ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 729

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как отмечается в литературе, наиболее качественно медицинская помощь осуществлялась светской медициной, что объясняется следующими обстоятельствами: лекари городской медицины осуществляли свою деятельность на профессиональной основе; врачевание было источником их дохода; княжеское сословие и знатные люди предпочитали лечиться в сфере городской медицины, что было дополнительным стимулом поддержания высокого уровня качества оказания там медицинской помощи. Однако имеется и другая точка зрения по этому вопросу. Как свидетельствуют факты, и в древнерусском государстве, да и позднее тоже, монахи-лекари были наиболее образованными, компетентными в медицинской профессии. Действительно, монахи-лекари, являвшиеся последователями византийских целителей и изучавшие старинные научные трактаты, владели современными по тому времени способами врачевания.

Основным источником государственного законодательства в Древней Руси и первым сводом писаных норм явилась Русская Правда, в которой содержались положения о праве на медицинскую практику и о законности взимания медиками с заболевших платы за лечение. 
Церковный Указ Владимира Святославовича в четвертом разделе содержал положения о "церковных людях", к которым относились: 
а) духовенство;
 
б) паломники и рабы, отпущенные на волю и не приписанные ни к какой общине;
 
в) престарелые, сироты, хромцы, слепцы и т.п.;
 
г) гостиницы,
 больницы и лекари. 
Лекари монастырских больниц рассматривались, как "церковные люди", а больницы относились к церковным учреждениям. Церковный Указ, таким образом, определял положения, относящиеся к врачеванию в системе монастырской медицины.

Татаро-монгольское нашествие отрицательно сказалось на развитии медицинской деятельности и ее правовом регулировании. Этот период истории характеризовался, в частности, по выражению В.О. Самойлова, тем, что "медицина на Руси сильно деградировала; в чем отразилась общая духовная апатия народа под игом кочевников". Вплоть до XVII века организация медицинской помощи не совершенствовалась, оставаясь практически на уровне Древней Руси IX-XII вв.

С XVI века на Руси возникает приказная система, которая приобрела значительное развитие в период правления Ивана Грозного. Приказы, как центральные ведомственные органы, управляли государственными делами и совмещали административные и судебные функции. Целью централизации государственного управления здравоохранением в 1584 г. был создан Аптекарский приказ, который стал административным центром медицинской деятельности. В его функции входили: организация медицинского обеспечения, обеспечение лекарственными средствами, выдача разрешений на право занятия медицинской деятельностью, организация военно-медицинской службы, врачебное освидетельствование, подготовка отечественных медицинских кадров. Помимо этого Аптекарский приказ рассматривал судебные дела, касающиеся врачей и аптекарей. Следует отметить большое значение Аптекарского приказа: он определял меру и степень ответственности врача, а также обязательные условия, необходимые для занятия врачебной деятельностью.


Конец XVII века ознаменовался приходом к власти Петра I, при котором была создана система медико-санитарного обеспечения армии, значительно увеличено число врачей, лечебных и аптекарских учреждений,изданы многочисленные законодательные акты, касающиеся противоэпидемиологических мероприятий, организации медицинской деятельности, регламентации медицинской практики. В частности, область медицины нашла свое отражение в Воинском (1716 г.) и Морском (1720 г.) Уставах Петра I, в которых обращалось внимание как на профессиональные, так и личные качества врача, предусматривались наказания за ненадлежащее врачевание. Особо определялось положение практиковавших иностранных врачей, которые при неблагоприятном исходе лечения высылались за пределы государства или подвергались более строгим наказаниям.

Однако первыми официальными документами в России, касающимися наказаний за врачебные ошибки, могут считаться указы 1686 и 1700 гг., в которых были отражены особенности наказаний за ненадлежащее врачевание. Впоследствии они были внесены в полное собрание законов Российской Империи.

В 1707 г. была создана Канцелярия Главной аптеки, в которой постепенно сосредоточиваются все вопросы управления медико-санитарным делом. В 1763 г. Канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию, которая в 1803 году была упразднена. Вместо нее был создан медицинский департамент вначале в составе министерства полиции, а с 1829 г. - в составе министерства внутренних дел.

