ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2020
Просмотров: 202
Скачиваний: 4
5) переходе от преимущественно социальной поддержки к развитию страховых принципов социальной политики;
6) формировании многоканального финансирования социальной сферы, развитии благотворительности и спонсорства;
7) новой идеологии социальной политики
(установление паритета всех видов доходов, полученных социально допустимыми способами, снятие ограничений на рост доходов и др.)
Главный способ социальной политики – государственное регулирование.
Особенности трансформации способов социальной политики в годы реформ:
1) кардинальное изменение характера государственного регулирования социальных процессов:
- значительно сократилась роль директивного планирования;
- заметное развитие индикативного регулирования: налоговой политики, рынка ссудного капитала и др.;
- возрастание роли государственного программирования и прогнозирования;
- сокращение роли государственного заказа и государственной инвестиционной политики в развитии социальной сферы.
2) становление систем муниципального регулирования, рыночного саморегулирования в социальной сфере и адекватных рынку общественных технологий.
Социальное партнерство как социально-политическая технология – это:
1) в широком смысле: способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, способ разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания;
2) в узком смысле (в социально-трудовой сфере): как система отношений, обеспечивающая достижение баланса социальных и экономических интересов работодателей, работников, государства.
Лоббирование – это:
1) процесс деятельности в органах власти с целью выявления и представления в этих органах интересов определенных общественных групп;
2) форма представительства на политическом уровне интересов различных социальных групп через социальные организации (трудовые, общественные и др.), а также формa взаимодействия социальных организаций различного уровня, неотъемлемым элементом среди которых выступают органы власти и другие акторы политики.
Основные направления совершенствования лоббирования:
- разграничение процессов лоббирования, протекционизма и коррупции;
- формирование законодательной базы по вопросам лоббирования;
- развитие институтов профессиональной подготовки к лоббистской деятельности.
Специальные средства социальной политики:
- государственные нормативно-правовые документы (законы, постановления, распоряжения и др.) и административные решения по регулированию социальной сферы;
- социальные программы и мероприятия;
- учреждения и предприятия социальной сферы;
- государственные социальные нормативы (ГМСС);
- экономические нормативы, регулирующие социальную сферу (налоговые рычаги и стимулы, тарифы и др.);
- финансово-кредитные средства развития социальной сферы.
Источники финансирования социальной сферы:
- значительно изменилось соотношение финансовых средств социальной политики при сохранении главной роли государственного бюджета;
- сформированы новые источники финансирования социальной сферы (Стабилизационный фонд, государственные внебюджетные фонды, благотворительные и спонсорские средства предприятий, российских общественных и международных организаций и населения.
8. Формы социальной политики
Форма социальной политики – способ его существования и выражения содержания.
Основные формы социальной политики:
1) целевые, политико-идеологические модели;
2) субъектно-технологические формы;
3) инструментальные;
4) конечные материальные;
5) территориальные и другие формы.
Особенности патерналистской модели социальной политики в России «дотрансформационного» периода:
1) иждивенческий подход, без стимулирования экономической инициативы, ответственности за обеспечение своего благополучия;
2) этатический подход, уравнительное распределение заработной платы и других доходов;
3) замалчивание происходящих изменений в социальной сфере либо их частичная идеологически выгодная пассивная регистрация.
1. Модели социальной политики (по Г. Эспринг-Андерсену):
1) (нео)либерализм (США, Великобритания, Канада):
- минимальное вмешательство государства;
- создание для всех классов, групп, слоев номинально равных стартовых условий;
- опора на собственные силы, самоорганизация своей жизни;
- социальная база – адаптированные средне- и высокодоходные слои общества;
2) (нео)консерватизм (Германия, большинство стран Европы):
- акцент на социальное страхование;
- ориентация на адаптирующиеся слои и группы, социальную динамику;
- сохранение значимых для населения ценностей, социальных институтов в отличие от сохранения отмирающих институтов, не поддерживаемых реальной жизнью;
3) социально-демократическая модель (Швеция, Норвегия и др. – скандинавские страны):
- всеобщая социальная поддержка;
- борьба с бедностью и политика полной занятости;
- высокий уровень перераспределения доходов (через налоговую систему).
Неопатернализм – политика государственного покровительства, сжатого до адресной системы решения проблем социально уязвимых групп (в отличие от всеобщей поддержки).
Социальная база неопатернализма:
- слои и группы, которые по объективным причинам не способны адаптироваться к новым условиям («аутсайдеры»).
В развитых странах – государственная политика благополучия (Welfare state policy).
