ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 801

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Павел Парфентьев, председатель МОО «За права семьи», считает «неоправданно широким» пункт 4 исследуемой статьи, обязывающий «всех граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих», «проходить обязательное обследование и лечение». Допустим, человек заболел легкой формой ОРЗ, которая легко лечится и без вмешательства специалиста, но по букве настоящего законопроекта она является «опасной для окружающих», соответственно, если сам больной или его близкие не обращаются к врачу, значит, они нарушают закон, соответственно, они преступники. Любое преступление должно быть наказано, и самой мягкой нормой наказания может стать принудительное лечсние такого больного. Ныне существующие нормы права предусматривают подобное лишь для заболеваний с особо высокой степенью повышенной опасности. Ни один врач не имеет права без согласия больного или его близких лечить грипп или бронхит, иначе ему грозят неприятности по служебной линии. В случае принятия закона ситуация может сложиться так: больной и его родственники будут виноваты в том, что не вызвали врача, а сам врач - в том, что не держал такую семью «на карандаше» и не ставил в известность вышестоящие лица. Если же это семья, где есть дети до 18 лет, то может сложиться совсем плачевная ситуация, выше мы об этой уже говорили http://www.miloserdie.ru.

Логическим следствием 25 статьи и одновременно еще одним законодательным нововведением является положение другой статьи, номер 50, о прохождении несовершеннолетними обязательных профилактических медицинских осмотров (диспансеризации). Это положение дает дополнительный козырь в руки чиновникам из Минздрава и еще одну возможность к злоупотреблениям своей властью. В случае если родители такого ребенка в силу своего законного права отказываются, скажем, от прививки на реакцию Манту, то это может расцениваться как прямое «нарушение права несовершеннолетнего на медосмотр». К примеру, в 2010 году в г. Воронеж по доносу из одной районной поликлиники органы опеки и милиция инкриминировали гражданке Н. «нарушение права ребенка на доступ к медицинскому обслуживанию» http://www.privivkam.net. На деле обвиняемая воспользовалась своим правом в отношении своего несовершеннолетнего ребенка на отказ от медицинского вмешательства, в определенных случаях, воздержание от определенного рода прививок, флюорографии и некоторых процедур гораздо лучше, чем применение таковых. К тому же, сведения о том, согласился ли пациент или его законный представитель от определенных процедур, относятся к фактам, констатированным «при обследовании и лечении» пациента, соответственно, попадают под понятие так называемой «негласной врачебной тайны». Таким образом, тот, кто разглашает ее, нарушает нормы внутренней медицинской этики, а тот, кто пытается принудить к этому весь коллектив Минздрава, расшатывает ее веками сложившиеся основы.


Наконец, п. 5 ст. 25 законопроекта обязывает всех граждан, находящихся на лечении, соблюдать режим и выполнять назначения медицинских работников. Не указано, идет ли речь о любом лечении, или только о нахождении на лечении в стационаре. Фактически, эта норма может пониматься как обязывающая пациента выполнять любые назначения врача. Это, безусловно, входит в противоречие с общим принципом российского законодательства в сфере здравоохранения, принятом и в предлагаемом законопроекте - а именно с принципом добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство и правом на отказ от медицинского вмешательства (ст. 8 законопроекта). Пациент может быть юридически обязан соблюдать режим лишь при поступлении на стационарное лечение, и не может быть обязан выполнять назначения медицинских работников, поскольку принцип добровольного согласия предполагает добровольное выполнение таких назначений, а также право на отказ от любого назначения (например, от приема того или иного прописанного лекарства, от проведения той или иной процедуры). В свете принципа добровольного согласия и права на отказ от медицинского вмешательства, норма п. 5 ст. 25 является абсурдной и противоправной http://www.miloserdie.ru.

К счастью, уклонение от обязательных медицинских мер чревато пока только нервотрепкой. Но эксперты советуют не расслабляться, потому что если законопроект будет принят, то следует ожидать появление поправок в КоАП и УК РФ.

ВОПРОС 2.



Международное сотрудничество в области здравоохранения

1. Сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в области здравоохранения осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации. 

2. Органы управления здравоохранением, организации здравоохранения имеют право устанавливать прямые связи с органами управления здравоохранением иностранных государств, с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами. 

3. Соглашения, заключаемые в рамках международного сотрудничества в области здравоохранения органами управления здравоохранением, а также организациями здравоохранения, не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения, закрепленные общепризнанными принципами и нормами международного права, настоящим Федеральным законом и другими актами законодательства Российской Федерации. 

4. Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан, лиц без гражданства в образовательных учреждениях Российской Федерации в области здравоохранения осуществляются по договорам, заключаемым физическими и юридическими лицами с образовательными учреждениями Российской Федерации. 


5. Порядок направления граждан Российской Федерации органами управления здравоохранением на лечение за пределами Российской Федерации за счет средств Российской Федерации, квоты и условия оплаты расходов на лечение за пределами Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.





Анализ элементов, содержащихся в основных

международных документах по правам человека

Категория: "Основополагающие предпосылки

здоровья" (ОПЗ)

 


п/п

Наименование элемента

Наименование основных документов   
(декларация, соглашение, устав,    
конвенция, пакт, хартия и др.)   

1.

Чистая питьевая вода 
(ЧПВ)               

Международный пакт об экономических, 
политических и культурных правах     
(МПЭПКП, 1966 г., ст. 12 (2) (b))    
как часть гигиены окружающей среды). 
Конвенция по правам ребенка (КПР,    
1989 г., ст. 24 (2) (е))            

2.

Удовлетворительные   
санитарные условия   
(УСУ)               

Международный пакт об экономических, 
политических и культурных правах     
(МПЭПКП, 1966 г., ст. 12 (2) (b) как 
часть гигиены окружающей среды).     
Конвенция по правам ребенка (КПР,    
1989 г.).                            
Американская декларация (АД, 1948,   
ст. XI).                            

3.

Удовлетворительное   
питание (УП)        

Конвенция по правам ребенка (КПР,    
1989 г., ст. 24 (2) (с)).            
Конвенция по ликвидации всех форм    
дискриминации в отношении женщин     
(КЛВФДОЖ, 1979 г., ст. 12 (2) во     
время беременности и в период        
кормления).                          
Американская декларация (АД, 1948,   
ст. XI)                             

4.

Здоровая окружающая 
среда (ЗОС)         

Международный пакт об экономических, 
политических и культурных правах     
(МПЭПКП, 1966 г., ст. 12 (2) (b)).   
Конвенция по правам ребенка (КПР,    
1989 г., ст. 24 (2) (с)).            
Сальвадорский протокол (СП, 1988 г., 
ст. 11)                             

5.

Борьба с             
профессиональными    
заболеваниями (БПЗ) 

Международный пакт об экономических, 
политических и культурных правах     
(МПЭПКП, 1966 г., ст. 12 (2) (b))   

6.

Профилактическая и   
консультативная      
информация (ПКИ)    

Конвенция по правам ребенка (КПР,    
1989 г., ст. 24 (2) (е)).            
Европейская социальная хартия (ЕСХ, 
1961 г., ст. 11 (2)).                
Сальвадорский протокол (СП, 1988 г., 
ст. 10 (2) (b)).                     
Документы ВОЗ.                      

7.

Упразднение вредных 
обычаев и традиций   
(УВОТ)              

Конвенция по правам ребенка (КПР,    
1989 г., ст. 24 (3))                

 

Таблица 2


 

Анализ элементов, содержащихся в основных

международных документах по правам человека

 


п/п

Наименование    
элемента     

Наименование основных документов   
(декларация, соглашение, устав,   
конвенция, пакт, хартия и др.)   

2         

3                 

1.

Медицинская помощь   
(МП)                

Во всех документах                  

2.

Профилактическая     
охрана здоровья      
(ПФОЗ)              

Во всех документах                  

 

Первичная охрана     
здоровья (ПРОЗ)     

Конвенция по правам ребенка (КПР,    
1989 г., ст. 24 (2) (b)).            
Сальвадорский протокол (СП, 1988 г., 
ст. 10 (2) (а))                     

4.

Охрана здоровья детей
(ОЗД)               

Международный пакт об экономических, 
политических и культурных правах     
(МПЭПКП, 1966 г., ст. 12 (2) (а)).   
Конвенция по правам ребенка (КПР,    
1989 г., ст. 24).                    
Предисловие к Уставу ВОЗ (1948 г.)  

5.

Службы планирования 
семьи (СПС)         

Конвенция по ликвидации всех форм    
дискриминации в отношении женщин     
(КЛВФДОЖ, 1979 г., ст. 12).          
Конвенция по правам ребенка (КПР,    
1989 г., ст. 24 (2) (d))            

6.

Медицинская помощь в 
до- и послеродовые   
период (МПРД)       

Конвенция по ликвидации всех форм    
дискриминации в отношении женщин     
(КЛВФДОЖ, 1979 г., ст. 12).          
Конвенция по правам ребенка (КПР,    
1989 г., ст. 24 (2) (d))            

7.

Охрана               
психического         
здоровья (ОПСЗ)     

Международный пакт об экономических, 
политических и культурных правах     
(МПЭПКП, 1966 г., ст. 12 (1)).       
Африканская Хартия прав народов и    
человека (АХПНЧ, 1981 г.).           
Документы ВОЗ (в части "психическое 
здоровье")    





ВОПРОС 3.



История развития законодательства в сфере здравоохранения имеет свои особенности. 


Для правового обеспечения медицинской деятельности характерно следующее высказывание: "Скорее не веками, а тысячелетиями существовала медицина вдали от права, соприкасаясь с правовыми нормами разве что в порядке исключения".

На начальных этапах развития правового регулирования в области здравоохранения и оказания медицинской помощи характерным является то, что регламентации подвергается не сам процесс осуществления медицинских мероприятий и возникающих в связи с ними отношений, а ответственность врача за неудовлетворительный исход лечения, что свидетельствовало о заботе обеспечения и защиты прав и интересов больного. В случае неблагоприятного исхода врач нес ответственность, при этом не различалось умысла и неосторожности в его действиях.

Медицинские услуги, начиная с самых простейших, выполнялись врачами древности, в связи с чем требовалась регламентация возникающих при этом отношений. Однако вести речь о правовом регулировании оказания медицинских услуг представляется возможным лишь начиная с IX века, когда появляются первые источники русского права: Русская Правда (IX-XI вв.) и Устав князя Владимира Святославовича (X-XI вв.), которые включали нормы, регулирующие врачебную деятельность.


Проникновение медицинских знаний на территорию Древней Руси происходило, в основном, посредством деятельности духовенства. Активизации всех сторон сотрудничества с Византией, в том числе и в сфере врачевания, послужило крещение Руси. Деятельность по врачеванию осуществлялась в этот период представителями духовенства, знахарями и, в незначительной степени, светскими (городскими) врачами, поэтому разновидностями оказания медицинской помощи являлись: 
- народная медицина;
 
- монастырская медицина;
 
- светская (городская) медицина.

Народная медицина имела тесную связь с традициями язычества, верой в сверхъестественные силы. Помощь страждущим оказывали такие представители народной медицины как волхвы, знахари, зелейники, используя силу лекарственных растений, заговоры и т.п. Широкое распространение знахарства, в том числе и в последующий исторический период, признавалось Обществом русских врачей в Петербурге (XIX в.), отмечавшим "широкое развитие знахарства, порчи и лекарства; нет той деревушки, где не было бы зловещей знахар-ки". Оказание помощи народными целителями регламентировалось преимущественно морально-этическими нормами.

Проникновение научных медицинских знаний, особенно в результате установления связей с Византией, сопровождалось гонениями представителей народной медицины как со стороны церкви, так и со стороны государства. В Уставе князя Владимира волхвование считалось преступлением. 
Развитие
 монастырской медицины явилось следствием повышения роли церкви в жизни общества. Такая форма оказания медицинской помощи была первой формой,которая подверглась правовой регламентации. Церковный Устав князя Владимира предписывал организацию при церквях и монастырях лечебниц, а также приютов для слепых, калек и стариков.

В первой половине XIII в. на Руси было известно до 70 монастырей, и, хотя о точной дате открытия монастырских больниц говорить трудно, все же следует считать, что они появились в Древней Руси одновременно, по-видимому, с монастырями. Монастырскую медицину от народной и светской отличало то,, что лечение в монастырских больницах осуществлялось бесплатно. Такая медицина явилась предвестником становления государственной медицины.

Светская (городская) медицина предполагала осуществление врачевания лекарями-профессионалами. Между светской и монастырской медициной существовало определенное противостояние, на что обращают внимание исследователи. Так, М.Ю. Лахтин отмечал, что "духовная и мирская медицина находились, по-видимому, друг к другу в некотором антагонизме".

Данные о контингенте лиц, получавших медицинскую помощь в тех или иных формах, свидетельствуют о том, что, как правило, князья и бояре лечились у приезжих и светских врачей, в монастырские больницы поступали в основном старики и малоимущие.