При ближайших преемниках Петра I деятельность государства в области здравоохранения была направлена главным образом на борьбу с эпидемиями, расширением сети медицинских учреждений и увеличением численности медицинских кадров.

В 1857 г. был принят Единый врачебный устав, который с незначительными изменениями просуществовал до октября 1917 г. 
С отменой крепостного права и введением Положения о земских учреждениях (1864 г.) медицинская помощь сельскому населению оказывалась исключительно в рамках земской медицины, несомненным достижением которой явились, создание (преимущественно фельдшерской) помощи сельскому населению, введение бесплатной помощи, расширение сети стационарных лечебных учреждений, организация земских больниц.

Таким образом правовое регулирование медицинской деятельности в XVI-XIX вв. характеризовалось: 
а) регламентацией ответственности врачей за недостатки в лечении;
 
б) различием правового статуса отечественных и иностранных врачей;
 
в) значительным отставанием правовой базы от достижений в медицинской науке и практике.

На рубеже XIX-XX вв. состояние медицинского дела в России, как свидетельствуют официальные, статистические данные за 1896-1904 гг.значительно ухудшилось. Весь прирост врачей и врачебных участков за это время приходится только на города, где проживало только 23% населения страны. Численность врачей снизилась. По такому показателю, как численность жителей на одного врача, Россия занимала последнее место в Европе. Официальные данные отражают постоянный рост заболеваемости населения России. Общее количество больных с 1896 по 1904 гг. выросло почти на 40% и составило 399 на 1 тысячу населения. При наивысшей рождаемости среди других стран Россия одновременно имела и наивысшую смертность. Последовавшие исторические события не способствовали улучшению состояния медицинского дела.


После Октябрьской революции как организация здравоохранения в целом, так и правовая регламентация отношений в сфере здравоохранения претерпели существенные изменения. Основу здравоохранения составила государственная система медицины, при этом частная медицинская практика была признана противоречащей основным началам организации медико-санитарной помощи. Начался период становления монополии государства на осуществление медицинской деятельности.

Декретом СНК от 11 июля 1918 г. был создан центральный государственный орган здравоохранения - Народный Комиссариат здравоохранения. 
Становление законодательства о здравоохранении осуществлялось по указанию В.И. Ленина, которым лично подписано более 200 постановлений и декретов по организации медицинской помощи, социального страхования, борьбе с эпидемиями, санитарному благоустройству и т.п. В Программе Коммунистической партии (1919 г.) было определено принципиальное направление развития советского здравоохранения. В числе важнейших мероприятий предусматривалось "создание санитарного законодательства". Законодательство в сфере здравоохранения в дальнейшем создавалось и развивалось в соответствии с директивами и постановлениями съездов Коммунистической партии, пленумов Центрального Комитета, постановлениями съездов Советов и Советского правительства. Так, в годы гражданской войны издаются нормативные акты"Об обя-
 
зательном оспопрививании", "О мероприятиях по сыпному тифу", "О передаче всего дела охраны материнства и младенчества в ведение Наркомздрава", "Об использовании Крыма для лечения;трудящихся", "Об охране здоровья подростков и детей" и др. В период борьбы за восстановление народного хозяйства издаются постановления: "О мероприятиях по борьбе с малярией", "Об обеспечении; медицинской помощью сельского населения", "Об основах построения районной организации здравоохранения". 1 декабря 1924 г. был принят Декрет ВЧК и СНК РСФСР "О профессиональной работе и правах медицинских работников", который, в частности содержал нормы, предусматривающие защиту интересов пациентов. Однако правовая база продолжала отставать по сравнению со значительным прогрессом развития различных областей медицинской науки и практики.

