Файл: Психогимнастика в тенинге (Хрящева).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 3463

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УРАЖНЕНИЕ 14.


Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас, бросая друг другу мяч, будем, не повторяясь, называть качества, особенности поведения, присущие, с нашей точки зрения, креативному человеку. Постараемся быть внимательными, запоминать названные характеристики, а также и то, у кого уже мяч побывал. Будем стараться, чтобы все принимали участие в работе».

После того, как мяч побывает два-три раза у каждого, тренер изменяет инструкцию: «А теперь, продолжая бросать мяч, будем называть качества, особенности поведения антипода креативного человекам.

Это упражнение способствует осознанию проявлений креативности, что дает возможность тренеру в дальнейшем предложить участникам группы ориентировочную основу с перечнем этих проявлений и на следующем этапе работы перейти к их развитию, тренировке.


УРАЖНЕНИЕ 15.


Участники группы сидят по кругу.

«Давайте все вместе напишем рассказ о городе, 6 котором собрались и живут самые некреативные люди из всех живущих на Земле. Кто-то из нас начнет и скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ. Далее будем двигаться по часовой стрелке по кругу, и каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои фразы».

Обычно достаточно сделать два круга, после чего остановить работу. При этом тренер может предложить тому участнику, который замыкает второй круг, предложить придумать именно заключительные фразы.

Это упражнение позволяет участникам группы через описание противоположности осознавать, что такое креативность и в чем она проявляется. Рассказ может получиться достаточно мрачным, если участникам не удается отнестись к ситуации с юмором. В этом случае после завершения рассказа можно предложить сделать что-то более веселое, например, заняться поисками «пум-пум-пума».


УРАЖНЕНИЕ 16.


Участники группы сидят по кругу. В центре круга лежит бумага, краски, фломастеры и т. д. — все, что необходимо для рисования. «Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность так, как вы ее понимаете. У нас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки».

После того как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он (а) понимает, что такое креативность.

Упражнение позволяет сформулировать многие сущностные характеристики креативности как свойства личности, творческого процесса, а также отличительные особенности именно творческих продуктов деятельности.

Приведем примеры того, что говорили некоторые участники групп тренинга креативности, рассказывая о своих рисунках.

Ольга. «Я хотела на своем рисунке показать роль внешних условий: из ручейка получается океан. Это означает, что креативность развивается в подходящих условиях, и сама потом питает других».


Татьяна (на рисунке — мозаика): «Для меня креативность — это движение от хаоса к гармонии».

Саша (на рисунке разноцветная спираль): «Креативность — это развитие, радость, бесконечность».

По ходу обсуждения тренер предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того как все выскажутся, тренер подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ (содержательных модулей), в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.


УРАЖНЕНИЕ 17.


Участники группы сидят по кругу.

У тренера в руках карточки, на которых написаны названия; предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т. п.

«Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача — узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, „сообщить" Светлане, что написано на карточке».

Те, кто окажется в центре круга и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.

Анализ затруднений, источников напряжений, возникающих в процессе выполнения задания, позволяет обнаружить и обозначить некоторые барьеры креативности, в частности, такие как ориентация на оценку, желание во что бы то ни стало сделать правильно, неустойчивая сниженная самооценка, страх не найти ответ.

В то же время в ходе обсуждения появляется возможность поговорить о механизмах возникновения решения.

Дело в том, что для достижения цели отгадывающему необходимо устанавливать связи между получаемой информацией и находить нечто, объединяющее всю информацию (безусловно, в том случае если он ее точно, без искажений воспринял). Например, в одной из тренинговых групп, когда на карточке было написано слово «весна», участники изобразили сев, радость при появлении первых цветов, возможность снять теплые вещи и одеться легче, прыгали через воображаемые лужи, приветствовали прилет птиц и т. д. Показательными были рассуждения вслух того, кто отгадывал слово: «Что же это такое, что объединяет все это: птицы летят, что-то сеют, рвут цветы?»

