ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2671
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, её предмет и метод.
Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения
Тема 9. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИКИ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА.
Тема 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ТИПЫ.
В курсе экономической теории предлагается следующая логика изучения системы экономических отношений. В первом разделе рассматриваются общие проблемы предмета и метода курса, мотивация и целевая функция экономической деятельности человека, а также основы общественного производства.
Второй раздел посвящен фундаментальным проблемам функционирования экономики, среди которых — отношения собственности, формы общественного хозяйства, основные типы экономических систем; даются общая характеристика рыночного хозяйства, основы теории спроса и предложения и рассматриваются основные подходы к периодизации развития общества.
В третьем разделе анализируется микроэкономика — система отношений, связанных с деятельностью предприятий, рассматриваются сущность и закономерности индивидуального воспроизводства.
Четвертый раздел — макроэкономика. Рассматриваются вопросы воспроизводства на уровне национальной экономики.
2.Основные экономические понятия
Экономическая теория изучает способы удовлетворения человеческих потребностей в мире ограниченных ресурсов. Остановимся на определении соответствующих категорий.
Потребность определяется как осознанная нужда, принявшая специфическую форму соответственно уровню развития культуры и личности индивида. Потребность, подкрепленная покупательной способностью, представляет собой спрос на товары и услуги. В экономической литературе (Маслоу) человеческие потребности делятся на 5 уровней:
-
физиологические потребности;
-
потребности в безопасности;
-
потребности в общении, в духовной близости;
-
потребности в общественном признании;
5)' потребности в самореализации.
Чем выше уровень развития личности, тем более он стремится к удовлетворению более высших потребностей. Материальные потребности подразделяются на:
а) предметы первой необходимости (еда, одежда, жилье);
б) предметы роскоши (драгоценности,
меха, яхты и т.д.)
Помимо личных
человеческих потребностей различают
производственные потребности в
средствах производства и рабочей силе.
Факторы, влияющие на потребности:
а) доходы населения, государства и фирм;
б) развитие научно-технического прогресса;
в) уровень экономического развития страны,
г) исторические и национальные особенности страны и т.д.
Разнообразие потребностей людей безгранично. Но существует лимит - ограничительный уровень расхода ресурсов. Ресурсы — это вещи, которые используются для производства благ и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Когда ресурсы полностью задействованы, единственный способ увеличить производство одного продукта - сократить производство другого.
Под понятием «благо» в экономической литературе подразумеваются предметы, явления, продукты труда, удовлетворяющие человеческие потребности и отвечающие интересам, целям, устремлениям людей. Услуги — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
Блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают в себя: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (здания, сооружения, станки, продукты питания и т.д.)- А. Маршал относит к ним и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, и создаются они в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.
Блага также подразделяются на экономические (являются результатом экономической деятельности) и неэкономические (предоставляются природой без приложения человеком усилий).
Каждое общество сталкивается
с проблемой ограниченности возможностей.
Поскольку потребности всех не могут
быть удовлетворены, каждый — человек,
фирма или государство — должен сделать
выбор из желаемого. Экономисты описывают
такую ситуацию через альтернативные
издержки. Альтернативные издержки -это
количество одного товара, которым
необходимо пожертвовать для увеличения
другого товара на единицу. Эффект
необходимости выбора и альтернативных
издержек выражается с помощью кривой
производственных возможностей. Кривая
производственных возможностей
представляет собой линию, каждая точка
на которой отражает максимальный
объем производства двух
продуктов при полном использовании экономических ресурсов. Например, страна при имеющихся ресурсах может выпускать определенное количество товаров А и В. Кривая производственных возможностей страны имеет следующий вид (рис. 1)
Рис. 1.1 — Кривая производственных возможностей
Каждая точка линии ав отражает максимальный объем производства товаров А и В при полном использовании экономических ресурсов данной страны.
Располагая информацией о производственных возможностях, общество или конкретный производитель должны ответить на три вопроса:
-
Какие товары и услуги и в каком количестве производить?
-
Как производить эти товары и услуги?
-
Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и
услуги. То есть для кого производить?
3.Методы познания экономических процессов. Экономические категории и законы
В своем исследовании экономическая теория использует следующие методы научного познания экономических явлений:
а) метод анализа и синтеза — предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез) во взаимосвязи и взаимозависимости. С этим методом логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику, которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, производство и цену отдельного продукта. То есть микроэкономический подход близок к методу анализа. Макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, т.е. совокупность экономических единиц, например, национальную экономику. Макроэкономика базируется на методе синтеза и оперирует обобщающими, агрегатными показателями: валовой национальный продукт, национальный доход и т.п.
б) метод научных абстракций - используется
для выработки
тех или иных отвлеченных
понятий, так называемых абстракций, или
категорий;
в) методы исторический и логический - предполагают изучение экономических процессов в их исторической последовательности с одновременным логическим обобщением, позволяющим оценить их в целом и сделать общие выводы;
г) метод индукции и дедукции - предполагает, что отдельные факты наводят на общее (индукция), а из общего положения выводят, делают частные выводы (дедукция);
д) метод количественного и качественного анализа - предполагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, наряду с познанием качественных изменений в системе производственных отношений;
е) формальная логика—изучает формы
мысли — понятия, суждения, умозаключения,
доказательства - со стороны их логической
структуры, т.е. отвлекаясь от конкретного
содержания мысли и вычленяя лишь общий
способ связи частей
этого содержания;
ж) метод материалистической диалектики
— решение научных
проблем на основе
объективного анализа, характеризующего
внутренние связи явлений, существующие
в реальности и в их развитии;
з) экономические модели и эксперименты.