19 декабря 1928 т. Наркомздравом были приняты "Правила судебно-медицинского исследования трупов". Значение этого нормативного акта было чрезвычайно велико. Не смотря на различные мнения специалистов, высказанные по поводу значения данного правового источника, следует отметить, что его принятием установилась определенность по условиям правомерности изъятия органов и тканей у трупов для трансплантации. 
Постановлениями ЦК ВКП(б) "О медицинских кадрах" (1931 г.), "О подготовке врачей" (1934 г.) и Совнаркома СССР "О подготовке
 
средних медицинских; зубоврачебных и фармацевтических кадров" (1936 г.) были намечены конкретные меры по увеличению числа медицинских учебных заведений, улучшению качества подготовки медицинских работников.


Принятая 5 декабря 1936 г. Конституция СССР содержала ряд статей, относящихся непосредственно к здравоохранению. В разделе "Основные права и обязанности граждан" были закреплены права на бесплатную медицинскую помощь.

Постановлением "О порядке проведения медицинских операций" от 15.09.37 г. народному комиссару здравоохранения СССР было предоставлено право "издавать обязательные для всех учреждений; организаций и лиц распоряжения о порядке осуществления лечебных и хирургических операций, в том числе операций по пересадке роговиц глаз от умерших, переливанию крови, пересадке отдельных органов. 
Постановлениями Верховного Совета СССР "О состоянии медицинской помощи населению и улучшению здравоохранения в СССР" (1968 г.) и ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" (1968 г.) перед органами здравоохранения были поставлены задачи снизить общую и инфекционную заболеваемость, травматизм, повысить санитарную культуру населения, внедрить в практику здравоохранения достижения науки.

19 декабря 1969 г. был принят закон СССР "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении". В Преамбуле Основ говорилось о том, что охрана здоровья народа - одна из важнейших задач Советского государства, что советское законодательство о здравоохранении призвано активно служить дальнейшему улучшению охраны здоровья населения, укреплению законности в этой области общественных отношений. Здоровье признавалось объектом публичного интереса, а граждане в соответствии с п. 3 ст. 3 Основ обязывались бережно относиться к своему здоровью.

Конституция СССР, принятая сессией Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г., гарантировала гражданам право на охрану здоровья, которое обеспечивалось бесплатной, квалифицированной помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения, расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан, проведением широких профилактических мероприятий, особой заботой о здоровье подрастающего поколения, развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости.

Дальнейшее развитие правовой базы в сфере здравоохранения вплоть до начала 90-х годов шло по пути принятия подзаконных нормативных актов, к которым можно отнести Приказ Министра здравоохранения № 482 (1972 г.) "Об улучшении обеспечения лечебно-профилактических учреждений и клиник трупными тканями, костным мозгом и кровью", Временную инструкцию для определения биологической смерти и условий, допускающих изъятие органов для трансплантации (1977 г.), Приказ министра здравоохранения № 947 "Об организации экстренных судебно-медицинских вскрытий в г. Москве для научно-практических целей" (1983 г.), Временную инструкцию по констатации смерти (1985г.). 




Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.

  1. Общие положения
  В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

  Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
     - совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
     - развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
     - наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.

  Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.
  Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.
  Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года
  Целями развития здравоохранения являются:
     - прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;
     - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;
     - снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);
     - снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);
     - снижение показателя материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);
     - формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;
     - повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.
  Задачами развития здравоохранения являются:
     - создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
     - переход на современную систему организации медицинской помощи;
     - конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
     - создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
     - улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
     - повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
     - развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
     - информатизация здравоохранения.

