Файл: Сборник Программа формирования УУД.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2020

Просмотров: 259

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА











Электронный сборник

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования





Авторы:

Григорьева И.С. учитель МОУ «Прогимназия №1»

Гуляева В.И. учитель МОУ «СОШ №2»

Евлюхинцева С.М. учитель МОУ «СОШ №2»

Козлова Т.Н. учитель МОУ «СОШ №20»















Северодвинск

18 марта 2011 год

Содержание


  1. Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования.

Евлюхинцева С.М., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»………3 – 15


  1. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»

(1 класс). Система Л.В. Занкова.

Григорьева И.С., учитель начальных классов МОУ «Прогимназия№1»…16–21


  1. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»

(1 класс). УМК «Планета знаний».

Гуляева В.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»…………...22 – 26


  1. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»

(1 класс). УМК «Начальная школа ХХI века».

Евлюхинцева С.М., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»……...27 - 33


  1. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»

(1 класс). УМК «Школа России».

Козлова Т.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ №20»…………..34 - 39
























Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени

начального общего образования


Пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД) направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий.

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых как в образовательном процессе, так и при решении проблем в жизненных ситуациях.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального общего образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • выявить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

  • определить условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;

  • спланировать результаты формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе

Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.




Содержание программы


Ценностные ориентиры начального общего образования


Название целевой установки

Содержание целевой установки

Формирование основ гражданской идентичности личности

-чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

-уважение истории и культуры каждого народа

Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества

-доброжелательность, доверие и внимание к людям;

-готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие ценностно-смысловой сферы личности

принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Развитие умения учиться

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности

формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе;

-готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

-критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты;

целеустремлённость и настойчивость в достижении целей;

-готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.


Ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться;

  • любящий родной край и свою страну;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.





Характеристики универсальных учебных действий обучающихся


Виды УУД

Характеристики УУД

Результаты развития УУД

Значение УУД для обучения

Личностные универсальные учебные действия

Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор

-личностное, профессиональ

ное, жизненное само-определение;

-смыслообразование, т.е. уста-

новление обучающимися связи между целью учебной дея-

тельности и её мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать;

-нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого, обеспечивающее личност-

ный моральный выбор.

Обеспечивают ценностносмыс-

ловую ориента-

цию обучающих-

ся и ориентацию в социальных ро

лях и межлично-

стных отноше-

нииях.

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение организовывать свою учебную деятельность

-уметь ставить учебные цели;

-планировать последователь- ность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последова-тельности действий;

-прогнозировать результат и уровень усвоения знаний;

-контролировать способ дейст-вия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружить отклонения и отличия от этало-на;

-корректировать необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата самим обучающимся, учителем, това-

рищами;

-оценивать результат своей ра-боты;

-саморегулировать силу и энер-гию и преодолевать препятст-вия.

Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятель-ности.

Познавательные универсальные учебные действия

Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

-уметь выделять и формулиро-вать познавательную цель;

-находить и выделять необходи-

мую информацию;

-структурировать знания;

-строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-выбирать эффективные спосо-

бы решения задач;

-контролировать и оценивать процесс и результаты деятель-

ности;

-уметь осмысливать прочитан-ное, извлекать необходимую ин-

формацию из прослушанных текстов различных жанров;

-определять основную и второс-

тепенную информацию;

-уметь формулировать пробле-мы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при ре-

шении проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные, ло-гические учебные, а также постановка и решение пробле-мы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Умение общаться, взаимодействовать с людьми

-уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

-разрешать конфликты;

-управлять поведением пар-тнёра;

-уметь точно выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями комму-никации.

Обеспечивают со-циальную компе-тентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в кол-лективном обсуж-дении проблем; сотрудничать со сверстниками и взрослыми.





Связь универсальных учебных действий

с содержанием учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное самоопределе-ние

нравственно-этическая ориентация

Смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

познавательные

(общеучебные)

моделирование (перевод уст-ной речи в письменную)

 смысловое чтение, про-

извольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных спо-

собов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные (логические)

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группи-

ровка, причинно-следственные свя-

зи, логические рассуждения, дока-

зательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.


Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов и внеурочных занятий:

1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

2. Заданные Стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

5. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью портфеля достижений, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.


6. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.




Обеспечение преемственности программы формирования

универсальных учебных действий по ступеням общего образования

Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

 На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования универсальных учебных действий определяются прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению.


Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению

Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты

(показатели развития)

Основные критерии оценивания

 

 

Типовые диагностические задачи

Предшкольная ступень образования

(6,5–7 лет)

Типовые диагностические задачи

Начальное образование

(10,5–11 лет)

Самоопределение

 

Внутренняя позиция школьника

 

   положительное отношение к школе;

   чувство необходимости учения,

   предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

   адекватное содержательное представление о школе;

   предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;

   предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А.

Эльконин Д.Б.

Венгер А.Л.)

 

 

 

 

 

Самооценка

дифференцирован-ность,

рефлексивность

регулятивный компонент

 

Когнитивный компонент:

   широта диапазона оценок;

   обобщенность категорий оценок;

   представленность в Я-концепции социальной роли ученика.

Рефлексивность как

   адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

   осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;

    осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

Регулятивный компонент

   способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием

 

Методика «10 Я» (Кун)

 

 

Методика «Хороший ученик»

 

 

 

 

 

 

 

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Смыслообразование

 

Мотивация учебной деятельности

 

   Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

   интерес к способу решения и общему способу действия;

   сформированность социальных мотивов;

   стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

   сформированность учебных мотивов

    стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

    установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью

«Незавершенная сказка»

«Беседа о школе»

(модифицированный вариант) (Нежнова Т.А.

Эльконин Д.Б.

Венгер А.Л.)

 

 

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)

 

Опросник мотивации