ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2020
Просмотров: 274
Скачиваний: 4
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА
Электронный сборник
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Авторы:
Григорьева И.С. учитель МОУ «Прогимназия №1»
Гуляева В.И. учитель МОУ «СОШ №2»
Евлюхинцева С.М. учитель МОУ «СОШ №2»
Козлова Т.Н. учитель МОУ «СОШ №20»
Северодвинск
18 марта 2011 год
Содержание
-
Программа формирования универсальных учебных действий
у обучающихся на ступени начального общего образования.
Евлюхинцева С.М., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»………3 – 15
-
Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»
(1 класс). Система Л.В. Занкова.
Григорьева И.С., учитель начальных классов МОУ «Прогимназия№1»…16–21
-
Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»
(1 класс). УМК «Планета знаний».
Гуляева В.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»…………...22 – 26
-
Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»
(1 класс). УМК «Начальная школа ХХI века».
Евлюхинцева С.М., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»……...27 - 33
-
Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»
(1 класс). УМК «Школа России».
Козлова Т.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ №20»…………..34 - 39
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования
Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД) направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий.
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых как в образовательном процессе, так и при решении проблем в жизненных ситуациях.
Задачи программы:
-
установить ценностные ориентиры начального общего образования;
-
определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
-
выявить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
-
определить условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;
-
спланировать результаты формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе
Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.
Содержание программы
Ценностные ориентиры начального общего образования
Название целевой установки |
Содержание целевой установки |
Формирование основ гражданской идентичности личности |
-чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; -осознание ответственности человека за благосостояние общества; -восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; -уважение истории и культуры каждого народа |
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества |
-доброжелательность, доверие и внимание к людям; -готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; -уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; |
Развитие ценностно-смысловой сферы личности |
–принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; –ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; –формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; |
Развитие умения учиться |
–развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; –формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); |
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности |
–формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе; -готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; -критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; –готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; –целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; -готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; –умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей. |
Ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек:
-
любознательный, активно познающий мир;
-
владеющий основами умения учиться;
-
любящий родной край и свою страну;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Характеристики универсальных учебных действий обучающихся
Виды УУД |
Характеристики УУД |
Результаты развития УУД |
Значение УУД для обучения |
Личностные универсальные учебные действия |
Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор |
-личностное, профессиональ ное, жизненное само-определение; -смыслообразование, т.е. уста- новление обучающимися связи между целью учебной дея- тельности и её мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать; -нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого, обеспечивающее личност- ный моральный выбор. |
Обеспечивают ценностно –смыс- ловую ориента- цию обучающих- ся и ориентацию в социальных ро лях и межлично- стных отноше- нииях. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Умение организовывать свою учебную деятельность |
-уметь ставить учебные цели; -планировать последователь- ность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последова-тельности действий; -прогнозировать результат и уровень усвоения знаний; -контролировать способ дейст-вия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружить отклонения и отличия от этало-на; -корректировать необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата самим обучающимся, учителем, това- рищами; -оценивать результат своей ра-боты; -саморегулировать силу и энер-гию и преодолевать препятст-вия. |
Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятель-ности. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире |
-уметь выделять и формулиро-вать познавательную цель; -находить и выделять необходи- мую информацию; -структурировать знания; -строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -выбирать эффективные спосо- бы решения задач; -контролировать и оценивать процесс и результаты деятель- ности; -уметь осмысливать прочитан-ное, извлекать необходимую ин- формацию из прослушанных текстов различных жанров; -определять основную и второс- тепенную информацию; -уметь формулировать пробле-мы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при ре- шении проблем творческого и поискового характера. |
Общеучебные, ло-гические учебные, а также постановка и решение пробле-мы. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Умение общаться, взаимодействовать с людьми |
-уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; -инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; -разрешать конфликты; -управлять поведением пар-тнёра; -уметь точно выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями комму-никации. |
Обеспечивают со-циальную компе-тентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в кол-лективном обсуж-дении проблем; сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
Связь универсальных учебных действий
с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Приоритеты предметного содержания в формировании УУД
Смысловые акценты УУД |
Русский язык |
Литературное чтение |
Математика |
Окружающий мир |
личностные |
жизненное самоопределе-ние |
нравственно-этическая ориентация |
Смыслообразование |
нравственно-этическая ориентация |
регулятивные |
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий |
|||
познавательные (общеучебные) |
моделирование (перевод уст-ной речи в письменную) |
смысловое чтение, про- извольные и осознанные устные и письменные высказывания |
моделирование, выбор наиболее эффективных спо- собов решения задач |
широкий спектр источников информации |
познавательные (логические) |
формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера |
анализ, синтез, сравнение, группи- ровка, причинно-следственные свя- зи, логические рассуждения, дока- зательства, практические действия |
||
коммуникативные |
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов и внеурочных занятий:
1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
2. Заданные Стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
5. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью портфеля достижений, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
6. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Обеспечение преемственности программы формирования
универсальных учебных действий по ступеням общего образования
Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности.
На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования универсальных учебных действий определяются прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению.
Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению
Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты (показатели развития) |
Основные критерии оценивания
|
Типовые диагностические задачи Предшкольная ступень образования (6,5–7 лет) |
Типовые диагностические задачи Начальное образование (10,5–11 лет) |
Самоопределение |
|||
Внутренняя позиция школьника
|
положительное отношение к школе; чувство необходимости учения, предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; адекватное содержательное представление о школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) |
Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.)
|
|
Самооценка дифференцирован-ность, рефлексивность регулятивный компонент
|
Когнитивный компонент: широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика. Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик; Регулятивный компонент способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием |
|
Методика «10 Я» (Кун)
Методика «Хороший ученик»
Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха |
Смыслообразование |
|||
Мотивация учебной деятельности
|
Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью |
«Незавершенная сказка» «Беседа о школе» (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.)
|
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)
Опросник мотивации
|