Policy pluralism (Франция)
2. Субъектно-технологические формы социальной политики – технологические формы участия и взаимодействия субъектов в системе социальной политики:
- социальное партнерство, социальный контроль, благотворительность, спонсорство, лоббирование и др.
3. Инструментальные формы:
- нормативно-правовые документы (законы, постановления, инструкции);
- социальные программы;
- социальные мероприятия.
4. Конечные материальные формы:
- объекты социальной инфраструктуры;
- денежные выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия, социальное пособие);
- натуральные блага и услуги (транспорт, одежда, проезд на общественном транспорте и др.).
5. Территориальные формы (по отношению к определенной территориальной общности, региону).
Две формы регионального (территориального) развития в зависимости от воздействия внешних импульсов:
1) экзогенное развитие: при сильном внешнем вмешательстве государства в виде государственных инвестиций.
Территориальные формы управления:
- региональные политики поддержки отсталых, депрессивных и кризисных регионов;
2) эндогенное развитие: при слабом государственном вмешательстве в виде налоговых льгот, устранения административного контроля, сокращения доли государственной собственности в регионе и др.
Цель – дать импульс внутренним факторам развития региона.
Формы территориального управления:
– классические: свободные экономические зоны, зоны свободной торговли, предпринимательства.
– инновационные: технопарки и технополисы.
6. Другие виды политики как формы социальной политики:
- экономическое (кредитование населения, налогообложение физических лиц и др.);
- экологическое (восстановление природной среды, мероприятия по ликвидации последствий воздействия техногенных факторов на здоровье населения),
- внешняя, международная политика (займы МВФ, погашение государственных долгов);
- идеологическая политика (формирование положительного образа предпринимателя в СМИ) и др.
8. Оценка эффективности социальной политики: основные подходы, критерии и характеристики
Три подхода к оценке результативности, эффективности социальной политики на основе:
1) экономической эффективности – соотношение затрат (финансовых, кадровых, материальных, информационных ресурсов) и результатов:
- ограниченное применение;
- длительный временной лаг в получении конечного результата;
2) социальной эффективности – реализация принципа социальной справедливости как соотношения социальной роли и социального положения людей, групп, их прав и обязанностей, деятельности и оценки ее результатов:
- создание равных возможностей в реализации человеческого потенциала;
- соблюдение социальных прав личности, группы, общества;
- справедливое распределение социальных благ (более равномерное, чем то, что создает рыночная экономика).
3) социально-политической эффективности – возможности реализации интересов, удовлетворения потребностей различных социально-политических групп:
- соотношение целей, осуществляемых в государственном управлении, с целями, которые объективно определены общественными запросами;
- реализация социально-политических функций;
- степень участия большого числа людей, групп, организаций в делах устройства социальной сферы (в управлении).
Характеристики эффективности социальной политики:
1) объективные:
а) экономической эффективности:
- динамика ВВП, ВНП, производительности труда, цена рабочей силы;
б) социальной эффективности: уровень и качество жизни и их динамика:
- демографические показатели: продолжительность жизни, уровень смертности (в т.ч. младенческой и женской в период деторождения), сальдо миграции;
- показатели доходов и расслоения: динамика реальных доходов и покупательной способности, уровень бедности и нищеты, индекс Джини, коэффициент фондов, доля среднего класса;
- показатели потребления: доля расходов на питание в общей структуре потребительских расходов, уровень калорийности питания и содержания белков, динамика потребления отдельных групп продуктов и непродовольственных товаров;
- показатели занятости: уровень и динамика экономической активности населения, занятости, безработицы зарегистрированной, общей, скрытой;
- показатели нарушений прав: трудовых: задержки зарплаты, установление низкой оплаты труда, отсутствие «социального пакета», невыплаты по больничным и др.;
- показатели социальной безопасности и благоустройства территории и т.д.;
в) политической эффективности:
- показатели протестных действий: забастовок и других активных форм протеста;
- уровень реализации функций, задач организаций: адресное распределение социальных трансфертов тем, кто действительно в них нуждается, высокая доля трансфертов в руках конечного потребителя структура и динамика жалоб населения и др.;
- показатели коррупции: динамика экономических преступлений среди чиновников (взяточничество и др.).
2) субъективные:
а) на основе общественного мнения:
- показатели социального настроения: уверенность в будущем, чувство социальной защищенности, степень удовлетворенности своим положением, качеством жизненной среды;
а) на основе экспертных оценок.
Теоретические критерии эффективности социальной политики – на основе теорий и концепций:
- теория социального риска;
- концепция жизненных сил;
- концепция устойчивого развития и др.