Файл: Силлабус для студентов доц. Мырзахмет Ж.К.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2526

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Элементы рыночного механизма. Инфраструктура рынка

Основными элементами рыночного механизма являются ры­ночная цена, соотношение спроса и предложения и конкуренция.

Сам рыночный механизм можно представить следующим об­разом: чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей, а ры­ночная цена падает. Естественно, это ведет к свертыванию про­изводства. Напротив, когда конкуренция среди продавцов ослабе­вает, платежеспособный спрос начинает превышать предложение товаров. В результате цена возрастает, а производство товаров ста­новится выгоднее, оно расширяется.

Конкуренция - это соперничество между предпринимателя­ми за наиболее выгодные условия приложения капитала. Формы конкурентной борьбы — межотраслевая и внутриотраслевая. Ме­жотраслевая конкуренция ведется между предпринимателями различных отраслей общественного производства, внутриотрас­левая — между предпринимателями, производящими однородные товары. В зависимости от используемых методов конкуренция

делится на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция ведется путем снижения цен на продукцию за счет использования более производительных факторов производства. Методами неценовой конкуренции являются повышение качества продукции, реклама, послепродажное обслуживание, промышленный шпионаж и т.д.

Как и всякая система, рынок обладает инфраструктурой. Тер­мин «инфраструктура» был в первые использован в экономичес­ком анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечива­ющих нормальную деятельность вооруженных сил в начале XX в. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать сово­купность отраслей, способствующих нормальному функциониро­ванию материального производства. Между тем инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Слово «инфраструктура» обозначает основание, фунда­мент, внутреннее строение этой системы. Применительно к рынку, инфраструктура представляет собой совокупность организацион­ных форм, опосредующих товарно-денежные отношения между субъектами рыночной системы и увязывающая эти отношения в одно целое.

Инфраструктура рынка - совокупность учреждений, орга­низаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков. Она классифицируется согласно структуре рынка. В целом рыночную инфраструктуру можно представить в виде совокупности:

  • инфраструктуры потребительского рынка (система тор­говли, складское хозяйство и различные системы хране­ния продукции, транспортировки и доставки, товарные
    биржи, оптовые рынки, бытовое обслуживание населе­ния);

  • инфраструктуры рынка производства (товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы, лизинговые и факторинговые операции, научно-исследовательские центры);


  • инфраструктуры рынка труда (биржи труда, государственная служба занятости, подготовка, переподготовка и по­вышение квалификации кадров, структура управления миграционными процессами);

  • инфраструктуры финансово-кредитного рынка (коммер­ческие банки, страховые компании, фондовые биржи);

  • информационной инфраструктуры (банки данных по на­родному хозяйству, информационная сеть по обеспечению инфраструктуры рынка, маркетинговые службы, рекламно-
    информационные службы).

Проблемы становления инфраструктуры рынка в Казахстане:

  1. Неразвитость фондовой биржи, связанная с имеющимися препятствиями со стороны владельцев крупной собствен­ности в силу возможности ее перераспределения.

  2. Неразвитость товарной биржи в результате установления на них слишком заниженных цен на товары, не выгодные непосредственным производителям-продавцам.

  3. Неразвитость биржи труда из-за отсутствия пособий по безработице и плохой работы в плане предоставления рабочих мест.

  4. Неразвитость дорог, малое количество современных складских помещений, торговых домов и т.д.

  5. Неустойчивость работы коммерческих банков из-за пло­хой возвратности кредитных ресурсов и др.


  1. Функции рынка. Преимущества и недостатки рынка


Рынок выполняет следующие функции:

  • посредническая (рынок соединяет продавцов и покупате­лей);

  • ценообразующая (на основе спроса и предложения на рынке формируется цена товаров);

  • регулирующая (из менее выгодных отраслей капиталы перетекают в более выгодные);

  • стимулирующая (стимулирует товаропроизводителей про­изводить товары, на которые есть спрос);

  • оздоравливающая («очищает» экономику от неэффективной и ненужной хозяйственной деятельности).

Рынок имеет определенные преимущества и недостатки. Пре­имущества рынка:

- эффективное распределение ресурсов;

  • возможность его успешного функционирования при нали­чии весьма ограниченной информации;

  • гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся ус­ловиям;

  • оптимальное использование результатов научно-техничес­кой революции;

  • свобода выбора и действий потребителей и предприни­мателей;

  • способность к удовлетворению разнообразных потребнос­тей, повышению качества товаров и услуг.

Негативные стороны рынка:

  • не обеспечивает сохранения невоспроизводимых ресур­сов;

  • не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

  • не может регулировать использование общечеловеческих ресурсов;

  • не стимулирует производство товаров и услуг коллектив­ного пользования;

  • не гарантирует право на труд и доход;

  • не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

  • ориентирован на удовлетворение запросов только тех, кто имеет деньги;

  • подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами.



ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ


1.Что такое «форма общественного хозяйства»?

2.Какие формы общественного хозяйства различает современная экономическая теория?

3.Чем отличается натуральное производство?

4.Каковы особенности натурального производства?

5.Назовите модели натуральной формы хозяйствования.

6.Что такое товарное производство?

7.Что такое плановое производство?

8.Каковы социально-экономические условия возникновения то­варного производства?

9.Что такое товар и чем он отличается от продукта труда?

10.Что общего между простым и капиталистическим товарным производством?

11.Чем отличаются простое и капиталистическое товарное произ­водство?

12.Чем отличается товарное производство свободной конкуренции и организованного рынка?

13.Какими свойствами обладает товар согласно трудовой теории К. Маркса?

14.Как определяется общественная стоимость товара согласно тео­рии трудовой стоимости?

15.Что выражает закон стоимости?

16.Какие функции выполняет закон стоимости?

17.Что понимается под полезностью вещей согласно теории пре­дельной полезности?

18.Что выражает закон Госсена?

19.Чем определяются предельные величины полезности любого экономического блага?

20.Чем регулируется цена производительных благ?

21.Какую теорию должен знать и учитывать предприниматель при организации и ведении бизнеса?

22.Что такое деньги?

23.Что такое биметаллизм и монометаллизм?

24.Чем характеризуется система неразменных кредитных денег?

25.Какие функции выполняют деньги?

26.Что выражает закон денежного обращения?

  1. Что такое полноценные и неполноценные деньги?

  2. Какие виды кредитных денег применяются на практике?

29.Что является методологической предпосылкой неоклассической теории рынка?

30.В чем особенности теории регулируемого рынка Дж.М. Кейнса?

31.Каковы основы монетаристской теории функционирования рынка?

32.Что собой представляет первоначальное накопление капитала?

33.Что такое рынок?

34.Назовите субъектов рыночной экономики.

35.По каким критериям классифицируется рынок?

36.Что такое рынок совершенной конкуренции?

37.Каковы отличительные признаки рынка несовершенной конку­ренции?

38.Что такое олигополия?

39.Что такое монополия?

40.Назовите основные элементы рыночного механизма?

41.Какими методами ведется неценовая конкуренция?

42.Что включает в себя инфраструктура рынка?

43.Какие функции выполняет рынок?

44.Каковы преимущества рынка?

45.Какие негативные стороны имеет рынок?


Основные понятия и термины


Деньги

Рынок

Товар

Контрольные вопросы:

  1. Натуральное и товарное хозяйство.

  2. Возникновение денег.

  3. Сущность и функции рынка.

  4. Классификация рынка.

  5. Теневая экономика

  6. Основные элементы рыночного механизма.


Тестовые задания


  1. Конкурентный рыночный механизм – это способ:

  1. согласования решений потребителей, производителей и владельцев факторов производства

  2. синхронизации этих решений

  3. согласования и синхронизации этих решений

  4. ни синхронизации, ни согласования этих решений


  1. Рынок – это:

  1. совокупность актов купли-продажи

  2. взаимодействие спроса и предложения

  3. взаимоотношения между продавцами и покупателями

  4. экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара

  1. Какая из функции денег названа неверно:

  1. мера стоимости

  2. средство обращения

  3. мера дохода

  4. средство платежа

  5. мировые деньги

  1. Деньги – это:

  1. всеобщий эквивалент

  2. простое орудие счета

  3. товар, обладающий всеобщей обмениваемостью

  1. Какая черта не характерна для товарного производства?

  1. косвенные, опосредованные рынком связи

  2. общественное разделение труда

  3. характерен универсальный труд

  4. продукты создаются для продажи

  5. специализация на производстве одного продукта

  1. Товар – это:

  1. вещь, способная удовлетворять человеческие потребности

  2. вещь, в которой воплощен общественный труд

  3. благо, удовлетворяющее человеческую потребность и предназначенное для обмена

  4. вещь, обладающая какой-либо ценностью

  1. Какие из этих социальных явлений связаны с общественным разделением труда?

