ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 1141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

(САФУ имени М.В. Ломоносова)



ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА



УТВЕРЖДЕН

протоколом заседания кафедры

от _________ № ______

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Правоохранительные органы»


Специальность 030900.62 – юриспруденция

АвторЫ: к.ю.н, доцент кафедры уголовного права и процесса,

доцент Савинский А.В.

к.ю.н , доцент кафедры уголовного права и процесса

А.Д.Гордиенков










согласовано


Проректор по учебно-методической работе

_ ______ ___________________ Н.И. Дундин









Архангельск 2011 г.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

(САФУ имени М.В. Ломоносова)


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА



УТВЕРЖДЕНА

протоколом заседания кафедры

от _________ № ______








Рабочая программа дисциплины

«Правоохранительные органы»


Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция

Профиль подготовки: _____-__________

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная

1 курс 1 семестр


Рабочую программу осуществляют:


лекции доцент кафедры уголовного права и процесса, к.ю.н.,

доцент Савинский А.В.


практические доцент кафедры уголовного права и процесса, к.ю.н.

занятия Гордиенков А.Д. (очное обучение)

доцент кафедры уголовного права и процесса, к.ю.н.,

доцент Савинский А.В. (заочное обучение)












Архангельск 2011 г.

1. Цели освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Правоохранительные органы» является формирование у студентов прочных первичных знаний об организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и негосударственных организаций, содействующих правоохранительной деятельности.

Задачи, вытекающие из данной цели:

1) раскрыть сущность и содержание правоохранительной функции государства, основных направлений (видов) правоохранительной деятельности; 2) ознакомить с действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок организации и деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти, адвокатуры и нотариата; 3) изучить назначение, задачи, функции, основные полномочия и компетенцию каждого из видов правоохранительных органов, а так же принципы их организационного построения и деятельности, особенности функционирования; 4) усвоить основные юридические термины и правовые категории, используемые в законодательстве и науке применительно к правоохранительным органам; 5) сформировать основные компетенции студентов в сфере правоохранительной деятельности



2. Место дисциплины «Правоохранительные органы» в структуре ООП бакалавриата.

Б.3, В.1.Профессиональный цикл. Вариативная часть.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимся в средней общеобразовательной школе.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» относится к числу первоначальных, базовых дисциплин, изучаемых студентами в первый год обучения. Она, по сути, является введением в юридическую специальность, носит вводный характер и составляет необходимую основу для изучения таких предметов как уголовное и административное право, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право, исполнительное производство, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность. Перечисленные дисциплины трудно усвоить без знания организации и компетенции судов, прокуратуры, органов, осуществляющих предварительное расследование, адвокатуры, которые выступают активными участниками производства по гражданским, административным, уголовным делам.


3. Краткое содержание дисциплины «Правоохранительные органы» (основные разделы и темы).

Предмет, задачи, система и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы». Законодательство и иные нормативно-правовые акты о правоохранительных органах, их классификация. Конституционно-правовые основы судебной власти. Понятие, признаки и конституционные принципы правосудия. Судебно-правовая реформа в Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации: общая характеристика и принципы построения. Звенья судебной системы, виды судебных органов и их компетенция. Правовой статус судей. Организационное обеспечение деятельности судов. Органы судейского сообщества. Система и общая характеристика правоохранительных органов исполнительной власти. Государственные органы обеспечения безопасности и охраны правопорядка (МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС и др.). Прокуратура РФ: назначение, задачи, функции, принципы организации и деятельности. Органы предварительного расследования. Система органов юстиции РФ. Адвокатура и нотариат.


4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Правоохранительные органы».

Освоение дисциплины способствует приобретению студентом следующих общекультурных компетенций:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

В результате освоения дисциплины также формируются следующие профессиональные компетенции:


- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством об организации деятельности правоохранительных органов (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПК-5);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• Знать:

понятие, сущность и направления правоохранительной деятельности;

понятие и виды правоохранительных органов;

классификацию нормативно-правовых актов о правоохранительных органах;

действующее законодательство РФ, регулирующее организацию деятельности правоохранительных органов;

сущность, социальное назначение и конституционные основы судебной власти;

основные положения и направления судебно-правовой реформы;

понятие, признаки и конституционные принципы правосудия, его отличия от иных видов правоохранительной деятельности;

судебную систему РФ и правовые основы ее построения;

основные полномочия и компетенцию всех звеньев судебной системы;

правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей;

систему правоохранительных органов исполнительной власти;

назначение, задачи, функции, основные полномочия, компетенцию, принципы построения, организации и деятельности каждого из видов правоохранительных органов;

правовые основы организации и деятельности адвокатуры и нотариата в РФ.

• Уметь:

ориентироваться в учебной и научной литературе, посвященной организации и деятельности правоохранительных органов;

работать с текстом законов и иных нормативно-правовых актов;

анализировать и применять Конституцию РФ и законы, регулирующие принципы построения и организационные основы деятельности правоохранительных органов;

выделять общие признаки правоохранительных органов и отличать их особенные черты;

• Владеть:

юридической терминологией, использующейся при описании и правовом регулировании организации и деятельности правоохранительных органов;

навыками анализа действующего законодательства, в частности, находить и вычленять в законодательных актах задачи, функции, принципы построения и деятельности того или иного правоохранительного органа;


  1. Структура и содержание дисциплины «Правоохранительные органы».

Тематический план для студентов очной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов (24 - лекции, 30 - семинары, 27 - самостоятельная работа студентов)


№ п/п

Раздел дисциплины

Трудоемкость по видам учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

ЛК

ПЗ

ЛР

самостоятельная работа студентов

1

 Предмет, задачи и система дисциплины «Правоохранительные органы»

1

1


1

Тест. Сост. схем.

2

Законодательство о правоохранительных органах

1

1


1

Подгот. рефератов

3

Конституционно-правовые основы судебной власти

2

4


2

Тест

4

 Понятие и конституционные принципы правосудия

2

2


2

Подгот. Рефератов

5

 Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей

1

2


2

Подгот. рефератов. Тест.

6

 Общая характеристика судебной системы РФ

2

2


1

Тест. Составл. схем

7

Конституционный Суд

1

1


1

Тест

8

Суды общей юрисдикции

3

4


2

Тест

9

Арбитражные суды

1

2


2

Тест

10

Организационное обеспечение деятельности судов. Органы судейского сообщества.

1

1


2

Подгот. Рефератов

11

Государственные органы обеспечения безопасности и охраны правопорядка

2

2


3

Подгот. рефератов.

Тест.

12

Прокуратура РФ

2

2


2

Тест

13

Органы предварительного расследования

1

2


2

Тест

14

Органы юстиции

2

2


2

Подгот. рефератов.

Тест

15

Адвокатура. Нотариат

2

2


2

Подгот. Рефератов.

Тест

Итог:

24

30


27

Экзамен


Тематический план для студентов заочной формы обучения на базе высшего неюридического образования

Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц, __ часов (6 - лекции, 8 - семинары, __ - самостоятельная работа студентов).



Наименование тем

Количество

Часов

Всего

часов

по дис-

ципли-

не

Формы

теку-

щего

контро-

ля

Лекции


Семина-

рские

занятия

Самосто-

ятельная

работа

студента

1.

Законодательство о правоохранительных органах. Система правоохранительных органов в РФ

1

1

Тест

2

Конституционно-правовые основы судебной власти. Принципы правосудия

2




Тест

3

Судебная система РФ

1

2



Составл. схем

4

Суды общей юрисдикции

1

1



Тест

5

Конституционный Суд РФ. Арбитражные суды.

1




Тест

6

Система правоохранительных органов исполнительной власти РФ


2



Составл. схем. Тест

7

Органы предварительного расследования. Прокуратура в РФ

2

Тест


ИТОГО

6

8

Экзамен




Тематический план для студентов заочной формы обучения на базе среднего специального образования

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов (4 - лекции, 6 - семинары, __ - самостоятельная работа студентов).



Наименование тем

Количество

Часов

Всего

часов

по дис-

ципли-

не

Формы

теку-

щего

контро-

ля

Лекции


Семина-

рские

занятия

Самосто-

ятельная

работа

студента

1.

Законодательство о правоохранительных органах. Система правоохранительных органов в РФ

1

Тест

2

Конституционно-правовые основы судебной власти. Принципы правосудия

1




Тест

3

Судебная система РФ

1

1



Тест

4

Суды общей юрисдикции

1




Тест

5

Конституционный Суд РФ. Арбитражные суды.

1




Тест

6

Система правоохранительных органов исполнительной власти РФ


2



Составл. схем. Тест

7.

Органы предварительного расследования. Прокуратура в РФ

2

Тест


ИТОГО

4

6


Тематический план для студентов заочной формы обучения на базе среднего общего образования

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов (6 - лекции, 4 - семинары, __ - самостоятельная работа студентов). Студенты выполняют контрольную работу.



Наименование тем

Количество

Часов

Всего

часов

по дис-

ципли-

не

Формы

теку-

щего

контро-

ля

Лекции


Семина-

рские

занятия

Самосто-

ятельная

работа

студента

1.

Законодательство о правоохранительных органах. Система правоохранительных органов в РФ

1

Тест

2

Конституционно-правовые основы судебной власти. Принципы правосудия

1




Тест

3

Судебная система РФ

1




Тест

4

Суды общей юрисдикции

2




Составл. схем. Тест

5

Конституционный Суд РФ. Арбитражные суды.

1




Тест

6

Система правоохранительных органов исполнительной власти РФ


2



Тест

7.

Органы предварительного расследования. . Органы прокуратуры РФ

2

Тест


ИТОГО

6

4

Экзамен


6. Образовательные технологии.

Удельный вес занятий, проводимый в активных и интерактивных формах составляет 12 часов (22,2 процента от аудиторных занятий).