ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 3472
Скачиваний: 20
1. Возле какой группы уютнее всего стоять спиной?
2. Если бы ты поссорилась с какой-либо из подгрупп, то скорее всего с какой?
3. С какой из них ты скорее всего подружилась бы?
4. Кого бы пожалела?
5. Кого бы могла презирать?
6. С кем хочется вместе работать?
7. С кем бы предпочла поехать путешествовать?
8. На какую из подгрупп не хотела бы обращать внимания?
9. Какую бы из подгрупп хотела бы «послать к черту»?
10. А какую — на отдых в санаторий?
11. Кому из подгрупп ты хотела бы подарить подарок?
12. Кому хочется сказать что-то резкое?
13. Кому хочется сказать что-то мягкое?
14. С какой подгруппой хотела бы сотрудничать?
Опыт показывает, что ответы тренируемых участников в чем-то совпадают, а в чем-то нет.
Серия вопросов должна быть достаточной, чтобы осветить различные оттенки ощущений тренируемых. После окончания упражнения тренер предлагает всем вернуться в круг и «сбросить» с себя внушенную эмоцию — возможно, даже «деролизоваться», как это делается в психодраме и социодраме. После этого он вновь зачитывает свои вопросы и показывает участникам группы, как ответил каждый из тренируемых. Например, он говорит: «На вопрос: „Возле какой группы было уютнее всего стоять спиной?" Ольга выбрала группу „страх", а Таня — группу „любовь"; на вопрос „Кого бы пожалела?" обе выбрали группу „зависть" » и т. д.
В обсуждении тренируемые рассказывают о своих чувствах, а изображавшие те или иные отношения — о своих. Часто для участников является открытием способность человека почувствовать «спиной» тонкие оттенки отношения, причем отношения «сыгранного», которое неизбежно слабее возможного истинного отношения.
В некоторых случаях после этого упражнении требуется восстановительная стадия, так как многим участникам бывает трудно освободиться от эмоционального состояния, в которое они оказались введенными. По этой причине данное упражнение должно быть отнесено к числу упражнений повышенного риска. Рекомендуется только для групп профессиональных тренеров, психотерапевтов, консультантов.
УПРАЖНЕНИЕ 70.
Группа сидит по кругу.
«В общении почти всегда приходится совмещать несколько уровней включенности в ситуацию общения: участие в ней, наблюдение и отражение всего происходящего, планирование будущего и т. д. Трудность такого многоуровневого существования усугубляется тем, что степень эмоционального включения может быть очень большой, но в то же самое время как наблюдатель каждый из нас должен сохранять определенную отстраненность от ситуации. У каждого из нас в опыте есть случаи, когда то или иное состояние, овладевшее нами, помешало нам заметить что-то важное в поведении, особенностях реагировании собеседника, вникнуть в смысл его слов. Следующее упражнение — модель такого многоуровневого существования в ситуации общения.
Давайте встанем и потренируем один из навыков снижения напряжения в беседе — подчеркивание общности с партнером. Предлагаю подчеркивать не внешнее сходство или общность в цвете ботинок и т. п., а какое-то личностное сходство или родство. Например, Катя бросает мяч Дине или Глебу и говорит: „Глеб, мне кажется, нас с тобой объединяет такое качество, как...", а далее она называет то качество, которое является общим для них. Глеб, если он согласен с этим высказыванием, говорит: „Да, согласен"; если же он не согласен, то он отвечает: „Я подумаю над этим". И действительно, он получил информацию к размышлению: коль скоро человеку кажется, что данное качество их объединяет, значит, это может как-то влиять на поведение этого человека, его восприятие и т. п. После этого уже Глеб бросает мяч какому-либо другому участнику и говорит:
«Дина, мне кажется, нас с тобой объединяет такое качество, как...» и т. д. Всем ли понятна инструкция? Тогда давайте начнем. Я тоже буду участвовать в упражнении, но мне хотелось бы, чтобы начал выполнять его кто-то другой».
