Файл: Индия 1945-конец 20 века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 321

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Индия

  1. Крушение колониального режима в Индии (1945-1947).

  2. Основные последствия раскола страны. Экономическая политика Д. Неру (1947-64 гг.)

  3. Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947-1964). Формирование курса нейтралитета Неру.

  4. Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960-1970-х гг. Внутри и внешнеполитический курс И.Ганди.

  5. Индия в конце ХХ в. Основные проблемы современной Индии.


















Вопрос 1. Крушение колониального режима в индии (1945-1947)

После 2 МВ начался второй этап кризиса мировой колониальной системы. Начинается подъем национально-освободительной борьбы и в Индии. Можно выделить несколько причин подобного подъема. Среди них общее ослабление позиций великих колониальных держав на Востоке, внутренним фактором является рост национального сектора в экономике, в результате военных заказов, ослабления конкуренции стран Запада, социально-политическим последствием стало укрепление национальной буржуазии. Интересы национальной буржуазии приходили в противоречие с интересами английского капитала. С другой стороны в Индии ухудшается экономическое положение, в результате прекращения военных заказов сокращается производство происходят массовые увольнения, ухудшаются условия найма. Разоряются ремесленники, кустари, цеха, продукция которых из-за снижения уровня жизни не находит сбыта. После войны было мобилизовано 2 млн. солдат, что обострило проблему безработицы. В результате неурожайных лет голод охватил провинции с населением более 100 млн. чел. В стране сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация и обострились социальные противоречия, противоречия между индийским обществом и метрополией.

Лондон пытался отказаться от своих обещаний в годы войны предоставить Индии статус доминиона и сохранить колониальный режим. Правящий режим отстаивал интересы английской метрополии. В 45- 46 гг. начинается новый мощный подъем национально освободительного движения, в состав которого вошли: рабочий класс, студенчество, ремесленники, радикально настроенная мелкобуржуазная интеллигенция. Англия допускает ошибки в своей политике в Индии. Так например помощь Франции в войне во Вьетнаме и Индонезии. Воевать должны были индийские части под руководством английских офицеров. Это вызвало мощный протест и недовольство в стране. Английские власти организовали в ноябре 1945 г. в Дели суд над офицерами индийской национальной армии, созданной во время войны в Бирме, которая воевала на стороне Японии, против Англии. Возглавил армию Босс. Его и ряд других офицеров индийская общественность считала патриотами, борцами за независимость и приговор вызвал бурную реакцию в Индии. Вспыхнуло восстание в Калькутте. Оно распространилось на другие города Индии. Восстание началось в вооруженных силах, на военно-морском флоте в феврале 46 г. Затем начались бои с войсками и полицией в Бомбее, поддержанные рабочими и студентами. Армия перестала быть опорой британского колониального режима. Англичане прибегают к расколу национально-освободительного движения, по религиозному признаку, натравливая индусов на мусульман и наоборот. Решающее слово было за ИНК, Геде главную роль играли Ганди и его сторонники, которые являлись противниками насильственного свержения режима колониализма. В результате выборов в к. 45 – 46 г. большинство в Центральном законодательном собрании получили ИНК и Мусульманская лига. ИНК получила абсолютное большинство в провинциях, где индусы составляли основную массу населения. ИНК и мусульманская лига, призвали прекратить вооруженную борьбу и под давлением ИНК через несколько дней Бомбей и другие города приняли решение о прекращении вооруженной борьбы.


Стало очевидным, что в индии назрел кризис. Лондон идет на уступки в Индию направляется миссия Криппса (мин-р торговли), которая изучив обстановку подала правительству доклад, на основе которого была выпущена декларация. В мае 1946 г. она приняла силу указа: Индия предоставлялся статус доминиона. Но Индия должна была быть разделена на Северную, Западную и восточную, в каждой из которых должно быть свое правительство. Таким образом был взят курс на расчленение страны. За Великобританией оставалась оборона Индии, внешняя политика и коммуникации.

ИНК согласился с этим предложением, но Мусульманская лига и сикхи, проживающие в северо-западной Индии выступили против. Поскольку в декларации не было сказано о создании для них отдельно государства. Произошел раскол общества и летом по Индии прокатилась резня, погромы, мусульмане начали борьбу за создание своего государства – Пакистан. Англия понимала, что дальнейшее промедление с уходом из страны приведет к социальному взрыву и переходу власти к более радикальным левым силам. В феврале 47 г. Англия заявляет о предоставлении Индии статуса доминиона, но с расчленением страны по религиозному признаку на Индийский союз и Пакистан. 15 августа 47 г. в Индии провозглашена независимость. Первым премьером становится Д.Неру. Таким образом лейбористы пришедшие к власти в Англии 45 г. отказались от прямого колониального господства в Индии. Перед новым правительством Индии стояла задача – индианизации государственного аппарата. Великобритания же пыталась сохранить рычаги влияния. Уходя Англия громко хлопнула дверью, оставив в индии массу проблем.


