ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2020
Просмотров: 487
Скачиваний: 4
История педагогики и образования
3 ИЯ ОЗО 4, 6 лет обучения
Самостоятельные работы для 3 ИЯ ОЗО (4,6 лет обучения)
Самостоятельная работа №1
Задание. Конспектирование первоисточников
(Выполняется по «Хрестоматии по истории зарубежной педагогики». Сост. А. И. Пискунов)
-
Коменский Я. А. «Великая дидактика»; подробно главы VI, XXIII, XXVI; кратко – XXVII – XXXI.
-
Локк Дж. «Мысли о воспитании»; § 1, 40, 47, 48, 49, 50, 66, 73, 74, 108, 128, 174, 160, 162, 163.
-
Руссо Ж.-Ж. «Эмиль, или о воспитании» (краткий конспект).
-
Дистервег А. В. Ф. «Руководство к образованию немецких учителей»;
-
Песталоцци И. Г. «Лебединая песня» (теория элементарного обучения);
-
Толстой Л. Н. «О народном образовании» (принципы и организация народного образования);
-
Ушинский К. Д. «О пользе педагогической литературы» (об учителе);
-
Ушинский К. Д. «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология» (о роли наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека).
-
Дьюи Дж. «Школа и общество»;
-
Лай В. А. «Школа действия».
Самостоятельная работа № 2 (ЛК)
Тема: Образование и педагогическая мысль в Античном мире
Вопросы для рассмотрения:
-
Спартанская и Афинская системы воспитания.
-
Образование в Древнем Риме.
-
Педагогические идеи философов Древней Греции и Древнего Рима.
Задания:
-
Сопоставьте спартанскую и афинскую системы воспитания по следующим основаниям (можно в виде таблицы):
-
государство и образование,
-
цель воспитания,
-
воспитание и личность воспитанника,
-
учитель и ученик;
-
сравните модели педагогического процесса.
-
Проанализируйте взгляды древнегреческих философов: Пифагора, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля – на цели, содержание и организацию воспитания и обучения. Выявите общее и особенное во взглядах философов.
-
Проанализируйте взгляды древнеримских философов: Плутарха, Квинтилиана, Цицерона, Сенеки - на цели, содержание и организацию воспитания и обучения. Выявите общее и особенное во взглядах философов.
Самостоятельная работа № 3
Тема: Педагогическая мысль эпохи Возрождения и периода Реформации
Вопросы для обсуждения:
-
Педагогические идеи европейского Возрождения
-
Педагогические идеи деятелей Реформации и Контрреформации
Задания:
-
Ознакомьтесь с педагогическими идеями представителей европейского Возрождения: Т. Мора, Т. Кампанелла, Ф.Рабле, М. Монтеня, Э. Ротердамского, подготовьтесь к обсуждению системы воспитания каждого из авторов (кратко).
-
Подготовьтесь к обсуждению вопроса: общее и особенное во взглядах на природу человека и его воспитание деятелей европейского Возрождения.
-
Ознакомьтесь с педагогическими идеями деятелей Реформации: Ж. Кальвина, М. Лютера, Ф. Меланхтона, подготовьтесь к их обсуждению.
Литература для выполнения СР № 2,3:
-
Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
-
Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
-
История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
-
Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.
-
Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
-
Ханпира Е. Э. Социальная и личностная направленность воспитания в Древней Греции // Вопросы философии. – 2000. – № 9.
-
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.
Самостоятельная работа № 4
Тема: Педагогические теории эпохи Просвещения.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическая система Я. А. Коменского (конспект).
2. «Практическая педагогика» Дж. Локка (конспект).
3. Концепция естественного воспитания Ж. – Ж. Руссо (конспект).
Задания:
-
Ознакомьтесь с педагогической системой Я. А. Коменского, используя следующий план:
-
антрополого-педагогические взгляды Я. А. Коменского, ставшие основой его педагогической системы;
-
система школ и её дидактическое обоснование;
-
принцип природосообразности воспитания и образования в педагогической концепции Я. А. Коменского;
-
концепция преобразования человеческого общества в книге «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».
-
Подготовьтесь к обсуждению вопроса, какие идеи Коменского применяются в теории и практике современной гуманистической школы.
-
Ознакомьтесь с концепцией воспитания и образования Дж. Локка, используя следующий план:
-
социально-политические и философские воззрения Дж. Локка, послужившие основой для его педагогической системы;
-
система воспитания и образования джентльмена, изложенная в трактате «Мысли о воспитании»;
-
Ознакомьтесь с педагогической системой Ж. – Ж. Руссо, используя следующий план:
-
философские воззрения Ж. – Ж. Руссо, послужившие основой для его педагогической системы;
-
возрастная периодизация и её обоснование;
-
система воспитания и образования, изложенная в романе «Эмиль, или О воспитании».