  1. появление денег, необходимых для обмена

  2. появление капитала

  3. взаимосвязь и взаимозаменяемость людей в производстве

  4. все ответы верны

  1. Какая из этих характеристик противоречит понятию «конкурентный рынок»?

  1. диффузия экономической власти

  2. большое число продавцов

  3. наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на все товары

  4. относительно легкое вхождение производителей в данный рынок

  5. правильного ответа нет

  1. Натуральное хозяйство характеризуется тем, что:

  1. продукты производятся для удовлетворения собственных потребностей

  2. естественной формой богатства является натуральный продукт

  3. характерен универсальный труд

  4. осуществляется прямые экономические связи

  5. совокупность перечисленного

  1. Причины закрепления за благородными металлами функции всеобщего эквивалента:

  1. однородность и сохраняемость

  2. делимость и ковкость

  3. высокая стоимость при небольшом объеме

  4. портативность

  5. совокупность перечисленного

Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения


Цель


Рассмотреть основные категории и законы рынка. конкуренция и монополия, теория спроса и предложения.


ПЛАН


1 Спрос. Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса

2 Предложение. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения

3 Взаимодействие спроса и предложения

4 Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения

5 Основы теории потребительского поведения

6 Конкуренция - важный элемент рыночного механизма.

7. Монополистические объединения в условиях рынка и проблема их регулирования.


1 Спрос. Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса


Спрос представляет собой количество товаров и услуг, кото­рые покупатели желают и имеют возможность приобрести в опре­деленном месте и в определенное время. Закон спроса гласит: чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и могут приобрести при постоянстве всех других факторов, влияющих на спрос.


Факторы, влияющие на спрос:

  • цена товара или услуги;

  • вкусы покупателей;

  • доходы потребителей;

  • распределение доходов среди домохозяйств;

  • цена на товары-заменители;

  • общее число покупателей данного товара или услуги;

  • инфляционные ожидания.

Закон спроса на графике изображается в виде кривой спроса (рис.1).


Рис. 7.1 Кривая спроса

Где Р - цена товара, Д- кривая спроса, Q - количество товара, на который предъявляется спрос.

Движение вдоль кривой спроса называется изменением объ­ема спроса. Оно представляет собой изменение количества поку­паемого товара в ответ на изменение его цены. Изменение любо­го неценового фактора приводит к изменению характера спроса. В этом случае подразумевается, что при каждой возможной цене потребители будут покупать больше или меньше товара вследс­твие изменения какого-либо неценового фактора спроса. Проис­ходит сдвиг кривой спроса вправо при повышении спроса и вле­во — при уменьшении спроса.


2 Предложение. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения


Предложение характеризует количество товара, которое про­изводители готовы реализовать на рынке по определенной цене за определенный период.

Факторы, воздействующие на объем предложения товара на рынке:

- цена товара;

- технология производства. Если вводится более совершенная технология, то снижаются издержки и выпускается больше продукции, что также увеличивает объем предложения;

- цена на экономические ресурсы. Снижение цен на ресурсы ведет к расширению количества предлагаемого товара;

- количество товаропроизводителей;

- налоги и субсидии. Повышение налогов снижает пред­ложение, а субсидии приводят к расширению производ­ства.

Закон предложения определяет зависимость между ценой то­вара и величиной его предложения на рынке. Между ценой и коли­чеством предлагаемого продукта существует прямая связь: с повы­шением цен соответственно возрастает и величина предложения и наоборот.

Кривая предложения - график изменения объема предложения товара в зависимости от уровня цены (рис. 2).

Рис.2 Кривая предложения

Где S - кривая предложения.

Положительный наклон кривой предложения иллюстрирует закон предложения.

Изменение объема предложения отображается движением вдоль кривой предложения и показывает изменение количества товара, предлагаемого для продажи, в ответ на изменение цены при прочих равных условиях. При изменении любого неценового фактора произойдет изменение характера предложения, т.е. смещение всей кривой предложения влево - при уменьшении предложения, вправо - при его росте.


3 Взаимодействие спроса и предложения


Равновесие на рынке наступает тогда, когда цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят продать (рис. 3).