ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 3470
Скачиваний: 20
При использовании этого упражнения в ходе подготовки тренеров — ведущих групп социально-психологического тренинга, завершающим шагом является обсуждение работы ведущего. Участники группы отвечают на вопрос о том, что в поведении ведущих им показалось конструктивным. «Тренеры» могут и не «деролизоваться», если им хочется интериоризировать эту роль. Методически возможен переход от этого упражнения к обсуждению вариантов взаимодействия тренера с группой, возможных ролей, которые тренер может играть в группе, и их динамики. Тренер может также обсудить с группой те опасности, которые подстерегают начинающего тренера, если он не сможет понять складывающейся или уже сложившейся структуры группы или вступит в конфронтацию с лидером или с его оппозицией и т. п.
УПРАЖНЕНИЕ 68.
Группа сидит по кругу.
«Это упражнение называется „Признак разделения". Мы выберем какое-нибудь личностное качество, по которому группа разделится на две части, например: общительные — замкнутые, импульсивные — сдержанные, жесткие — мягкие, несгибаемые — гибкие и др. Но прежде чем мы выберем какой-либо конкретный признак и разделимся на подгруппы, нам нужно найти двух добровольцев, желающих попробовать себя в роли ведущих. Они должны будут выйти из комнаты и готовиться к выполнению своей задачи в соседнем помещении.
Когда мы пригласим ведущих в комнату, здесь будут сидеть две подгруппы людей, различающихся по определенному личностному признаку. Задача ведущих — предлагать такие задания подгруппам, чтобы в течение десяти минут определить, по какому признаку мы разделились. Ни пример, ведущие могут предложить каждой из подгрупп выполнить одно и то же двигательное упражнение, ответить на один и тот же вопрос, продемонстрировать свою реакцию в какой-либо идентичной жизненной ситуации и т. п. Один из ведущих может взять на себя в основном действие, второй — наблюдение. Роль наблюдателя, пожалуй, даже важнее, ибо суть не в том, чтобы добиться от подгруппы точного и качественного выполнения заданий, а в том, чтобы по различиям в их реакциях определить признак разделения.
У ведущих будет не менее семи минут на подготовку, а пока они будут продумывать план действий, мы продолжим тренинг психологическое проницательности».
После того как ведущие удалятся, оставшимся участникам дается дополнительная инструкция.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСТРУКЦИЯ.
«Мы можем выбрать более простой или более сложный признак разделения. Лучше всего, если оба полюса выбранного нами качества будут „положительными", психологически желательными, чтобы никому не было обидно. Например, в каких-то ситуациях полезно быть более рациональным, в каких-то — более эмоциональным, иногда целесообразно проявить авантюризм и способность пойти на риск, а иногда — осторожность и расчетливость; в одних случаях необходима твердость, в других — мягкость и т. д. Каждое их этих качеств может быть полезным. Но мы можем выбрать и более сложные признаки для разделения. Например, наблюдательность противопоставить эмпатичности, личностную глубину — личностной широте, нормативность или „нормальность" поведения — экстравагантности или даже эксцентричности и т. п. »
После того как группа обсудит возможные признаки разделения и выберет какой-либо из них, каждому члену группы предлагается разделить лист в своих тетрадях вертикальной чертой на два столбца. Левый столбец будет соответствовать одному полюсу качества, правый — другому. Например, слева может быть написано «Наблюдательные», справа — «Эмпатичные» или слева «Эмоциональные», справа — «Рациональные» и т. п.
«Всех членов группы, включая тех, кто сидит по кругу, тех, кто вышел, тренера и самого себя, нужно занести в один из двух столбцов: а) либо предсказывая, к какому из двух полюсов каждый человек себя отнесет; б) либо оценивая, в какую группу каждый должен был бы сесть, если бы был вполне объективен. Это два различных варианта упражнения, и нужно придти к групповому согласию по поводу того, какой вариант будет избран в данном конкретном случае. Если мы предсказываем, какой полюс сам человек выберет для себя, то это попытка определить, каким он себя считает или предпочитает считать; если мы определяем, в какую группу человек должен был бы сесть, если бы он был вполне объективен, то это проявление того, каким его считаем мы. Какой мы выбираем вариант — предсказания поведения или объективной оценки качества?».
После того как все члены группы каждым участником будут отнесены к тому или иному полюсу в соответствии с выбранным вариантом, тренер предлагает всем участникам группы встать, перераспределиться по комнате, чтобы не быть «привязанными» к определенному месту, а затем объявляет: к стене с картиной прошу сесть «рациональных», к стеллажу — «эмоциональных» и т. п.
Как только члены группы рассядутся, им, скорее всего, тут же захочется проверить свои предсказания или оценки. Можно предложить им заняться этим, пока тренер будет приглашать ведущих. Выйдя в соседнее помещение, тренер должен еще раз повторить ведущим инструкцию: «Мы разделились на две подгруппы, различающиеся по определенному личностному признаку. Ваша задача — предлагать такие задания группе, чтобы в течение десяти минут определить, что это за признак. Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?». Часто ведущие выражают желание посоветоваться по поводу целесообразности использования ими того или иного упражнения или приема. Тренеру лучше оказать им максимальную методическую помощь и поддержку на этом этапе, подсказать, если это возможно, какие из предложенных упражнений могут оказаться более эффективными, а какие скорее всего «не сработают».
Часто диагностичными оказываются задания где от участников требуется выполнить какое-либо простое действие: начертить квадрат на доске, перепрыгнуть ручей или другое препятствие, поздороваться с членами противоположной группы и т. п. Эффективными оказываются и упражнении на внутригрупповое взаимодействие: построить скульптуру всей своей группы, вспомнить или со чинить песню, которая могла бы быть гимном группы, придумать свой девиз, самим придумать упражнение, в котором данное качество проявилось бы наиболее ярко и т. п.
С другой стороны, опрос каждого участника по кругу для выявления их отношения к какой-либо глубокой, значимой проблеме может ничего не дать, для решения задачи данного упражнения, ибо в серьезных обсуждениях проявляется личность человека «в целом», а не отдельное его личностное качество (например, наблюдательность), и поэтому индивидуальные особенности участников начинами затенять их общность по какому-либо частному признаку. Можно предложить ведущим конкретное упражнение на взаимодействие внутри групп или между группами, если они сами не придумали ничего подобного. В этом случае целесообразно устроить небольшой перерыв и посвятить подготовке ведущих дополнительное время.
После этого тренер возвращается в комнату вместе с ведущими, присоединяется к одной из подгрупп (в зависимости от того, к какой из них он сам себя относит) и предлагает всем участникам при выполнении заданий чуть-чуть усилить присущее им качество, чтобы хоть как-то облегчить ведущим сложную задачу выявления признака разделения. Ведущие, таким образом, все время должны получать сигналы о том, что вся группа и тренер «болеют» за них и хотят, чтобы они добились успеха. Участники группу могут сами подсказывать ведущим варианты модификации заданного упражнения, которые могли бы им помочь.
Как правило, все ведущие справляются с заданием и так или иначе выявляют признак разделения. Лучше всего, если они окажутся в состоянии точно назвать качества каждой из подгрупп — так, как они были задуманы группой. Если ведущие не могут этого сделать, но близки к цели, лучше закончить упражнение, остановившись на каком-нибудь приблизительном решении, чем продолжать его до тех пор, пока не иссякнет энтузиазм. После того как будет объявлено, что задача ведущими решена, группа благодарит их за работу и предлагает присоединиться к той из подгрупп, к которой каждый из них себя относит. После этого можно перейти к анализу точности предсказаний и оценок.
Эту процедуру важно провести последовательно. Вначале тренер должен уточнить, все ли согласны «опубликовать» свои оценки и все ли испытывают твердое желание узнать, как его оценили другие участники группы. Если каждый из участников словесно подтверждает свое согласие и у тренера не возникает никаких дополнительных сомнений в целесообразности этой процедуры, можно начинать подводить итоги.
Если группа решала задачу предсказания самооценки, то точность предсказания определяется по совпадению прогноза с тем, какую группу выбрал сам участник. Тренер говорит группе: «Игорь выбрал группу „рациональных". Если вы прогнозировали, что он выберет группу „рациональных", то можете поставить себе 1 балл. Если же вы прогнозировали, что он выберет группу „эмоциональных", то вам придется поставить себе 0 баллов — ваш прогноз не оправдался. Аня выбрала группу „эмоциональных". Если вы прогнозировали, что она выберет группу „эмоциональных", можете поставить себе 1 балл за точность прогноза. Если вы прогнозировали, что она выберет группу „рациональных", 0 баллов» и т. д., пока не будут перечислены все участники, включая тренера.
Если группа решала задачу «объективной» оценки участников, то точность оценок определяется по тому, совпадает ли индивидуальное мнение участника с групповой оценкой. Тренер говорит группе: «Те, кто отнес Олега к числу „рациональных", поднимите, пожалуйста, руки». Подсчитав число голосов, тренер и все остальные участники записывают его. После этого для проверки тренер может спросить: «Кто отнес Олега к числу „эмоциональных"»? Полученное число записывается, а попутно тренер проверяет, совпадает ли сумма всех голосов с общим количеством членов группы. Кроме того, при такой процедуре подсчета голосов участник, о котором идет речь в данный момент, может лучше увидеть, кто именно отнес его к противоположному полюсу, чтобы понять, мнение каких людей не совпадает с мнением о нем большинства и, возможно, с его собственным мнением о себе, или, наоборот, не совпадая с мнением большинства, совпадает с его собственным мнением и т. п.
Если соотношение голосов дает явный перевес в сторону одного из полюсов, то можно считать, что групповое мнение склоняется именно к этому полюсу: например, соотношение 13: 0, 12: 1, 11: 2, 10: 3, 9: 4 или в крайнем случае 8: 5 — все это перевес в сторону „рациональности". Тренер говорит: «Можно считать, что групповое мнение склоняется в сторону „рациональности", поэтому те, кто в своей оценке отнес Олега к полюсу „рациональных", могут поставить себе 1 балл. Те, кто отнес Олега к полюсу «эмоциональных», вынуждены поставить себе 0 баллов, так как их мнение не совпало с групповым».
Каждый участник индивидуально подсчитывает сумму набранных им баллов: в первом случае она отражает точность его предсказаний, во втором — близость его оценки к групповому мнению. Тренер подводит итоги: «Сообщите, пожалуйста, у кого сумма составила 13 баллов? 12? 11? Поздравляем вас! Эти величины значимо отличаются от вероятности случайного угадывания».
Часто оказывается, что самооценка некоторых участников не совпадает с групповым мнением: человеку кажется, что он лаконичен, а группа почти единодушно относит его к полюсу «велеречивых». Тренер может обратить на это внимание группы, а может и не обсуждать этих фактов, так как они сами по себе являются важной психодиагностической информацией.
УПРАЖНЕНИЕ 69.
Группа сидит по кругу.
«Мы уже показали, как важно в восприятии другого человека использовать разные сенсорные каналы. С другой стороны, мы убедились в том, что способность воспроизвести чужие реакции, „сыграть" другого человека помогает нам лучше понять его. Сейчас два участника будут развивать в себе способность по общим ощущениям в своем теле определять отношение к себе других людей. Можно назвать эту способность „спинной чувствительностью", так как все участники будут повернуты к этим двум людям спиной, а сами два участника будут стараться стать к ним боком, спиной, чтобы лучше почувствовать их отношение к себе. Как утверждает Поль Экман, наше тело — „плохой лжец", а лицо — „хороший лжец". Именно поэтому мы исключили в данном упражнении возможность заглянуть в лицо и встретиться глазами с другими людьми.
Все остальные участники группы будут разделены мною совершенно произвольно на три подгруппы, которые будут изображать определенную эмоцию, определенное отношение к тем двум участникам, которые будут тренировать свою спинную чувствительность. Это отношение никак не связано с реальными отношениями участников в группе. Для каждой группы оно будет мною назначено. Итак, когда два участники вернутся в комнату, у окна будут сидеть в ряд спиной к центру четыре человека, „играющие" какое-то одно определенное отношение, например, восхищение теми, кто только что вошел, У правой стены, тоже спиной к центру, в ряд сядут четыре человека, „играющие" другое, тоже вполне определенное отношение к этим людям, а у левой стены будут находиться еще четыре человека (тоже в ряд и тоже спиной к центру), „играющие" третье отношение к ним. Задача тренирующихся — сохраняя молчание, подойти последовательно к каждой из подгрупп, постоять возле них, повернуться по отношению к ним то лицом, то боком, то спиной, пройти вдоль ряда, может быть, нагнуться к ним, потом отойти, вновь быстро подойти и т. п. После того как каждый из двух тренирующихся телесно исследует отношение каждой из подгрупп, я попрошу их встать в центр и ответить на мои вопросы. Тех, кто будет сидеть спиной к центру и изображать то или иное отношение, я еще специально проинструктирую.
Ну, а теперь, кто хотел потренировать свою „спинную чувствительность"?».
После того как два вызвавшихся выполнять это упражнение участника удалятся в коридор, тренер рассаживает подгруппы и назначает им определенное отношение к вышедшим: например, одной подгруппе страх, другой — любовь, третьей — неприязнь; или страх, любовь и зависть; или зависть, недоверие и восхищение, и т. п.
Тренер подходит к первой подгруппе и предлагает каждому участнику внушить себе заданное отношение к вышедшим людям: «Я завидую тебе, потому что ты слишком быстро соображаешь... Я тебе завидую, завидую... так как ты меня артистичнее... раскованнее... легкомысленнее... я тебе завидую...» и т. п. Другой подгруппе он предлагает внушать себе страх: «Я тебя боюсь, ты можешь меня задеть... Я тебя боюсь... боюсь... ты сильнее... о, как мне страшно, когда ты здесь... и т. п.» Третьей подгруппе предлагается внушать себе любовь (или симпатию); «Ты мне так нравишься, ты такой симпатичный... Я отношусь к тебе с любовью... Люблю тебя и все...» и т. п.
Эти самовнушения участники должны постоянно повторять про себя на протяжении всего упражнения.
Тренер приглашает вышедших и те молча подходят к каждой из подгрупп и экспериментируют с разными положениями и движениями тела. Как правило, почувствовав определенное состояние возле каждой из подгрупп, они сами выходят в центр. Все участники в подгруппах остаются сидеть спиной. Тренер задает двум стоящим в центре участникам вопросы, проясняющие их отношения, и фиксирует их ответы кодами: 3 (зависть), С (страх) или Л (любовь) в зависимости от того, на какую группу указывает каждый из них. Вот примерная серия вопросов: