ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 1747

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;

Соискатель лицензии – ЮЛ или ИП, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

Лицензирование содержит в себе два противоречивых начала:

А) Оно выступает дополнительной правовой гарантией нормального развития рыночной экономики и конкуренции; оберегает экономику от возможных деформаций; защищает участников рыночных отношений (предпринимателей и потребителей) от недобросовестных лиц.

Б) Лицензирование - средство ограничения правоспособности хозяйствующих субъектов, служит серьезным барьером для осуществления предпринимательской деятельности, жестким рычагом воздействия на нее со стороны государства.

Основные принципы осуществления лицензирования (ст.4):

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

-недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования,

- доступность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 12): разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники; деятельность по хранению и уничтожению химического оружия; производство лекарственных средств; оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений; деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров; частная детективная (сыскная) деятельность; оказание услуг связи; космическая деятельность; фармацевтическая деятельность и т.д.

Действие ФЗ № 99 - ФЗ не распространяется на следующие виды деятельности (п.2 ст.1): использования атомной энергии; производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельности, связанной с защитой государственной тайны; деятельности кредитных организаций; видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; клиринговой деятельности; страховой деятельности.

Лицензирование перечисленных видов деятельности устанавливается другими ФЗми. В нашей стране нет единого ФЗ, который бы регулировал лицензирование всех лицензируемых видов предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ перечень видов деятельности, которыми ЮЛ/ИП могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом, принимаемым ФС РФ. Другие ОГВ не имеют права издавать акты, вводящие или отменяющие лицензирование.


Полномочий Правительства РФ при осуществлении лицензирования (ст. 5):

1) утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

2) определяет ФОИВ, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности: - МЧС - Деятельность по тушению пожаров, Росздравнадзор - Производство медицинской техники Деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ, Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; Роскосмос - Космическая деятельность; 3) устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется ОИВ S РФ.

Полномочия лицензирующих органов (п. 2 ст. 5):

1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;

3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;

2 порядка лицензирования (ст. 13):

А) Общий порядок. Соискатель представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. В заявлении указываются: наименование ЮЛ/ИП; адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; ИНН; копии учредительных документов и т.д.

Б) Упрощенный порядок. Применяется лишь в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан (перевозки морским транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом грузов; перевозки железнодорожным транспортом грузов и т.д.). Непременное условие применения упрощенного порядка - заключение соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо наличие у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. Соискатель представляет в лицензирующий орган те же документы + копию договора страхования гражданской ответственности.

Основания для отказа в предоставлении лицензии (ст.14):

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.


Содержание документа, подтверждающего наличие лицензии (ст. 15): Приказ - наименование лицензирующего органа; полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика; лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; номер и дата регистрации лицензии; номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

Срок действия лицензии (ст.9): Лицензия действует бессрочно.

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях:

сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего ФЗ, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

5. Предметом внеплановой выездной проверки в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

7. Предметом документарных и плановых проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим; 2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.


Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.


Ответственность за нарушение лицензионного зак-ва:

  1. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без лицензии (в случае, если их деятельность причинила крупный ущерб), несет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ (Незаконное предпринимательство).

  2. Если крупного ущерба нет, то противоправное поведение рассматривается в административном порядке (ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

  3. Должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности по ст. 169 УК РФ (Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности).

28. Техническая регламентация и стандартизация: понятие, правовая основа, сравнительная характеристика технических регламентов и стандартов. (Сачкова)

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим техническую стандартизацию и регламентацию, является ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании». В соответствии с его нормами стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Легального определения регламентации нет. Ее можно определить как деятельность, направленную на разработку и установление технических регламентов, содержащих обязательные требования к объектам регулирования. Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технический регламент документ, который принят международным договором Российской Федерации, (ратифицированным) или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).


Технические регламенты принимаются только в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Требования, содержащиеся в них, являются обязательными и имеют прямое действие на всей территории РФ. Не включенные в технический регламент требования не могут носить обязательный характер.

В качестве содействия соблюдению требований технических регламентов принимаются стандарты. Это одна из целей стандартизации наряду с повышением уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; обеспечения конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг). Применение стандартов – добровольно; не могут устанавливаться стандарты, противоречащие техническим регламентам. Для разработки технических регламентов и национальных стандартов применяются международные стандарты (принятые международной организацией). Национальные стандарты, в свою очередь, могут полностью или частично использоваться в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Требования регламентов и стандартов не могут препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения соответствующих вышеназванных целей. Разработчиком проекта технического регламента и национального стандарта может быть любое лицо. Например, организации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты организаций. Формами подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов являются декларирование соответствия, обязательная сертификация. Прошедшая подтверждение соответствия продукция маркируется знаком обращения на рынке. Формой подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов является добровольная сертификация. Маркировка – знаком соответствия национальному стандарту (добровольно), знаком соответствия (в соответствии с правилами конкретной системы добровольной сертификации).

Государственный орган, осуществляющий контроль и надзор, оказание услуг и иные правомочия в данной сфере – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.