ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 181

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 вопрос:
Поволжский:
состоит из 8 федеральных субъектов:Республика Татарстан, Астраханская область, Волгоградская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Калмыкия
Площадь - 536,4 тыс. км2 (11,5% от РФ)
На юге и юго-западе район граничит с Северо-Кавказским крупным экономическим районом, на западе - с Центрально-Черноземным, на северо-западе и севере - с Волго-Вятским, на северо-востоке и востоке - с Уральским; на юго-востоке - с Казахстаном.
Самый большой по площади субъект: Волгоградская область (около 112 тыс. км2)
Самый маленький по площади субъект: Ульяновская область( около 37 тыс. км2)

Уральский:
состоит из 7 федеральных субъектов: Башкортостан, Удмуртия, Курганская область, Оренбургская область, Пермский край, Свердловская область, Челябинская область
Площадь: 824 000 км2 (4,8% от РФ)
На северо-западе граничит с Северным, на западе - с Волго-Вятским и Поволжским, на востоке - с Западно-Сибирским районом. Южная и юго-восточная границы отделяют район от Казахстана.
Самый большой по площади субъект: Свердловская область (около 194 тыс. км2)
Самый маленький по площади субъект: Удмуртия (около 42 тыс. км2)



2 вопрос. Экономика и географическое положение.
ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН:
Поволжский р-н протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря.ЭГП этого района исключительно выгодное.Густая сеть транс-х путей (ж/д-х и автомобильных) способствует установлению широких межрегиональных связей. Волга-Камский речной путь дает выход к Каспийскому морю (озеру), а по каналам - к морям Атлантического и Сев.Ледовитого океанов. Наличие богатых местор-й нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот р-н (и начинающихся в нем, например, нефтепровод "Дружба"), также подтверждает выгодность ЭГП р-на.

УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
положение можно оценить как благоприятное для функционирования и развития всего хозяйственного комплекса. Через Урал проходят транспортные магистрали , пересекающие всю территорию России от западных границ до Тихого океана. С востока район получает сырьё и топливо , а продукцию обрабатывающей промышленности- с запада , а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России. Главной чертой является разнообразие и изобилие ископаемых богатств.

3 вопрос:
Поволжский эк.район
Поволжский район имеет благоприятные природные условия для проживания населения и ведения хозяйства. Климат Поволжья умеренно-континентальный. 
По добыче нефти -2 место, Основные ресурсы нефти находятся в Татарстане и Самарской области. (доля района в российской добыче нефти уменьшилась с 60 до 12%),а газа – в Саратовской и Волгоградской областях. Перспективы развития газовой промышленности связаны с крупным Астраханским газоконденсатным месторождением (6% мировых запасов). Поволжье, особенно Татарстан, обладает большими ресурсами природных битумов. Велики запасы горючих сланцев. Повсеместно распространено минерально-строительное сырье. Особенно велики запасы цементного сырья – в Саратовской и Самарской областях.
Район богат земельными (пахотные земли составляют примерно 1/5 российских)ресурсами. По обеспечению лесными ресурсами район относится к малолесным.
Велико значение водных и гидроэнергетических ресурсов Волги и ее притоков – 9% ресурсов России.
В низовьях Волги и на Северном Каспии сосредоточены мировые рыбные запасы, до 90% осетровых рыб. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Уральский эк.район
К западу от Уральских гор климат более влажный и мягкий; к востоку, то есть за Уралом климат более сухой, с ярко выраженными чертами континентального.
Богатейшие минерально-сырьевые ресурсы составляют основу экономической мощи Урала. Здесь обнаружено около 1000 видов минералов, свыше 12 тыс. месторождений полезных ископаемых. Месторождения нефти располагаются в западных предгорьях и на юге Урала — в Удмуртии, Пермской и Оренбургской обл., Башкортостане (наиболее крупные). Запасы природного газа, в основном, сконцентрированы в Оренбургской обл. Запасы угля на Урале имеют локальное значение: Кизеловский бассейн в Пермской обл., месторождения бурых углей в Челябинской и Свердловской обл. Запасы железных и медных руд взяты на баланс в Свердловской и Челябинской обл. Причем, если балансовых запасов. На Урале находится также 27% разведанных в России рудных запасов бокситов и меди, 12% никеля и 58% цинка.
Всего здесь сосредоточено 5,7% лесных ресурсов страны, 2/3 запасов леса концентрируется в Свердловской и Пермской обл. В районе находится 17% пахотных сельскохозяйственных угодий России.
Для многих регионов Урала характерны недостаточность и неравномерность размещения водных ресурсов.





4 вопрос.

ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.

