ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 3467
Скачиваний: 20
Существенным отличием программы тренинга креативности, разработанной нами в Институте тренинга, от известных нам подходов развития способности к творчеству следует признать включение в программу модуля «Управление опытом».
Концептуально этот фрагмент тренинга основывается на группе экспериментально установленных фактов о взаимосвязи между творческими проявлениями и характеристиками накопленного субъектом опыта. В частности, обнаружено, что периоду продуктивной, творческой деятельности предшествует продолжительный период напряженной работы, учебы. По некоторым данным профессионал нуждается в освоении нескольких десятков тысяч паттернов, отражающих взаимодействие элементов его профессиональной реальности, прежде чем он оказывается способным к нахождению нетривиальных, конструктивных решений и их реализации. Агата Кристи в «Рождественской трагедии» пишет: «Все дело в опыте и практике. Я слышала, что, если археологу показать один из забавных египетских скарабеев, ему будет достаточно одного взгляда, чтобы определить, каким тысячелетием до нашей эры датируется вещица и не подделка ли она. Он не всегда сможет объяснить, почему пришел к такому заключению, он просто знает и все. Он всю жизнь занимался этим, у него интуиция».
Любознательность, открытость любому опыту, стремление к его приумножению характерны для людей, проявляющих креативность в различных областях деятельности.
Разнообразие и обширность опыта создают условия для установления большего числа взаимосвязей между явлениями, событиями, фактами, что повышает вероятность появления новых идей. Р. Эпштейн, доктор философии, заслуженный директор Кембриджского Центра Исследований поведения в штате Массачусетс США пишет: «Чтобы повысить свой творческий потенциал, изучайте что-нибудь новое. Если вы банкир, научитесь танцевать чечетку. Если вы нянечка, займитесь курсом мифологии. Прочитайте книгу на малознакомую вам тему. Смените газету. Новое соединится со старым в доселе неведомых и, возможно, удивительных формах».
Знакомый нам мир отделен от мира неизвестного очень тонкой, иногда почти условной границей. Как пишет Ю. Кузнецов, «край света за каждым углом». Поэтому неудивительно, что преодолеть эту границу и более того, делать это неоднократно, удается тем, кто постоянно раздвигает их, не признает их неприкосновенность.
Программа тренинга находится в постоянном развитии и то, что сказано выше, может претерпеть значительные изменения уже в недалеком будущем. Тем не менее, мы рассчитываем, что ознакомление с предложенной информацией даст тому, кто будет читать и использовать этот каталог в работе, возможность более уверенно ориентироваться в психогимнастических упражнениях, которые могут быть использованы для развития креативности.
ПИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. ПИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ (ЭТАП ЗНАКОМСТВА).
В этом разделе представлены некоторые варианты знакомства участников группы тренинга креативности. Их специфика связана с особенностями программы, для реализации которой необходимо с самых первых шагов создавать в группе креативную среду — среду, побуждающую к проявлениям творческого мышления и поведения.
Знакомство осуществляется после вступительного слова ведущего, в котором он говорит о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы и режим работы тренинговой группы.
УРАЖНЕНИЕ 1.
Участники группы сидят по кругу.
«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».
Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды.
Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие в голову качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.
В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае тренер может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд противоречивых качеств. Возможно обращение в этим же вопросом к группе.
Бывает так, что кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный, тренер может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.
В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.
УРАЖНЕНИЕ 2.
Участники группы сидят по кругу.
«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый по очереди, по кругу, по часовой стрелке, будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений, и одно желаемое хобби, то, которое Вы хотели бы иметь, но пока это по той или иной причине не осуществилось, тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторит то, что скажет первый, а начиная с третьего, все будет повторять то, что расскажут о себе два предыдущих человека. Итак, имя, хобби реальной и хобби желаемое...».
Тренер выдерживает паузу две- три минуты, давая возможность всем подумать; если кто-то выражает желание начать, тренер обращается к группе с вопросом: «Нужно еще кому-нибудь время, чтобы подумать?», и только, убедившись, что все готовы, предлагает желающему начать.
В результате такого знакомства происходит ощутимое изменение в эмоциональном состоянии группы: каждый предстает перед всеми в новом качестве: группа узнает, что кто-то купается в проруби зимой, а кто-то разводит цветы. Среди нереализованных пока увлечений часто встречаются очень неожиданные, нестандартные, что соответствует содержанию тренинга креативности, создает соответствующую целям тренинга атмосферу.
Достаточно часто после завершения знакомства кто-то из участников группы говорит: «Какие мы разные!», и эта идея многообразия, необходимости видеть каждое явление, событие, каждого человека с разных сторон «красной нитью» проходит через весь тренинг.
