ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 800

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 05.05.1999 № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» были сформулированы меры по совершенствованию медицинской помощи детям и подросткам на ближайшие годы. Среди этих мер, была одна, которая вызвала неоднозначную реакцию практически врачей, это положение о том, что дети, достигшие 15 летнего возраста, не передаются в подростковые кабинеты территориальных поликлиник для взрослых, а остаются под наблюдением участкового врача-педиатра до достижения ими возраста 18 лет Приказ Минздрава РФ от 05.05.1999 № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста». С. 2..

Следует отметить, что десять лет прошедшие с момента выхода этого приказа не принесли позитивных изменений, поскольку заболеваемость детей и подростков за этот период значительно выросла по многим классам болезней. Например, показатель заболеваемости на 100 тыс. подростков по ожирению увеличился в 1,8 раза. По таким классам болезней, как заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани ? в 1,4 раза, органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, мочеполовой системы, крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм ? в 1,3 раза, глаза и его придаточного аппарата ? в 1,2 раза. А самое главное выросло число детей старше 12-летнего возраста с девиантным поведением.

По нашему мнению рост показателей заболеваемости детей и подростков нельзя объяснить исключительно улучшением выявления патологии, как иногда трактуется в официальных документах региональных министерств здравоохранения. Снижение уровня здоровья детей является отражением многих процессов, происходящих в российском обществе, прежде всего это снижение ответственности социальных институтов государства по отношению к семье и её членам. Следствием этого явилась деградация определенной части семей и снижение их социального статуса, декларативность обязательств государства по охране здоровья граждан, охране окружающей среды, обеспечения приемлемого уровня доступности медицинской и социальной помощи женщинам и детям.

В современных социально-экономических условиях России XXI века актуальной задачей является создание оптимальных условий для здорового материнства, обеспечения рождения и развития здорового ребенка. В то же время, экономические трудности последних десятилетий, снижение внимания со стороны государства к социальным проблемам, усложнение экологической ситуации, резкое ограничение финансирования здравоохранения и медицинской науки привели к значительному уменьшению числа здоровых детей - в разных регионах оно колеблется от 4% до 10% (Баранов А.А. с соавт., 2003).

Направления стратегии. Решения в области социальных проблем охраны здоровья детей должны приниматься с участием широкой общественности. Деятельность, направленная на улучшение состояния здоровья молодежи, должна, по определению, предусматривать изменение служб и учреждений здравоохранения, а также физической и культурной среды в широком смысле. Дети и подростки являются гражданами в силу собственного права и должны принимать активное участие в планировании и мониторинге любой национальной или региональной стратегии, целью которой является улучшение их здоровья. Молодые люди являются экспертами в отношении своих сверстников. Их участие поможет добиться того, чтобы образовательные инициативы и меры, направленные на развитие соответствующих служб, учитывали их потребности и проблемы.


Таким образом, стратегия охраны здоровья детей по нашему мнению должна строиться на нескольких основных направлениях. В частности,? это охрана здоровья матери и новорожденного, обеспечение сбалансированного полноценного питания, эффективная борьба с инфекционными болезнями, травмами и насилием, снижение отрицательного влияния факторов окружающей среды, формирование сбалансированной политики охраны здоровья подростков, а так же сохранение и приумножение параметров физического, психосоциального и психического развития подрастающего поколения (рис. 1).

Рис. 1. Основные направления стратегии охраны здоровья детей и подростков.

Межсекторальная координация стратегии. Проблема здоровья детей носит многосторонний характер и нередко определяется факторами, выходящими за рамки отрасли здравоохранения. Хотя сектор здравоохранения играет главную роль, как в непосредственном предоставлении помощи, так и в координации межсекторальной деятельности, успех не может быть достигнут только усилиями медицинских работников. К сожалению, привести примеры действий других секторов, которые могут и должны оказывать благоприятное воздействие на здоровье и развитие детей и подростков в условиях экономического кризиса в России задача весьма сложная.

