Файл: Ответы к экзамену по возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2020

Просмотров: 1728

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену по возрастной психологии.


Вопрос 1. Возрастная психология как наука. Понятие психического развития, возраста. Закономерности психического развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Связь с другими науками.

Возрастная психология как наука.

Психология – наука о закономерности функционирования и развития психики.

Возрастная психология – наука о закономерностях развития психики в онтогенезе.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостною психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Понятие психического развития, возраста.

Психическое развитие – процесс количественных, качественных и структурных изменений психики во времени. (Количеств. изменен. – запоминается больше; качеств. изменен. – появление новых свойств Пример: непроизвольное запоминание становится произвольным; структурные изменен. – изменение системы связей между элементами целого. Пример: эмоция начинает контролироваться, т.е. соединяется с волей. Изменения бывают положительными (эволюционные) и отрицательными (инволюционные))

Развитие психики:

  • Филогенез – развитие психики человека, как вида в целом.

  • Онтогенез – индивидуальное развитие психики в процессе жизни человека.

Возраст - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Возраст:

  • Календарный (паспортный) – период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления.

  • Психологический – физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психического развития.

  • Биологический – возраст, характеризующийся определенной типичной степенью анатомического и физиологического развития индивида (состояние организма, определяющееся медиками).


Акселерация – когда биологический возраст опережает календарный.

Ретардация – календарный возраст опережает биологический.

Закономерности психического развития (закономерности – то что присуще всем – большинство – норма):


    1. Нелинейность

    2. Гетерохромность (разновременность) отдельные элементы психики развиваются в разное время (воображение в один возрастной период; память – в другой)

    3. Необратимость (невозможно вернуться в исходное состояние… если что-то измен. в психике)

    4. Поэтапность (каждый индивид проходит в своем развитии ряд этапов…)

    5. Синзитивность (чувствительность) для развития каждой психической функции существуют наиболее благоприятные периоды развития – синзитивные.

    Теоретические и практические задачи возрастной психологии:

    1. Теоретические:

      • Изучение движущих сил развития психики

      • Изучение влияющих факторов на развитие психики

    2. Практические

      • Контроль за ходом и динамикой развития психики

      • Диагностика развития, доля развития каких-то недостатков, затем коррекция

      • Прогнозирование

      • Помощь в кризисные возрастные периоды

      • Профилактическая задача, + просвещение

    Связь с другими науками.

    Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов. Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.

    Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.





    Вопрос 2. Разделы возрастной психологии. Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Характеристика детства как социокультурного феномена.

    Разделы возрастной психологии (4 раздела; 8 стадий):

    • Детская психология : - Младенческий возраст (кризис новорожденности, кризис 1 года жизни);

    - Ранний возраст (кризис 3 лет)

    - Дошкольный возраст (кризис 7 лет)

    - Младший школьный возраст ( кризис 13 лет)

    • Психология подростка: - Подростковый возраст (кризис 17 лет)

    - Юношеский возраст (кризис 21 года)

    • Психология зрелости: - Зрелость (кризис пенсионного возраста)

    • Психология старости: - Старость

    Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости.

    Детство – это период, который возникает в филогенезе на том этапе, когда приспособительные механизмы новорожденного существа недостаточны для самостоятельного выживания.

    Д.Б. Эльконин описал 2 парадокса детства:

    1. человек – самое совершенное существо в природе

    новорожденный человек – самое беспомощное существо.

    Вывод : Это объясняет происхождение детства; Определяется характеристика детства: детство – период зависимости.

    1. культурно-исторический опыт человека все время обогащается.

    новорожденный человек не изменяется.

    Вывод: Это объясняет изменение продолжительности детства (удлиненное детство); Определяется характеристика детства: детство – период освоения опыта.

    Содержание детства определяется конкретной исторической обстановкой. Детство продолжается до тех пор, пока уровень освоения культурного опыта не позволит ребенку самостоятельно удовлетворять свои потребности. Чем более развито общество, тем длиннее детство.


    • Проблема удлинения детства на современном этапе развития общества. Запорожец предложил два решения проблемы интенсификации детства:

    Акселерация (ускорение) – увеличивается содержание обучения и снижаются сроки начала обучения.

    Амплификация (обогащение) – обогащение содержания обучения и включение этого обогащения в соответствующее возрасту виду обучения.

    • Членение детства на отдельные возрастные периоды:

    Произошло благодаря возникновению социальных институтов (прежде всего школ)

    Изначально выделялось два периода: дошкольный, школьный

    С внедрением классно урочной системы школьный возраст расчленился на: младший, средний, старший

    С появлением высшего образования и службы в армии появился: юношеский возраст

    С появлением дошкольного образования появилось разделение: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

    Вывод: Детство возникло на определенном этапе филогенеза. Содержание, продолжительность и этапы детства зависят от эпохи.

    Детство как социокультурный феномен


    (Эльконин)

    Человек, появляясь на свет, наделен лишь элементарными механизмами для поддержания жизни. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении – один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

    В ходе истории росло обогащение материальной и духовной культуры человечества… но за это время новорожденный ребенок практически не изменился. Детство – это период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равно продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека – продукт истории, и они также подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.


    Зрелостьпериод независимости; период передачи и использования опыта.

    Старость – период, который появляется на том этапе филогенеза, когда: появляются сферы общественной жизни, в которой стрики востребованы (образование, религия); появляются излишки производства (если есть деньги на их содержание).



    Вопрос 3. Понятия: методология, метод, стратегия. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д.Б. Эльконин). Классификация методов возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву.

    Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

    Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

    Стратегия – это:

    1. совокупность поведенческих шаблонов, позволяющих достичь определенного, заранее намеченного результата.

    2. общий план, процедура ведения психологических исследований.

    Стратегии исследования в возрастной психологии.

    В истории возрастной психологии выделяются три основные стратегии.

    1. Стратегия наблюдения. Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требований – это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.

    2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка


    3. В настоящее время интенсивно развивается стратегия формирующего эксперимента, введенная в психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот метод экспериментально-генетическим, так как он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развития. Основная цель - активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами.

    Классификация методов возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву.

    Выделяет 4 группы:
    1.
    Организационные методы:

    1. сравнительный (поперечный),

    2. лонгетюдный (продольный),

    3. комплексный.

    2. Эмпирические:

    1. наблюдение, самонаблюдение;

    2. эксперимент;

    3. психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия);

    4. анализ процесса и продуктов деятельности;

    5. биографический метод.

    3. Методы обработки данных:

    1. количественная обработка;

    2. качественная обработка;

    4. Интерпретационные методы:

    1. генетический метод – это интерпретация материала в характеристиках развития, установление вертикальных связей между уровнями развития;

    2. структурный метод – это установление горизонтальных связей между всеми изучаемыми характеристиками данного психологического феномена.

    Характеристика групп методов.

    В современной  дидактике  все  многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
    1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.  К  ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные  и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
    2. Методы стимулирования и  мотивации  учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
    3. Методы контроля (устный,  письменный, лабораторный и др.)  и самоконтроля в процессе обучения.

    МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Подразделяются на 1.Подгруппа по источнику информации и восприятия: словесные методы (рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение); наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации); практические методы (упражнения, лабораторные опыты, трудовые задания). 2) Подгруппа по логике мышления: индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему); дедуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному). 3) Подгруппа по степени самостоятельности и активности познавательной деятельности учащихся: репродуктивные методы (активное восприятие, запоминание и воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами); проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации).