное во взглядах философов.

  2. Проанализируйте взгляды древнеримских философов: Плутарха, Квинтилиана, Цицерона, Сенеки - на цели, содержание и организацию воспитания и обучения. Выявите общее и особенное во взглядах философов.


Самостоятельная работа № 3

Тема: Педагогическая мысль эпохи Возрождения и периода Реформации

Вопросы для обсуждения:

  1. Педагогические идеи европейского Возрождения

  2. Педагогические идеи деятелей Реформации и Контрреформации

Задания:

  1. Ознакомьтесь с педагогическими идеями представителей европейского Возрождения: Т. Мора, Т. Кампанелла, Ф.Рабле, М. Монтеня, Э. Ротердамского, подготовьтесь к обсуждению системы воспитания каждого из авторов (кратко).

  2. Подготовьтесь к обсуждению вопроса: общее и особенное во взглядах на природу человека и его воспитание деятелей европейского Возрождения.

  3. Ознакомьтесь с педагогическими идеями деятелей Реформации: Ж. Кальвина, М. Лютера, Ф. Меланхтона, подготовьтесь к их обсуждению.

Литература для выполнения СР № 2,3:

  1. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.

  2. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

  3. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.

  4. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.

  5. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.

  6. Ханпира Е. Э. Социальная и личностная направленность воспитания в Древней Греции // Вопросы философии. – 2000. – № 9.

  7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.


Самостоятельная работа № 4

Тема: Педагогические теории эпохи Просвещения.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая система Я. А. Коменского (конспект).

2. «Практическая педагогика» Дж. Локка (конспект).

3. Концепция естественного воспитания Ж. – Ж. Руссо (конспект).

Задания:

  1. Ознакомьтесь с педагогической системой Я. А. Коменского, используя следующий план:

  • антрополого-педагогические взгляды Я. А. Коменского, ставшие основой его педагогической системы;

  • система школ и её дидактическое обоснование;

  • принцип природосообразности воспитания и образования в педагогической концепции Я. А. Коменского;

  • концепция преобразования человеческого общества в книге «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

  1. Подготовьтесь к обсуждению вопроса, какие идеи Коменского применяются в теории и практике современной гуманистической школы.

  2. Ознакомьтесь с концепцией воспитания и образования Дж. Локка, используя следующий план:

  • социально-политические и философские воззрения Дж. Локка, послужившие основой для его педагогической системы;

  • система воспитания и образования джентльмена, изложенная в трактате «Мысли о воспитании»;

  1. Ознакомьтесь с педагогической системой Ж. – Ж. Руссо, используя следующий план:

  • философские воззрения Ж. – Ж. Руссо, послужившие основой для его педагогической системы;

  • возрастная периодизация и её обоснование;

  • система воспитания и образования, изложенная в романе «Эмиль, или О воспитании».


Литература:

  1. Васильев В. А. Ж.-Ж. Руссо о воспитании добродетели // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 6.

  2. Горностаев П. В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. – 1993. – № 5.

  3. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.

  4. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

  5. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.

  6. Кумарин В. Аксиомы Коменского, или строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования // Народное образование. – 2001. – № 8.

  7. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.

  8. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.

  9. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.

  10. Тюмкеева З., Морозова Ю. К Коменскому – в XVII век или с Коменским – в XXI век. // Народное образование. – 1993. – № 5.

  11. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.

Самостоятельная работа № 5

Тема: Педагогические теории и системы в странах Западной Европы в XIX веке

Вопросы для обсуждения:

  1. Педагогические идеи и деятельность Иоганна Генриха Песталоцци

  2. Педагогические идеи и деятельность Иоганна Фридриха Гербарта

  3. Педагогические идеи и деятельность Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега(конспект).


