ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 1515

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел 1. Наука и научное знание


Тема 1. Понятие и структура научного знания. Функции, принципы и методы науки


Начнем с того, что в самом понятии науки можно выделить несколько аспектов. Во-первых, это деятельность ученых по получению нового знания. Во-вторых, это итог научной деятельности, то есть вся система (совокупность) научных знаний. В-третьих, это социальный институт. Можно взять и практический аспект этого понятия и рассматривать науку как производительную силу. В целом же науку чаще всего определяют как исторически сложившуюся систему познания действительности, которая нацелена на получение объективных знаний о мире и человеке. Научное знание – это особая форма знания среди других форм, к которым чаще всего относят обыденно-практическое знание, эстетическое, моральное и т.д.

Здесь может возникнуть вопрос: разве само понятие знания не относят исключительно к науке? Такой взгляд был характерен для европейской традиции, но в последнем столетии подвергся критике, о чем мы подробнее будем говорить в других разделах книги. Пока же достаточно отметить, что сейчас принято говорить о разных видах знания. Чем же в этом ряду выделяется научное знание? Можно выделить следующие его характеристики:

Во-первых, системность. Научное знание обязательно объединено в целостную, хотя и сложную, многоуровневую систему, причем не произвольно, а на основе определенных исходных принципов.

Во-вторых, доказательность – как логическая, так и экспериментальная. Иными словами, научная теория должна быть логически выстроена, строго аргументирована и подтверждена практикой (и в широком смысле – так сказать, общечеловеческой практикой, и в узком – результатами экспериментов). При этом и к самой постановке экспериментов существуют строгие требования – например, результаты любого опыта должны быть многократно воспроизводимы.

В-третьих, специальная научная методология – как общенаучная, так и частнонаучная. Иными словами, научное знание – это то, которое получено научными же методами.

Это совсем не означает, что другие формы знания не могут претендовать на истинность или практическую эффективность. Более того, сплошь и рядом вненаучное знание в чем-то опережает научное, например, в сфере медицины. Все мы являемся свидетелями того, как на протяжении двадцатого столетия приемы так называемой народной медицины завоевывали себе место среди методов медицины официальной. А ведь они были выработаны в свое время отнюдь не в рамках научных исследований, а в обыденно-практическом опыте наших предков, – и доказали свою эффективность. Но лишь когда эти методы и средства лечения были научно исследованы, то есть были выявлены, объяснены и обоснованы механизмы их воздействия на человеческий организм – только тогда они перешли в категорию научного знания. Образно выражаясь, можно сказать, что у науки – свои правила игры, которым должно подчиняться любое знание, претендующее на статус научного.


И, наконец, в-четвертых, научное знание выражается в научном языке, с помощью особой терминологии.

Каковы функции науки? Чаще всего выделяют следующие: исследовательская, мировоззренческая, культурная, производственно-технологическая, обучающая.

Исследовательская функция – основная функция науки, заключающаяся в изучении объективной действительности и выяв­лении все более эффективных методов познания. Мировоззренческая функция состоит в том, что развитие науки формирует основы современного мировоззрения. При этом надо подчеркнуть, что какие бы споры ни велись относительно плюрализма мировоззренческих позиций в сегодняшнем мире, но позиция игнорирования или тем более отрицания научных знаний выглядит, в лучшем случае, как эпатаж: ведь даже самые последовательные теоретики-релятивизаторы науки (как, скажем, П. Фейерабенд) в реальной жизни, без сомнения, учитывают открытые ею законы и тем более пользуются созданными на ее основе технологиями. Культурная функция науки в широком смысле выражена в том, что результаты научной деятельности включены в культуру. В узком смысле она проявляется в прямом или косвенном влиянии научных открытий, методов, подходов на социо-культурные процессы. В реализации производственно-технологической функции наука выступает как базис развития технологий. И, наконец, в рамках обучающей функции происходит вос­производство научного знания че­рез систему образования, научные школы и др., что обеспечивает преемственность развития науки.

Остановимся теперь подробнее на принципах и методах научного познания. Отметим, что методологии в науке придается особое значение, и это не случайно. Как только перед человеком впервые встали вопросы о познаваемости мира, главным среди них оказался следующий: как гарантировать истинность самого процесса познания? Ведь наши восприятия легко могут нас обманывать, не говоря уж о том, что человеческие органы чувств уступают многим животным. Что же касается самого разума, то он «обманывает» нас сплошь и рядом, иначе невозможны были бы ошибки и заблуждения. Именно поэтому со всей остротой встал вопрос о формировании принципов и нахождении адекватных методов познания, которые уточняются, шлифуются на протяжении всей истории. Итак, начнем с научных принципов, среди которых можно назвать следующие:

Принцип объективности имеет несколько аспектов: разделение субъекта и объекта познания, независимость знания от культурных, национальных и личностных особенностей исследователя, беспристрастность познания и т.д. Надо сразу же сказать, что именно этот принцип подвергся серьезной трансформации в прошедшем столетии, хотя и не утратил, в целом, своей значимости.

Принцип развития. Представление, в соответствии с ко­торым изменение как в количественном, так и в качествен­ном отношении вещи, явления или процесса является их внут­ренним свойством. В качестве общей методологии развития выступает диалектика, в рам­ках которой рассматриваются внутренние механизмы и дви­жущие силы развития.


Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Вначале научные абстракции формируются в процессе познания, затем познающий субъект восстанавливает в мышлении исходную конкретность мира в его целостности1.