Литература:
-
Васильев В. А. Ж.-Ж. Руссо о воспитании добродетели // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 6.
-
Горностаев П. В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. – 1993. – № 5.
-
Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
-
Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
-
История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
-
Кумарин В. Аксиомы Коменского, или строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования // Народное образование. – 2001. – № 8.
-
Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
-
Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.
-
Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
-
Тюмкеева З., Морозова Ю. К Коменскому – в XVII век или с Коменским – в XXI век. // Народное образование. – 1993. – № 5.
-
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.
Самостоятельная работа № 5
Тема: Педагогические теории и системы в странах Западной Европы в XIX веке
Вопросы для обсуждения:
-
Педагогические идеи и деятельность Иоганна Генриха Песталоцци
-
Педагогические идеи и деятельность Иоганна Фридриха Гербарта
-
Педагогические идеи и деятельность Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега(конспект).
Задания:
-
Ознакомьтесь с педагогической деятельностью и теорией И. Г. Песталоцци, используя следующий план:
-
мировоззренческие, духовно-нравственные основы педагогической системы И. Г. Песталоцци;
-
антропологическая концепция педагога;
-
принцип природосообразности воспитания (в «Лебединой песне» (см. Хрестоматию по истории зарубежной педагогики) выделите трактовки природы человека, законов развития природных сил и способностей);
-
теория элементарного образования: выявление «простейших» элементов – первооснов познания;
-
идеи развивающего школьного обучения в творчестве педагога;
-
идея народной школы в педагогическом романе «Лингард и Гертруда» (см. Хрестоматию …)
-
Ознакомьтесь с педагогической деятельностью и теорией И. Ф. Гербарта, используя следующий план:
-
антрополого-педагогическая концепция Гербарта, её философские основы;
-
этические идеи, сформулированные Гербартом, как нормы жизни отдельного человека и общества в целом;
-
цели воспитания как центральный вопрос педагогики (см. Хрестоматию …, отрывок из произведения «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания»);
-
«материальное» и «формальное» образование (единство процесса усвоения знаний и развития познавательных способностей),
-
роль интереса в обучении, требование «многостороннего интереса» в педагогической системе Гербарта;
-
нравственное воспитание и развитие ребёнка, воспитывающее обучение;
-
дисциплинирование воспитанника как пролог к его нравственному воспитанию.
-
Ознакомьтесь с практической деятельностью и педагогическими идеями Ф. А. В. Дистервега, используя следующий план:
-
мировоззренческая позиция педагога, её философские и идейные основы;
-
дидактические правила обучения, изложенные в «Руководстве к образованию немецких учителей» - общий обзор правил, сгруппированных по четырём направлениям (см. Хрестоматию …);
-
принципы природосообразности (здесь же рассмотрите ступени возрастного развития детей школьного возраста, выделенные Гербартом), культуросообразности и самодеятельности в педагогической системе Дистервега;
Литература:
-
Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
-
История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
-
Клоушн В. М. Аксиомы Песталоцци и психология // Народное образование. – 2002. – № 4.
-
Клоушн В. М. И. Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. – 1996. – № 1.
-
Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
-
Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.
-
Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
-
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.
-
Шевченко Л. И., Заплатников Л. Т. И. Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок // педагогика. – 1996. – № 3.
Самостоятельная работа № 6
Тема1. Воспитание у восточных славян в VI – IX вв. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до конца XVII века).
-
Воспитание у восточных славян в VI – IX вв.
-
Семейное воспитание и школьное дело в Русском государстве в XIV – XVII вв.
-
Вопросы воспитания в письменных памятниках средневековой Руси. Педагогические идеи Е. Премудрого, Н. Сорского, архиепископа Геннадия, Симеона Полоцкого, протопопа Аввакума. (кратко)
Задания:
-
изучить рекомендованную литературу, подготовить сообщения о воспитании у восточных славян в VI – IX вв. по плану:
-
Древнерусская культура и народная педагогика.
-
Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия.
-
Взаимодействие языческих и христианских традиций в практике воспитания и обучения в Киевской Руси
-
Формы воспитания и обучения: семейное воспитание, школы учения книжного, обучение у мастеров грамоты; цели, содержание и методы обучения, учебные книги.
-
Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы. «Поучения князя Владимира Мономаха детям».
-
подготовить сообщения о семейном воспитании и школьном деле в Русском государстве в XIV – XVII вв., используя следующий план:
-
Татаро-монгольское нашествие, феодальная раздробленность, их влияние на состояние образования и культуры.