Можно усложнить этот вариант знакомствам. Для этого, после того как все участники представятся, расскажут о своих реальных и желаемых увлечениях, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут для того, чтобы, учитывая то, что мы сейчас узнали друг о друге, написать рассказ о нас, о нашей группе. Постарайтесь при этом упомянуть в рассказе, включить в описываемые в нем события каждого. Жанр можете выбрать любой».
После того как все завершат работу, тренер предлагает каждому прочитать свой рассказ, сообщив при этом, что их содержание обсуждаться не будет. Тренер тоже принимает участие в этой работе.
УРАЖНЕНИЕ 3.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас мы будет знакомиться и сделаем это так. Каждый по очереди назовет три слова, каким-то образом связанные с его именем. При этом само имя называть не надо. Все мы, после того как прозвучат три слова, дающие информацию об имени того, кто их назвал, постараемся понять, как зовут этого человека и скажем его имя».
Это задание существенно повышает активность участников, степень их включенности в работу, Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения многих феноменов, относящихся к содержанию тренинга: ассоциативного мышления, барьеров проявления креативности (в частности, стереотипности мышления), влияния маловероятных факторов на взаимодействие людей и т. д. Выполнение задания оказывает мотивирующее влияние на участников, так как само собой происходит сравнение вариантов представления в сознании каждого участника, опирающееся на субъективные критерии стандартности — нестандартности, адекватности — неадекватности.
УРАЖНЕНИЕ 4.
Участники группы сидят по кругу.
«Математики склонны, все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».
Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.
УРАЖНЕНИЕ 5.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного, нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим».
Такое знакомство дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порождает значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основам. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участникам приятно сообщить о своем опыте отношений с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с их именами.
После того как все участники завершат свои рассказы, тренер может подвести итог, перечислив все особенности, характеристики, свойства, которые были названы и могут рассматриваться как проявления творческости, креативности.
УРАЖНЕНИЕ 6.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас мы познакомимся. Для начала у нас будет некоторое время, в течение которого надо будет вспомнить какой-нибудь жизненный эпизод, случай или ситуацию, в которой Вы вели себя нестандартно, необычно, творчески. Когда все будут готовы, кто-то первый начнет, назовет свое имя и расскажет этот случай или жизненную ситуацию. Затем то же самое сделает каждый из нас».
Этот вариант представления дает возможность участникам познакомиться, сделать шаг на пути осознания своего опыта, сосредоточиться на проблематике, соответствующей содержанию тренинга креативности. Кроме того, в ходе такого знакомства в группе за короткое время появляется обширная, эмоционально окрашенная, разнообразная информация. Применяемая нами методика измерения информационной насыщенности среды тренинга в условных единицах новой информации показывает, что в ходе этого упражнения каждый участник группы общей численностью 15 человек может получить до 400 условных единиц, что в 200 раз повышает фоновый дневной показатель (под условной единицей новой информации мы понимаем факт или событие, которые до настоящего времени не были известны человеку, а также неизвестное ему ранее отношение к знакомому факту, необычная интерпретация, угол зрения, рассмотрения). Этот эффект значительно усиливает мотивацию на участие в тренинге, так как воспринимается как сигнал «здесь происходит много нового, интересного».
УРАЖНЕНИЕ 7.
Этот, а также следующий вариант знакомства лучше использовать после того, как участники группы представились и немного рассказали о себе: например, где они работают, какова сфера их интересов.
Участники группы сидят по кругу.
«Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали».
Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при котором происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в образную форму, ассоциирование появляющихся идей с содержанием опыта (правополушарные механизмы). Участники групп придерживаются различных стратегий при выполнении этого задания. Эти стратегии не анализируются на данном этапе работы, вместе с тем ведущий фиксирует их проявления. Впоследствии полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.
Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу проговорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характеристик и подбирает символизирующие их объект материального мира, животное и растение.
УРАЖНЕНИЕ 8.
Участники группы сидят по кругу.
«По-видимому, каждый из нас в тот или иной момент своей жизни идентифицировал себя с кем-то из литературных героев, исторических личностей, известных людей, представлял себя на их месте, мысленно пытался пожить жизнью этого человека, посмотреть на мир его глазами, пережить его чувства. Вспомните об этом...
А теперь продолжим знакомство и будем еще раз называть свое имя и говорить о тех людях, героях, персонажах, с которыми мы себя так или иначе идентифицировали».
Этот вариант знакомства оказывает позитивное влияние на групповую атмосферу: повышается уровень доверия, участники многое узнают друг о друге.
Для некоторых людей это задание может оказаться сложным в силу личного характера сообщаемой информации. Тренер принимает в нем участие и стремится к тому, чтобы его представление прозвучало одним из первых. При этом он не торопит участников и не комментирует то, что говорят о себе члены группы. После того как все выскажутся, тренер может предложить участникам задать вопросы друг другу, если в этом есть необходимость.
УРАЖНЕНИЕ 9.
Участники группы сидят по кругу.
Тренер стоит в центре круга.
«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, кто умеет водить машину", и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу, Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобится немного позже».