II Экономические проблемы Индии в «эпоху Неру» (1947-1964)

2. 1. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948—1949)

Раскол Индии на два государства оставил в наследство массу проблем. В Пакистане осталось 12 млн. индусов, в Индии 35 млн. мусульман. Началось массовое бегство их в свои страны, это вызвало резню, погромы. Массовые убийства, начавшиеся в момент раздела, на долгие десяти­летия определили враждебные отношения между Индией и Пакистаном.. В результате взаимной резни только до января 1948 г. пострадало около 2 млн. человек. Начались покушения. М.К. Ганди запретил охранять себя, и 30 января 1948 г. был убит фанатиком-индусом (из Хинду Махасабхи) во время грандиозного митинга, в присутствии миллионной толпы.

Раздел страны нарушил работу единой инфраструктуры: остановились поезда на железных дорогах, были прерваны линии электропередач, поскольку зачастую производили энергию в одной стране, а потребляли в другой.

К Пакистану отошли основные районы производства сельскохозяйственных культур: хлопка, джута, пшеницы; к Индии — основные промышленные мощности. С первых же дней независимости в Индии ощущалась острая нехватка продуктов питания и промышленного сырья. Правительству Д. Неру пришлось в срочном порядке проводить скупку всего необходимого за рубежом. Пришлось принимать меры, чтобы срочно расширить посевы хлопка и джута, чтобы дать работу текстильным фабрикам в Калькутте и Бомбее.


Серьезную проблему представляла интеграция княжеств: князья сами должны были решать, к какому из двух го­сударств, они будут присоединяться.

До провозглашения независимости большинство княжеств (555 из 565) приняли решение войти в состав Индии. Несколько десят­ков княжеств решили присоединиться к Пакистану. Самое крупное княжество Индии — Хайдарабад — также объявило о своей независимости. Абсолютное большинство населения там составляли крестьяне – индусы, но землевладельцы и правящая династия принадлежали к мусульманам.

Под предлогом наведения порядка в Хайдарабад в 1948 г. были направлены индийские поиска. После чего в начале 1949 Хайдерабад: объявил о присоединении к Индии. С другим княжеством Кашмир – ситуация была особенно напряженной. Экономические проблемы осложнялись войной из-за Кашмира.

истощилось.

2.2. Экономическая политика Неру в первой половине 50-х гг.

Главная реформа – аграрная. Суть аграрной реформы сводилась к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Крестьяне становились собственниками. Однако с/х не стало производительным и не поспевало за темпами прироста населения.

Д. Неру видел особую роль государства в регулировании экономических и социальных процессов. Индия, как он считал, требует постоянного расширения гос. регулирования, распространения функций государства на новые сферы. Особое внимание уделялось развитию металлургической, нефтяной, угольной промышленности машиностроения, а также объектам промышленной инфраструктуры. Активизировался частный капитал. Но его противодействие госуд. сектору было не сильным. В 1955 г. в парламенте была принята поправка конституции, которая предоставляла право законодательным учреждениям государства экспроприировать любую собственность в интересах общества и определять размер компенсации.. Это открыло начало широко национализации.

30 апреля 1956 г. была принята новая Резолюция о промышленной по­литике. Она предусматривала расширение государственного сектора государственное регулирование распространялось отныне на 17 отраслей. Правительство получало право создавать предприятия и в частной секторе, проводить национализацию уже существующих предприятий.

В Индии началась интенсивная индустриализация — темпы еже­годного роста промышленности достигли 7,5%. Приступили к стро­ительству крупных государственных объектов. (в 1955 г. началось со­оружение Бхилайского металлургического комбината с помощью СССР.) На предприятиях государственного и частного сектора проводилась «индианизация» административного аппарата: устанавливались сро­ки, в которые все технические специалисты-иностранцы должны быть заменены на индийцев.

Начиная с 1963 г. Индия испытывает серьезные экономические
трудности. Их основные причины состоят в следующем:


1) возможности внутреннего рынка, были исчерпаны.

2) Индия испытывала хронические затруднения с валютой, которая постоянно требовалась на оплату импорта сырья и полуфабрикатов

3) несмотря на все усилия правительства по развитию кооперации между традиционным и современным секторами, последний разви­вался много быстрее и подавлял традиционных производителей. Раз­рыв между ними возрастал, накапливались противоречия, обостря­лась проблема занятости;

4) усилилась критика в адрес государственного сектора эконо­мики. Он охватывал все большую часть потенциала, но экономиче­ски был малоэффективен. Частные предпри­ниматели требовали сокращения госсектора, передачи им части его предприятий;

5) отставание аграрного сектора, также тянуло экономику назад;

6) быстрый рост населения сводил на нет всякий экономический прогресс.

