ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2020
Просмотров: 1141
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Северный (Арктический)
федеральный университет имени
М.В. Ломоносова»
(САФУ имени М.В. Ломоносова)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
УТВЕРЖДЕН
протоколом заседания кафедры
от _________ № ______
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Правоохранительные органы»
Специальность 030900.62 – юриспруденция
АвторЫ: к.ю.н, доцент кафедры уголовного права и процесса,
доцент Савинский А.В.
к.ю.н , доцент кафедры уголовного права и процесса
А.Д.Гордиенков
согласовано
Проректор по учебно-методической работе
_ ______ ___________________ Н.И. Дундин
Архангельск 2011 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Северный (Арктический)
федеральный университет имени
М.В. Ломоносова»
(САФУ имени М.В. Ломоносова)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
УТВЕРЖДЕНА
протоколом заседания кафедры
от _________ № ______
Рабочая программа дисциплины
«Правоохранительные органы»
Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция
Профиль подготовки: _____-__________
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная
1 курс 1 семестр
Рабочую программу осуществляют:
лекции доцент кафедры уголовного права и процесса, к.ю.н.,
доцент Савинский А.В.
практические доцент кафедры уголовного права и процесса, к.ю.н.
занятия Гордиенков А.Д. (очное обучение)
доцент кафедры уголовного права и процесса, к.ю.н.,
доцент Савинский А.В. (заочное обучение)
Архангельск 2011 г.
1. Цели освоения дисциплины.
Целью освоения дисциплины «Правоохранительные органы» является формирование у студентов прочных первичных знаний об организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и негосударственных организаций, содействующих правоохранительной деятельности.
Задачи, вытекающие из данной цели:
1) раскрыть сущность и содержание правоохранительной функции государства, основных направлений (видов) правоохранительной деятельности; 2) ознакомить с действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок организации и деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти, адвокатуры и нотариата; 3) изучить назначение, задачи, функции, основные полномочия и компетенцию каждого из видов правоохранительных органов, а так же принципы их организационного построения и деятельности, особенности функционирования; 4) усвоить основные юридические термины и правовые категории, используемые в законодательстве и науке применительно к правоохранительным органам; 5) сформировать основные компетенции студентов в сфере правоохранительной деятельности
2. Место дисциплины «Правоохранительные органы» в структуре ООП бакалавриата.
Б.3, В.1.Профессиональный цикл. Вариативная часть.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимся в средней общеобразовательной школе.
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» относится к числу первоначальных, базовых дисциплин, изучаемых студентами в первый год обучения. Она, по сути, является введением в юридическую специальность, носит вводный характер и составляет необходимую основу для изучения таких предметов как уголовное и административное право, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право, исполнительное производство, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность. Перечисленные дисциплины трудно усвоить без знания организации и компетенции судов, прокуратуры, органов, осуществляющих предварительное расследование, адвокатуры, которые выступают активными участниками производства по гражданским, административным, уголовным делам.
3. Краткое содержание дисциплины «Правоохранительные органы» (основные разделы и темы).
Предмет, задачи, система и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы». Законодательство и иные нормативно-правовые акты о правоохранительных органах, их классификация. Конституционно-правовые основы судебной власти. Понятие, признаки и конституционные принципы правосудия. Судебно-правовая реформа в Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации: общая характеристика и принципы построения. Звенья судебной системы, виды судебных органов и их компетенция. Правовой статус судей. Организационное обеспечение деятельности судов. Органы судейского сообщества. Система и общая характеристика правоохранительных органов исполнительной власти. Государственные органы обеспечения безопасности и охраны правопорядка (МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС и др.). Прокуратура РФ: назначение, задачи, функции, принципы организации и деятельности. Органы предварительного расследования. Система органов юстиции РФ. Адвокатура и нотариат.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Правоохранительные органы».
Освоение дисциплины способствует приобретению студентом следующих общекультурных компетенций:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
В результате освоения дисциплины также формируются следующие профессиональные компетенции:
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством об организации деятельности правоохранительных органов (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПК-5);
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• Знать:
понятие, сущность и направления правоохранительной деятельности;
понятие и виды правоохранительных органов;
классификацию нормативно-правовых актов о правоохранительных органах;
действующее законодательство РФ, регулирующее организацию деятельности правоохранительных органов;
сущность, социальное назначение и конституционные основы судебной власти;
основные положения и направления судебно-правовой реформы;
понятие, признаки и конституционные принципы правосудия, его отличия от иных видов правоохранительной деятельности;
судебную систему РФ и правовые основы ее построения;
основные полномочия и компетенцию всех звеньев судебной системы;
правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей;
систему правоохранительных органов исполнительной власти;
назначение, задачи, функции, основные полномочия, компетенцию, принципы построения, организации и деятельности каждого из видов правоохранительных органов;
правовые основы организации и деятельности адвокатуры и нотариата в РФ.
• Уметь:
ориентироваться в учебной и научной литературе, посвященной организации и деятельности правоохранительных органов;
работать с текстом законов и иных нормативно-правовых актов;
анализировать и применять Конституцию РФ и законы, регулирующие принципы построения и организационные основы деятельности правоохранительных органов;
выделять общие признаки правоохранительных органов и отличать их особенные черты;
• Владеть:
юридической терминологией, использующейся при описании и правовом регулировании организации и деятельности правоохранительных органов;
навыками анализа действующего законодательства, в частности, находить и вычленять в законодательных актах задачи, функции, принципы построения и деятельности того или иного правоохранительного органа;
-
Структура и содержание дисциплины «Правоохранительные органы».
Тематический план для студентов очной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов (24 - лекции, 30 - семинары, 27 - самостоятельная работа студентов)
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Трудоемкость по видам учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации |
|||
ЛК |
ПЗ |
ЛР |
самостоятельная работа студентов |
|||
1 |
Предмет, задачи и система дисциплины «Правоохранительные органы» |
1 |
1 |
|
1 |
Тест. Сост. схем. |
2 |
Законодательство о правоохранительных органах |
1 |
1 |
|
1 |
Подгот. рефератов |
3 |
Конституционно-правовые основы судебной власти |
2 |
4 |
|
2 |
Тест |
4 |
Понятие и конституционные принципы правосудия |
2 |
2 |
|
2 |
Подгот. Рефератов |
5 |
Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей |
1 |
2 |
|
2 |
Подгот. рефератов. Тест. |
6 |
Общая характеристика судебной системы РФ |
2 |
2 |
|
1 |
Тест. Составл. схем |
7 |
Конституционный Суд |
1 |
1 |
|
1 |
Тест |
8 |
Суды общей юрисдикции |
3 |
4 |
|
2 |
Тест |
9 |
Арбитражные суды |
1 |
2 |
|
2 |
Тест |
10 |
Организационное обеспечение деятельности судов. Органы судейского сообщества. |
1 |
1 |
|
2 |
Подгот. Рефератов |
11 |
Государственные органы обеспечения безопасности и охраны правопорядка |
2 |
2 |
|
3 |
Подгот. рефератов. Тест. |
12 |
Прокуратура РФ |
2 |
2 |
|
2 |
Тест |
13 |
Органы предварительного расследования |
1 |
2 |
|
2 |
Тест |
14 |
Органы юстиции |
2 |
2 |
|
2 |
Подгот. рефератов. Тест |
15 |
Адвокатура. Нотариат |
2 |
2 |
|
2 |
Подгот. Рефератов. Тест |
Итог: |
24 |
30 |
|
27 |
Экзамен |
Тематический план для студентов заочной формы обучения на базе высшего неюридического образования
Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц, __ часов (6 - лекции, 8 - семинары, __ - самостоятельная работа студентов).
|
Наименование тем |
Количество Часов |
Всего часов по дис- ципли- не |
Формы теку- щего контро- ля |
||
Лекции |
Семина- рские занятия |
Самосто- ятельная работа студента |
||||
1. |
Законодательство о правоохранительных органах. Система правоохранительных органов в РФ |
1 |
1 |
|
|
Тест |
2 |
Конституционно-правовые основы судебной власти. Принципы правосудия |
2 |
|
|
|
Тест |
3 |
Судебная система РФ |
1 |
2 |
|
|
Составл. схем |
4 |
Суды общей юрисдикции |
1 |
1 |
|
|
Тест |
5 |
Конституционный Суд РФ. Арбитражные суды. |
1 |
|
|
|
Тест |
6 |
Система правоохранительных органов исполнительной власти РФ |
|
2 |
|
|
Составл. схем. Тест |
7 |
Органы предварительного расследования. Прокуратура в РФ |
|
2 |
|
|
Тест |
|
ИТОГО |
6 |
8 |
|
|
Экзамен |
Тематический план для студентов заочной формы обучения на базе среднего специального образования
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов (4 - лекции, 6 - семинары, __ - самостоятельная работа студентов).
|
Наименование тем |
Количество Часов |
Всего часов по дис- ципли- не |
Формы теку- щего контро- ля |
||
Лекции |
Семина- рские занятия |
Самосто- ятельная работа студента |
||||
1. |
Законодательство о правоохранительных органах. Система правоохранительных органов в РФ |
|
1 |
|
|
Тест |
2 |
Конституционно-правовые основы судебной власти. Принципы правосудия |
1 |
|
|
|
Тест |
3 |
Судебная система РФ |
1 |
1 |
|
|
Тест |
4 |
Суды общей юрисдикции |
1 |
|
|
|
Тест |
5 |
Конституционный Суд РФ. Арбитражные суды. |
1 |
|
|
|
Тест |
6 |
Система правоохранительных органов исполнительной власти РФ |
|
2 |
|
|
Составл. схем. Тест |
7. |
Органы предварительного расследования. Прокуратура в РФ |
|
2 |
|
|
Тест |
|
ИТОГО |
4 |
6 |
|
|
|
Тематический план для студентов заочной формы обучения на базе среднего общего образования
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов (6 - лекции, 4 - семинары, __ - самостоятельная работа студентов). Студенты выполняют контрольную работу.
|
Наименование тем |
Количество Часов |
Всего часов по дис- ципли- не |
Формы теку- щего контро- ля |
||
Лекции |
Семина- рские занятия |
Самосто- ятельная работа студента |
||||
1. |
Законодательство о правоохранительных органах. Система правоохранительных органов в РФ |
1 |
|
|
|
Тест |
2 |
Конституционно-правовые основы судебной власти. Принципы правосудия |
1 |
|
|
|
Тест |
3 |
Судебная система РФ |
1 |
|
|
|
Тест |
4 |
Суды общей юрисдикции |
2 |
|
|
|
Составл. схем. Тест |
5 |
Конституционный Суд РФ. Арбитражные суды. |
1 |
|
|
|
Тест |
6 |
Система правоохранительных органов исполнительной власти РФ |
|
2 |
|
|
Тест |
7. |
Органы предварительного расследования. . Органы прокуратуры РФ |
|
2 |
|
|
Тест |
|
ИТОГО |
6 |
4 |
|
|
Экзамен |
6. Образовательные технологии.
Удельный вес занятий, проводимый в активных и интерактивных формах составляет 12 часов (22,2 процента от аудиторных занятий).