ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2020
Просмотров: 801
Скачиваний: 4
Павел Парфентьев, председатель МОО «За права семьи», считает «неоправданно широким» пункт 4 исследуемой статьи, обязывающий «всех граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих», «проходить обязательное обследование и лечение». Допустим, человек заболел легкой формой ОРЗ, которая легко лечится и без вмешательства специалиста, но по букве настоящего законопроекта она является «опасной для окружающих», соответственно, если сам больной или его близкие не обращаются к врачу, значит, они нарушают закон, соответственно, они преступники. Любое преступление должно быть наказано, и самой мягкой нормой наказания может стать принудительное лечсние такого больного. Ныне существующие нормы права предусматривают подобное лишь для заболеваний с особо высокой степенью повышенной опасности. Ни один врач не имеет права без согласия больного или его близких лечить грипп или бронхит, иначе ему грозят неприятности по служебной линии. В случае принятия закона ситуация может сложиться так: больной и его родственники будут виноваты в том, что не вызвали врача, а сам врач - в том, что не держал такую семью «на карандаше» и не ставил в известность вышестоящие лица. Если же это семья, где есть дети до 18 лет, то может сложиться совсем плачевная ситуация, выше мы об этой уже говорили http://www.miloserdie.ru.
Логическим следствием 25 статьи и одновременно еще одним законодательным нововведением является положение другой статьи, номер 50, о прохождении несовершеннолетними обязательных профилактических медицинских осмотров (диспансеризации). Это положение дает дополнительный козырь в руки чиновникам из Минздрава и еще одну возможность к злоупотреблениям своей властью. В случае если родители такого ребенка в силу своего законного права отказываются, скажем, от прививки на реакцию Манту, то это может расцениваться как прямое «нарушение права несовершеннолетнего на медосмотр». К примеру, в 2010 году в г. Воронеж по доносу из одной районной поликлиники органы опеки и милиция инкриминировали гражданке Н. «нарушение права ребенка на доступ к медицинскому обслуживанию» http://www.privivkam.net. На деле обвиняемая воспользовалась своим правом в отношении своего несовершеннолетнего ребенка на отказ от медицинского вмешательства, в определенных случаях, воздержание от определенного рода прививок, флюорографии и некоторых процедур гораздо лучше, чем применение таковых. К тому же, сведения о том, согласился ли пациент или его законный представитель от определенных процедур, относятся к фактам, констатированным «при обследовании и лечении» пациента, соответственно, попадают под понятие так называемой «негласной врачебной тайны». Таким образом, тот, кто разглашает ее, нарушает нормы внутренней медицинской этики, а тот, кто пытается принудить к этому весь коллектив Минздрава, расшатывает ее веками сложившиеся основы.
Наконец, п. 5 ст. 25 законопроекта обязывает всех граждан, находящихся на лечении, соблюдать режим и выполнять назначения медицинских работников. Не указано, идет ли речь о любом лечении, или только о нахождении на лечении в стационаре. Фактически, эта норма может пониматься как обязывающая пациента выполнять любые назначения врача. Это, безусловно, входит в противоречие с общим принципом российского законодательства в сфере здравоохранения, принятом и в предлагаемом законопроекте - а именно с принципом добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство и правом на отказ от медицинского вмешательства (ст. 8 законопроекта). Пациент может быть юридически обязан соблюдать режим лишь при поступлении на стационарное лечение, и не может быть обязан выполнять назначения медицинских работников, поскольку принцип добровольного согласия предполагает добровольное выполнение таких назначений, а также право на отказ от любого назначения (например, от приема того или иного прописанного лекарства, от проведения той или иной процедуры). В свете принципа добровольного согласия и права на отказ от медицинского вмешательства, норма п. 5 ст. 25 является абсурдной и противоправной http://www.miloserdie.ru.
К счастью, уклонение от обязательных медицинских мер чревато пока только нервотрепкой. Но эксперты советуют не расслабляться, потому что если законопроект будет принят, то следует ожидать появление поправок в КоАП и УК РФ.
ВОПРОС 2.
Международное сотрудничество в области здравоохранения
1. Сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в области здравоохранения осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации.
2. Органы управления здравоохранением, организации здравоохранения имеют право устанавливать прямые связи с органами управления здравоохранением иностранных государств, с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами.
3. Соглашения, заключаемые в рамках международного сотрудничества в области здравоохранения органами управления здравоохранением, а также организациями здравоохранения, не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения, закрепленные общепризнанными принципами и нормами международного права, настоящим Федеральным законом и другими актами законодательства Российской Федерации.
4. Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан, лиц без гражданства в образовательных учреждениях Российской Федерации в области здравоохранения осуществляются по договорам, заключаемым физическими и юридическими лицами с образовательными учреждениями Российской Федерации.
5. Порядок направления граждан Российской Федерации органами управления здравоохранением на лечение за пределами Российской Федерации за счет средств Российской Федерации, квоты и условия оплаты расходов на лечение за пределами Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Анализ элементов, содержащихся в основных
международных документах по правам человека
Категория: "Основополагающие предпосылки
здоровья" (ОПЗ)
N |
Наименование элемента |
Наименование
основных документов |
1. |
Чистая
питьевая вода |
Международный
пакт об экономических, |
2. |
Удовлетворительные |
Международный
пакт об экономических, |
3. |
Удовлетворительное |
Конвенция
по правам ребенка (КПР, |
4. |
Здоровая
окружающая |
Международный
пакт об экономических, |
5. |
Борьба
с |
Международный
пакт об экономических, |
6. |
Профилактическая
и |
Конвенция
по правам ребенка (КПР, |
7. |
Упразднение
вредных |
Конвенция
по правам ребенка (КПР, |
Таблица 2
Анализ элементов, содержащихся в основных
международных документах по правам человека
N |
Наименование |
Наименование
основных документов |
1 |
2 |
3 |
1. |
Медицинская
помощь |
Во всех документах |
2. |
Профилактическая |
Во всех документах |
|
Первичная
охрана |
Конвенция
по правам ребенка (КПР, |
4. |
Охрана
здоровья детей |
Международный
пакт об экономических, |
5. |
Службы
планирования |
Конвенция
по ликвидации всех форм |
6. |
Медицинская
помощь в |
Конвенция
по ликвидации всех форм |
7. |
Охрана |
Международный
пакт об экономических, |
ВОПРОС 3.
История развития законодательства в сфере здравоохранения имеет свои особенности.
Для
правового обеспечения медицинской
деятельности характерно следующее
высказывание: "Скорее не веками, а
тысячелетиями существовала медицина
вдали от права, соприкасаясь с правовыми
нормами разве что в порядке исключения".
На начальных этапах развития правового регулирования в области здравоохранения и оказания медицинской помощи характерным является то, что регламентации подвергается не сам процесс осуществления медицинских мероприятий и возникающих в связи с ними отношений, а ответственность врача за неудовлетворительный исход лечения, что свидетельствовало о заботе обеспечения и защиты прав и интересов больного. В случае неблагоприятного исхода врач нес ответственность, при этом не различалось умысла и неосторожности в его действиях.
Медицинские услуги, начиная с самых простейших, выполнялись врачами древности, в связи с чем требовалась регламентация возникающих при этом отношений. Однако вести речь о правовом регулировании оказания медицинских услуг представляется возможным лишь начиная с IX века, когда появляются первые источники русского права: Русская Правда (IX-XI вв.) и Устав князя Владимира Святославовича (X-XI вв.), которые включали нормы, регулирующие врачебную деятельность.
Проникновение
медицинских знаний на территорию Древней
Руси происходило, в основном, посредством
деятельности духовенства.
Активизации всех сторон сотрудничества
с Византией, в том числе и в сфере
врачевания, послужило крещение Руси.
Деятельность по врачеванию осуществлялась
в этот период представителями духовенства,
знахарями и, в незначительной степени,
светскими (городскими) врачами, поэтому
разновидностями оказания медицинской
помощи являлись:
-
народная медицина;
-
монастырская медицина;
-
светская (городская) медицина.
Народная медицина имела тесную связь с традициями язычества, верой в сверхъестественные силы. Помощь страждущим оказывали такие представители народной медицины как волхвы, знахари, зелейники, используя силу лекарственных растений, заговоры и т.п. Широкое распространение знахарства, в том числе и в последующий исторический период, признавалось Обществом русских врачей в Петербурге (XIX в.), отмечавшим "широкое развитие знахарства, порчи и лекарства; нет той деревушки, где не было бы зловещей знахар-ки". Оказание помощи народными целителями регламентировалось преимущественно морально-этическими нормами.
Проникновение
научных медицинских знаний, особенно
в результате установления связей с
Византией, сопровождалось гонениями
представителей народной медицины как
со стороны церкви, так и со стороны
государства. В Уставе князя Владимира
волхвование считалось
преступлением.
Развитие монастырской
медицины явилось
следствием повышения роли церкви в
жизни общества. Такая форма оказания
медицинской помощи была первой
формой,которая подверглась правовой
регламентации. Церковный Устав князя
Владимира предписывал организацию при
церквях и монастырях лечебниц, а также
приютов для слепых, калек и стариков.
В первой половине XIII в. на Руси было известно до 70 монастырей, и, хотя о точной дате открытия монастырских больниц говорить трудно, все же следует считать, что они появились в Древней Руси одновременно, по-видимому, с монастырями. Монастырскую медицину от народной и светской отличало то,, что лечение в монастырских больницах осуществлялось бесплатно. Такая медицина явилась предвестником становления государственной медицины.
Светская (городская) медицина предполагала осуществление врачевания лекарями-профессионалами. Между светской и монастырской медициной существовало определенное противостояние, на что обращают внимание исследователи. Так, М.Ю. Лахтин отмечал, что "духовная и мирская медицина находились, по-видимому, друг к другу в некотором антагонизме".
Данные о контингенте лиц, получавших медицинскую помощь в тех или иных формах, свидетельствуют о том, что, как правило, князья и бояре лечились у приезжих и светских врачей, в монастырские больницы поступали в основном старики и малоимущие.