ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2020
Просмотров: 502
Скачиваний: 2
Размещено на http://www.allbest.ru/
Оглавление
Введение
1. Понятие, система, задачи уголовного законодательства
1.1 Понятие уголовного права
1.2 Система уголовного права
1.3 Задачи уголовного права
2. Принцип уголовного законодательства
2.1Принцип законности
2.2 Принцип равенства граждан перед законом
2.3. Принцип справедливости
2.4. Принцип гуманизма
Заключение
Глоссарий
Список используемых источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
Уголовное право, наряду с другими отраслями права, является самостоятельной, фундаментальной отраслью права. Совместно с другими отраслями права (конституционным, трудовым, гражданским, административным и др.) уголовное право служит для организации и упорядочения отношений в обществе, при этом уголовное право выступает в качестве гаранта от нарушение наиболее значимых общественных отношений, осуществляя функцию охраны особыми мерами уголовно-правового воздействия. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования.
Вместе с тем уголовное право входит в общую систему российского права, ему присущи основные части и принципы, свойственные праву Российской Федерации на современном этапе в целом.
Уголовное право представляет собой совокупность норм, упорядоченных определенным образом. Во главе любой классификации, любого системообразующего комплекса лежат принципы, на которых строится система. Это выглядит примерно как цемент, скрепляющий кирпичи, а может фундамент, находящийся в основании постройки. В связи с этим принципы уголовного права, их законодательное закрепление приобретают важное значение (фундамент, который обеспечивает незыблемость правового здания). Под принципами понимают, первоначальную руководящую идею. Ею проникнуты не только положения.
Общей и Особенной частей уголовного права, но и правоприменительные возможности: следователь, дознаватель, суд при конкретном использовании правовых норм не вправе отступать от основополагающих идей в виде уголовно-правовых принципов. Принципы должны быть естественной основой построения системы права, отражающей объективные закономерности эпохи. Это необходимое требование, без которого право обречено на бездействие. При феодализме, например, в качестве основного правового принципа провозглашалась незыблемость власти суверена.
Самодержец сам творил закон и, пользуясь убеждением в божественной власти, мог, как угодно его нарушать. Иван Грозный, например, утверждал, что помазанник Божий не обязан подчиняться закону, ибо он сам есть закон. Закрепление в Уголовном кодексе принципов уголовного права играет большую роль не только в теоретическом, сколько в практическом плане.
Их регламентация в уголовном законе призвана оказать действенную помощь законодателю в процессе создания новых правовых норм правоприменителю при работе конкретным уголовным делом. В уголовном кодексе – пять норм принципов, несущих в себе основополагающие идеи уголовного права. Это принципы законности, равенство граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
уголовное право законодательство гражданин
1. Понятие, система, задачи уголовного законодательства
1.1 Понятие уголовного права
Уголовное право есть совокупность правовых норм, определяющих задачи, основания, принципы и условия уголовной ответственности, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, а также какие наказания применяются к лицам, их совершившим, определяют основания освобождения от уголовной ответственности и наказания. Самостоятельность российского уголовного права как отрасли права обусловливается рядом его специфических черт1.
Во-первых, только уголовное право является законодательной базой для определения преступности и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказаний и освобождения от ответственности и наказаний. Ни одной другой отрасли права этот признак не присущ.
Во-вторых, уголовное право имеет собственный предмет регулирования. Им являются только те общественные отношения, которые возникают в связи с совершением преступления. Ни одна другая отрасль права не может регулировать эти отношения. Кроме того, только применительно к уголовному праву субъектами правоотношения , с одной стороны, выступают лица, совершившие преступные деяния, а с другой – государство в лице правоприменительных органов.
В-третьих, уголовному праву свойствен особый метод регулирования указанных общественных отношений. Он заключается в установлении преступности деяний, уголовных запретов их совершения и их наказуемости. Такой метод регулирования и способ реагирования на юридические факты в виде совершения преступления не свойствен ни одной другой отрасли права. Уголовное право рассматривается в трёх аспектах: как отрасль права, как отрасль законодательства, как наука.
Уголовное право как отрасль законодательства представляет собой совокупность юридических норм, установленных высшим органом законодательной власти Российской Федерации (Федеральным Собранием), определяющих задачи, принципы, основания и условия уголовной ответственности, а также преступность и наказуемость общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями.
