ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 661

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительно проще разделение тела, основанное на 8-кратной длине головы, так как в этом случае на теле просто восемь раз отмеряется длина головы. Одной из самых важных точек при разделении на восемь частей, является конец четвертой части, намечающий границу между туловищем и нижними конечностями и определяющий также половину длины туловища. Второй отрезок наечает сосоки грудной железы, третий отрезок – пупок, червертый – симфиз, пятый – середину бедра, шестой – нижнюю границу колена, седьмой – середину большеберцовой кости, восьмой отрезок – доходит до земли. Верхние конечности доходят при выпрямленном положении тела приблизительно до середины бедра. (рис.2.2.)


Практические задания

  1. П остройте фигуру по пропорциональной схеме (1:8) (рис.2.3)

Алгоритм построения:

а) проведите вертикальную линию и отложите на ней 8 модулей (модуль-высота головы). Наметьте овал головы. Через полученные точки проведите горизонтальные линии и подпишите их (грудь, талия, бедра, колено)

б

Рис.2.3. Пропорциональная схема построения фигуры 1:8









ХХеси-О

) Вниз от подбородка (1 модуля) отложите 1/3 высоты головы и проведите линию плеч. На этой линии вправо и влево от вертикальной линии отложите по 1 модулю и ставят точки, означающие конец плеча.

в) каждый плечевой отрезок разделите пополам, опустите перпендикуляры на линию, соответствующие талии. Вы получите ширину талии.

г) ширина бедер равна ширине груди.

д) все полученные отрезки соединяют и получают условный силуэт фигуры. Намечают направление ног, рук (длина руки до середины бедра)

2. Постройте фигуру человека методом двойного треугольника.

Алгоритм построения:

а) проведите линию равную высоте фигуры. Разделите ее на 8 частей, равных высоте головы и нарисуйте контур головы. Между точками 1 и 2, чуть выше середины, наметьте место расположения шейной ямки. Немного выше шейной ямки проведите линию плеч. Через отметку 4 проведите линию бедер. Длина линий должна быть равно примерно высоте головы. Тело будет опираться на левую ногу, поэтому наклоните линии друг к другу с правой стороны фигуры.

б) нарисуйте два треугольника, перекрывающих друг друга, с вершинами на вышеупомянутых линиях (см. рис.)

в) набросайте очертания ног. Колено прямой ноги должно находиться прямо над отметкой 6. Согнутое колено должно оказаться ниже этой отметки.

г) нарисуйте ноги. Соски должны быть на уровне отметки 2. Обозначьте шею, волосы.


Вопросы для самоконтроля и взаимного контроля

  1. Что такое модуль? Что является модулем при построении фигуры человека?

  2. Перечислите постоянные анатомические пропорции фигуры человека?

  3. Каковы постоянные различия в мужской и женской фигурах?

  4. Каково назначение пропорциональной схемы построения фигур и головы человека?

  5. Почему у художников нет единого мнения о пропорциях фигуры человека? (1:7? 1:7,5? 1:8?)

  6. Назовите основные линии, проводимые при построении фигуры человека в пропорциях 1:7, 1:8.





3. Пропорции головы

Чтобы научиться рисовать голову, лицо и в целом портрет человека, необходимо начать с изучения размеров и пропорций головы. Для этого необходимо выбрать канон, или систему измерений.

Вид головы спереди

С переди голова выглядит абсолютно симметричной. Линия симметрии является основной опорной линией. Если смотреть на голову спереди, то ее центр будет расположен между глазами. Строя голову, находят так называемую линию крестовины. Горизонтальная линия крестовины делит голову на две равные, но

не симметричные части: верхнюю и нижнюю. Эту линию располагают по середине глаз.

С

Рис.3.1 Основные горизонтальные линии головы








ХХеси-О

переди (от подбородка до границы роста волос) голова делится на три равные части. Длина одной части эквивалентна расстоянию от границы роста волос до уровня бровей. Таким образом, получаем следующие линии – высота лба, длина носа от линии бровей, расстояние от нижнего основания носа до подбородка. На высоту части головы, покрытой волосами, отводят половину одной из указанных третей (рис.3.1.)