Общая численность населения Поволжского экономического района 16,9 млн. чел. (11,5% населения России)., из них городское население – 12,4 млн. чел. (73% от общей численности) и сельское – 4,6 млн. чел. (27%). На территории района располагаются города-миллионеры России: Самара, Казань, Волгоград.

Средняя плотность – около 31 чел./км,2 доля горожан превышает 70%. , но размещено оно неравномерно. Более половины населения приходится на Самарскую, Саратовскую обл. и Татарстан. В национальной структуре населения преобладают русские.

Поволжский район отличается большой подвижностью населения. Интенсивность миграции здесь в среднем в 2 раза выше, чем по РФ в целом. Основной поток приезжих приходится на страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан).

Социально-демографическое развитие в Поволжье характеризуется ростом общей численности населения при сокращении сельского.

Сокращение объемов производства промышленной, сельскохозяйственной, строительной продукции, простои некоторых предприятий привели к росту числа безработных, падению общественной стабильности.

Поволжский экономический район располагает значительными трудовыми ресурсами. В их составе велика прослойка высококвалифицированных рабочих. Общая численность экономически активного населения составляет 8,3 млн. чел., из них занятые в экономике – 7,8 млн. чел.(93,3%), и безработные 756,3 тыс. чел.(9,4%). В целом уровень зарегистрированной безработицы невелик и не превышает общероссийский.

УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Населения и трудовые ресурсы.

Численность населения составляет 20,5 млн.человек. В настоящее время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает 75 % населения – это один из самых высоких показателей по стране. Четыре города миллионера : Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь.

Плотность населения высока – 24,9 человек на один квадратный километр, при этом наиболее густо заселены Челябинская область ( 41,4 чел./ кв.км.) и Удмуртия ( 38,7 чел. / кв.км.), наименее – Курганская и Оренбургская области ( 15,6 и 17,7 чел./ кв.км. соответственно ), но даже в этих областях плотность населения выше средней по стране. На территории Уральского района имеются две республики, что говорит о неоднородном национальном составе. Но даже в этих регионах численность русских превышает количество населения других национальностей.

Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В этом одна из причин более высокой производительности труда по сравнению со средней по стране. В районе преобладает население, занятое в промышленности.

В настоящее время преобладает скрытая безработица ( особенно высок ее уровень в Челябинской и Свердловской областях ).


Ситуация осложняется с притоком мигрантов из регионов Севера , из государств – бывших союзных республик. Основные пути решения этих проблем : структурная перестройка хозяйственного комплекса Уральского района и развитие предпринимательства.


Вопрос 5.1

Краткая история основания района.

Поволжье – район древнего заселения. Хазарский каганат ( VII – Xвв.) и Волжская Булгария (X – XIV вв.) – первые крупные государства на этой территории.

До конца XV в. район входил в состав Золотой Орды, а после её распада – в Казанское и Астраханское ханство и частично в Ногайскую Орду.

В 1552 г. Казанское ханство было присоединено к Москве, а в 1556 г. войска Ивана Грозного вошли в Астрахань.

В конце XVI в. на месте переправ через Волгу начали строиться первые русские крепости: Самара (1586г.), Царицын (1589г.), Саратов (1590г.). В XVII в. возникают крепости Симбирск (1648г.), Сызрань (1683г.) и др.

Степные пространства Нижнего Поволжья осваивались значительно медленнее, чем территории Среднего Поволжья. Этот процесс длился до начала XX в.

В годы Великой Отечественной войны в районе сложился ряд отраслей военно-промышленного комплекса, после войны хозяйственный комплекс пополнился электроэнергетикой, нефтедобычей, нефтехимией.



Урал. Ещё семь – восемь столетий назад началось служение Урала России – сначала он посылал в другие районы только пушнину, в XV – XVIII вв. во все края Московского государства пошла уральская соль. В XVIII в. по всей России и Европе Урал выплавлял в те времена больше чугуна, чем Англия, и был самым крупным металлургическим районом в мире. Два века вся Россия снабжалась почти целиком уральским железом.

   Мощный промышленный потенциал, созданный на Урале в годы довоенных пятилеток, позволил этому району стать хребтом советской военной экономики тех лет. В послевоенное время Урал оказал большую помощь в восстановлении хозяйства пострадавших от войны западных районов.