В результате к 1964 г., несмотря на огромные успехи в сферах здравоохранения и образования, в развитии науки и культуры, усилия в экономике не привели к существенному повышению общего уровня жизни населения.


Вопрос 3. Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964). Формирование курса нейтралитета Неру.

В 1950-х — начале 1960-х гг. политическая борьба велась по 5 основным направлениям:

1) административно-территориальная реформа;

2) введение государственного языка;

4) экономическая политика, роль госсектора в экономике;

5) внешняя политика.

Проявлениями этой борьбы стали:

  1. внутрипартийная борьба в самом ИНК;

  2. образование новых партий;

  3. межобщинные, кастовые, экономические и религиозные конфликты

В первые годы ИНК полностью доминировал в политической жизни страны. ИНК была единственной в то время общенациональной партией, поддерживаемой различными слоями населения, а разных регионах. Ее представители составляли абсолютное большинство депутатов Учредительного собрания, которое и приняло 26 июня 1949 г. новую Конституцию Индии.

Согласно ей, Индия провозглашалась с 26 января 1950 г. светской республикой. Это означало, что религия не играет определяющей роли в государстве, отсутствует само понятие государственной религии никаких теологических структур власти не предусматривалось.

Индия — федерация штатов и союзных территорий, наделенных большими автономными правами. Каждый штат имеет свои Законо­дательные собрания и правительства, обладает полной компетенцией в сфере сельского хозяйства, электроснабжения, автодорожных пере­возок, контролирует развитие мелкой и средней промышленности использование земельных, водных и лесных ресурсов. Штаты делятся на области, округа, уезды. Исполнительная власть в штате принадле­жит губернатору, назначаемому президентом сроком на 5 лет. Свои функции есть и у центра: финансовая политика, крупные предприятия общенационального значения, объекты общеиндийской инфраструктуры, внешняя политика, оборона и т. д.


Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному пар­ламенту. Правительство - главный ор­ган исполнительной власти, его возглавил Д. Неру.

По Конституции в Индии есть и президент, фактически он играет лишь представи­тельскую роль, потому как полностью зависит от правящей партии или коалиции. Как показывает практика, каких-либо крупных конфликтов на этой почве между президентом и премьер-министр не было.

В первые же годы самостоятельного развития важнейшей проблемой была административная реформа. Вопрос об административной реформе был отложен. С начала 50- х гг. движение за реорганизацию штатов активизировалось снизу. Начало положил Хайдарабад, в котором в 1952 г. вспыхнуло движение за объединение в рамках единого штата. В ноябре 1956 г. в Индии было введено новое территориальное деление: создавалось 14 штатов по лингвис­тическому признаку.

Впоследствии проводились некоторые реорганизации, но на осно­вании тех же принципов, что были заложены в решении 1956 г.

Сложной оказалась и языковая проблема. Всего в Индии 87 языков, из них около 60— распространенные, а 23 — наиболее распространенные (на многих из них в стране говорят десятки миллионов человек — бенгали, телугу, маратхи, тамильском). Но нет языка абсолютно преобладающего, даже на хинди говорит лишь около 30% населения. Мусульманское население предпочитает пользоваться своего рода смешанным языком - хиндустани, который имеет арабскую письменность. Проблема языка приобрела в Индии политический характер. В годы колониализма государственным языком стал английский. В 1949г. наряду с английским правительство Д. Неру объявило вторым государственным языком хинди, надеясь добиться его повсеместного распространения. Но в 1956 г. вопрос обострился в связи с реорганизацией штатов по лингвистическому признаку. Против хинди возникло мощное движение в Бенгалии и на юге страны.

В результате правительство Д. Неру вынуждено было уступить — сейчас в каждом штате Индии три государственных языка: англий­ский, хинди и местный, если штат не является хиндиязычным.

До начала 1950-х гг. в ИНК не происходило внутриполитических кон­фликтов. Неру был лидером харизматического плана: его мощный интеллект, блестящее образование, коммуникабельность, принадлежность к одной из выдающихся семей, способствовало его огромному авторитету в партии. Причем Д. Неру мог претендовать и на симпатии. Противовес ему составлял Патель но каких-либо столкновений между двумя лидерами не было. После смерти В. Пателя 1950 г. в ИНК остался единственный лидер общенационального значения — Д. Неру. С первых же лет обретения независимости в стране образовались десятки новых партий. На левом фланг крупнейшей партией была Коммунистическая. Правый фланг политической жизни был представлен партиями религиозно-коммуналистского толка. Большинство индийских партий ориентировались на отдельные этносы, группы каст, религиозные общины, т. е. не носили индийского характера. На всеобщих выборах 1951 г. ИНК сформировал свои правительства во всех штатах. В партии и в стране возрастал ав­торитет Л. Неру, это вело укреплению его позиций. В 1957 г. в штатах ИНК потерпел неудачу. В ряде случаев правительства были сформированы другими партиями, в отдельных штатах Инк