Экономическая
модель — это
формализованное описание
экономического
процесса или явления,
структура которого определяется
его
объективными свойствами и
субъективным целевым характером
исследования. Экономический эксперимент
— это искусственное воспроизведение
экономического явления или процесса с
целью его изучения в наиболее
благоприятных
условиях и дальнейшего
практического применения.
Экономические категории - это научные понятия, которые отвлеченно характеризуют сущность какого-либо явления. Это - логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни. Они носят объективный характер, поскольку выражают конкретные производственные и организационно-экономические отношения. Экономические категории служат выявлению устойчивых причинно-следственных связей, составляющих содержание объективных экономических законов.
Экономические законы — существенные, устойчивые, причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи в экономике. Это законы отношений людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ в обществе. Они носят исторический характер и функционируют благодаря действиям людей. Они объективны, т.е. возникают и существуют независимо от воли и сознания людей. Выделяют следующие группы экономических законов:
-
общие, характерные для всех исторических эпох (например, закон экономии времени, закон возрастания потребностей и т.д.);
-
особенные, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия (например, закон стоимости);
-
специфические, характерные для конкретных, исторически определенных форм хозяйствования (например, законы распределения при рабстве, закон планомерного развития
социалистической экономики и т.д.).
4.Позитивная и нормативная экономическая наука. Функции экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика
Анализ экономики предполагает использование нормативного и позитивного методов. Позитивная, или дискриптивная, экономика ищет объективные или научные объяснения функционирования экономики. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. На-тфимер, если правительство облагает некий товар налогом, то его цена возрастает.
Нормативная экономика предлагает рецепты действий, основанные на субъективных, личных оценочных суждениях. Она имеет дело с тем, что должно быть. Например, один экономист предлагает увеличить налоги для пополнения бюджета. Но увеличение налогов может привести к снижению стимула для предпринимательства. Бхли встречаются суждения «должно» или «следует» -это относится к нормативному подходу.
Экономическая теория выполняет следующие функции:
-
познавательная (экономическая теория призвана изучать и объяснять экономику общества, представляя полученные знания в теоретическом виде);
-
методологическая (экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук);
-
образовательная (экономическая теория способствует формированию экономической культуры людей):
-
практическая (экономическая теория должна служить практическим целям людей, показывать пути экономического развития общества).
Экономическая теория не дает готовых решений для всех вопросов. Это лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики. Экономическая же политика — это целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики. Осуществление задач экономической политики базируется на знании экономической теории. Оно может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1.Почему меркантилисты считали источником богатства сферу обращения?
2.В чем заключается историческая заслуга физиократов?
3.Какова отличительная характеристика теории А Смита и Д. Рикардо?
4.Что означает идеологизация экономической науки?
5.Чем отличается кейнсианская школа от неоклассической?
6.В чем различие «политической экономии», «экономической теории» и «экономике»?
7.Что изучает экономическая теория?
8.На какие уровни делит человеческие потребности Маслоу?
9.Какие факторы влияют на потребности?
10.Что такое «ресурсы» и «благо»?
11.Что такое «альтернативные издержки»?
12.Что отражает кривая производственных возможностей?
13.Какие методы научного познания использует экономическая теория в своем исследовании?
14.Что такое «экономические категории» и «экономические законы»?
15.Чем отличается нормативная экономика от позитивной?
16.Какие функции выполняет экономическая теория?
Экономическая теория
Экономические законы
Экономические категории
Контрольные вопросы:
Тестовые задания
-
Что является предметом изучения макроэкономики?
-
рост количества покупок автомобилей “Жигули” вследствие роста дохода потребителей
-
образование нехватки на рынке жилья вследствие введения государством верхнего предела арендной платы за аренду жилья
-
влияние изменения моды в Европе на спрос на импортную обувь в Казахстане
-
рост уровня безработицы в Алматинской области вследствие принятия Парламентом РК закона о банкротстве
-
В чем отличие нормативной экономики от позитивной экономики?
-
позитивная экономика изучает положительные результаты экономической деятельности, а нормативная экономика изучает влияние принятия нормативных актов на экономику страны
-
в отличие от нормативной экономики, позитивная экономика не изучает незаконные виды деятельности
-
позитивная экономика изучает «то, что есть»; нормативная экономика исследует «то, что должно быть» (т.е. то, какой должна быть экономика, и какая конкретная мера экономической политики целесообразна в той или иной экономической ситуации)
-
позитивная экономика – это раздел макроэкономики, а нормативная экономика – это раздел микроэкономики
-
Какое определение лучше отражает суть экономической теории?
-
экономическая теория разрабатывает рекомендации, непосредственно применяемые в хозяйственной практике
-
экономическая теория описывает и изучает рыночные отношения
-
экономическая теория изучает различные формы организации бизнеса и предпринимательства
-
экономическая теория имеет дело с анализом и принятием решений для наилучшего удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов
-
Проблему ограниченности ресурсов можно решить ….
-
если люди будут экономить ресурсы
-
если все добровольно ограничат свои потребности
-
лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров
-
Какая из школ экономической теории была исторически первой?
-
марксизм
-
кейнсианство
-
меркантилизм
-
физиократы
-
классическая политэкономия
6. В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики?
-
что производится, как производится, кем потребляется
-
что потребляется, как производится, что производит
-
что производится, как потребляется, кто производит
-
что потребляется, как производится, кто потребляет
-
что производить, для кого производить