5.2 вопрос:

Поволжский регион:
электроэнергетика 20,8
топливная 13,1 
черная металлургия 1,1
цветная металлургия 1,4
Химическая и нефтехимическая 13,4
машиностроение и металлообработка 29,4
Лесная деревообрабатывающая и целюлозно бумажная 1,1
строительных материалов (со стекольной и фарфоро-фаянсовой) 4,4
легкая 1,1
пищевая (с мукомольно-крупяной и комбикормовой) 13,0
электроэнергетика, хим и нефтехим, машиностроение и металлообработка и строительных материалов - отрасли районной специализации (удальный вес больше чем по стране)

Уральский
электроэнергетика 15,5
топливная 13,3
черная металлургия 18
цветная металлургия 9,4
Химическая и нефтехимическая 7,5
машиностроение и металлообработка 16,7 
Лесная деревообрабатывающая и целюлозно бумажная 2,6
строительных материалов (со стекольной и фарфоро-фаянсовой) 4,5
легкая 1,1
пищевая (с мукомольно-крупяной и комбикормовой) 10,4

цветмет, черная металургия, машиностроение и металлообработка и строительных материалов - отрасли районной специализации


5.3 вопрос:

Размещение отраслей специализации

Поволжский

Топливно-энергетический комплекс.

 Поволжье употребляет как собственное топливно-энергетическое сырье, так и привозное. Более половины добываемых в районе нефти и газа вывозится.

Электроэнергетика: В Поволжье электроэнергетика представлена тремя видами электростанций: ГЭС, ТЭС и АЭС. Энергетика района имеет республиканское значение. Поволжье снабжает электроэнергетикой остальные районы России.

Базы энергетического хозяйства ГЭС находятся около Самары, Саратова, Нижнекамска, Волгограда.

Нефтедобывающая индустрия. Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10-14% от уровня РФ. Для поддержания этого уровня тут используют новые способы более полного извлечения нефти. Более половины добычи нефти приходится на Татарстан. Выделяется добычей нефти и Самарская область. В настоящее время получает развитие нефтедобыча в Калмыкии.

На нефтеперерабатывающих заводах района (Сызрань, Самара, Волгоград, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) Перерабатывают не лишь свою нефть, но и нефть Западной Сибири

Химическая индустрия Поволжья представлена горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, созданием полимеров.

Наикрупнейшие центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти


Машиностроительный комплекс – одна из самых больших и сложных по структуре отраслей индустрии Поволжья. На его долю приходится не менее 1/3 всей промышленной продукции района.

Авиастроение представлено в Самаре (создание турбореактивных самолетов) и Саратове (самолеты ЯК-40).

В Поволжье делается 71% легковых и 17% грузовых машин России. Посреди машиностроительных центров более крупными являются: Самарский Саратовский Волгоградский Тольяттинский Казань Пенза Сызрань Энгельс

Развитию индустрии строительных материалов в районе способствуют довольно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного стройки. Поволжье выделяется созданием цемента (10-12% общероссийского производства. Оно сосредоточено на х заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки.

Чёрная металлургия, не являясь отраслью специализации, частично удовлетворяет потребности машиностроения в сплаве. Она представлена следующими заводами: завод «Красный Октябрь» в Волгограде, Белорецкий металлургический комбинат, а также Волгоградский алюминиевый завод и Самарский металлургический завод

Легкая промышленность  в районе получила повсеместное развитие. В Астраханской области на её долю приходится 4,8%, в Ульяновской – 5,8%, Пензенской – 4,8%, Волгоградской – 2,0%.

В районе сосредоточена текстильная индустрия, представленная созданием шерстяных, суконных и хлопчатобумажных тканей. В Камышине (Волгоградская область) находится хлопчатобумажный комбинат. В Балашове (Саратовской области) -синтетические ткани из капрона.


Другой принципиальной отраслью легкой индустрии является создание мехов (наикрупнейший меховой комбинат размещен в Казани), сырье для данной отрасли поступает из остальных районов страны.

УРАЛ

В структуре хозяйственного комплекса Уральского экономического района ведущую роль играет промышленность.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами.

Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность, но угольные месторождения истощаются, закрываются шахты и карьеры.

Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа.

Развита и гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построены на Каме: Воткинская и Камская. На Урале есть атомная электростанция Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах.

Черная металлургия  На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля, металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добычи руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (город Каменск-Уральский) и др.

Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий. Здесь развиты: тяжелое машиностроение, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение.

Лесная промышленность – отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базе. Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях.


5.4 вопрос :

Инфраструктура. Поволжье
Важнейшую роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Сызрань - Самара - Челябинск; Ртищево - Саратов - Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза - Ульяновск - Мелекес - Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. 
Велика роль Волги как транспортного пути. Развит трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы. Развит автомобильный и авиационный транспорт

Инфраструктура . Уральский экономический район
Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Имеет высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%). 
Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе принадлежит железным дорогам. Имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск - Владивосток. Но главной широтной дорогой является Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. 
Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан. 
Велика роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. 
Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург.