Файл: Демонстрация_Лекция по СП_расшир.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2020

Просмотров: 202

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5) переходе от преимущественно социальной поддержки к развитию страховых принципов социальной политики;

6) формировании многоканального финансирования социальной сферы, развитии благотворительности и спонсорства;

7) новой идеологии социальной политики

(установление паритета всех видов доходов, полученных социально допустимыми способами, снятие ограничений на рост доходов и др.)


Главный способ социальной политикигосударственное регулирование.


Особенности трансформации способов социальной политики в годы реформ:

1) кардинальное изменение характера государственного регулирования социальных процессов:

- значительно сократилась роль директивного планирования;

- заметное развитие индикативного регулирования: налоговой политики, рынка ссудного капитала и др.;

- возрастание роли государственного программирования и прогнозирования;

- сокращение роли государственного заказа и государственной инвестиционной политики в развитии социальной сферы.

2) становление систем муниципального регулирования, рыночного саморегулирования в социальной сфере и адекватных рынку общественных технологий.


Социальное партнерство как социально-политическая технология – это:

1) в широком смысле: способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, способ разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания;

2) в узком смысле (в социально-трудовой сфере): как система отношений, обеспечивающая достижение баланса социальных и экономических интересов работодателей, работников, государства.


Лоббирование – это:

1) процесс деятельности в органах власти с целью выявления и представления в этих органах интересов определенных общественных групп;

2) форма представительства на политическом уровне интересов различных социальных групп через социальные организации (трудовые, общественные и др.), а также формa взаимодействия социальных организаций различного уровня, неотъемлемым элементом среди которых выступают органы власти и другие акторы политики.


Основные направления совершенствования лоббирования:

- разграничение процессов лоббирования, протекционизма и коррупции;

- формирование законодательной базы по вопросам лоббирования;

- развитие институтов профессиональной подготовки к лоббистской деятельности.




Специальные средства социальной политики:

- государственные нормативно-правовые документы (законы, постановления, распоряжения и др.) и административные решения по регулированию социальной сферы;

- социальные программы и мероприятия;

- учреждения и предприятия социальной сферы;

- государственные социальные нормативы (ГМСС);

- экономические нормативы, регулирующие социальную сферу (налоговые рычаги и стимулы, тарифы и др.);


- финансово-кредитные средства развития социальной сферы.


Источники финансирования социальной сферы:

- значительно изменилось соотношение финансовых средств социальной политики при сохранении главной роли государственного бюджета;


- сформированы новые источники финансирования социальной сферы (Стабилизационный фонд, государственные внебюджетные фонды, благотворительные и спонсорские средства предприятий, российских общественных и международных организаций и населения.



8. Формы социальной политики


Форма социальной политики способ его существования и выражения содержания.


Основные формы социальной политики:

1) целевые, политико-идеологические модели;

2субъектно-технологические формы;

3инструментальные;

4) конечные материальные;

5) территориальные и другие формы.


Особенности патерналистской модели социальной политики в России «дотрансформационного» периода:

1) иждивенческий подход, без стимулирования экономической инициативы, ответственности за обеспечение своего благополучия;


2) этатический подход, уравнительное распределение заработной платы и других доходов;


3) замалчивание происходящих изменений в социальной сфере либо их частичная идеологически выгодная пассивная регистрация.


1. Модели социальной политики (по Г. Эспринг-Андерсену):

1) (нео)либерализм (США, Великобритания, Канада):

- минимальное вмешательство государства;

- создание для всех классов, групп, слоев номинально равных стартовых условий;

- опора на собственные силы, самоорганизация своей жизни;

- социальная база – адаптированные средне- и высокодоходные слои общества;


2) (нео)консерватизм (Германия, большинство стран Европы):

- акцент на социальное страхование;

- ориентация на адаптирующиеся слои и группы, социальную динамику;

- сохранение значимых для населения ценностей, социальных институтов в отличие от сохранения отмирающих институтов, не поддерживаемых реальной жизнью;


3) социально-демократическая модель (Швеция, Норвегия и др. – скандинавские страны):

- всеобщая социальная поддержка;

- борьба с бедностью и политика полной занятости;

- высокий уровень перераспределения доходов (через налоговую систему).


Неопатернализмполитика государственного покровительства, сжатого до адресной системы решения проблем социально уязвимых групп (в отличие от всеобщей поддержки).

Социальная база неопатернализма:

- слои и группы, которые по объективным причинам не способны адаптироваться к новым условиям («аутсайдеры»).


В развитых странах – государственная политика благополучия (Welfare state policy).