Н

Рис. 3.2. Деление нижней трети лица







ХХеси-О

ижняя треть лица также делится на три равные части: от основания носа до ротовой щели и от подбородка к борозде, лежащей под нижней губой. Нижняя губа обычно шире верхней (рис.3.2.)

Если измерить ширину головы, то она окажется в два с половиной раза больше модуля – высоты лба. Таким образом, если смотреть на лицо человека сперед, онон вписывается в прямоугольник с соотношением сторон 3,5:2,5 (рис.3.3)

П

Рис.3.3. Деление лица по ширине (3,5:2,5)










о ширине лицо можно разделить вертикальными линиями на пять частей. Центральная часть соответствует равному расстоянию, заключенному между внутренними углами глаза и крыльями носа (ноздрями). Средняя часть определяется линией, идущей от наружного угла глаза. Равные отрезки определяют линии, идущие от наружных углов глаза до боковых сторон головы (рис.3.4)Таким образом, величина глаза равна 1/5 всей ширины лица в самом широком месте, а расстояние между зрачками равно приблизительно ширине рта. Слезники глаз размещаются над ноздрями, а ухо равно расстоянию от бровей до основания носа.


Рис.3.4. Деление лица по ширине












Вид головы в профиль

В соответствии с тем же каноном, если смотреть на голову человека сбоку, то ее размеры как в высоту, так и в ширину превышают высоту лба в три с половиной раза. Таким образом, голова в профиль точно вписывается в квадрат. Чтобы разметить положение бровей, глаз, нос, рта, можно пользоваться теми же горизонтальными линиями, что и при виде спереди. Разделив единицу измерения, или модуль, на три части, получим несколько полезных точек, которые помогут построить лицевой угол и уточнить положение бровей, глаз, носа и рта.



Практические задания


  1. Познакомьтесь с теоретическими положениями о пропорциях головы анфас. Сделайте рисунок «Построение головы». Подпишите названия всех линий. Запишите алгоритм построения.

  2. Познакомьтесь с теоретическими положениями о пропорциях головы в профиль. Сделайте рисунок. Запишите алгоритм своих действий.

  3. Пользуясь таблицей, выполните построение головы с помощью двух окружностей.

Построение

Как строить



Разделите линию, равную ширине головы на пять частей. Каждая часть – это примерно ширина одного глаза.


Поставьте ножку циркуля в центр среднего отрезка (точка А). Начертите круг, радиусом которого будет расстояние от точки А до точки В.


Проведите вертикальную лтнию через точку А. Омерьте на этойтлинии отрезки 6 и 7, равные отрезкам 1-5. Далее точка С будет кончиком носа.


Разделив отрезок 6 пополам, вы получите точку F, которая является цетром окружности с радиусом, равным расстоянию от F до Е; точка Е будет нижней границей подбородка, точка F – верхней границей рта, а точка D - нижней границей рта


Осторожно соедините окружности линиями G и H . Эти линии не должны проникать внутрь или выходить за пределы окружностей.


Соедините линии G и H в точке касания с большей окружностью. Вы получите отрезок JK – будущую верхнюю границу глаз.


Нарисуйте дугу КМ, поставив ножку циркуля в точку J ; так же нарисуйте дугу JL, используя точку К в качестве центра. Эти дуги являются линиями щек. Зашрихованная область показывает углубление под костью щеки.


Нарисуйте две вертикальные линии из точек J и К; эти линии являются боковыми границами головы. Заметьте, что эти линии отсекают небольшие кусочки большей окружности.


Нарисуйте глаза под линией JK и прямо под отрезками 2 и 4 первой линии. Расположите нос на линии С прямо под отрезком 3. Рот нарисуйте между линиями F и D. Имейте в виду, что рот должен быть несколько шире, чем нос.

Нарисуйте, брови, веки, глаза, нос и рот.


  1. Возьмите фотографию (портрет человека) и проведите основные линии пропорционирования головы.


Вопросы для самоконтроля и взаимного контроля

  1. Что является модулем в построении головы?