Принцип единства исторического и логического. При формировании современных теорий учитывается не только логика развития научного знания, но и соответству­ющий исторический контекст.

Принцип системности. Предполагается анализ вещи, явления или процесса в единстве, взаимодействии и взаимо­связи всех их элементов; рассмотрение элементов системы как единое целое2.

Перечисленные (и другие) принципы познания конкретизируются в об­щенаучных методах:

Абстрагирование и идеализация. Абстрагирование — вычленение наиболее существенных свойств и взаимосвязей изучаемого объекта, с одновременным отвлечением от второстепенных характеристик. Идеализация – создание «идеального объекта», не существую­щего в реальности: в геометрии – окружность, точка, плоскость (очевидно, например, что площадь любой реальной окружности не будет абсолютно точно равна πr²) в физике — «идеальный газ» и т.д.

Индукция и дедукция. Индукция — метод позна­ния, основанный на умозаключениях от частного к общему. Обоснование и применение данного метода в наибольшей степени связано с именем Ф. Бэкона. Применение его легко проиллюстрировать на примере исторического развития естественных наук, например биологии, когда ученый начинал с наблюдения за конкретными особями (частное), затем проводил первичную классификацию, выделяя виды (первые обобщения), затем группируя их в роды и т.д. Дедукция — метод, противоположный индукции, основанный на умозаклю­чениях от общего к частному. Типичным примером дедуктивной науки является математика, где из общих аксиом и понятий выводится, например, все «здание» геометрии. В реальном познании дедукция и индукция взаимосвязаны.

Анализ и синтез. Анализ – метод мысленного выделения в объекте познания основных составляющих элементов и изучение их; синтез — противопо­ложная (и следующая за анализом) мыслительная операция, объединяющая выделенные и изученные элементы в новое целое.

Классификация. Классификация — разделение исследуемых объектов на отдельные группы в соответствии с выбранными признаками (основаниями классификации).

Аналогия - метод, осно­ванный на перенесении выводов, сделанных при изучении одного объекта, на подобный объект. Простым примером является перенос представлений, которые сложились на основе анализа опытов, произведенных на животных, на организм человека.

Моделирование— метод, при котором исследуемый объект (оригинал) замещается другим (модель), специально созданным для его изучения. Модели­рование применяется тогда, когда прямое изучение вещи, явления или процесса невозможно или затруднено по тем или иным причинам. Выделяется несколько видов моделирования, а именно: физическое, математическое, логическое, компьютерное1.


Классификация наук может быть произведена, например, по предмету и методу познания. Самое общее деление – естественные и социогуманитарные науки; более детально научное знание можно подразделить на математическое, естественнонаучное, техническое и гуманитарное. По отношению к практике выделяют фундаментальные и прикладные дисциплины.

Научное познание включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание и исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. При этом любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов, но факт становится научным лишь когда он включен в общую систему научного знания, что впервые отметил еще Г. Галилей. «Реально эмпирический опыт никогда — тем более в современной науке — не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки — это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности»2. Поэтому сейчас принято говорить о теоретической нагруженности научных фактов.

К структурным компонентам теоретического знания относятся проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого еще нуждается в доказательстве. Теориянаиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и сущностных связей определенной области действительности. Примером этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др. К числу основных функций теории можно отнести следующие: синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему; объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.; методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности; предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением; практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Закон, в самом общем виде, можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: объективной, существенной, конкретно-всеобщей (любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия); необходимой, внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области; повторяющейся, устойчивой1.


Из истории науки легко увидеть, что она всегда развивалась в том или ином культурно-историческом и мировоззренческом контексте. А это означает, что наука ни в коей мере не является рафинированным, «нейтральным» и абсолютным знанием – она детерминирована множеством внешних факторов. Осознание этого привело многих исследователей прошлого века к фактическому отрицанию претензий науки на объективное знание, к уравниванию ее с другими сферами культуры в познавательном аспекте. Но об этом мы поговорим несколько позже, а сейчас, вслед за одним из наиболее известных теоретиков науки В.С. Степиным, выделим три основания науки. Это, во-первых, научная картина мира; во-вторых, идеалы и нормы научного познания и, в-третьих, – философские основания науки2. В этом разделе мы остановимся более подробно на понятии научной картины мира и основных этапах ее развития.



Тема 2. Естественнонаучная картина мира и основные этапы ее развития


«Картина мира» – довольно точный термин. В самом деле: мы всегда, познавая мир, в итоге именно «рисуем» в своем сознании некую «картину» – ограниченную и меняющуюся, неизбежно субъективную, и, наконец, образную. Это характерно не только для обыденного, но и для научного мировоззрения. «Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений и схематизаций картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе ее исторического развития»1.

Если все же попытаться дать ее определение, то можно сказать следующее: научная картина мира — это целостная система представлений о наиболее общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, представлений и принципов.

Из этого определения очевидно, что картина мира не является неизменной. Она уточняется, развивается по мере того, как происходит развитие самой науки, пересматриваются ее фундаментальные понятия и принципы и сами основания. Поэтому сейчас принято говорить о разных общенаучных картинах мира, господствовавших в тот или иной период.

Сразу же отметим, что более или менее единообразный подход выработан только для естествознания; именно поэтому мы рассматриваем этапы становления научной картины мира на его материале. Социогуманитарное же знание, хотя, в целом, безусловно, опирается на общенаучные принципы и методы, тем не менее гораздо более дифференцировано, «плюралистично» и даже противоречиво, особенно в настоящее время, и по поводу его статуса идут довольно бурные дискуссии.