После этого тренер передает мяч соседу справа или слева или тому участнику, который вызывается быть первым. В ходе упражнения тренер следит за правильностью выполнения инструкции и за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника по крайней мере один раз. После того как это последнее условие будет выполнено, тренер выжидает еще какое-то время, чтобы мяч был переброшен еще несколько раз. После того как это последнее условие будет выполнено, тренер выжидает еще какое-то время, чтобы мяч был переброшен еще несколько раз, и затем заканчивает упражнение. Участники садятся на свои места, и тренер задает им первый вопрос: «Вспомните, пожалуйста, как мяч сначала был в руках у Жени, потом перешел к Наташе (при этом он показывает движения мяча, как это было), затем Наташа перебросила его Андрею, затем мяч попал к Ижгали, затем к Елене... Обратите внимание, наступил момент, когда мяч побывал в руках уже у десяти участников из тринадцати. Вспомните, пожалуйста, кто были эти три человека, которые еще ни разу не получили мяча, в то время как остальные получили его хотя бы по одному разу? «Если не все члены группы поняли вопрос, тренер должен еще раз наглядно воспроизвести движения мяча, обращая внимание участников на то, что в какой-то момент пять участников уже получили мяч хотя бы по одному разу, а остальные восемь не получили его ни разу. Со следующим броском мяча таких людей осталось семь, потом шесть, наконец три. «Кто эти люди, которым дольше всего не посылался мяч?» Участники группы должны ответить на этот вопрос письменно. После того как все сделают свои записи, тренер просит тех, кто является «субъектами вопроса», — т. е. тех людей, которым мяч был послан позже всех остальных, поднять руки. В этот момент каждый может проверить точность своего ответа. Как правило, точно на этот вопрос отвечают в среднем только 10% участников.
После этого тренер предлагает группе письменно ответить на вопросы: «Кто в группе получил мяч три и более раз?»; «Какие участники группы получили мяч только один раз?». После этого тренер предлагает поднять руки «субъектам вопроса», — сначала тем, кто получил три и более мячей, затем тем, кто получил один мяч. Каждый участник проверяет точность своих ответов и сообщает их группе. Тренер объявляет группе, насколько точен был он сам. Иногда «субъекты вопроса» сами не помнят, получали ли они мяч два или три раза и т. п. В этом случае можно воспроизвести всю последовательность перемещений мяча и восстановить истину.
В процессе обсуждения результатов тренер может задать вопрос: «Почему мы были недостаточно точны в своих наблюдениях?» Очень часто члены группы сами начинают говорить о том, как трудно одновременно быть вовлеченным в задание и эмоционально переживать: Кто тебе бросит мяч? Что скажет при этом? К кому обратишься ты сам? Что будешь говорить? и т. п., — и при всем этом еще и наблюдать за группой в целом. Часто группа приходит к выводу о том, что задача наблюдения тем сложнее, чем сложнее деятельность, в которую ты вовлечен, и чем она более личностно значима для тебя.
При более глубоком обсуждении данного упражнения тренер может задать вопрос: «Как вам кажется, в выполнении этого задания проявилась ли мудрость группы?». Для ответа на этот вопрос участникам нужно сделать еще один шаг в исследовании собственной группы оказала ли она поддержку тем своим членам, которые в этом нуждались? Не ранила ли кого-нибудь из участников? Этот тур обсуждения лучше провести в безличной форме.
МОДИФИКАЦИЯ.
Группа сидит по кругу.
«Давайте сосредоточимся и попытаемся найти то общее, что нас объединяет с каждым из остальных участников. (Вариант: с какими-либо тремя участниками.) Давайте сделаем это письменно».
Если задание выполняется по отношению не ко всем, а лишь к трем участникам, имя одного из них задается тренером на карточке. Это делается для того, чтобы ни один из участников не оказался пропущенным и обязательно получил «свой мяч».
После того как все высказывания будут прочитаны, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Что вам дает это упражнение?» Как правило, участники указывают на то, что у них возникает ощущение лучшего понимания других людей, и что в результате этого упражнения усиливается ощущение общности и теплоты.
Литература.
1. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1989.
2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
3. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
4. Исурина Г. А. Групповые методы... Л., 1993.
5. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. Л., 1978.