  2. Назовите основные горизонтальные линии при построении головы?

  3. На сколько частей делится голова по вертикали?

  4. Приведите примеры асимметрии лица.

4. Пропорции фигуры и головы ребенка

У детей пропорции постоянно меняются в процессе роста, поэтому дети объединены в такие возрастные группы:

1-от 1,0 до 3,0 лет

2- 3, 5-7,5 лет

3- 8-11 лет

4- 12-14 лет

5 - 15-17 лет

В

Рис.4.1.Пропорции детей (девочек)









ХХеси-О

пропорциях данных возрастных групп могут быть отдельные отклонения. Так, у детей 1….3 лет (ясельный возраст) высота головы относится к длине тела как 1:4 или 1:4,5, шея по мере роста постепенно удлиняется, отчего плечи становятся ниже и шире, живот довольно выпуклый, лопатки выступают, позвоночник изогнут, а осанка имеет некоторое отклонение назад. К четырем годам ребенок становится стройнее, ноги удлиняются, грудная клетка утолщается, выпуклость живота уменьшается. Происходит изменение пропорций, и высота головы относится к длине тела как 1:5 или 1:5,5 (4….7 лет)


У младших школьников (7…11 лет) фигура вновь преображается: стройнеет за счет удилинения ног, исчезает выпуклость живота, наечается талия. Высота головы относится в длине всего тела как 1:6, 1:6,5.

С возрастом (11…14 лет) у детей постепенно проявляются половые отличия, фигура мальчиков отличается от фигуры девочек. Девочки начинают быстро формироваться в 12..13 лет, мальчики в 13..14 лет. Высота головы у тех и других относится к длине тела как 1:7 или 1:7,5. У девочек появляется округлость груди, бедра становятся шире, выявляется линия талии. У мальчиков расширяются плечи, отчего таз кажется уже, выявляется талия, ноги удлиняются, а пропорции в целом приближаются к взрослым.

Пропорции тела подростков подобны взрослым. Высота головы относится к длине туловища как 1:7,5 или 1:8. При этом руки и ноги тонкие, а туловище, по сравнению со взрослой фигурой, короткое. Все это делает фигуру подростка легкой и стройной (рис.4.1)

П

Рис.4.2. Пропорции головы двухлетнего ребенка

о мере того как растет ребенок меняются пропорции головы. В возрасте двух лет у ребенка обычно высокий лоб и не очень много волос. Центр головы находится между бровями, а не под глазами. Расстояние между глазами у него больше, а уши непропорционально большие и расположены ниже, чем у взрослого. Подбородок значительно меньше и более округлый. Нос слегка вздернут, щеки полные, челюсть не очень развита. Анфас лицо представляется вписанным в прямоугольник три на четыре, причем модулем служит расстояние между нижними границами носа и подбородка. Глаза лежат на линии, делящей модуль пополам. (рис.4.2.)

В

Рис.4.3. Пропорции головы шестилетнего ребенка






возрасте шести лет волосы ребенка уже закрывают часть лба и виски. У шестилетнего дошкольника более резко выраженный подбородок и более удлиненное лицо по сравнению с двухлетним ребенком. Глаза и брови у него расположены выше, как и нос, рот и уши, чем у малыша. Подбородок у шестилетнего ребенка все еще округлый и не очень выдается вперед, поскольку нижняя челюсть еще не развита (рис.4.3.)

В возрасте примерно 12 лет волосы такие же густые, как и в младшем школьном возрасте, но они не спускаются на виски. Уши уже полностью развиты, хотя пока еще находятся немного ниже уровня расположения ушей у взрослого человека. Костная структура нижней челюсти становится более выраженной, поэтому подбородок у подростков уже не такой округлый, как у маленьких детей.

В 25 лет пропорции головы соответствуют таковыми у взрослого человека. Глаза расположены в центре головы, а контуры лица становятся более угловатыми.




Практические задания

1. Познакомьтесь с теоретическими сведениями о пропорциях детей. Разработайте несколько вариантов костюмов для девочки двух лет, девяти лет и шестнадцати лет.

Вопросы для самоконтроля и взаимного контроля