ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 1429
Скачиваний: 4
обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в
результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь
объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки.
Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20
февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах», согласно которому помещики
могли отпускать крестьян за выкуп и закреплять за ними землю в
собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. В
1804 – 1805 годах была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях.
Эти преобразования свидетельствовали о серьёзных намерениях императора.
Однако результаты первой меры были ничтожны, так как её осуществление
основывалось на доброй воле помещиков, а вторая реформа осталась локальной.
Таким образом, крепостное право сохранилось. С введением военных
поселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положение
государственных крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должны
были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и
ложиться спать. Положение же помещичьих крепостных было еще хуже. В
особенно тяжелом положении была деревня. Рост задолженности помещиков
привел к тому, что к 1859 году в государственных кредитных учреждениях было
заложено 65% всех крепостных крестьян.[2]
6. Реформа системы образования.
В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных
заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней –
приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение
к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский,
Харьковский, Казанский, Петербургский. Санкт-Петербургский университет,
один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе
Главного педагогического института. Официальное открытие университета
состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий,
построенном на Васильевском острове еще при Петре I. Первоначально в
университете было три факультета, а в 1854-1914 гг. - четыре факультета:
историко-филологический, философско-юридический, физико-математический и
восточный. С 1860 года в университете действовали курсы для подготовки
учителей средней школы. За первые 50 лет существования университета полный
его курс окончили свыше 2 тыс. человек.
По Уставу все университеты получили значительную автономию: право
выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные
вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру
цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой
широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения
могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение
было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.
7. Реформа системы государственного управления.
В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены
министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было
очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось
составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита,
бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед
императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для
совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет
министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров,
просуществовавший до 1917 г.). Первоначально было образовано восемь
министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции,
финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного
просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество
увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера
завершила процесс разграничения функций органов государственного
управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене
коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед
императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России
начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от
милости царя и получаемого за службу жалованья.
Изменения в системе государственного управления не могли не
отразится на положении православной церкви которая во многом была частью
государственного аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – по
своему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку во всех
отраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее на смену
коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферу
церковного управления. Здесь единовластным начальником становится
государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь
наблюдал за действиями и законностью решений Синода.
В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал
находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем
окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не
связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А.
Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным
министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку
нового проекта государственной реформы.
8. Проект М. М. Спиранского об общественно-политическом устройстве
России.
М. М. Сперанский был видным политическим деятелем тех лет. Сын
бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями и в
короткий срок сделал стремительную карьеру и в 1807 году стал ближайшим
советником императора. Свой проект коренной реформы общественно-
политического устройства России он изложил в документе, который назывался
«Введение к уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил:
1. Внести в закон понятие политических и гражданских прав, но не для
всех. Крепостным крестьянам, помещичьим рабочим по найму, домашним
слугам не предполагалось предоставить гражданские права. Но, в то
время и на Западе еще было далеко до всеобщности гражданских прав, а в
Америке существовало рабство. Важно то, что возможность влиять на
систему власти получили бы не только высшие, но и средние слои.
2. Обеспечить разделение властей и общества, обладающего гражданскими
правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью
независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были
представлять выборные местные думы и центральна Государственная дума.
Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была
представлена министерствами в центре и местными органами управления
внизу. Средоточием всех властей являлся император.
3. Провозглашалось правовое государство, то есть правит закон, а не люди.
4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а из этого следовала их
ответственность перед обществом.
Вся система государственного управления, по этому проекту, строилась
снизу вверх. Предполагалось, что население будет выбирать местные думы.
Собираясь раз в три года, думы в свою очередь, должны выбирать членов
правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего
собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы (волостная -
в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную). Доказывая
необходимость подобной реформы, М. М. Сперанский утверждал, что Россия
движется к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствует
падение престижа власти в народе. Но характерно то, что М. М. Сперанский не
предусматривал отмены крепостного права, однако взаимоотношение крестьян с
помещиком предполагалось регламентировать законом. Но, к сожалению, этот
проект остался только на бумаге.