6. Лабунская В. А. О структуре личности. // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. С. 63-71.
7. Сидоренко Е. В. Психодраматические и недирективные подходы, СПб., 1992.
8. Сикорский И. А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912.
9. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
10. Шмелев А. Г. и др. Практикум по эксп. психосемантике.. М., 1988.
11. Allport G. W. Perconality: A. Psychological Interpretation. N.Y., Henry Holt & Co, 1937, p. 513—516.
12. Assagioli R. Psychosynthesis. N. Y. — Buenos Aires, 1965.
13. Gordon Th. Parent Effectiveness Training. N. Y., 1970.
14. Moreno J. L. Psychodrama. — Beacon, N. Y., 1964.
15. Smith Н. С. Sensitivity Training: The Scientific Understanding of Individuals. — New York, 1973.
16. Schlosberg Н. S. Journal of Experimental Psychology, 1941.
17. Woodworth R. S. Experimental Psychology. New York, Holt, 1938.
III. ЧАСТЬ.
ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ.
Тренинг креативности: понятия, история, концептуальные основы.
Эта и следующая главы не претендуют на исчерпывающую характеристику существующих в настоящее время взглядов на сущность творчества, его результативных и процессуальных аспектов, а также опыта построения развивающих творческие способности программ.
Мы остановимся на некоторых моментах, которые дадут возможность составить систематизированные представления об основных понятиях, отражающих различные грани феномена творчества, творческого процесса и продукта, а также очертить контуры авторской программы, разработанной в Институте Тренинга.
Прежде всего заметим, что в большинстве определений творчества, независимо от того, носят они обобщенный (например, Я. А.Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию) или частный характер, отчетливо проявляется ориентация на процессуальную или продуктивную стороны творчества.
Так, С. А. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, созидающую «...нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но в историю развития науки, искусства и т. д.» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 482).
Подобную точку зрения формулируют А. М. Матюшкин и Urban К. К., определяющие творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ («boundary breaking»). (Матюшкин А. М., 1972, Urban К. К. Jellen H. G., 1989). По мнению М. Г.Ярошевского, «творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты». (Ярошевский М. Г., 1985, с. 20).
Приведенные определения, иллюстрирующие попытки определить творчество по его продукту, содержат некоторое ограничение. Бесспорно и очевидно, что сущность творчества проявляет себя в творческих продуктах: идеях, поведении, материальных объектах. В то же время описания результатов творчества, продвигая нас к познанию его сущности, не дают полного представления об этом феномене.
С нашей точки зрения, более продуктивны определения творчества, акцентирующие внимание на его процессуальном аспекте. Отдавая отчет в субъективности производимого нами выбора, отметим, что наиболее глубокое определение творчества принадлежит В. М. Бехтереву. В книге «Общие основы рефлексологии человека» он определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта (Бехтерев В. М., 1926).
К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой — обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни». (Роджерс К., 1994, с. 411).
В обзоре Ackoff'и Vergara (1981) выделяются две группы подходов к определению сущности творчества: 1) подходы, ориентированные на поиск источников и 2) подходы, ориентированные на процесс.
В первую группу могут быть включены по крайней мере три подхода:
1. Психоаналитический подход утверждает, что творчество является результатом внутриличностных конфликтов. Творческий процесс по сути своей — экстернализация продуктов воображения посредством взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления.
2. Гуманистическая психология считает, что творчество возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс является реализацией естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий.
3. Психометристы, такие как Гилфорд, считают, что природный творческий потенциал индивида определен генетически и может быть измерен стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.
В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию ассоцианистов, которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Гештальт-психология исходит из того, что творческое мышление — это и не логические, пошаговые действия и не разрозненные ассоциации, а более определенное реструктурирование целостной ситуации.
Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Guilford J. P., 1967) или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (Н. Роджерс, 1990). Смит и Карлссон рассматривают креативность с психоаналитической точки зрения, определяя ее как способность принимать материал из подсознания в сознание (Cropley A. J., 1992).
Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность — его неотъемлемым атрибутом, мы определяем креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Креативность проявляет себя многообразно. Это — быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе.