ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2020

Просмотров: 3061

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дополнительная литература:

1. Афанасьева В.И. Патентное право в России (На примере Положения о привилегиях на изобретения и усовершенствования 1896 г.) // Государство и право. – 2007. - №2. – С. 113-117.

2. Волынкина М.В. Концепция «исключительных прав» и понятие «интеллектуальной собственности» в гражданском праве // Журнал российского права. – 2007. - №6. – С. 29-35.

3. Ефремова В.В. Проблемы осуществления и защиты интернетправомочий авторами произведений искусства // Государство и право. – 2007. - №3. – С. 70-75.

4. Мерзликина Р.А. Концепция развития права интеллектуальной собственности в системе гражданского права России // Государство и право. – 2007. - №3. – С. 90-95.

















2.5. Общие методические рекомендации для студентов по изучению курса «Гражданское право», самостоятельной работе и подготовке зачету


Гражданское право является одной из сложных учебных дисциплин. Трудность ее объясняется большим объемом учебного и нормативно-правового материала и сложностью вопросов, некоторые из которых отличаются абстрактным характером (например, гражданское правоотношение, правосубъектность участников гражданских правоотношений, понятие вещных прав, права собственности и т.п.).

Методические рекомендации позволяют студенту оптимально организовать процесс по изучению дисциплины. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования государственного образовательного стандарта от 17.03.2000 г. № 236 мдж/сп специальности 351200 – «Налоги и налогообложение» предусмотрено изучение дисциплины «Гражданское право». На аудиторные занятия в соответствии с учебно-производственным планом отведено 46 часов аудиторных занятий, из которых 26 часов – лекции, 20 часов – семинарские занятия.. Большой объем нормативного и научного материала по современному гражданскому праву не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. УМК сконструирован таким образом, чтобы в максимальной степени охватить предмет дисциплины и позволить студентам овладеть им. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических заданий, на которые они должны дать максимально полные ответы, которые предполагают умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ей, например, в виде жалобы в вышестоящий орган (например, обжалование действий или решений органа или должностного лица по административному делу) или искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). При такой работе студентам необходимо будет ознакомиться в частности с процессуальным законодательством (например, Гражданский процессуальный кодекс РФ). Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из предложенных в УМК тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.


Формой итогового контроля является зачет. Для подготовки к зачету в УМК дан перечень контрольных вопросов. Зачет проводиться в устной или письменной форме. Студентам необходимо являться на зачет без опозданий всем к назначенному в расписании часу. После получения билета (в билете 2 теоретических вопроса, но ответ на них должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Студенту обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях) каждый студент готовится в течение 1 часа при письменной форме проведения зачета и в течение 30 минут при устной. При устной форме приема зачета студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.


2.6. Общие методические рекомендации для преподавателей по преподаванию курса «Гражданское право», организации и контролю за самостоятельной работой студентов и проведению зачета


Гражданское право является одной из сложных учебных дисциплин. Трудность ее объясняется большим объемом учебного и нормативно-правового материала и сложностью вопросов, некоторые из которых отличаются абстрактным характером (например, гражданское правоотношение, правосубъектность участников гражданских правоотношений, понятие вещных прав, права собственности и т.п.).

Методические рекомендации позволяют студенту оптимально организовать процесс по изучению дисциплины. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования государственного образовательного стандарта от 17.03.2000 г. № 236 мдж/сп специальности 351200 – «Налоги и налогообложение» предусмотрено изучение дисциплины «Гражданское право». На аудиторные занятия в соответствии с учебно-производственным планом отведено 46 часов аудиторных занятий, из которых 26 часов – лекции, 20 часов – семинарские занятия.. Большой объем нормативного и научного материала по современному гражданскому праву не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем нормативного и научного материала по современному российскому праву не позволяет проработать и обсудить за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Задача преподавателя за время лекций рассказать основные положения, обратить внимание на те вопросы, которые студентам необходимо будет проработать самостоятельно, показать наиболее рациональные пути поиска нужной информации (например, кратко ознакомить студентов с основными справочными правовыми системами (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс), порекомендовать некоторые интернет-сайты, на которых можно найти правовую информацию (например, сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Высшего арбитражного суда РФ http://www.arbitr.ru и др.).

Преподаватель, ведущий занятия, должен организовать процесс самостоятельной работы студентов. Для этого необходимо пояснить, как решать приведенные в УМК контрольные задания, на какие вопросы обратить особое внимание, какие нормативные акты и специальную литературу использовать. Также необходимо сориентировать студентов по написанию рефератов по предложенным темам (сказать, какие вопросы следует осветить в работе, какой литературой пользоваться и т.д.). При проверке самостоятельных письменных работ преподаватель оценивает умение студентов использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, умение аргументировать свое мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. В случае обнаружения в работах ошибок или неточностей преподаватель дает пояснения, делает замечания. Кроме того, в случае возникновения трудностей у студентов преподаватель должен разобрать возникающие вопросы во время консультаций, помочь студентам найти правильное и оптимальное решение практической ситуации. По завершению изучения всего курса студентам предлагается возможность самостоятельно ответить на тестовые задания, приведенные в УМК. В обязанность преподавателя входит проверка правильности ответов.


Формой итогового контроля является зачет. Для подготовки к зачету в УМК дан перечень контрольных вопросов. Зачет проводиться в устной или письменной форме (при устной форме проведения зачета на подготовку ответа отводиться 30 минут, при письменной форме – 1 час). В билете 2 теоретических вопроса, ответы на которые должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Преподавателю обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях. Продолжительность ответа студента на вопросы билета примерно 15 минут. После ответа на вопросы билета преподаватель может задавать дополнительные вопросы, количество которых не ограничено. Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.


2.7. Контрольные вопросы к экзамену по курсу «Гражданское право»

  1. Понятие и предмет гражданского права.

  2. Метод гражданско-правового регулирования.

  3. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права.

  4. Принципы гражданского права.

  5. Функции гражданского права.

  6. Система гражданского права.

  7. Источники гражданского права, их система.

  8. Гражданско-правовые нормативные акты и деловые обыкновения, обычаи делового оборота, правила морали и нравственности, постановления судебных пленумов, постановления Конституционного Суда РФ, судебная практика, судебный прецедент.

  9. Действие источников гражданского права (во времени, в пространстве и по кругу лиц).

  10. Применение источников гражданского права (способы толкования гражданско-правовых норм, аналогия права и аналогия закона).

  11. Понятие гражданского правоотношения и его особенности.

  12. Содержание и форма гражданского правоотношения.

  13. Субъекты и объекты гражданского правоотношения.

  14. Виды гражданского правоотношения.

  15. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения.

  16. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание.

  17. Имя и место жительства гражданина.

  18. Акты гражданского состояния.

  19. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.

  20. Предпринимательская деятельность граждан.

  21. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица.

  22. Образование юридического лица.

  23. Прекращение деятельности юридического лица.

  24. Виды юридических лиц.

  25. Хозяйственные товарищества и общества. Дочерние и зависимые общества. Аффилированные лица.

  26. Производственные кооперативы.

  27. Государственные и муниципальные предприятия.

  28. Некоммерческие организации.

  29. Филиалы и представительства юридических лиц.

  30. Участие государства в отношениях гражданского права (государство как собственник, как участник сделки, как субъект ответственности).

  31. Понятие и виды сделок.

  32. Субъекты сделки. Воля и волеизъявление в сделке. Содержание сделки.

  33. Форма и государственная регистрация сделок.

  34. Понятие и виды недействительных сделок.

  35. Последствия недействительности сделок.

  36. Понятие и значение института представительства. Отличие представительства от сходных с ним правоотношений.

  37. Субъекты представительства. Полномочия представителя.

  38. Основания возникновения представительства.

  39. Понятие и виды доверенностей.

  40. Требования, предъявляемые к доверенности. Передоверие и прекращение доверенности.

  41. Представительство без полномочий.

  42. Понятие, исчисление и виды сроков.

  43. Сроки осуществления прав и исполнения обязанностей.

  44. Понятие, значение и виды сроков исковой давности. Отличие срока исковой давности от иных видов сроков.

  45. Начало течения, приостановление, перерыв и восстановление срока исковой давности. Последствия истечения срока исковой давности.

  46. Понятие и признаки вещного права. Виды вещных прав.

  47. Объекты вещных прав. Понятие имущества

  48. Понятие и юридическая классификация вещей.

  49. Собственность как экономическая категория.

  50. Содержание и понятие права собственности.

  51. Формы и виды права собственности.

  52. Основания возникновения и прекращения права собственности.

  53. Отношения, регулируемые обязательственным правом.

  54. Понятие обязательственного правоотношения.

  55. Система обязательств.

  56. Основания возникновения обязательств.

  57. Понятие и принципы исполнения обязательств.

  58. Понятие и способы обеспечения обязательств.

  59. Понятие и значение договора.

  60. Содержание и форма договора.

  61. Виды договоров.

  62. Порядок заключения договоров.

  63. Порядок изменения и расторжения договоров.

  64. Понятие ответственности в гражданском праве.

  65. Формы и виды ответственности в гражданском праве.

  66. Основания и условия ответственности в гражданском праве.

  67. Понятие защиты прав субъектов гражданского права.

  68. Способы защиты прав субъектов гражданского права.