Уголовное право как отрасль, подсистема системы права – более объемное понятие, охватывает уголовное законодательство и уголовно-правовые отношения, связанные с законотворчеством и правоприменением1.
Наука уголовного права – это наука, изучающая уголовное законодательство и практику его применения, проблемы совершенствования уголовного законодательства.
Черты уголовного права. Уголовному праву присущи все черты, которые относятся к праву в целом – это нормативность, обязательность исполнения, формальность.
1.2 Система уголовного права
Уголовное право России состоит из Общей и Особенной частей,находящейся в неразрывной связи между собой. В Общей части формулируется общие положения, задачи и принципы уголовного права, основание уголовной ответственности, понятие преступления, наказания и его цели, определяются обстоятельства, исключающие преступность деяния, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, в отдельном разделе урегулированы вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних и др.
В Особенной части установлен перечень конкретных составов преступлений, который является исчерпывающим. Общая и Особенная части уголовного права тесно связаны между собой, составляют в челом единое уголовное право1.
1.3 Задачи уголовного права
Задачи уголовного права сформированы в ст.2 УК2: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждений преступлений.
Весь перечень задач уголовно-правовой охраны можно условно разбить на три блока:
1)Охрана от преступных посягательств обозначенных в ст.2 УК объектов;
2)Обеспечение мира и безопасности человечества;
3) Предупреждение преступлений;
Задача предупреждения преступлений включает в себя как общую превенцию – предупреждение совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового запрета и угрозы наказания и частную превенцию – предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже совершившими какие-либо преступления.
2. Принцип уголовного законодательства
2.1 Принцип законности
Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана не иначе как по приговору суда ( ст.14 УПК Российской Федерации и ст.49 Конституции РФ).
Принцип законности содержится с ст.3 УК, устанавливающей следующее: «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом (ч.1). Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ч.2)».
Указанный принцип, впервые провозглашенный официально в период французской революции, - основополагающий не только для российского, но и для уголовного законодательства зарубежных стран. Свое воплощение он находит, прежде всего, в том, что благодаря ст. 3 УК удалось официально закрепить древнее положение, согласно которому «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе». Это означает, что преступлением признается лишь такое деяние, которое получило отражение в нормах УК, закреплено в виде статьи Особенной части1. Все иные деяния, сколько бы общественно опасны они ни были, но не будучи включенными в УК, не могут признаваться преступлениями. Названное положение, которое служит одним из аспектов реализации принципа законности, означает далее, что наказания, как и другие последствия совершения общественно опасного деяния, также должны быть предусмотрены только Уголовным законом.
Этот вопрос в УК разрешен ст.44, содержащей исчерпывающий перечень наказаний, подлежащих применению судом. Никто не может применить иное наказание, нежели то которое предусмотрено в законодательном перечне. Наряду с конкретными видами наказания в УК включены принудительные меры медицинского характера (гл.15), применение которых составляет последствие общественно опасного деяния или преступления. В главе 15 Общей части УК указанны не только разновидности принудительных мер, но и порядок их исполнения, а также основания и условия их назначения.
Никакой государственный орган не в праве применить иные принудительные меры или изменить условия их применения в противоречии с УК. Принцип законности реализуется и в обязательном (императивном) порядке толкования уголовного закона1. Официальное разъяснение уголовного закона может давать только орган, уполномоченный его принимать. В современных условиях это Государственная Дума Федерального собрания.
Принцип законности воплощается также в недопустимости широкого толкования уголовного закона. В доктрине уголовного права, информация которой является, порой, важной базой для правоприменительной ориентации, разработана система толкования норм уголовного закона, в которой так называемое широкое толкование имеет столь же представительные позиции, как и другие разновидности разъяснения правовых норм. Смысл широкого толкования заключается в дозволении правоприменителю выходить за рамки буквы закона и пускаться «во все тяжкие» ради разъяснения нуждающейся в том правовой нормы, т.е. достаточно расширительно разъяснять смысл законоустановления. Против широкого толкования обосновано выступали классики эпохи просвещения, предупреждая, что в процессе такого разъяснения правовых норм толкователь превращается в законодателя2. Буква закона - вот рамки, в которых правоприменитель обязан ориентироваться и пытаться ориентировать других, если к тому есть нужда. Только законодателю положено широко толковать изданную им норму, что, по существу, есть принятие новой нормы, или ее дополнение, что равнозначно новеллизации.