ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 1742
Скачиваний: 4
К числу особенностей правового режима относится возможность организации управления через управляющую компанию банковского холдинга, которая создается головной организацией в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в холдинг. Согласно Закону о банках и банковской деятельности головная компания банковского холдинга обязана иметь возможность определять решения управляющей компании по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.
В отличие от всех других холдингов, для которых не определен такой порядок, банковский холдинг должен уведомить о своем создании. Для банковской группы в отличие от холдингов в других сферах деятельности установлены требования о необходимости консолидированной отчетности.
┌─────────────────────────────────────────────────┐
│ Особенности правового статуса банковского холдинга (группы):
│ │
│ * Закрытый перечень оснований возникновения.
* Признание косвенного контроля как основания установления холдинговых отношений.
│ * Необходимость информировать ЦБ РФ о создании. │
│ * Наличие института управляющей компании. │
│ * Необходимость для головной организации вести консолидированную отчетность о деятельности │
│ участников.
└─────────────────────────────────────────────────┘
Существует еще целый ряд критериев классификации холдингов. Так, ученые-экономисты, разработчики Модельного закона о холдинговых компаниях, предлагают выделять наряду с государственными и межгосударственными также стратегические холдинги. К числу признаков стратегического холдинга Модельный закон относит принадлежность к оборонному комплексу, наличие права на добычу и переработку национальных природных ресурсов, энергетическое обеспечение промышленности и социальной сферы, обладание объектами интеллектуальной собственности и высокими технологиями.
Законодательство о холдингах и перспективы развития
На сегодняшний день в отечественном законодательстве остается открытым вопрос о правовом статусе холдинга. Уже долгое время ведется работа над проектом федерального закона "О холдингах". Но действующее законодательство пока еще не определяет понятие "холдинг". Поэтому можно сказать, что холдинг - это скорее экономическое, нежели юридическое понятие.
Субъектами предпринимательского права являются субъекты предпринимательской деятельности и субъекты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Холдинг обладает обоими элементами правосубъектности, так как холдинговая компания регулирует деятельность дочерних и зависимых предприятий.
В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ. Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации, и регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392.
Холдинговая компания является таким акционерным обществом, которое руководит другими обществами. Руководство это осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акциями, т.е. только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний; сами же дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании.
Однако Временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям более 75% акций на это общество распространяется действие общих норм Закона об акционерных обществах.
Холдинговая модель организации бизнеса, несомненно, имеет много преимуществ. Однако внутри холдинга, как правило, отсутствует конкуренция, требующая постоянного улучшения качества производимой продукции и оказываемых услуг. В нем могут искусственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения в целом. У холдингов, в сравнении с самостоятельными коммерческими организациями, менее выгодный режим налогообложения. Любое преодоление "границы юридического лица" влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы. В отдельном юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, устанавливается справедливый баланс доходов и расходов. В нашей стране холдинги имеют, по сути, двойное налогообложение. Дочернее общество, получая доходы, оплачивает косвенные налоги и налог на прибыль, а затем передает эту прибыль основному обществу в виде дивидендов, которые также облагаются налогом на прибыль как внереализационный доход основного общества.
В отношении холдинговых компаний действуют особые правила исполнительного производства. Так, акции дочерних компаний, являющиеся активами основного общества, относятся к имуществу, взыскание на которое в ходе исполнительного производства обращается в третью очередь, потому что от этих пакетов акций непосредственно зависит производственная деятельность компании, ведь все дочерние общества вертикально интегрированы в единую экономическую систему. Такой подход подтверждает тезис о частичной правосубъектности холдинга.
Несмотря на то что закон о холдингах до настоящего времени не принят и универсального определения понятия "холдинг" нет, некоторые законодательные нормы признают самостоятельное участие холдинга как субъекта в определенных правоотношениях. В ст. 20 НК РФ говорится о "взаимозависимых лицах" в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля этого участия составляет более 20%. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" в ст. 4 предусматривает, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. Наконец, Закон о банках и банковской деятельности допускает образование банковских холдингов и банковских групп. Как уже говорилось, холдинговая модель может быть воплощена и в рамках финансово-промышленной группы в соответствии с Законом о финансово-промышленных группах.
11. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.(Меркер)
Некоммерческие организации могут выступать субъектами предпринимательских отношений. Право некоммерческих организаций заниматься предпринимательской деятельностью закрепляется не только в ГК РФ, в ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", но и в ряде специальных законов (например, ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", ФЗ от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и т.д.). Ведение предпринимательской деятельности некоммерческих организаций ограничено двумя условиями: во-первых, она должна осуществляться лишь для достижения целей, ради которых создана данная некоммерческая организация, и, во-вторых, она должна соответствовать этим целям. То есть, во-первых, доходы от предпринимательской деятельности должны служить источником формирования имущества, используемого для реализации уставных целей некоммерческой организации, во-вторых, предпринимательская деятельность по своей направленности должна быть ограничена только сферой уставных задач и не может выходить за эти рамки. В этой связи следует заметить, что ряд законов по-разному определяют пределы осуществления предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в зависимости от их вида. Согласно ч. 7 ст. 4 ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе. Таким образом, уставы образовательного учреждения и автономного учреждения должны содержать полный и исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми названные организации вправе заниматься, что означает существенное ограничение их правоспособности по сравнению с другими некоммерческими организациями. Например, согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую им. Аналогичное правило закреплено в ряде законов применительно к таким некоммерческим организациям, как благотворительные организации, религиозные организации, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Следовательно, не ограниченные определенными видами деятельности общественные объединения (благотворительные организации, религиозные организации и др.) вправе совершать любые сделки с учетом целей создания. Значит, правоспособность общественных объединений шире правоспособности образовательного учреждения и автономного учреждения, так как все виды деятельности, которые может совершать организация, предусмотреть невозможно.
На основе анализа норм гражданского законодательства, устанавливающего содержание и пределы осуществления предпринимательской деятельности некоторых видов некоммерческих организаций, можно сделать вывод, что на уровне закона данный вопрос решен неоднозначно и вызывает споры. Думается, для его решения необходимо исходить из разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, критериями которого являются основная цель деятельности и распределение полученной от предпринимательской деятельности прибыли. Именно основная цель деятельности - достижение общественных благ для некоммерческих организаций - предопределяет, в какие отношения может вступать такая организация, какие виды деятельности осуществлять. Перечень же разрешенных в законе или уставе видов предпринимательской деятельности не решает проблемы критерия соответствия или несоответствия этой деятельности целям создания некоммерческой организации. Для признания организации некоммерческой не имеет значения, какие именно виды деятельности будут осуществляться для достижения поставленных перед нею целей. Главное, чтобы их достижению способствовал любой вид деятельности, ею осуществляемой и не противоречащей требованию закона. Требование к установлению перечня видов предпринимательской деятельности неизбежно будет стеснять возможности этих организаций по достижению целей их создания. Предпринимательская деятельность является одной из форм реализации специальной правоспособности некоммерческих организаций.
Вопрос 12 (Петелина)
Статья 120 ГК. Учреждения
1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса – ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. (пока только 2 вида)
3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. (часто противоречат ГК)
Статья 296 ГК. Право оперативного управления
1. Казенное предприятие и УЧРЕЖДЕНИЕ, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Статья 298 ГК. Распоряжение имуществом учреждения
2. Если в соответствии с учредительными документами УЧРЕЖДЕНИЮ предоставлено право осуществлять ПРИНОСЯЩУЮ ДОХОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. (Учреждение не будет являться собственником этих доходов, категория «самостоятельное распоряжение» законодателем отдельно не расшифровывается, но при этом право самостоятельного распоряжения должно осуществляться в соответствии со спец. правоспособностью учреждения, т.е. для достижения целей, ради которых они созданы)
Концепция развития гражданского законодательства:
На нынешнем этапе совершенствования ГК конструкция учреждения как юридического лица, не являющегося собственником имущества, может быть сохранена. В перспективе следует ориентироваться на модернизацию гражданско-правового положения учреждения в качестве собственника своего имущества, отвечающего по обязательствам перед кредиторами всем своим имуществом.
7.2.2. Правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, уточняется в многочисленных федеральных законах, нормы которых в ряде случаев противоречат ГК. Поэтому необходима унификация содержащихся в отдельных законах норм, регулирующих гражданско-правовой статус учреждений, посредством их включения в ГК.
7.2.3. Гражданско-правовой статус юридического лица (учреждения) обычно получают также органы публичной власти, которые одновременно могут участвовать в гражданском обороте от имени соответствующего публично-правового образования. Но в большинстве случаев этот статус необходим органу государственной власти (например, министерству, ведомству, суду и т.п.) только для совершения сделок, направленных на обеспечение его внутрихозяйственной деятельности (закупка канцелярских принадлежностей, оплата коммунальных расходов, оплата ремонтных работ и т.п.). В остальных случаях следует исходить из того, что сделки соответствующего ведомства должны рассматриваться как действия самого соответствующего публично-правового образования.
Реформа учреждений (закон вступает в действие начиная с 1 января 2011 г. – но не все положения одновременно вст. в действие, до 2012 г. будет длиться этот процесс)
До недавнего времени финансирование всех государственных и муниципальных учреждений осуществлялось по смете. Реальные потребности учреждений в бюджетных средствах могли быть как более высокими, так и более низкими. Результаты работы учреждений, качество оказываемых ими услуг в расчет практически не принимались. Самостоятельность учреждений в управлении собственной деятельностью и финансовыми потоками, имуществом, в решении кадровых вопросов были весьма незначительны. При этом собственник учреждений нес субсидиарную ответственность по принимаемым учреждениями обязательствам. В подобных условиях заинтересованность учреждений в улучшении организации своей работы, повышении качества услуг и эффективности расходов была недостаточно высокой.