В ходе обсуждения проделанной во время этого упражнения работы (также как и в упражнении 13) можно начать разговор об этапах креативного процесса. Работа, которую проделывают отгадывающие, отчетливо демонстрирует, как важно для успешного разрешения проблемной ситуации тщательно пройти этап подготовки, сбора информации.


Упражнение вовлекает в работу всех участников тренинга. Они ищут более выразительные средства для того, чтобы изобразить отгадываемое слово, развивают свою фантазию, изобретательность и экспрессивность.


УРАЖНЕНИЕ 18.


Участники группы сидят по кругу.

У тренера в руках мяч.

«Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, кому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу „молоток". Кроме его прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.

Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.

Итак, тот, кому я брошу мяч назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и постараемся сделать так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого».

Это упражнение прежде всего направлено на осознание барьеров креативности.

Для более отчетливого их проявления тренер побуждает участников реагировать быстро, т. е. создает внешний барьер: ограничение времени, который дает о себе знать при наличии внутренних барьеров, актуализируя их влияние на человека.

В ходе работы, когда кто-нибудь длительное время не может найти очередной вариант нестандартного использования предмета, можно предложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв руку или кивнув головой. В группе всегда находится несколько человек, имеющих один или даже несколько вариантов.

В ходе обсуждения проделанной работы можно задать группе такие вопросы: «В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?», «Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?», «Что вам помогало справляться с поставленной задачей? »

Когда речь идет о трудностях, с которыми участники столкнулись при выполнении задания, тренер может обратиться прежде всего к тем, кто долго молчал, не давая ответа, в то время как у многих варианты были, и попросить сообщить свое видение этой ситуации. Участник одной из групп тренинга креативности сказал следующее: «Гораздо легче что-то придумывать, когда на меня не смотрят. Если мяч у меня, и я должен говорить, и меня все ждут, кажется, что время тянется очень медленно».

Действительно, у многих из нас есть сформированный еще в детстве стереотип « Нельзя заставлять себя ждать». В этой ситуации он начинает действовать, и у человека возникает напряжение, блокирующее свободный поиск вариантов ответа.


Среди состояний, возникающих в ходе выполнения задания, участники называют волнение, тревогу, смущение. Возникает идея оценивания: «...все на меня смотрят и ждут, когда я отвечу, и мне кажется, что другие отвечали быстрее и лучше».

Достаточно часто во время обсуждения удается обнаружить такие внутренние барьеры креативности как стереотипы, желание во что бы то ни стало сделать правильно («я молчала, потому что искала лучший вариант»), ориентация на одобрение, сниженная самооценка.

К внешним барьерам проявления креативности, которые отчетливо обнаруживают свое влияние в ходе выполнения этого упражнения, относятся: временное ограничение (ситуационный стресс-фактор), оценивание (эту реакцию участники сами приписывают окружающим их людям).

Упражнение дает возможность лучше понять, какие условия способствуют проявлению креативности.

Кроме того, в ходе обсуждения появляются идеи относительно того, что помогало выполнить задание. Среди них: нестатичность возникшего образа предмета («я представляла большую люстру, поменьше, из разных материалов, со стеклянными, с плетеными плафонами, и тогда возникали все новые и новые варианты ее использования»); сознательное изменение образа предмета; свободная обстановка в группе.




УРАЖНЕНИЕ 19.


Для проведения этого упражнения участникам группы надо заранее дать такое домашнее задание: «Составьте перечень идей, принципов, привычек, которым Вы особенно привержены, невозможность следовать которым вызывает у вас напряжение».

Работа проводится в три этапа.

На первом этапе группа разбивается на подгруппы: по 4—5 человек в каждой.

«Сейчас в ходе обсуждения б малых группах составьте общий для вашей группы перечень тех идей, принципов, привычек, которым бы особенно привержены, невозможность реализации которых вызывает у вас напряжение. Не стремитесь к обобщениям; пусть те принципы, привычки, которые войдут в список будут достаточно конкретны».

На выполнение этого задания уходит примерно 30—40 минут.

На втором этапе участники сидят полукругом.

Тренер на доске или на большом листе ватмана (что предпочтительнее, так как информация останется до конца тренинга) записывает то, что подготовила каждая подгруппа. В ходе этой работы постоянно возникает обсуждение, члены группы говорят о том, какое влияние на самочувствие, поведение, жизнь оказывает их приверженность тем или иным принципам.

Приведем примеры идей, принципов, привычек, которые достаточно часто включают в перечень участники групп тренинга креативности:

  • всегда надо выполнять обещанное;

  • запланированное должно быть выполнено;

  • надо отвечать на письма сразу;

  • любовь к порядку, чистоте;

  • нельзя проявлять бестактность;

  • надо быть одетым сообразно ситуации;

  • нельзя брать деньги в долг;

  • нельзя публично говорить о своих чувствах;

  • я обязан откликаться на все просьбы родственников;

  • нельзя делать хорошо одновременно два дела;

  • важные дела надо доводить до конца и делать их очень хорошо и т. п.


После того как общий перечень составлен, группа переходит к третьему этапу работы.

«Прочитайте внимательно составленный нами перечень и отметьте в нем, во-первых, две идеи, принципа или привычки, которым вы на самом деле привержены, но до сих пор это не осознавали, и, во-вторых, две — которые у вас были, но теперь уже не действуют на бас так сильно, как раньше».

После того как все выполнят это задание, тренер предлагает каждому участнику назвать две идей, принципа или привычки, приверженность которым обнаружена во время работы над общим перечнем, а также те идеи, принципы, привычки, которые уже не оказывают на человека столь сильного влияния. При этом можно предложить рассказать, что помогло преодолеть ранее существовавшую жесткую идентификацию.

Конечно, дело не в том, чтобы полностью отказаться от привычек, стереотипов, шаблонов мышления и поведения, а в способности осознавать те из них, которые тормозят развитие, поиск новых решений. На это, собственно, и направлено данное упражнение.

Уотермен Р. (1988) пишет: «Дилемма обновления состоит в том, что привычки полезны. Они помогают нам проложить маршрут в повседневных сложностях жизни, позволяя быстро реагировать на повторяющиеся события... Однако, сколь не полезны привычки, с одной стороны, они также служат и основным препятствием в постоянной борьбе за соответствие меняющемуся миру».

Наиболее сильно мешают проявлению креативности как раз те идеи, принципы, привычки, которым человек особенно привержен, невозможность следовать которым вызывает напряжение, дискомфорт. Аналогичные состояния возникают и в том случае, когда этим принципам, стереотипам не следуют, не соответствуют другие люди. Наличие у человека большого числа такого рода привычек и стереотипов является свидетельством статичности и, как правило, недостаточной осознанности его опыта. Степень жесткости стереотипизированных фрагментов сознания определяет и открытость человека новому опыту, а также то, насколько травматичными для него будут происходящие вокруг изменения.


УРАЖНЕНИЕ 20.


Участники группы сидят парами. Тренер принимает участие в работе в том случае, если в группе — нечетное количество участников.

«Вспомните все, что вы уже знаете друг о друге, то, что говорил ваш партнер, как он вел себя, действовал в различных ситуациях нашей совместной работы и после этого по очереди расскажите друг другу о том, проявление какого стереотипа, привычки, идеи, которой очень привержен Ваш партнер, вы заметили в его поведении».

После того как работа в парах закончена, группа возвращается в круг, и тренер может задать максимально открытый вопрос «Расскажите о ваших впечатлениях от работы в парах» или конкретизировать его «Что вы нового узнали о себе во время работы в парах?». Возможны и другие варианты вопросов.