Файл: Силлабус для студентов доц. Мырзахмет Ж.К.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2671

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В курсе экономической теории предлагается следующая логи­ка изучения системы экономических отношений. В первом разделе рассматриваются общие проблемы предмета и метода курса, моти­вация и целевая функция экономической деятельности человека, а также основы общественного производства.

Второй раздел посвящен фундаментальным проблемам фун­кционирования экономики, среди которых — отношения собствен­ности, формы общественного хозяйства, основные типы экономи­ческих систем; даются общая характеристика рыночного хозяйс­тва, основы теории спроса и предложения и рассматриваются ос­новные подходы к периодизации развития общества.

В третьем разделе анализируется микроэкономика — система отношений, связанных с деятельностью предприятий, рассматри­ваются сущность и закономерности индивидуального воспроиз­водства.

Четвертый раздел — макроэкономика. Рассматриваются вопро­сы воспроизводства на уровне национальной экономики.

2.Основные экономические понятия


Экономическая теория изучает способы удовлетворения че­ловеческих потребностей в мире ограниченных ресурсов. Остано­вимся на определении соответствующих категорий.

Потребность определяется как осознанная нужда, принявшая специфическую форму соответственно уровню развития культуры и личности индивида. Потребность, подкрепленная покупательной способностью, представляет собой спрос на товары и услуги. В экономической литературе (Маслоу) человеческие потребности делятся на 5 уровней:

  1. физиологические потребности;

  2. потребности в безопасности;

  3. потребности в общении, в духовной близости;

  4. потребности в общественном признании;
    5)' потребности в самореализации.

Чем выше уровень развития личности, тем более он стремится к удовлетворению более высших потребностей. Материальные потребности подразделяются на:

а) предметы первой необходимости (еда, одежда, жилье);

б) предметы роскоши (драгоценности, меха, яхты и т.д.)
Помимо личных человеческих потребностей различают про­изводственные потребности в средствах производства и рабочей силе.

Факторы, влияющие на потребности:

а) доходы населения, государства и фирм;

б) развитие научно-технического прогресса;

в) уровень экономического развития страны,

г) исторические и национальные особенности страны и т.д.

Разнообразие потребностей людей безгранично. Но существу­ет лимит - ограничительный уровень расхода ресурсов. Ресурсы — это вещи, которые используются для производства благ и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Когда ресурсы полностью задействованы, единственный способ увеличить производство од­ного продукта - сократить производство другого.

Под понятием «благо» в экономической литературе подразу­меваются предметы, явления, продукты труда, удовлетворяющие человеческие потребности и отвечающие интересам, целям, уст­ремлениям людей. Услуги — это целесообразная деятельность че­ловека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяю­щий какие-либо потребности человека.


Блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают в себя: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (здания, со­оружения, станки, продукты питания и т.д.)- А. Маршал относит к ним и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, и создаются они в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.

Блага также подразделяются на экономические (являются ре­зультатом экономической деятельности) и неэкономические (пре­доставляются природой без приложения человеком усилий).



Каждое общество сталкивается с проблемой ограниченности возможностей. Поскольку потребности всех не могут быть удов­летворены, каждый — человек, фирма или государство — должен сделать выбор из желаемого. Экономисты описывают такую ситуа­цию через альтернативные издержки. Альтернативные издержки -это количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу. Эффект необходимости выбора и альтернативных издержек выражается с помощью кри­вой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей представляет собой линию, каждая точка на кото­рой отражает максимальный объем производства двух


продуктов при полном использовании экономических ресурсов. Например, страна при имеющихся ресурсах может выпускать определенное количество товаров А и В. Кривая производственных возможнос­тей страны имеет следующий вид (рис. 1)


Рис. 1.1 — Кривая производственных возможностей


Каждая точка линии ав отражает максимальный объем произ­водства товаров А и В при полном использовании экономических ресурсов данной страны.

Располагая информацией о производственных возможностях, общество или конкретный производитель должны ответить на три вопроса:

  • Какие товары и услуги и в каком количестве производить?

  • Как производить эти товары и услуги?

  • Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и
    услуги. То есть для кого производить?


3.Методы познания экономических процессов. Экономические категории и законы

В своем исследовании экономическая теория использует сле­дующие методы научного познания экономических явлений:

а) метод анализа и синтеза — предполагает изучение социаль­но-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез) во взаимосвязи и взаимозависимости. С этим методом логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику, которые предполага­ют два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элемента­ми этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, производство и цену отдельного продукта. То есть микроэкономический подход близок к методу ана­лиза. Макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, т.е. совокупность экономических единиц, например, национальную эконо­мику. Макроэкономика базируется на методе синтеза и оперирует обобщающими, агрегатными показателями: ва­ловой национальный продукт, национальный доход и т.п.


б) метод научных абстракций - используется для выработки
тех или иных отвлеченных понятий, так называемых абстракций, или категорий;

в) методы исторический и логический - предполагают изуче­ние экономических процессов в их исторической последова­тельности с одновременным логическим обобщением, поз­воляющим оценить их в целом и сделать общие выводы;

г) метод индукции и дедукции - предполагает, что отдельные факты наводят на общее (индукция), а из общего положе­ния выводят, делают частные выводы (дедукция);

д) метод количественного и качественного анализа - пред­полагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, наряду с поз­нанием качественных изменений в системе производствен­ных отношений;

е) формальная логика—изучает формы мысли — понятия, суж­дения, умозаключения, доказательства - со стороны их ло­гической структуры, т.е. отвлекаясь от конкретного содержания мысли и вычленяя лишь общий способ связи частей
этого содержания;

ж) метод материалистической диалектики — решение научных
проблем на основе объективного анализа, характеризующе­го внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии;

з) экономические модели и эксперименты. Экономическая
модель — это формализованное описание экономического
процесса или явления, структура которого определяется его
объективными свойствами и субъективным целевым харак­тером исследования. Экономический эксперимент — это ис­кусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных
условиях и дальнейшего практического применения.

Экономические категории - это научные понятия, которые от­влеченно характеризуют сущность какого-либо явления. Это - ло­гические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни. Они носят объективный характер, поскольку выражают конкретные производственные и организаци­онно-экономические отношения. Экономические категории служат выявлению устойчивых причинно-следственных связей, составля­ющих содержание объективных экономических законов.

Экономические законы — существенные, устойчивые, причин­но-следственные, повторяющиеся взаимосвязи в экономике. Это законы отношений людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ в обществе. Они носят исторический характер и функционируют благодаря действиям людей. Они объ­ективны, т.е. возникают и существуют независимо от воли и созна­ния людей. Выделяют следующие группы экономических законов:

  • общие, характерные для всех исторических эпох (напри­мер, закон экономии времени, закон возрастания потреб­ностей и т.д.);

  • особенные, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия (например, закон стоимости);

  • специфические, характерные для конкретных, историчес­ки определенных форм хозяйствования (например, законы распределения при рабстве, закон планомерного развития
    социалистической экономики и т.д.).



4.Позитивная и нормативная экономическая наука. Функции экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика


Анализ экономики предполагает использование нормативного и позитивного методов. Позитивная, или дискриптивная, экономи­ка ищет объективные или научные объяснения функционирования экономики. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. На-тфимер, если правительство облагает некий товар налогом, то его цена возрастает.

Нормативная экономика предлагает рецепты действий, осно­ванные на субъективных, личных оценочных суждениях. Она име­ет дело с тем, что должно быть. Например, один экономист пред­лагает увеличить налоги для пополнения бюджета. Но увеличение налогов может привести к снижению стимула для предпринима­тельства. Бхли встречаются суждения «должно» или «следует» -это относится к нормативному подходу.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

  • познавательная (экономическая теория призвана изучать и объяснять экономику общества, представляя полученные знания в теоретическом виде);

  • методологическая (экономическая теория служит теорети­ческой и методологической базой для всей системы эконо­мических наук);

  • образовательная (экономическая теория способствует фор­мированию экономической культуры людей):

  • практическая (экономическая теория должна служить прак­тическим целям людей, показывать пути экономического развития общества).

Экономическая теория не дает готовых решений для всех воп­росов. Это лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики. Экономичес­кая же политика — это целенаправленная система мероприятий го­сударства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы об­щества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики. Осуществление задач экономической политики базируется на знании экономической теории. Оно может привести к изменению экономической системы, ее совершенство­ванию, что находит отражение в последующем развитии экономи­ческой теории.


ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ


1.Почему меркантилисты считали источником богатства сферу об­ращения?

2.В чем заключается историческая заслуга физиократов?

3.Какова отличительная характеристика теории А Смита и Д. Рикардо?

4.Что означает идеологизация экономической науки?

5.Чем отличается кейнсианская школа от неоклассической?

6.В чем различие «политической экономии», «экономической тео­рии» и «экономике»?

7.Что изучает экономическая теория?

8.На какие уровни делит человеческие потребности Маслоу?

9.Какие факторы влияют на потребности?

10.Что такое «ресурсы» и «благо»?

11.Что такое «альтернативные издержки»?

12.Что отражает кривая производственных возможностей?


13.Какие методы научного познания использует экономическая тео­рия в своем исследовании?

14.Что такое «экономические категории» и «экономические зако­ны»?

15.Чем отличается нормативная экономика от позитивной?

16.Какие функции выполняет экономическая теория?


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.

Экономическая теория

Экономические законы

Экономические категории

Контрольные вопросы:


  1. Предмет экономической теории.

  2. Функции экономической теории.

  3. Этапы становления и развития экономической теории.

  4. Экономические законы и категории


Тестовые задания


  1. Что является предметом изучения макроэкономики?

  1. рост количества покупок автомобилей “Жигули” вследствие роста дохода потребителей

  2. образование нехватки на рынке жилья вследствие введения государством верхнего предела арендной платы за аренду жилья

  3. влияние изменения моды в Европе на спрос на импортную обувь в Казахстане

  4. рост уровня безработицы в Алматинской области вследствие принятия Парламентом РК закона о банкротстве

  1. В чем отличие нормативной экономики от позитивной экономики?

  1. позитивная экономика изучает положительные результаты экономической деятельности, а нормативная экономика изучает влияние принятия нормативных актов на экономику страны

  2. в отличие от нормативной экономики, позитивная экономика не изучает незаконные виды деятельности

  3. позитивная экономика изучает «то, что есть»; нормативная экономика исследует «то, что должно быть» (т.е. то, какой должна быть экономика, и какая конкретная мера экономической политики целесообразна в той или иной экономической ситуации)

  4. позитивная экономика – это раздел макроэкономики, а нормативная экономика – это раздел микроэкономики

  1. Какое определение лучше отражает суть экономической теории?

  1. экономическая теория разрабатывает рекомендации, непосредственно применяемые в хозяйственной практике

  2. экономическая теория описывает и изучает рыночные отношения

  3. экономическая теория изучает различные формы организации бизнеса и предпринимательства

  4. экономическая теория имеет дело с анализом и принятием решений для наилучшего удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов

  1. Проблему ограниченности ресурсов можно решить ….

  1. если люди будут экономить ресурсы

  2. если все добровольно ограничат свои потребности

  3. лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров

  1. Какая из школ экономической теории была исторически первой?

  1. марксизм

  2. кейнсианство

  3. меркантилизм

  4. физиократы

  5. классическая политэкономия

6. В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики?

  1. что производится, как производится, кем потребляется

  2. что потребляется, как производится, что производит

  3. что производится, как потребляется, кто производит

  4. что потребляется, как производится, кто потребляет

  5. что производить, для кого производить