ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 1429

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в

результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь

объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки.

Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20

февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах», согласно которому помещики

могли отпускать крестьян за выкуп и закреплять за ними землю в

собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. В

1804 – 1805 годах была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях.

Эти преобразования свидетельствовали о серьёзных намерениях императора.

Однако результаты первой меры были ничтожны, так как её осуществление

основывалось на доброй воле помещиков, а вторая реформа осталась локальной.

Таким образом, крепостное право сохранилось. С введением военных

поселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положение

государственных крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должны

были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и

ложиться спать. Положение же помещичьих крепостных было еще хуже. В

особенно тяжелом положении была деревня. Рост задолженности помещиков

привел к тому, что к 1859 году в государственных кредитных учреждениях было

заложено 65% всех крепостных крестьян.[2]


6. Реформа системы образования.


В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных

заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней –

приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение

к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский,

Харьковский, Казанский, Петербургский. Санкт-Петербургский университет,

один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе

Главного педагогического института. Официальное открытие университета

состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий,

построенном на Васильевском острове еще при Петре I. Первоначально в

университете было три факультета, а в 1854-1914 гг. - четыре факультета:

историко-филологический, философско-юридический, физико-математический и

восточный. С 1860 года в университете действовали курсы для подготовки

учителей средней школы. За первые 50 лет существования университета полный

его курс окончили свыше 2 тыс. человек.

По Уставу все университеты получили значительную автономию: право

выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные

вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру

цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой

широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения


могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение

было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.


7. Реформа системы государственного управления.


В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены

министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было

очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось

составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита,

бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед

императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для

совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет

министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров,

просуществовавший до 1917 г.). Первоначально было образовано восемь

министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции,

финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного

просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество

увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера

завершила процесс разграничения функций органов государственного

управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене

коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед

императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России

начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от

милости царя и получаемого за службу жалованья.

Изменения в системе государственного управления не могли не

отразится на положении православной церкви которая во многом была частью

государственного аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – по

своему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку во всех

отраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее на смену

коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферу

церковного управления. Здесь единовластным начальником становится

государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь

наблюдал за действиями и законностью решений Синода.

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал

находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем

окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не

связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А.

Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным

министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку

нового проекта государственной реформы.


8. Проект М. М. Спиранского об общественно-политическом устройстве


России.


М. М. Сперанский был видным политическим деятелем тех лет. Сын

бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями и в

короткий срок сделал стремительную карьеру и в 1807 году стал ближайшим

советником императора. Свой проект коренной реформы общественно-

политического устройства России он изложил в документе, который назывался

«Введение к уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил:

1. Внести в закон понятие политических и гражданских прав, но не для

всех. Крепостным крестьянам, помещичьим рабочим по найму, домашним

слугам не предполагалось предоставить гражданские права. Но, в то

время и на Западе еще было далеко до всеобщности гражданских прав, а в

Америке существовало рабство. Важно то, что возможность влиять на

систему власти получили бы не только высшие, но и средние слои.

2. Обеспечить разделение властей и общества, обладающего гражданскими

правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью

независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были

представлять выборные местные думы и центральна Государственная дума.

Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была

представлена министерствами в центре и местными органами управления

внизу. Средоточием всех властей являлся император.

3. Провозглашалось правовое государство, то есть правит закон, а не люди.

4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а из этого следовала их

ответственность перед обществом.

Вся система государственного управления, по этому проекту, строилась

снизу вверх. Предполагалось, что население будет выбирать местные думы.

Собираясь раз в три года, думы в свою очередь, должны выбирать членов

правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего

собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы (волостная -

в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную). Доказывая

необходимость подобной реформы, М. М. Сперанский утверждал, что Россия

движется к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствует

падение престижа власти в народе. Но характерно то, что М. М. Сперанский не

предусматривал отмены крепостного права, однако взаимоотношение крестьян с

помещиком предполагалось регламентировать законом. Но, к сожалению, этот

проект остался только на бумаге.

Практически, проект Сперанского предполагал фактическое

преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была

бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.

Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика

приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный


ценз для гражданских чиновников.


9. Учреждение Государственного совета.


1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший

Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия

Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной

думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные

Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация

первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было

завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал

сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи,

стремившихся не допустить радикальных реформ.

Немаловажное значение имел фактор и международного положения России:

усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией. Россия, будучи в составе

антинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805 г. В

Европе находились российские войска, которые принимали участие в военных

действиях, но Франция неизменно одерживала победу над ними. В 1807 году в

Тильзите был заключен мирный союзный договор между Россией и Францией. Все

эти обстоятельства нанесли серьезный удар по международному престижу России

и патриотические чувства русских были оскорблены. Необходимость подготовки

к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность

Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить

наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам

Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его

в отставку и сослал сначала в Нижний Новгород, а затем – в Пермь (в

последствии он был помилован). Император, весьма ревниво относившийся к

своей власти, не был готов к новым идеям своего советника.


10. Военная реформа. Ведение военных поселений.


В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить

расходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные

поселения должны были заниматься одновременно земледелием и военной

службой. Они, как уже было сказано, обязаны были жить в одинаковых домах,

по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. По приказу

начальства они должны были и вступать в брак. Военные поселения были

созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской,

Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев

(1769 – 1839 г.г.), человек преданный царю, послушный и бездушный

исполнитель монаршей воли, любимец царя, беспощадный и жестокий

администратор.

Военные поселения стали символом реакции того времени, так как к

тяжести военной службы добавлялась тяжесть сельского труда, умноженная


мелочной уставной регламентацией всех сторон жизни..

Введение военных поселений вызвало сопротивление крестьян, и даже

привело к ряду восстаний: так в 1817 году произошло крупное восстание в

Новгороде, а в 1819 году - в Чугуеве. В 1820 году с протестом против муштры

и жестокого обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк.

Постепенно до императора стали доходить слухи о том, что в среде офицеров

возникают тайные антиправительственные общества.


11. Заключение.


Эра просвещенного правительства уходила в прошлое. С 1820 года

правительство все более явно начинает переходить к реакции. Незавершенность

реформ, усиление консерватизма привели к тому, что проекты конституции

России начали вызревать подпольно, в тайных обществах. Это явление в

истории получило название «декабризм». Тайные организации начали возникать

еще в 1816 году. Стремление освободить страну от царского деспотизма

привели декабристов к идее конституции, а некоторых и к республиканизму.

Представлялось, что стоит только внедрить экономические и политические

принципы развитых европейских государств в России. Характерно то, что

декабристы в своих идеях, опирались на опыт греко-латинской цивилизации, а

также Новгородской республики. Одни предлагали умеренный, реформистский

вариант преобразования России (как Н. М. Муравьев), другие – более

радикальный – через цареубийство – к республике (П. И. Пестель). Однако их

проекты были утопичны, и имели некоторую российскую специфику:

великодержавность (превратить всех в русских), централизм, уравнительность

(отмена цехов, гильдий и т.д.). Декабризм отражал общественные идеалы

европейски ориентированной части общества и не принимал в расчет другие,

большие по объему части.

Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не

только изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки

реформаторской деятельности в обществе.

Видя фактический крах своей политики, император все больше отходил от

государственных дел. С 1822 года единственным докладчиком царю всех дел

стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из

таких путешествий он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 года в

Таганроге закончилось правление Александра I, который был первым царем,

задумавшимся об ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного

права, которое являлось основным препятствием для развития промышленности и

сельского хозяйства, тормозило созревание нового экономического уклада –

капитализма.







11) Проекты Декабристов по модернизации страны.

Движение декабристов.

Тайное революционное общество.

Первая четверть XIX века стала временем становления революционной идеологии и