ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2020
Просмотров: 800
Скачиваний: 4
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 05.05.1999 № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» были сформулированы меры по совершенствованию медицинской помощи детям и подросткам на ближайшие годы. Среди этих мер, была одна, которая вызвала неоднозначную реакцию практически врачей, это положение о том, что дети, достигшие 15 летнего возраста, не передаются в подростковые кабинеты территориальных поликлиник для взрослых, а остаются под наблюдением участкового врача-педиатра до достижения ими возраста 18 лет Приказ Минздрава РФ от 05.05.1999 № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста». С. 2..
Следует отметить, что десять лет прошедшие с момента выхода этого приказа не принесли позитивных изменений, поскольку заболеваемость детей и подростков за этот период значительно выросла по многим классам болезней. Например, показатель заболеваемости на 100 тыс. подростков по ожирению увеличился в 1,8 раза. По таким классам болезней, как заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани ? в 1,4 раза, органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, мочеполовой системы, крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм ? в 1,3 раза, глаза и его придаточного аппарата ? в 1,2 раза. А самое главное выросло число детей старше 12-летнего возраста с девиантным поведением.
По нашему мнению рост показателей заболеваемости детей и подростков нельзя объяснить исключительно улучшением выявления патологии, как иногда трактуется в официальных документах региональных министерств здравоохранения. Снижение уровня здоровья детей является отражением многих процессов, происходящих в российском обществе, прежде всего это снижение ответственности социальных институтов государства по отношению к семье и её членам. Следствием этого явилась деградация определенной части семей и снижение их социального статуса, декларативность обязательств государства по охране здоровья граждан, охране окружающей среды, обеспечения приемлемого уровня доступности медицинской и социальной помощи женщинам и детям.
В современных социально-экономических условиях России XXI века актуальной задачей является создание оптимальных условий для здорового материнства, обеспечения рождения и развития здорового ребенка. В то же время, экономические трудности последних десятилетий, снижение внимания со стороны государства к социальным проблемам, усложнение экологической ситуации, резкое ограничение финансирования здравоохранения и медицинской науки привели к значительному уменьшению числа здоровых детей - в разных регионах оно колеблется от 4% до 10% (Баранов А.А. с соавт., 2003).
Направления стратегии. Решения в области социальных проблем охраны здоровья детей должны приниматься с участием широкой общественности. Деятельность, направленная на улучшение состояния здоровья молодежи, должна, по определению, предусматривать изменение служб и учреждений здравоохранения, а также физической и культурной среды в широком смысле. Дети и подростки являются гражданами в силу собственного права и должны принимать активное участие в планировании и мониторинге любой национальной или региональной стратегии, целью которой является улучшение их здоровья. Молодые люди являются экспертами в отношении своих сверстников. Их участие поможет добиться того, чтобы образовательные инициативы и меры, направленные на развитие соответствующих служб, учитывали их потребности и проблемы.
Таким образом, стратегия охраны здоровья детей по нашему мнению должна строиться на нескольких основных направлениях. В частности,? это охрана здоровья матери и новорожденного, обеспечение сбалансированного полноценного питания, эффективная борьба с инфекционными болезнями, травмами и насилием, снижение отрицательного влияния факторов окружающей среды, формирование сбалансированной политики охраны здоровья подростков, а так же сохранение и приумножение параметров физического, психосоциального и психического развития подрастающего поколения (рис. 1).
Рис. 1. Основные направления стратегии охраны здоровья детей и подростков.
Межсекторальная координация стратегии. Проблема здоровья детей носит многосторонний характер и нередко определяется факторами, выходящими за рамки отрасли здравоохранения. Хотя сектор здравоохранения играет главную роль, как в непосредственном предоставлении помощи, так и в координации межсекторальной деятельности, успех не может быть достигнут только усилиями медицинских работников. К сожалению, привести примеры действий других секторов, которые могут и должны оказывать благоприятное воздействие на здоровье и развитие детей и подростков в условиях экономического кризиса в России задача весьма сложная.
В то же время имеется достаточно много сообщений в средствах массовой информации и различных официальных отчетах «о проделанной работе», однако результаты в виде атрибутов здоровья детей и подростков печальны ? показатели здоровья продолжают ухудшаться. Конечно, сегодня все понимают, что при восстановлении межсекторальной координации эффективность деятельности по охране здоровья будет значительно выше. В чем же заключается межсекторальная координация? В реальной жизни имеется четко очерченные секторы, которые в силу своего статуса и положения, действуя от имени государства или общества обязаны осуществлять свой вклад в здоровье подрастающего поколения (табл. 1).
Как правило, потребность в сотрудничестве и взаимодействии выходит за рамки структурированных секторов. Например, за последнее десятилетие произошло стремительное развитие сектора телекоммуникации и информатики. Молодые люди в настоящее время не только подвергаются воздействию большого объема информации и зрительных образов, но и нередко являются объектом целенаправленного воздействия. Средства массовой информации могут действовать как во благо, так и во вред; к сожалению, нередко имеет место последнее. В реальной ситуации практически по всем, за редким исключением (культура) отечественным телевизионным каналам в течение длительного времени насаждается идеология насилия, обмана, свободы сексуальных отношений, неизбежности войн, неверие в позитивное развитие России и т.п. Честный труд на благо общества, семейные ценности, культура, национальная идея, уважение к истории российского государства, почтение к старшему поколению ? эти и подобные темы почти исчезли с экранов отечественных телеканалов, в том числе и с государственных.
А ведь средства массовой коммуникации оказывают значительное отрицательное воздействие на ценности, установки и убеждения подрастающего поколения, в частности на стремление к здоровому образу жизни. В реальной ситуации отечественные средства массовой информации редко отражают общественное мнение, а также общественный настрой, побуждающий к позитивным изменениям. Несмотря на это, медицинские работники и сектор здравоохранения в целом обязаны активно противодействовать отрицательному влиянию средств массовой информации на детей и подростков. К сожалению, медицинские работники и отечественная медицина многие годы вынуждены тратить огромные усилия на восстановление межсекторального сотрудничества и позитивного взаимодействия с другими секторами, доказывая очевидные вещи ? без здоровых детей нет будущего у Российского государства.
Таблица 1. Межсекторальное взаимодействие в рамках охраны здоровья подрастающего поколения
|
|
|
СЕКТОР |
ВОЗМОЖНЫЙ ВКЛАД |
|
Экономика и финансы |
Финансовая политика - налогообложение и субсидии Перераспределение государственных ресурсов |
|
Образование (школы) |
Разработка учебных программ Школьная среда Предоставление услуг вне школьной программы, ориентированных на детей и подростков Предоставление питания в школе |
|
Добровольные организации |
Физическая активность Спорт Проведение досуга целенаправленного характера |
|
Средства массовой информации |
Повышение уровня информированности Участие общественности в анализе информации Рекомендации и информация Подотчетность лиц, принимающих решения |
|
Социальное обеспечение |
Психосоциальная поддержка Адресные пособия Жилищные нормы Бытовая безопасность |
|
Закон и правосудие |
Защита ребенка Обеспечение безопасной среды обитания Поддержка семьи |
|
Окружающая среда |
Нормы и стандарты в отношении антропогенной среды Городское планирование Нормы водоснабжения и санитарии Экологический мониторинг |
|
Сельское хозяйство и Пищевая промышленность |
Первичное производство Пищевые стандарты и состав продуктов питания промышленность Обогащение пищевых продуктов и добавки Маркетинг Политика ценообразования Обучение потребителей |
|
Транспорт |
Дорожное строительство Характеристики транспортных средств Нормы безопасности |
|
|
|
|
Многие страны имеют специального представителя (омбудсмена), обязанностью которого является обеспечение социального благополучия детей. Такое лицо располагает идеальными возможностями для мониторинга уровня межсекторального сотрудничества и разработки рекомендаций по его улучшению.
Основой деятельности по охране здоровья и развитию детей является укрепление семей и местных сообществ, в которых они проживают. Семьи действуют в контексте местных сообществ и более широкого окружения. Доступ каждой семьи к продуктам и службам, связанным со здравоохранением, определяется целым рядом факторов, таких как время, финансы, транспорт, знания и умения, наличие доступа к продуктам и службам и другие.
Возможности действий со стороны семьи ограничены имеющимися ресурсами. Решающее значение для способности каждой семьи поддерживать и улучшать состояние здоровья является уровень бедности, образования, безработицы и материальных условий жизни. Наименее обеспеченные семьи нуждаются в наибольшей поддержке. Любые инвестиции в улучшение жилищных условий, создание больших возможностей для образования или улучшение питания будут способствовать расширению жизненных возможностей детей из бедных семей Олейник Ч.Г. Необходимость систематизации законодательства в сфере охраны здоровья населения // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2009. - №5. - С.86-87..
Большим потенциалом обладает также сектор добровольных и общественных организаций. Такие организации обеспечивают сеть поддержки для молодых людей от дошкольного до старшего подросткового возраста и их родителей. Молодежные группы и организации, а также спортивные клубы представляют собой ресурсы, обеспечивающие здоровье и развитие молодых людей. Государственные стратегии, предназначенные для усиления организаций на базе местных сообществ и поддержки семей, могут способствовать улучшению состояния здоровья детей и подростков.
2.6 Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
В новом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 30.07.2010 г. сформулированы и детализированы новые принципы охраны здоровья граждан:
- определены четкие критерии доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи;
- в основу заложен принцип приоритета профилактических мероприятий и переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактике заболеваний;
- проектом закона обеспечивается усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи;
- предусматриваются существенные изменения в институт медицинской помощи;
- к нововведениям проекта федерального закона относится регулирование вопросов, связанных с организацией санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, паллиативной помощи, медицинской помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, больным с редкими заболеваниями, проведением медицинских осмотров, и т.д.;
- проектом федерального закона закрепляются собственно основы правового регулирования отношений по трансплантации органов и или тканей человека;
- впервые дается определение понятию медицинские изделия, закрепляется порядок их применения на территории Российской Федерации;
- вводятся нормы, которые устанавливают ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
- определяются права и обязанности медицинских организаций;
- в проекте уточнены и конкретизированы основные требования к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- в проекте федерального закона отражен инновационный подход к управлению деятельностью в сфере охраны здоровья граждан.
Таким образом, положения законопроекта от 30 июля 2010 года на первый взгляд выглядят позитивно и воодушевляюще. Особенно, статья 25, касающаяся обязанностей граждан в сфере охраны здоровья.
Так, в пункте 3 сказано: «граждане обязаны заботиться о своем здоровье и трудовом долголетии, проходить обязательные медицинские осмотры». Казалось бы, ничего страшного. Но здесь, как и в предыдущем случае, нас подстерегает опасность серьезно пострадать. Нормы, предусматривающие обязанности граждан в сфере охраны здоровья, являются законодательным нововведением. К тому же, ситуация, когда круг обязанностей расширен до немыслимых пределов, а о правах почти ни слова, недопустима для мировой практики. Обязанность человека следить за своим здоровьем и здоровьем окружающих его людей - это исключительно нравственная норма и в силу этого никак не может стать юридически обязательной. Нельзя выпустить законодательный акт, приказывающий людям чистить зубы два раза в день, потому что это абсурд http://www.miloserdie.ru.
К сожалению, ситуация, возникшая на российском правовом поле, во многом напоминает театр абсурда. Нельзя стопроцентно гарантировать, что в скором будущем не появятся уголовные санкции против тех, кто «нарушает» пресловутый закон «Об охране здоровья». Нюрнбергское расовое законодательство, на первый взгляд, тоже преследовало вполне нормальную цель: сохранение германского народа и германского государства, но при этом карало за уклонение от своих норм смертью или заключением в концлагерь.
Нововведением является также обязанность «проходить обязательные медицинские осмотры». Действующее законодательство предусматривает подобную норму лишь для «работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». Придание же этой формулировке, по сути, служебной инструкции внутреннего пользования, тотального характера, может легко привести к еще одной волне правового беспредела, а он - к серьезным нарушениям прав человека. Неизвестно еще, будут ли эти осмотры бесплатными или платными, и какие меры станут применяться к тем, кто в положенное время не смог пройти осмотр или, не дай Бог, уклонился от него.