Policy pluralism (Франция)


2. Субъектно-технологические формы социальной политики – технологические формы участия и взаимодействия субъектов в системе социальной политики:

- социальное партнерство, социальный контроль, благотворительность, спонсорство, лоббирование и др.



3. Инструментальные формы:

- нормативно-правовые документы (законы, постановления, инструкции);

- социальные программы;

- социальные мероприятия.


4. Конечные материальные формы:

- объекты социальной инфраструктуры;

- денежные выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия, социальное пособие);

- натуральные блага и услуги (транспорт, одежда, проезд на общественном транспорте и др.).

5. Территориальные формы (по отношению к определенной территориальной общности, региону).

Две формы регионального (территориального) развития в зависимости от воздействия внешних импульсов:

1) экзогенное развитие: при сильном внешнем вмешательстве государства в виде государственных инвестиций.

Территориальные формы управления:

- региональные политики поддержки отсталых, депрессивных и кризисных регионов;


2) эндогенное развитие: при слабом государственном вмешательстве в виде налоговых льгот, устранения административного контроля, сокращения доли государственной собственности в регионе и др.

Цель – дать импульс внутренним факторам развития региона.

Формы территориального управления:

классические: свободные экономические зоны, зоны свободной торговли, предпринимательства.

инновационные: технопарки и технополисы.


6. Другие виды политики как формы социальной политики:

- экономическое (кредитование населения, налогообложение физических лиц и др.);

- экологическое (восстановление природной среды, мероприятия по ликвидации последствий воздействия техногенных факторов на здоровье населения),

- внешняя, международная политика (займы МВФ, погашение государственных долгов);

- идеологическая политика (формирование положительного образа предпринимателя в СМИ) и др.





8. Оценка эффективности социальной политики: основные подходы, критерии и характеристики



Три подхода к оценке результативности, эффективности социальной политики на основе:

1) экономической эффективностисоотношение затрат (финансовых, кадровых, материальных, информационных ресурсов) и результатов:

- ограниченное применение;

- длительный временной лаг в получении конечного результата;


2) социальной эффективности – реализация принципа социальной справедливости как соотношения социальной роли и социального положения людей, групп, их прав и обязанностей, деятельности и оценки ее результатов:


- создание равных возможностей в реализации человеческого потенциала;


- соблюдение социальных прав личности, группы, общества;


- справедливое распределение социальных благ (более равномерное, чем то, что создает рыночная экономика).

3) социально-политической эффективности – возможности реализации интересов, удовлетворения потребностей различных социально-политических групп:


- соотношение целей, осуществляемых в государственном управлении, с целями, которые объективно определены общественными запросами;



- реализация социально-политических функций;


- степень участия большого числа людей, групп, организаций в делах устройства социальной сферы (в управлении).


Характеристики эффективности социальной политики:

1) объективные:

а) экономической эффективности:

- динамика ВВП, ВНП, производительности труда, цена рабочей силы;


б) социальной эффективности: уровень и качество жизни и их динамика:

- демографические показатели: продолжительность жизни, уровень смертности (в т.ч. младенческой и женской в период деторождения), сальдо миграции;


- показатели доходов и расслоения: динамика реальных доходов и покупательной способности, уровень бедности и нищеты, индекс Джини, коэффициент фондов, доля среднего класса;


- показатели потребления: доля расходов на питание в общей структуре потребительских расходов, уровень калорийности питания и содержания белков, динамика потребления отдельных групп продуктов и непродовольственных товаров;


- показатели занятости: уровень и динамика экономической активности населения, занятости, безработицы зарегистрированной, общей, скрытой;


- показатели нарушений прав: трудовых: задержки зарплаты, установление низкой оплаты труда, отсутствие «социального пакета», невыплаты по больничным и др.;


- показатели социальной безопасности и благоустройства территории и т.д.;


в) политической эффективности:

- показатели протестных действий: забастовок и других активных форм протеста;

- уровень реализации функций, задач организаций: адресное распределение социальных трансфертов тем, кто действительно в них нуждается, высокая доля трансфертов в руках конечного потребителя структура и динамика жалоб населения и др.;


- показатели коррупции: динамика экономических преступлений среди чиновников (взяточничество и др.).


2) субъективные:

а) на основе общественного мнения:

- показатели социального настроения: уверенность в будущем, чувство социальной защищенности, степень удовлетворенности своим положением, качеством жизненной среды;


а) на основе экспертных оценок.

Теоретические критерии эффективности социальной политики – на основе теорий и концепций:

- теория социального риска;

- концепция жизненных сил;

- концепция устойчивого развития и др.