  4. В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также для достижения поставленных целей предлагаются мероприятия по следующим направлениям:

  4.1 Формирование здорового образа жизни
  Сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни.
  Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер по:
  1) совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения, особенно детей, подростков, молодежи, через средства массовой информации и обязательному внедрению соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования. В рамках указанного направления необходимо осуществлять обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье;
  2) созданию эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.), включающей просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, содействие сокращению употребления табака и алкоголя, регулирование и раскрытие состава табачных изделий и алкогольной продукции, и предоставление полных сведений о составе на упаковке, защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах, регламентирование размещения мест продажи алкогольных напитков, табака и порядка их реализации, а также ценовые и налоговые меры;
  3) созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, в первую очередь, посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан Российской Федерации, формирования моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения, внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан;
  4) созданию системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхования, стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни;
  5) профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.);
  6) созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

  В целях формирования здорового образа жизни будут решены следующие задачи:
     - проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;
     - обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма (включая организацию деятельности федерального ресурсного центра);
     - разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ, развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений;
     - организация и развитие медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;
     - организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи;
     - разработка и реализация федеральных информационных и коммуникационных кампаний;
     - организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене;
     - организация школ здоровья по основным факторам риска;
     - развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.
  Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, будут осуществляться в два этапа.
  На первом этапе (2009 - 2015 гг.) будет разработана система оценки здоровья, определены базовые индикативные показатели, такие как потенциал общественного здоровья и индекс здорового образа жизни. Также обеспечена их стабилизация за счет постепенного наращивания объемов финансирования конкретных мероприятий, в том числе направленных, учитывая уровень распространенности вредных привычек в стране, на снижение потребления табака и алкоголя, на оказание медико-профилактической помощи населению на основе разработанных методик и стандартов с учетом групп риска и этапов внедрения отдельных медико-профилактических технологий (сначала "пилотные" регионы, затем тиражирование на всю территорию Российской Федерации).
  На втором этапе (2016 - 2020 гг.) планируется выйти на необходимый, с точки зрения эффективности, объем мероприятий для постепенного увеличения (по отношению к базовым показателям, установленным на первом этапе) потенциала общественного здоровья на 10% и индекса здорового образа жизни на 25%. При этом уровень распространенности употребления табака и объемов потребления алкоголя (в пересчете на чистый спирт) в стране за весь период должен снизиться в 2 раза.

  При этом, с 2009 по 2012 год финансовым обеспечением для мероприятий по формированию здорового образа жизни будет выступать приоритетный национальный проект "Здоровье", в котором будет предусмотрено 3,8 млрд. рублей. В целом предполагается выделять бюджетные ассигнования федерального бюджета в общей сумме не менее 13,8 млрд. рублей на период 2009-2020. Также финансовое обеспечение мероприятий должно производиться из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Кроме того, создание механизмов мотивирования и усиление разъяснительной работы привлечет инвестиции частного сектора экономики в оздоровительную инфраструктуру.

  Снижение рисков для здоровья населения должно осуществляться на основе предупреждения и устранения вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (биологических, химических, физических и социальных). Одним из наиболее важных факторов охраны здоровья является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включающее:
  1) совершенствование системы мер по снижению риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население на основе развития санитарного законодательства, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и технического регулирования с помощью инструментов социально-гигиенического мониторинга и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также надзора в области защиты прав потребителей, а также обеспечение безопасных и комфортных условий труда, базирующихся на гигиенических критериях оценки профессионального риска вреда здоровью работников, внедрение единых критериев медицинской реабилитации больных профессиональными заболеваниями;
  2) борьба с инфекционными и паразитарными заболеваниями, в рамках которой необходимо усиление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, особое внимание среди которых будет уделяться снижению и стабилизации уровней заболеваемости по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, совершенствованию и выполнению Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С;
  3) создание системы социализации определенных групп населения, являющихся потенциальными разносчиками инфекционных заболеваний (лиц без определенного места жительства, отбывающих наказание в СИН, др.).

