ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 190
Скачиваний: 4
1
вопрос: |
|
|
2
вопрос. Экономика и географическое
положение. 3
вопрос: |
4 вопрос.
ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.
Общая численность населения Поволжского экономического района 16,9 млн. чел. (11,5% населения России)., из них городское население – 12,4 млн. чел. (73% от общей численности) и сельское – 4,6 млн. чел. (27%). На территории района располагаются города-миллионеры России: Самара, Казань, Волгоград.
Средняя плотность – около 31 чел./км,2 доля горожан превышает 70%. , но размещено оно неравномерно. Более половины населения приходится на Самарскую, Саратовскую обл. и Татарстан. В национальной структуре населения преобладают русские.
Поволжский район отличается большой подвижностью населения. Интенсивность миграции здесь в среднем в 2 раза выше, чем по РФ в целом. Основной поток приезжих приходится на страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан).
Социально-демографическое развитие в Поволжье характеризуется ростом общей численности населения при сокращении сельского.
Сокращение объемов производства промышленной, сельскохозяйственной, строительной продукции, простои некоторых предприятий привели к росту числа безработных, падению общественной стабильности.
Поволжский экономический район располагает значительными трудовыми ресурсами. В их составе велика прослойка высококвалифицированных рабочих. Общая численность экономически активного населения составляет 8,3 млн. чел., из них занятые в экономике – 7,8 млн. чел.(93,3%), и безработные 756,3 тыс. чел.(9,4%). В целом уровень зарегистрированной безработицы невелик и не превышает общероссийский.
УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Населения и трудовые ресурсы.
Численность населения составляет 20,5 млн.человек. В настоящее время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает 75 % населения – это один из самых высоких показателей по стране. Четыре города миллионера : Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь.
Плотность населения высока – 24,9 человек на один квадратный километр, при этом наиболее густо заселены Челябинская область ( 41,4 чел./ кв.км.) и Удмуртия ( 38,7 чел. / кв.км.), наименее – Курганская и Оренбургская области ( 15,6 и 17,7 чел./ кв.км. соответственно ), но даже в этих областях плотность населения выше средней по стране. На территории Уральского района имеются две республики, что говорит о неоднородном национальном составе. Но даже в этих регионах численность русских превышает количество населения других национальностей.
Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В этом одна из причин более высокой производительности труда по сравнению со средней по стране. В районе преобладает население, занятое в промышленности.
В настоящее время преобладает скрытая безработица ( особенно высок ее уровень в Челябинской и Свердловской областях ).
Ситуация осложняется с притоком мигрантов из регионов Севера , из государств – бывших союзных республик. Основные пути решения этих проблем : структурная перестройка хозяйственного комплекса Уральского района и развитие предпринимательства.
Вопрос 5.1
Краткая история основания района.
Поволжье – район древнего заселения. Хазарский каганат ( VII – Xвв.) и Волжская Булгария (X – XIV вв.) – первые крупные государства на этой территории.
До конца XV в. район входил в состав Золотой Орды, а после её распада – в Казанское и Астраханское ханство и частично в Ногайскую Орду.
В 1552 г. Казанское ханство было присоединено к Москве, а в 1556 г. войска Ивана Грозного вошли в Астрахань.
В конце XVI в. на месте переправ через Волгу начали строиться первые русские крепости: Самара (1586г.), Царицын (1589г.), Саратов (1590г.). В XVII в. возникают крепости Симбирск (1648г.), Сызрань (1683г.) и др.
Степные пространства Нижнего Поволжья осваивались значительно медленнее, чем территории Среднего Поволжья. Этот процесс длился до начала XX в.
В годы Великой Отечественной войны в районе сложился ряд отраслей военно-промышленного комплекса, после войны хозяйственный комплекс пополнился электроэнергетикой, нефтедобычей, нефтехимией.
Урал. Ещё семь – восемь столетий назад началось служение Урала России – сначала он посылал в другие районы только пушнину, в XV – XVIII вв. во все края Московского государства пошла уральская соль. В XVIII в. по всей России и Европе Урал выплавлял в те времена больше чугуна, чем Англия, и был самым крупным металлургическим районом в мире. Два века вся Россия снабжалась почти целиком уральским железом.
Мощный промышленный потенциал, созданный на Урале в годы довоенных пятилеток, позволил этому району стать хребтом советской военной экономики тех лет. В послевоенное время Урал оказал большую помощь в восстановлении хозяйства пострадавших от войны западных районов.
5.2 вопрос:
Поволжский
регион:
электроэнергетика
20,8
топливная
13,1
черная
металлургия 1,1
цветная
металлургия 1,4
Химическая
и нефтехимическая 13,4
машиностроение
и металлообработка 29,4
Лесная
деревообрабатывающая и целюлозно
бумажная 1,1
строительных
материалов (со стекольной и фарфоро-фаянсовой)
4,4
легкая
1,1
пищевая
(с мукомольно-крупяной и комбикормовой)
13,0
электроэнергетика,
хим и нефтехим, машиностроение и
металлообработка и строительных
материалов - отрасли районной специализации
(удальный вес больше чем по
стране)
Уральский
электроэнергетика
15,5
топливная
13,3
черная
металлургия 18
цветная
металлургия 9,4
Химическая
и нефтехимическая 7,5
машиностроение
и металлообработка 16,7
Лесная
деревообрабатывающая и целюлозно
бумажная 2,6
строительных
материалов (со стекольной и фарфоро-фаянсовой)
4,5
легкая
1,1
пищевая
(с мукомольно-крупяной и комбикормовой)
10,4
цветмет,
черная металургия, машиностроение и
металлообработка и строительных
материалов - отрасли районной специализации
5.3 вопрос:
Размещение отраслей специализации
Поволжский
Топливно-энергетический комплекс.
Поволжье употребляет как собственное топливно-энергетическое сырье, так и привозное. Более половины добываемых в районе нефти и газа вывозится.
Электроэнергетика: В Поволжье электроэнергетика представлена тремя видами электростанций: ГЭС, ТЭС и АЭС. Энергетика района имеет республиканское значение. Поволжье снабжает электроэнергетикой остальные районы России.
Базы энергетического хозяйства ГЭС находятся около Самары, Саратова, Нижнекамска, Волгограда.
Нефтедобывающая индустрия. Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10-14% от уровня РФ. Для поддержания этого уровня тут используют новые способы более полного извлечения нефти. Более половины добычи нефти приходится на Татарстан. Выделяется добычей нефти и Самарская область. В настоящее время получает развитие нефтедобыча в Калмыкии.
На нефтеперерабатывающих заводах района (Сызрань, Самара, Волгоград, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) Перерабатывают не лишь свою нефть, но и нефть Западной Сибири
Химическая индустрия Поволжья представлена горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, созданием полимеров.
Наикрупнейшие центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти
Машиностроительный комплекс – одна из самых больших и сложных по структуре отраслей индустрии Поволжья. На его долю приходится не менее 1/3 всей промышленной продукции района.
Авиастроение представлено в Самаре (создание турбореактивных самолетов) и Саратове (самолеты ЯК-40).
В Поволжье делается 71% легковых и 17% грузовых машин России. Посреди машиностроительных центров более крупными являются: Самарский Саратовский Волгоградский Тольяттинский Казань Пенза Сызрань Энгельс
Развитию индустрии строительных материалов в районе способствуют довольно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного стройки. Поволжье выделяется созданием цемента (10-12% общероссийского производства. Оно сосредоточено на х заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки.
Чёрная металлургия, не являясь отраслью специализации, частично удовлетворяет потребности машиностроения в сплаве. Она представлена следующими заводами: завод «Красный Октябрь» в Волгограде, Белорецкий металлургический комбинат, а также Волгоградский алюминиевый завод и Самарский металлургический завод
Легкая промышленность в районе получила повсеместное развитие. В Астраханской области на её долю приходится 4,8%, в Ульяновской – 5,8%, Пензенской – 4,8%, Волгоградской – 2,0%.
В районе сосредоточена текстильная индустрия, представленная созданием шерстяных, суконных и хлопчатобумажных тканей. В Камышине (Волгоградская область) находится хлопчатобумажный комбинат. В Балашове (Саратовской области) -синтетические ткани из капрона.
Другой принципиальной отраслью легкой индустрии является создание мехов (наикрупнейший меховой комбинат размещен в Казани), сырье для данной отрасли поступает из остальных районов страны.
УРАЛ
В структуре хозяйственного комплекса Уральского экономического района ведущую роль играет промышленность.
Топливно-энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами.
Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность, но угольные месторождения истощаются, закрываются шахты и карьеры.
Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа.
Развита и гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построены на Каме: Воткинская и Камская. На Урале есть атомная электростанция Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах.
Черная металлургия На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля, металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добычи руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе.
Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (город Каменск-Уральский) и др.
Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий. Здесь развиты: тяжелое машиностроение, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение.
Лесная промышленность – отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базе. Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях.
5.4 вопрос :
Инфраструктура.
Поволжье
Важнейшую
роль играет железнодорожный транспорт.
Поволжье пересекают магистрали: Москва
- Казань - Екатеринбург, Москва - Сызрань
- Самара - Челябинск; Ртищево - Саратов
- Уральск (эта дорога связывает Поволжье
с Украиной и Казахстаном); Инза - Ульяновск
- Мелекес - Уфа; Волгоград связан
железнодорожными магистралями с
Тихорецкой, Лихой, Грязями.
Велика
роль Волги как транспортного пути.
Развит трубопроводный транспорт.
Нефтепроводы и газопроводы соединяют
Поволжье со многими районами страны и
с зарубежными странами Восточной и
Западной Европы. Развит автомобильный
и авиационный транспорт
Инфраструктура
. Уральский экономический район
Транспорт
играет огромную роль в функционировании
хозяйственного комплекса Урала. Имеет
высокий удельный вес внутрирайонных
перевозок (до 60%).
Важнейшая
роль среди видов транспорта в Уральском
экономическом районе принадлежит
железным дорогам. Имеет участок
Транссибирской магистрали Челябинск
- Владивосток. Но главной широтной
дорогой является Сибирский тракт,
связывающий Москву с Сибирью.
Автомобильный
транспорт имеет большое значение для
внутрирайонных перевозок. Недостаточны
протяженность и качество автомобильных
дорог с твердым покрытием. В дальнейшем
намечается создать новые автомобильные
и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский,
Волго-Вятский, Западно-Сибирский
экономические районы и Казахстан.
Велика
роль трубопроводного транспорта: через
Урал проходят нефте- и газопроводы из
Западной Сибири в европейскую часть
страны и за рубеж.
Получил
развитие и авиационный транспорт. Через
территорию Урала проходят многие
внутренние и международные авиалинии.
Главный узел авиалиний - Екатеринбург.