Задания:

  1. Ознакомьтесь с педагогической деятельностью и теорией И. Г. Песталоцци, используя следующий план:

  • мировоззренческие, духовно-нравственные основы педагогической системы И. Г. Песталоцци;

  • антропологическая концепция педагога;

  • принцип природосообразности воспитания (в «Лебединой песне» (см. Хрестоматию по истории зарубежной педагогики) выделите трактовки природы человека, законов развития природных сил и способностей);

  • теория элементарного образования: выявление «простейших» элементов – первооснов познания;

  • идеи развивающего школьного обучения в творчестве педагога;

  • идея народной школы в педагогическом романе «Лингард и Гертруда» (см. Хрестоматию …)

  1. Ознакомьтесь с педагогической деятельностью и теорией И. Ф. Гербарта, используя следующий план:

  • антрополого-педагогическая концепция Гербарта, её философские основы;

  • этические идеи, сформулированные Гербартом, как нормы жизни отдельного человека и общества в целом;

  • цели воспитания как центральный вопрос педагогики (см. Хрестоматию …, отрывок из произведения «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания»);

  • «материальное» и «формальное» образование (единство процесса усвоения знаний и развития познавательных способностей),

  • роль интереса в обучении, требование «многостороннего интереса» в педагогической системе Гербарта;

  • нравственное воспитание и развитие ребёнка, воспитывающее обучение;

  • дисциплинирование воспитанника как пролог к его нравственному воспитанию.

  1. Ознакомьтесь с практической деятельностью и педагогическими идеями Ф. А. В. Дистервега, используя следующий план:

  • мировоззренческая позиция педагога, её философские и идейные основы;

  • дидактические правила обучения, изложенные в «Руководстве к образованию немецких учителей» - общий обзор правил, сгруппированных по четырём направлениям (см. Хрестоматию …);

  • принципы природосообразности (здесь же рассмотрите ступени возрастного развития детей школьного возраста, выделенные Гербартом), культуросообразности и самодеятельности в педагогической системе Дистервега;

Литература:

  1. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.

  2. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.

  3. Клоушн В. М. Аксиомы Песталоцци и психология // Народное образование. – 2002. – № 4.

  4. Клоушн В. М. И. Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. – 1996. – № 1.

  5. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.

  6. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.

  7. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.

  8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.

  9. Шевченко Л. И., Заплатников Л. Т. И. Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок // педагогика. – 1996. – № 3.



Самостоятельная работа № 6

Тема1. Воспитание у восточных славян в VIIX вв. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до конца XVII века).

  1. Воспитание у восточных славян в VIIX вв.

  2. Семейное воспитание и школьное дело в Русском государстве в XIVXVII вв.

  3. Вопросы воспитания в письменных памятниках средневековой Руси. Педагогические идеи Е. Премудрого, Н. Сорского, архиепископа Геннадия, Симеона Полоцкого, протопопа Аввакума. (кратко)

Задания:

  1. изучить рекомендованную литературу, подготовить сообщения о воспитании у восточных славян в VIIX вв. по плану:

  • Древнерусская культура и народная педагогика.

  • Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия.

  • Взаимодействие языческих и христианских традиций в практике воспитания и обучения в Киевской Руси

  • Формы воспитания и обучения: семейное воспитание, школы учения книжного, обучение у мастеров грамоты; цели, содержание и методы обучения, учебные книги.

  • Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы. «Поучения князя Владимира Мономаха детям».

  1. подготовить сообщения о семейном воспитании и школьном деле в Русском государстве в XIVXVII вв., используя следующий план:

  • Татаро-монгольское нашествие, феодальная раздробленность, их влияние на состояние образования и культуры.

  • Семейное воспитание и школьное дело в Русском государстве в XIVXVII вв.

  • Влияние православного христианства на воспитание и образование.

  • Вопросы воспитания в письменных памятниках средневековой Руси: «Домострой», «Послание Геннадия». (конспект)

  • Педагогические идеи Е. Премудрого, Н. Сорского, архиепископа Геннадия, Симеона Полоцкого, протопопа Аввакума.


Тема 2.Педагогическая мысль в России в XVIII – 1-я половина XIX вв.

Вопросы для обсуждения:

  1. Русская педагогическая мысль 18 в.

  2. Педагогическая мысль в России 1-й половины 19 в.