Практически, проект Сперанского предполагал фактическое
преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была
бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.
Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика
приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный
ценз для гражданских чиновников.
9. Учреждение Государственного совета.
1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший
Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия
Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной
думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные
Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация
первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было
завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал
сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи,
стремившихся не допустить радикальных реформ.
Немаловажное значение имел фактор и международного положения России:
усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией. Россия, будучи в составе
антинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805 г. В
Европе находились российские войска, которые принимали участие в военных
действиях, но Франция неизменно одерживала победу над ними. В 1807 году в
Тильзите был заключен мирный союзный договор между Россией и Францией. Все
эти обстоятельства нанесли серьезный удар по международному престижу России
и патриотические чувства русских были оскорблены. Необходимость подготовки
к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность
Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить
наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам
Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его
в отставку и сослал сначала в Нижний Новгород, а затем – в Пермь (в
последствии он был помилован). Император, весьма ревниво относившийся к
своей власти, не был готов к новым идеям своего советника.
10. Военная реформа. Ведение военных поселений.
В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить
расходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные
поселения должны были заниматься одновременно земледелием и военной
службой. Они, как уже было сказано, обязаны были жить в одинаковых домах,
по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. По приказу
начальства они должны были и вступать в брак. Военные поселения были
созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской,
Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев
(1769 – 1839 г.г.), человек преданный царю, послушный и бездушный
исполнитель монаршей воли, любимец царя, беспощадный и жестокий
администратор.
Военные поселения стали символом реакции того времени, так как к
тяжести военной службы добавлялась тяжесть сельского труда, умноженная
мелочной уставной регламентацией всех сторон жизни..
Введение военных поселений вызвало сопротивление крестьян, и даже
привело к ряду восстаний: так в 1817 году произошло крупное восстание в
Новгороде, а в 1819 году - в Чугуеве. В 1820 году с протестом против муштры
и жестокого обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк.
Постепенно до императора стали доходить слухи о том, что в среде офицеров
возникают тайные антиправительственные общества.
11. Заключение.
Эра просвещенного правительства уходила в прошлое. С 1820 года
правительство все более явно начинает переходить к реакции. Незавершенность
реформ, усиление консерватизма привели к тому, что проекты конституции
России начали вызревать подпольно, в тайных обществах. Это явление в
истории получило название «декабризм». Тайные организации начали возникать
еще в 1816 году. Стремление освободить страну от царского деспотизма
привели декабристов к идее конституции, а некоторых и к республиканизму.
Представлялось, что стоит только внедрить экономические и политические
принципы развитых европейских государств в России. Характерно то, что
декабристы в своих идеях, опирались на опыт греко-латинской цивилизации, а
также Новгородской республики. Одни предлагали умеренный, реформистский
вариант преобразования России (как Н. М. Муравьев), другие – более
радикальный – через цареубийство – к республике (П. И. Пестель). Однако их
проекты были утопичны, и имели некоторую российскую специфику:
великодержавность (превратить всех в русских), централизм, уравнительность
(отмена цехов, гильдий и т.д.). Декабризм отражал общественные идеалы
европейски ориентированной части общества и не принимал в расчет другие,
большие по объему части.
Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не
только изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки
реформаторской деятельности в обществе.
Видя фактический крах своей политики, император все больше отходил от
государственных дел. С 1822 года единственным докладчиком царю всех дел
стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из
таких путешествий он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 года в
Таганроге закончилось правление Александра I, который был первым царем,
задумавшимся об ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного
права, которое являлось основным препятствием для развития промышленности и
сельского хозяйства, тормозило созревание нового экономического уклада –
капитализма.
11) Проекты Декабристов по модернизации страны.
Движение декабристов.
Тайное революционное общество.
Первая четверть XIX века стала временем становления революционной идеологии и