В то же время имеется достаточно много сообщений в средствах массовой информации и различных официальных отчетах «о проделанной работе», однако результаты в виде атрибутов здоровья детей и подростков печальны ? показатели здоровья продолжают ухудшаться. Конечно, сегодня все понимают, что при восстановлении межсекторальной координации эффективность деятельности по охране здоровья будет значительно выше. В чем же заключается межсекторальная координация? В реальной жизни имеется четко очерченные секторы, которые в силу своего статуса и положения, действуя от имени государства или общества обязаны осуществлять свой вклад в здоровье подрастающего поколения (табл. 1).

Как правило, потребность в сотрудничестве и взаимодействии выходит за рамки структурированных секторов. Например, за последнее десятилетие произошло стремительное развитие сектора телекоммуникации и информатики. Молодые люди в настоящее время не только подвергаются воздействию большого объема информации и зрительных образов, но и нередко являются объектом целенаправленного воздействия. Средства массовой информации могут действовать как во благо, так и во вред; к сожалению, нередко имеет место последнее. В реальной ситуации практически по всем, за редким исключением (культура) отечественным телевизионным каналам в течение длительного времени насаждается идеология насилия, обмана, свободы сексуальных отношений, неизбежности войн, неверие в позитивное развитие России и т.п. Честный труд на благо общества, семейные ценности, культура, национальная идея, уважение к истории российского государства, почтение к старшему поколению ? эти и подобные темы почти исчезли с экранов отечественных телеканалов, в том числе и с государственных.


А ведь средства массовой коммуникации оказывают значительное отрицательное воздействие на ценности, установки и убеждения подрастающего поколения, в частности на стремление к здоровому образу жизни. В реальной ситуации отечественные средства массовой информации редко отражают общественное мнение, а также общественный настрой, побуждающий к позитивным изменениям. Несмотря на это, медицинские работники и сектор здравоохранения в целом обязаны активно противодействовать отрицательному влиянию средств массовой информации на детей и подростков. К сожалению, медицинские работники и отечественная медицина многие годы вынуждены тратить огромные усилия на восстановление межсекторального сотрудничества и позитивного взаимодействия с другими секторами, доказывая очевидные вещи ? без здоровых детей нет будущего у Российского государства.

Таблица 1. Межсекторальное взаимодействие в рамках охраны здоровья подрастающего поколения



СЕКТОР

ВОЗМОЖНЫЙ ВКЛАД


Экономика и финансы

Финансовая политика - налогообложение и субсидии

Перераспределение государственных ресурсов


Образование (школы)

Разработка учебных программ

Школьная среда

Предоставление услуг вне школьной программы,

ориентированных на детей и подростков

Предоставление питания в школе


Добровольные

организации

Физическая активность

Спорт

Проведение досуга целенаправленного характера


Средства массовой

информации

Повышение уровня информированности

Участие общественности в анализе информации

Рекомендации и информация

Подотчетность лиц, принимающих решения


Социальное обеспечение

Психосоциальная поддержка

Адресные пособия

Жилищные нормы

Бытовая безопасность


Закон и правосудие

Защита ребенка

Обеспечение безопасной среды обитания

Поддержка семьи


Окружающая среда

Нормы и стандарты в отношении антропогенной среды

Городское планирование

Нормы водоснабжения и санитарии

Экологический мониторинг


Сельское хозяйство и

Пищевая промышленность

Первичное производство

Пищевые стандарты и состав продуктов питания

промышленность

Обогащение пищевых продуктов и добавки

Маркетинг

Политика ценообразования

Обучение потребителей


Транспорт

Дорожное строительство

Характеристики транспортных средств

Нормы безопасности





Многие страны имеют специального представителя (омбудсмена), обязанностью которого является обеспечение социального благополучия детей. Такое лицо располагает идеальными возможностями для мониторинга уровня межсекторального сотрудничества и разработки рекомендаций по его улучшению.


Основой деятельности по охране здоровья и развитию детей является укрепление семей и местных сообществ, в которых они проживают. Семьи действуют в контексте местных сообществ и более широкого окружения. Доступ каждой семьи к продуктам и службам, связанным со здравоохранением, определяется целым рядом факторов, таких как время, финансы, транспорт, знания и умения, наличие доступа к продуктам и службам и другие.

Возможности действий со стороны семьи ограничены имеющимися ресурсами. Решающее значение для способности каждой семьи поддерживать и улучшать состояние здоровья является уровень бедности, образования, безработицы и материальных условий жизни. Наименее обеспеченные семьи нуждаются в наибольшей поддержке. Любые инвестиции в улучшение жилищных условий, создание больших возможностей для образования или улучшение питания будут способствовать расширению жизненных возможностей детей из бедных семей Олейник Ч.Г. Необходимость систематизации законодательства в сфере охраны здоровья населения // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2009. - №5. - С.86-87..

Большим потенциалом обладает также сектор добровольных и общественных организаций. Такие организации обеспечивают сеть поддержки для молодых людей от дошкольного до старшего подросткового возраста и их родителей. Молодежные группы и организации, а также спортивные клубы представляют собой ресурсы, обеспечивающие здоровье и развитие молодых людей. Государственные стратегии, предназначенные для усиления организаций на базе местных сообществ и поддержки семей, могут способствовать улучшению состояния здоровья детей и подростков.

2.6 Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

В новом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 30.07.2010 г. сформулированы и детализированы новые принципы охраны здоровья граждан:

- определены четкие критерии доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи;

- в основу заложен принцип приоритета профилактических мероприятий и переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактике заболеваний;

- проектом закона обеспечивается усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи;

- предусматриваются существенные изменения в институт медицинской помощи;

- к нововведениям проекта федерального закона относится регулирование вопросов, связанных с организацией санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, паллиативной помощи, медицинской помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, больным с редкими заболеваниями, проведением медицинских осмотров, и т.д.;


- проектом федерального закона закрепляются собственно основы правового регулирования отношений по трансплантации органов и или тканей человека;

- впервые дается определение понятию медицинские изделия, закрепляется порядок их применения на территории Российской Федерации;

- вводятся нормы, которые устанавливают ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;

- определяются права и обязанности медицинских организаций;

- в проекте уточнены и конкретизированы основные требования к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- в проекте федерального закона отражен инновационный подход к управлению деятельностью в сфере охраны здоровья граждан.

Таким образом, положения законопроекта от 30 июля 2010 года на первый взгляд выглядят позитивно и воодушевляюще. Особенно, статья 25, касающаяся обязанностей граждан в сфере охраны здоровья.

Так, в пункте 3 сказано: «граждане обязаны заботиться о своем здоровье и трудовом долголетии, проходить обязательные медицинские осмотры». Казалось бы, ничего страшного. Но здесь, как и в предыдущем случае, нас подстерегает опасность серьезно пострадать. Нормы, предусматривающие обязанности граждан в сфере охраны здоровья, являются законодательным нововведением. К тому же, ситуация, когда круг обязанностей расширен до немыслимых пределов, а о правах почти ни слова, недопустима для мировой практики. Обязанность человека следить за своим здоровьем и здоровьем окружающих его людей - это исключительно нравственная норма и в силу этого никак не может стать юридически обязательной. Нельзя выпустить законодательный акт, приказывающий людям чистить зубы два раза в день, потому что это абсурд http://www.miloserdie.ru.

К сожалению, ситуация, возникшая на российском правовом поле, во многом напоминает театр абсурда. Нельзя стопроцентно гарантировать, что в скором будущем не появятся уголовные санкции против тех, кто «нарушает» пресловутый закон «Об охране здоровья». Нюрнбергское расовое законодательство, на первый взгляд, тоже преследовало вполне нормальную цель: сохранение германского народа и германского государства, но при этом карало за уклонение от своих норм смертью или заключением в концлагерь.

Нововведением является также обязанность «проходить обязательные медицинские осмотры». Действующее законодательство предусматривает подобную норму лишь для «работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». Придание же этой формулировке, по сути, служебной инструкции внутреннего пользования, тотального характера, может легко привести к еще одной волне правового беспредела, а он - к серьезным нарушениям прав человека. Неизвестно еще, будут ли эти осмотры бесплатными или платными, и какие меры станут применяться к тем, кто в положенное время не смог пройти осмотр или, не дай Бог, уклонился от него.