Задания:

  1. На основе учебных материалов (см. список литературы) познакомьтесь с педагогическими идеями и деятельностью В. Ломоносова, И. И. Бецкого и Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, подготовьте сообщение о каждом, в сообщение включите критический анализ педагогических идей авторов.

  2. На основе учебных материалов (см. список литературы) ознакомьтесь с педагогическими идеями выдающихся деятелей 1-й половины 19 века: А. С. Пушкина, С. П. Шевырёва, В. Г. Белинского, и А. С. Хомякова, подготовьте сообщение о каждом (кратко).

Литература:

  1. Бобков Ф. А. «Последние происшествия обнаружили много печальных истин…» // Педагогика. – 2000. – № 1. (о Пушкине)

  2. Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск: Изд-во Поморского международного педуниверситета, 1999.

  3. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.

  4. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия, 2000.

  5. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.

  6. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.

  7. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.

  8. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.

  9. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. Егоров С. Ф. / Под ред. Ш. И. Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.



Тема3. Педагогическая мысль в России во 2-й половине XIX в.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в.

  2. Педагогическая теория Л. Н Толстого.

  3. Педагогическая теория К. Д. Ушинского.

Задания:

  1. Подготовьте доклад о «феномене русской культуры» – общественно-педагогическом движении в 60-е годы 19 века. Ознакомьтесь с взглядами участников дискуссии: Н. И. Пирогова, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. Отразите в докладе противоположные точки зрения педагогов, дайте им критическую оценку.

  2. Ознакомьтесь с педагогической теорией Л. Н. Толстого, используя следующий план:

  • антрополого-педагогические воззрения Л. Н. Толстого;

  • Яснополянская школа;

  • нравственное воспитание;

  • народная школа;

  • учитель и ученик.

  1. Ознакомьтесь с педагогической теорией К. Д. Ушинского, используя следующий план:

  • антрополого-педагогические воззрения К. Д. Ушинского;

  • принцип народности воспитания;

  • сочетание общечеловеческого и национального элементов в формировании личности;

  • дидактические основы педагогической системы К. Д. Ушинского;

  • нравственное и трудовое воспитание;

  • К. Д. Ушинский об учителе (см. «О пользе педагогической литературы).

Литература:

  1. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.

  2. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия, 2000.

  3. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.

  4. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.

  5. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.

  6. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.

  7. Халамбазарь П. Христианские мотивы в «родном слове» К. Д. Ушинского // Искусство в школе. 2000. – № 2.

  8. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. Егоров С. Ф. / Под ред. Ш. И. Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.

  9. Шаталов А. А. Л. Н. Толстой и «педагогический анархизм» // Педагогика. – 1993. – №5.

  10. Шаталов А. А. Л. Н. Толстой: школа для ребенка, а не ребенок для школы // Воспитание школьников. 1993. – № 4.

  11. Шеховская Н. А. К. Д. Ушинский и Н. А. Бердяев: Духовность как нравственная основа личности // Педагогика. – 2002. – №5.

Самостоятельная работа № 7

Тема. Воспитание, школьное обучение и педагогика за рубежом и в России в конце XIX – начале XX вв.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные течения в зарубежной педагогике рубежа XIX – XX вв.

  2. Три направления развития педагогической мысли в России на рубеже XIXXX вв:

а) развитие классической педагогики;

б) философское осмысление проблем воспитания и развития личности;

в) экспериментальная педагогика.

Задания:

  1. рассмотреть основные направления в зарубежной педагогике: педагогический традиционализм и реформаторская педагогика. Организация школ на основе идей реформаторской педагогики.

  2. Подготовьте доклад о развитии отечественной классической педагогики на примере творчества П. Ф. Каптерева.

  3. Подготовьте сообщение о философском осмыслении проблем воспитания и развития личности на примере творчества Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, В. В. Зеньковского.

  4. Подготовьте доклады о воззрениях и деятельности представителей экспериментальной педагогики: сторонники концепции свободного воспитания К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий; представители психолого-физиологического направления В. П. Вахтерова, В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт.