ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 1139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задачи к семинарскому занятию

1. Председатель Октябрьского федерального районного суда г.Архангельска с 9 до 10 часов утра на совещании работников аппарата рассматривал вопрос о привлечении секретаря суда М. к дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего трудового распорядка (опаздывает на работу, грубит посетителям, не вовремя оформляет документы). По результатам рассмотрения материалов и объяснений секретаря суда М. он принял решение о применении к М. дисциплинарного взыскания в виде замечания. Затем до 12.30 председатель изучал поступившие из прокуратуры уголов­ные дела и распределял их между судьями. После обеда он еди­нолично рассмотрел в судебном заседании два гражданских дела, а с 18 до 19.30 осуществлял прием граждан.

Какой либо какие из названных в задаче вид(ы) деятельности председателя суда можно отнести к правосудию и почему? Всякую ли деятельность суда можно отнести к осуществле­нию правосудия? Назовите виды судопроизводства, посредством которых, согласно Конституции РФ, осуществляется правосудие.

2. Со ссылками на нормы Конституции РФ укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся к принципам правосудия:

законность;

независимость судей и подчинение их только закону;

гласность судопроизводства;

единоначалие;

  • национальный язык судопроизводства;

  • укрепление законности и правопорядка;

  • осуществление правосудия судом;

состязательность и равноправие сторон;

  • особый порядок привлечения судей к ответственности;

  • защита прав и свобод человека и гражданина.

Объяс­ните, почему именно они относятся к принципам правосудия? Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном перечне. Все ли принципы правосудия закреплены в законе? В ка­ких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры.

3. Прокурор Ломоносовского района г. Архангельска, изучив поступившее от органов дознания уголовное дело по обвинению Ж. в краже личного имуще­ства, принадлежащего Л., прекратил уголовное дело. Потерпевший Л. не согласился с таким решением прокурора и настаивал, что только суд может признать гражданина виновным или невиновным. Оцените законность действий прокурора. Аргументируйте свой ответ со ссылкой на нормы закона.

3. П. и Г. в нетрезвом состоянии совершили хулиган­ские действия в ресторане “Север”. При избрании им меры наказания суд учел, что П. ранее дважды судим, на работе характеризу­ется отрицательно. Г. же характеризуется положительно, имеет постоянное место жительства, семью, у него на иждивении трое несовершеннолетних детей, ранее не су­дим, чистосердечно раскаялся в содеянном. Поэтому суд пригово­рил П. к лишению свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а Г. - к одному году лишения свободы с применением наказания условно.


Нарушен ли в данном случае принцип равенства граждан перед законом и судом? Раскройте содержание и значение этого принципа. Не нарушает ли принципа ра­венства граждан перед законом и судом особый порядок привле­чения к уголовной ответственности судей?

4. В Ломоносовском федеральном районном суде г. Архангельска рассматривалось уголовное дело по обвинению группы студентов, обучающихся в различных ВУЗах города, в незаконном хранении, приобретении и сбыте наркотических средств, а также склонении к употреблению нар­котических веществ. Один из обвиняемых Г., армянин по национальности, как на предварительном следствии, так и в суде, заявлял ходатайства о предоставлении ему возможности пользоваться услугами пере­водчика, поскольку он не в полной мере владеет русским языком и многие юридические термины ему не понятны. Следователь и суд отказали в удовлетворении заявленных ходатайств, мотивируя свое решение тем обстоятельством, что если бы Г. не владел в достаточ­ной степени русским языком, он не смог бы обучаться в ВУЗе, преподавание в котором ведется на русском языке.

Оцените законность и обоснованность решений следователя и суда. Раскройте содержание и значение принципа языка при осуществлении правосудия. Найдите правила использования государственных языков республик, входящих в состав РФ, при осуществлении правосудия.

5. На судебное заседание, в котором рассматривалось дело о привлечении к уголовной ответственности за подлог избирательных документов, подсудимым были приглашены представители средств массовой информации. Однако председательствующий в судебном заседании потребовал журналистов покинуть зал заседания. Какой демократический принцип правосудия был нарушен? В каких случаях проводится закрытое судебное заседание?

РЕФЕРАТЫ:

  1. Современная российская судебная система: состояние, реформа и ее основные итоги.

СЕМИНАР 3. (2 часа)

Тема 5. Судебная система РФ

  1. Понятие и принципы построения судебной системы РФ.

  2. Федеральные суды и суды субъектов РФ.

  3. Общая характеристика судов, осуществляющих конституционное судопроизводство; судов общей юрисдикции; арбитражных судов; дисциплинарного судебного присутствия.

  4. Понятие судебного звена, судебной инстанции. Отличие полномочий судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Задания для самостоятельной работы к семинару № 3

Вопросы для самоконтроля:

1. Относятся ли полномочия по определению судебной системы в РФ к сфере ведения Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов?

2. Законами какого уровня в иерархии правовых актов устанавливаются судебная система, полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов?

3. Какие суды в РФ являются федеральными судами?


4. Какие федеральные суды названы в самой Конституции РФ?

5. На какие суды в РФ возложено рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел?

6. Какие характеристики являются общими для судов, относящихся к одному звену судебной системы (т.е. к судам одного уровня)?

7. Почему для судебной системы характерно ее иерархическое построение и наличие в ней нижестоящих и вышестоящих судов?

Задачи к семинарскому занятию:

1. При Архангельской торгово-промышленной палате действует Третейский суд. Можно ли его считать судом субъекта РФ? Включается ли названный Третейский суд в судебную систему РФ и почему?

2. Прочитайте внимательно названные ниже понятия:

районный суд;

производство по вновь открывшимся обстоятельствам;

военные суды;

кассационное производство;

Президиум областного суда;

Федеральный арбитражный суд округа;

производство в порядке надзора;

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

Конституционный суд РФ.

Какие из них раскрывают содержание понятия “судебное звено”, а какие дают представления об определенной судебной инстанции и почему? Ответ аргументируйте ссылками на конкретные положения закона.

3. Кемеровский областной суд осудил Н. за умышленное убийство из корыстных побуждений и назначил наказание пятнадцать лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строго режима с конфискацией имущества.

Кто и в какую инстанцию может обжаловать или внести представление на приговор: а) не вступивший в законную силу; б) вступивший в за­конную силу; в) приговор пересматривался в кассационной инстанции и оставлен без изменения.

РЕФЕРАТЫ:

  1. Судебные системы иностранных государств.

СЕМИНАР 4. (2 часа)

Тема 7. Система судов общей юрисдикции РФ

  1. Мировые судьи как судьи общей юрисдикции субъектов РФ.

  2. Районный суд как основное звено федеральных судов общей юрисдикции.

  3. Военные суды РФ в системе судов общей юрисдикции.

  4. Верховный суд РФ как высший орган по делам, подсудным судам общей юрисдикции.

  5. Состав Верховного Суда РФ, полномочия структурных подразделений.

  6. Суд с участием присяжных заседателей.

Задания для самостоятельной работы к семинару № 4

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие суды и судебные инстанции действуют в системе судов общей юрисдикции?

  2. Каковы состав и полномочия районных судов?

  3. Что понимать под системой военных судов?

  4. Обязательно ли в субъектах Федерации учреждение должностей мировых судей?

  5. Что отнесено согласно Конституции РФ к полномочиям Верховного Суда РФ?

  6. Каким образом создаются и упраздняются Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения?

Задачи к семинарскому занятию:

1. За день до рассмотрения дела о разделе имущества между супругами Жерновыми мировой судья Корнеев попал в больницу. В результате он не смог на следующий день рассматривать это дело.


Кем и когда будет рассмотрено это дело? Обоснуйте свой ответ со ссылками на нормы закона.

2. Суд Чукотского автономного округа; Президиум Верховного Суда РФ; Красноярский краевой суд; Кассационная кол­легия Верховного суда РФ; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия; Федеральный суд г. Москвы; квалификационная коллегия судей Кемеровской области.

Какие из перечисленных судов и структурных подразделений судов могут рассматривать дела: а) в кассационной инстанции; б) в над­зорной инстанции, в) по вновь открывшимся обстоятельствам? Как соотносятся между собой звено судебной системы и инстанция?

3. Старшина И., находясь на действительной военной службе, похи­щал военное обмундирование, часть которого ему помог реализовать рабочий гарнизонного универмага Сл. К моменту рассмотрения дела в судебных органах И. был уво­лен из вооруженных сил, а Сл. призван на действительную военную службу в Вооруженные Силы РФ.

Какой суд будет рассматривать данное уголовное дело? Кто и в какую судебную инстанцию может затем обжаловать или внести представление на приговор? Какой судебный орган может рассмотреть дело в порядке судебного надзора?

4. Ф. был осужден федеральным судом Железнодорожного района г. Новосибирска по ч.3 ст.111 УК РФ к 11 годам лишения свободы. Новосибирский областной суд, рассмотрев дело в кассационном порядке по жалобе Ф., оставил приговор в силе. Не согласившись с решением областного суда по делу, Ф. направил кассацион­ную жалобу в Верховный Суд РФ. Из Верховного Суда жалобу вер­нули по тому основанию, что подобные дела Верховный Суд в кассационном производстве не рассматривает.

Правомерно ли поступили в Верховном Суде РФ? Куда следует обратиться Ф. с последующими жалобами? Назовите структурные подразделения Верховного суда РФ, которые осуществляют кассационную и надзорную инстанцию.

5. Гражданка Н. обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Октябрьского района г. Архангельска с заявлением привлечь к уголовной ответственности ее соседку по даче П. за оскорбления и нанесение ей побоев хозяйственной сумкой. Мировой судья К. отказался принимать заявление у Н., порекомендовав ей обратиться в милицию для возбуждения уголовного дела.

Какие дела могут рассматривать мировые судьи? Какими нормативно-правовыми актами определяется подсудность дел мировым судьям? Правильно ли поступил мировой судья?

РЕФЕРАТЫ:

  1. Суд присяжных в России (история и современность).

  2. Сравнительный анализ правового статуса арбитражных и присяжных заседателей.

СЕМИНАР 5. (2 часа)

Тема 8. Система арбитражных судов

1. Система федеральных арбитражных судов РФ. Подведомственность дел арбитражным судам РФ.

2. Арбитражные суды: их виды; круг дел, подсудных им по первой; инстанции полномочия и особенности производства. Судебные коллегии и их составы.


3. Иные арбитражные органы.

Задания для самостоятельной работы к семинару № 5

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие акты составляют законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации?

  2. Что составляет сферу деятельности арбитражных судов?

  3. Какие суды образуют звенья

  4. Какова компетенция арбитражного суда в зависимости от подведомственности дел?

  5. Полномочия арбитражных судов I, II, III и IV инстанций?

  6. Порядок разрешения дел в судах I, II, III и IV инстанций?

  7. Порядок формирования судебных коллегий и их составы?

  8. Органы управления в арбитражных судах Российской Федерации?

  9. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-про­мышленной палате РФ и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. Порядок образования. Дела, разрешаемые эти­ми органами?

  10. Экономический суд Содружества Независимых Государств, основы его организации и полномочия. Иные третейские суды, порядок образования и функции.

РЕФЕРАТЫ:

  1. Этапы развития системы арбитражных судов в РФ

  2. Третейские суды.

  3. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

  4. Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате Российской Федерации.

СЕМИНАР 6. (2 часа)

Тема 9. Конституционный суд РФ

  1. Задачи, принципы организации и деятельности, компетенция Конституционного Суда.

  2. Особенности правового статуса судьи Конституционного суда.

  3. Состав и структура Конституционного суда, полномочия пленарных заседаний и палат.

  4. Виды решений Конституционного Суда РФ и их юридическое значение.

Задания для самостоятельной работы к семинару № 6

Вопросы для самоконтроля:

  1. В каком составе судей рассматриваются дела в Пленуме и палатах Конституционного Суда РФ? Каким большинством голосов принимаются решения Конституционного Суда РФ?

  1. 2 . Кто назначает судей Конституционного Суда РФ?

  2. 3. Кто избирает Председателя, заместителя председателя и судью- секретаря Конституционного Суда РФ?

  3. Какой орган может прекратить полномочия судьи Конституционного Суда РФ? По каким основаниям?

  4. Можно ли обжаловать решения Конституционного Суда РФ?

  5. Имеют ли итоговые решения Конституционного Суда РФ, принятые по результатам рассмотрения дел в судебных заседаниях его пленумом и палатами, одинаковую юридическую силу?

  6. С какого момента решение Конституционного Суда РФ, принятое по итогам рассмотрения обращений в судебных заседаниях, вступает в силу?

  7. Вправе ли Конституционный Суд РФ отменить решение другого суда, основанное на неконституционной норме?

  8. Обязаны ли другие суды пересмотреть свои решения, основанные на норме, признанной Конституционным Судом РФ неконституционной? Возможен ли такой пересмотр по собственной инициативе судов, ранее вынесших решение по делу на основе неконституционной нормы?