  Реализация мероприятий в рамках Национального календаря профилактических прививок позволит снизить уровень заболеваемости гепатитом В до 2,8 случаев на 100 тыс. населения в 2010 году, до 2,7 случаев в 2012 году, краснухой до 10 случаев на 100 тыс. населения в 2010 году и до 8 случаев - в 2012 году, корью до 1 случая на 1 млн. населения в 2010 году, 0,8 случаев в 2012 году. К 2020 году реализация указанных мероприятий позволит обеспечить сохранение статуса страны, как территории свободной от полиомиелита; снизить заболеваемость острым вирусным гепатитом В до 1 случая на 100 тысяч населения, ликвидировать заболеваемость вирусным гепатитом В у новорожденных, реализовать программу элиминация кори в Российской Федерации, снизить заболеваемость краснухой до 1-5 случаев на 100 тысяч населения и ликвидировать ее на 40% территорий страны.
  В период с 2008 по 2020 гг. ежегодно планируется обследование не менее 22 млн. человек (в среднем, 15% от всего населения Российской Федерации), этот уровень сохранится в течение последних 10 лет.
  Учитывая, что за последние 5 лет имел место ежегодный прирост числа вновь выявленных ВИЧ-инфицированных в количестве 35-40 тысяч, который сохранится, по прогнозным данным, до 2020 года, увеличится и количество лиц, нуждающихся в антиретровирусной терапии. Лечением будут охвачены вновь выявленные ВИЧ-инфицированные, а также лица, находящиеся на лечении, прекратившие получать лечение ранее или ушедшие с диспансерного наблюдения и вновь вернувшиеся.
  В целях выполнения задачи по сохранению здоровья молодого поколения и трудового потенциала нации, а также, учитывая ограниченные финансовые возможности Проекта в области лечения больных вирусными гепатитами, необходимо дополнительно сосредоточить усилия проекта на лечении хронических вирусных гепатитов у детей, подростков, молодежи до 25 лет. Планируется проводить дальнейшее лечение против вирусных гепатитов В и С лицам, имеющим ВИЧ-инфекцию, а также лицам, нуждающимся в лечении и имеющим хорошую приверженность лечению.

  Обеспечение здорового безопасного питания населения всех возрастных групп является важным направлением при формировании здорового образа жизни среди населения Российской Федерации, предусматривающим оптимизацию режима и характера питания, а также образование и обучение различных групп населения по вопросам здорового питания, в том числе с участием научных и лечебных центров, занимающихся вопросами питания.
  Меры по внедрению здорового безопасного питания:
     - поддержка грудного вскармливания детей раннего возраста,
     - поддержка отечественного производства специализированных продуктов для детского питания, полностью удовлетворяющих потребности здоровых детей раннего возраста;
     - создание системы здорового питания детей в организованных коллективах, в том числе совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях;
     - образование и обучение различных групп населения в вопросах здорового питания, в том числе с участием научных и лечебных центров, занимающихся вопросами питания;
     - информационно-коммуникационная кампания по формированию у граждан Российской Федерации рациона здорового безопасного питания;
     - осуществление мониторинга состояния питания населения.

  Также важным направлением являются меры по повышению двигательной активности, которая представляет собой важнейшее условие поддержания здоровья граждан. В числе таких мер должны быть:
     - пропаганда и стимулирование активного образа жизни, образование населения в вопросах физической культуры;
     - восстановление производственной гимнастики и разработка конкретных рекомендаций по её содержанию и формам осуществления с учётом условий труда;
     - развитие лечебной физкультуры и физической культуры, направленной на поддержание здоровья с опорой на имеющиеся в этой области разработки российских учёных и мировой опыт.

  4.2 Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощью

  Качественная медицинская помощь основана на применении современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг, эффективность и безопасность которых (при конкретных заболеваниях или патологических состояниях) подтверждена в соответствии с принципами доказательной медицины. 
Гарантированное обеспечение каждого гражданина Российской Федерации качественной медицинской помощью должно обеспечиваться следующими мероприятиями:
  1. конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
  2. стандартизация медицинской помощи;
  3. организация медицинской помощи;
  4. обеспечение лекарственными средствами граждан в амбулаторных условиях;
  5. осуществление единой кадровой политики;
  6. инновационное развитие здравоохранения;
  7. модернизация системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи;
  8. информатизация здравоохранения.

  4.2.1 Конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи

  Государственные гарантии оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должны быть законодательно определены, включая:
     - источники финансового обеспечения государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
     - объем государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в части видов, порядка и условий оказания медицинской помощи;
     - порядок оценки эффективности исполнения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
     - ответственность за неисполнение показателей государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
     - порядок разработки нормативных актов, конкретизирующих установленный законодательством Российской Федерации объем государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
  В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации Правительство Российской Федерации должно принимать Программу государственных гарантий на три года, содержащую:
     - минимальный размер подушевого норматива финансового обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
     - нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
     - подушевые нормативы объемов медицинской помощи по видам;
     - минимальные значения критериев оценки качества и доступности медицинской помощи.
  На основании утвержденной Правительством Российской Федерации ПГГ, субъекты Российской Федерации принимают территориальные программы государственных гарантий, в зависимости от финансовой обеспеченности, устанавливая собственные финансовые нормативы (не ниже установленных Правительством Российской Федерации), а также включая при необходимости дополнительные виды медицинской помощи.
  Мониторинг реализации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи должен осуществляться на ежегодной основе, при этом информация о выполнении ПГГ в соответствующем году должна являться основой для формирования показателей государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на последующие периоды.
  Финансовые показатели, должны быть увязаны с качественными:
     - удовлетворенность населения медицинской помощью;
     - смертность населения субъекта Российской Федерации, в том числе младенческая и материнская смертность, смертность населения в трудоспособном возрасте, смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, внешних причин, в результате дорожно-транспортных происшествий;
     - первичная заболеваемость основными социально-значимыми болезнями;
     - первичная инвалидность;
     - сбалансированность территориальной программы государственных гарантий по видам и объемам медицинской помощи в соответствии с установленными Программой нормативами;
     - сроки ожидания гражданами медицинской и реабилитационной помощи по видам и условиям оказания.
  При этом Программой государственных гарантий должны устанавливаться целевые значения указанных показателей и, при необходимости, дополнительные показатели с учетом приоритетов здравоохранения.
  В рамках системы управления реализацией ПГГ субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями должны быть предусмотрены механизмы финансового стимулирования достижения соответствующих показателей через предоставление дополнительных трансфертов из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
  Вместе с тем, в случае невыполнения установленных контрольных значений законодательством Российской Федерации должны быть установлены соответствующие санкции и внедрен эффективный механизм применения этих санкций.
    

  4.2.2 Стандартизация медицинской помощи

  Одним из основных факторов создания системы качественной и доступной медицинской помощи является наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально-значимых заболеваниях и патологических состояниях.
  Стандарты медицинской помощи разрабатываются в соответствии с показателями Программы государственных гарантий, и их выполнение гарантируется гражданам на всей территории Российской Федерации.
  Создание стандартов медицинской помощи позволит рассчитать реальную стоимость медицинских услуг в каждом субъекте Российской Федерации, определить затраты на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, рассчитать необходимое лекарственное обеспечение этих программ (список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств), обосновать подушевые нормативы финансирования и оптимизировать варианты проведения реструктуризации сети учреждений здравоохранения.
  Внедрение порядков оказания медицинской помощи позволит оптимизировать ее этапность, использовать правильный алгоритм взаимодействия учреждений здравоохранения и социального обеспечения, обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению.
  Порядки и стандарты оказания отдельных видов медицинской помощи выступают основой программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, соответствующих современному уровню развития медицины и обязательных к исполнению.
  Одним из главных элементов обеспечения качества следует рассматривать разработку профессиональными сообществами (ассоциациями) клинических рекомендаций (руководств), содержащих сведения по профилактике, диагностике, лечению конкретных заболеваний и синдромов, которые будут служить основой для разработки стандартов медицинской помощи, индикаторов качества лечебно-диагностического процесса.
  Такой подход к формированию алгоритма ведения больных помогает лечащим врачам планировать лечебно-диагностический процесс с учетом реальных возможностей медицинской организации. Руководители лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) могут оценивать качество медицинской помощи по критериям полноты выполнения обязательных лечебно-диагностических мероприятий, а также сравнивать качество работы отдельных врачей и подразделений и внедрять дифференцированную оплату труда.

  4.2.3 Организация медицинской помощи

  В целях обеспечения качества и доступности медицинской помощи необходимо создание организационной системы, предусматривающей:
     - максимально быструю доставку пациента в лечебно-профилактическое учреждение, оснащенное лечебно-диагностическим оборудованием, укомплектованное подготовленными медицинскими кадрами и обеспеченное необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения согласно соответствующим стандартам;
     - при необходимости, поэтапное продолжение лечения в других медицинских учреждениях (преемственные долечивание и реабилитация, вторичная профилактика, санаторно-курортное восстановительное лечение) или на дому, в соответствии с порядком оказания медицинской помощи при конкретном заболевании или состоянии, до достижения наилучшего результата (выздоровление, функциональное восстановление).
  Для создания системы оказания медицинской помощи, удовлетворяющей указанным критериям необходимо:
     - создание правовых и экономических условий для формирования саморегулируемой системы оказания медицинской помощи населению, обеспечивающей мотивированную эффективную работу медицинских служб каждого уровня, преемственность их действий на всех этапах лечения для достижения наилучшего результата;
     - развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе уменьшение количество прикрепленного взрослого населения до 1,2 - 1,5 тыс. человек, детского - до 600-800 детей и подростков на 1 участок с уменьшением нагрузки на одного участкового врача, придание приоритета профилактической работе, усиление патронажной и реабилитационной функции, внедрение системы "стационаров на дому", обеспечиваемых мобильными специально оснащенными патронажными бригадами, дооснащение учреждений, совершенствование и расширение стационар-замещающих медицинских технологий;
     - совершенствование работы скорой медицинской помощи, в том числе оптимизация маршрутов доставки больных в стационар в зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного, внедрение целевых показателей работы скорой медицинской помощи (время приезда на вызов, время транспортировки в стационар, догоспитальная летальность), внедрение порядков оказания медицинской помощи в части догоспитального ведения больных с разными видами патологии;
     - оптимизацию работы учреждений стационарного уровня в части установления целевых показателей работы учреждений, отражающих не только виды и объемы оказанной медицинской помощи, но и ее качество, внедрения этапности медицинской помощи и разработанных маршрутов транспортировки больных на основе рационального распределения функциональных обязанностей стационаров (муниципальные (городские и районные) - для оказания первичной помощи при неотложных состояниях; субъектовые межрайонные - для оказания специализированной помощи, в том числе при неотложных состояниях и состояниях, требующих восстановительного лечения и реабилитации; субъектовые ифедеральные - для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, помощи), развития специализированных учреждений для оказания диагностической и лечебной помощи больным с онкологическими заболеваниями, создания в каждом стационаре службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также расширения объемов и внедрение и новых видов высокотехнологичной помощи, в том числе при неотложных состояниях;
     - развитие патронажно-реабилитационной медицинской помощи, включающее создание сети учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода, в том числе за счет перепрофилизации работающих стационаров и санаторно-курортных учреждений, расширения сети дневных стационаров, создание системы целевых показателей работы учреждений патронажно-реабилитационного уровня, отражающих качество медицинской помощи (степень восстановления нарушенных функций, показатели первичной инвалидности и утяжеления инвалидности), внедрение высокотехнологичных реабилитационных технологий;
     - разработку и внедрение системы управления качеством медицинской помощи на основе порядков и стандартов ее оказания, в том числе осуществление аудита медицинской помощи на основе аудита лечебного процесса в соответствии с индикаторами качества и технологических отклонений;
     - унификацию оснащения медицинских организаций оборудованием в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи;
     - расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, а также повышение их ответственности за экономические результаты своей деятельности в том числе с изменением организационно-правовых форм на основе единой системы критериев.

  Кроме того, в период 2009-2012 года будет продолжаться реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" в рамках следующих направлений:
     - Формирование здорового образа жизни;
     - Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;
     - Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;
     - Совершенствование медицинской помощи матерям и детям.