-
Семейное воспитание и школьное дело в Русском государстве в XIV – XVII вв.
-
Влияние православного христианства на воспитание и образование.
-
Вопросы воспитания в письменных памятниках средневековой Руси: «Домострой», «Послание Геннадия». (конспект)
-
Педагогические идеи Е. Премудрого, Н. Сорского, архиепископа Геннадия, Симеона Полоцкого, протопопа Аввакума.
Тема 2.Педагогическая мысль в России в XVIII – 1-я половина XIX вв.
Вопросы для обсуждения:
-
Русская педагогическая мысль 18 в.
-
Педагогическая мысль в России 1-й половины 19 в.
Задания:
-
На основе учебных материалов (см. список литературы) познакомьтесь с педагогическими идеями и деятельностью В. Ломоносова, И. И. Бецкого и Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, подготовьте сообщение о каждом, в сообщение включите критический анализ педагогических идей авторов.
-
На основе учебных материалов (см. список литературы) ознакомьтесь с педагогическими идеями выдающихся деятелей 1-й половины 19 века: А. С. Пушкина, С. П. Шевырёва, В. Г. Белинского, и А. С. Хомякова, подготовьте сообщение о каждом (кратко).
Литература:
-
Бобков Ф. А. «Последние происшествия обнаружили много печальных истин…» // Педагогика. – 2000. – № 1. (о Пушкине)
-
Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск: Изд-во Поморского международного педуниверситета, 1999.
-
Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
-
История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия, 2000.
-
История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
-
Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
-
Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.
-
Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
-
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. Егоров С. Ф. / Под ред. Ш. И. Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.
Тема3. Педагогическая мысль в России во 2-й половине XIX в.
Вопросы для обсуждения:
-
Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в.
-
Педагогическая теория Л. Н Толстого.
-
Педагогическая теория К. Д. Ушинского.
Задания:
-
Подготовьте доклад о «феномене русской культуры» – общественно-педагогическом движении в 60-е годы 19 века. Ознакомьтесь с взглядами участников дискуссии: Н. И. Пирогова, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. Отразите в докладе противоположные точки зрения педагогов, дайте им критическую оценку.
-
Ознакомьтесь с педагогической теорией Л. Н. Толстого, используя следующий план:
-
антрополого-педагогические воззрения Л. Н. Толстого;
-
Яснополянская школа;
-
нравственное воспитание;
-
народная школа;
-
учитель и ученик.
-
Ознакомьтесь с педагогической теорией К. Д. Ушинского, используя следующий план:
-
антрополого-педагогические воззрения К. Д. Ушинского;
-
принцип народности воспитания;
-
сочетание общечеловеческого и национального элементов в формировании личности;
-
дидактические основы педагогической системы К. Д. Ушинского;
-
нравственное и трудовое воспитание;
-
К. Д. Ушинский об учителе (см. «О пользе педагогической литературы).
Литература:
-
Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
-
История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия, 2000.
-
История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
-
Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
-
Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.
-
Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
-
Халамбазарь П. Христианские мотивы в «родном слове» К. Д. Ушинского // Искусство в школе. 2000. – № 2.
-
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. Егоров С. Ф. / Под ред. Ш. И. Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.
-
Шаталов А. А. Л. Н. Толстой и «педагогический анархизм» // Педагогика. – 1993. – №5.
-
Шаталов А. А. Л. Н. Толстой: школа для ребенка, а не ребенок для школы // Воспитание школьников. 1993. – № 4.
-
Шеховская Н. А. К. Д. Ушинский и Н. А. Бердяев: Духовность как нравственная основа личности // Педагогика. – 2002. – №5.
Самостоятельная работа № 7
Тема. Воспитание, школьное обучение и педагогика за рубежом и в России в конце XIX – начале XX вв.
Вопросы для обсуждения:
-
Основные течения в зарубежной педагогике рубежа XIX – XX вв.
-
Три направления развития педагогической мысли в России на рубеже XIX – XX вв:
а) развитие классической педагогики;
б) философское осмысление проблем воспитания и развития личности;
в) экспериментальная педагогика.
Задания:
-
рассмотреть основные направления в зарубежной педагогике: педагогический традиционализм и реформаторская педагогика. Организация школ на основе идей реформаторской педагогики.
-
Подготовьте доклад о развитии отечественной классической педагогики на примере творчества П. Ф. Каптерева.
-
Подготовьте сообщение о философском осмыслении проблем воспитания и развития личности на примере творчества Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, В. В. Зеньковского.
-
Подготовьте доклады о воззрениях и деятельности представителей экспериментальной педагогики: сторонники концепции свободного воспитания К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий; представители психолого-физиологического направления В. П. Вахтерова, В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт.