Файл: Голованова-История Росии 18 в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2020

Просмотров: 1068

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОДЕРЖАНИЕ



I. Предисловие

II. Организационно-методический раздел

III. Тематический план

IV. Экзаменационные вопросы

V. Тематика курсовых и выпускных

квалификационных работ

VI. Содержание и виды самостоятельной работы

VII. Форма итогового контроля

VIII. Рекомендуемый библиографический список

IX. Планы семинарских занятий и методические

рекомендации студентам

X.Тесты для проверки остаточных знаний



I. ПРЕДИСЛОВИЕ


Учебный курс «История России XVIII в.» изучается на историческом факультете студентами 2 курса в 3 семестре. На лекционный материал отводится 56 часов, на семинарские занятия - 54 часа. Курс «История России XVIII в.» является одной из базовых учебных дисциплин в подготовке учителя истории. Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Учебный материал курса ориентирован на усвоение студентами новейших теоретических достижений в современной исторической науке и овладение разнообразными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.


II. ОРГАНИЗАЦИОНННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Цель курса – познакомить студентов с основными методологическими подходами изучения России XVIII в., категориальным аппаратом данного периода истории, раскрыть сущность основных проблем современной историографии, а также дать представление о специфике и закономерностях развития политической, социальной, экономической, внешнеполитической истории России XVIII в., особенностях русской культуры.

Курс «Истории России XVIII в.» решает и важные воспитательные задачи. Знание истории своего отечества формирует гражданские позиции, патриотизм, воспитывает интеллектуальную личность, с высокими нравственными качествами, способную к самосовершенствованию и самостоятельному научному познанию исторического прошлого.

Курс «История России XVIII в.» находится в тесной связи с дисциплинами общегуманитарного цикла – политологией, правоведением, философией, культурологией. Логика курса выстроена таким образом, что предполагает теснейшую связь с предметами исторического блока – «История России IX-XVII вв.», «История России второй половины XIX в.», «Историография».

Процесс изучения дисциплины «История России XVIII в.» направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных - ОК-2, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12; ОКВ-1, ОКВ-2, ОКВ-3, ОКВ-4; профессиональных - ПК-1, ПК-3, ПКВ-1, ПКВ-2, ПКВ-4.

Студент, прослушавший курс истории России XVIII в., должен знать: первоисточники по проблемам политической, экономической, социальной и международной истории этого периода; историю изучения и основные историографические проблемы; периодизацию данного исторического периода; этническую, конфессиональную историю народов многонациональной России; историческую модернизацию государственного аппарата и местных органов управления; историю Русской Православной церкви и ее отношения с государством; становление сословного строя; крестьянский вопрос; исторические закономерности развития сельского хозяйства, промышленности и торговли; изменения в финансовой политике; международное положение России; социальные движения протеста; типологическое своеобразие развития русской культуры.


Студент должен уметь: комментировать и интерпретировать источники; проводить историографический анализ; владеть навыками исследовательской работы. В ходе изучения курса «История России XVIII в.» студенты приобретают умения получать новые знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Важная роль в изучении курса «История России XVIII в.» принадлежит семинарским занятиям, в ходе которых студенты имеют возможность овладевать алгоритмами познавательной деятельности и демонстрировать свои творческие способности. Целью семинарских занятий является активизация обучения студентов, привития им навыков самостоятельной исследовательской и аналитической работы.

В процессе семинарских занятий необходимо:

- закрепить знания, усвоенные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

- организовать самоконтроль по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей;

- выработать умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего;

- развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступлениях с докладами и сообщениями.

 


II. СОДЕРЖАНИЕ

1. Российская империя к началу XVIII в. Территория. Административное деление. Население (этнический, конфессиональный, демографический и иные аспекты). Уровень социально-экономического развития. Социальная организация русского общества, принципы управления, финансы, армия. Геополитическое положение России и внешнеполитические задачи. Кризис традиционализма.

Периодизации истории России XVIII в. Проблемы методологии и терминологии.

2. Россия в первой четверти XVIII в. Династический кризис конца XVII в. Петр I - новая концепция императора на престоле. Азовские походы и их значение. «Великое посольство» 1696 г.: цели и итоги. Формирование основных принципов государственной политики. Военная реформа: рекрутская система комплектования, «Устав воинский» (1716 г.), создание военно-морского флота.

3. Модернизация Российского государства при Петре I. Переход от сословно представительной монархии к абсолютизму. Идеология абсолютизма. «Устав о престолонаследии» и легитимность власти. Изменение характера русской государственности. Российская империя.

Административные реформы Петра I. Губернская реформа 1708-1710 гг. Формирование коллегиальных принципов управления. Создание Правительствующего Сената (22 февраля 1711 г.): формы и размеры компетенции. Контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Система коллегий - учреждений с четко выраженными функциями отраслевого управления, с коллегиальным устройством и регламентацией обязанностей всех чиновников. «Реестр коллегиям...» 1717 г. Создание института прокуратуры. Генеральный регламент (1720 г.) и регламенты отдельных коллегий.

Церковь и государство. Ликвидация патриаршества. Учреждение Монастырского приказа в 1701 г. Теоретическое обоснование реформы церковного управления в Духовном регламенте 1721 г. Создание Святейшего Синода (февраль 1721 г.).

4. Социальная политика правительства Петра. Социальная структура русского общества в конце XVII в. Введение ревизского учета населения. Замена подворной системы обложения подушной податью. Крепостное крестьянство - как единый социальный слой. Сословно-служилая реформа. Дворянство. Принцип личной выслуги. «Табель о рангах» (1722-1724 гг.). Принцип единонаследия. Однодворцы. Государственные крестьяне (Плакат 1724 г.). Обособление духовенства. Городская реформа 1721-1722 гг.: регламент Главного магистрата и деление городского населения по гильдиям. Российская историография о социальном строе в России (состояние - сословие).

5. Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. Сельское хозяйство. Экстенсивный характер земледелия. Новации сельскохозяйственного производства: внедрение литовской косы, новых пород скота. Расширение посевов льна и конопли, развитие садоводства. Государственное регулирование развитием крупного промышленного производства. Создание Мануфактур- и Берг-коллегий. Проблема капитала и рабочей силы. Приписные крестьяне. Географическое разделение труда и внутренняя торговля. Состояние путей сообщения. Роль общероссийских ярмарок. Внешняя торговля. Политика протекционизма. Основные центры внешней торговли: Архангельск, Петербург, Рига, Астрахань. Итоги экономического развития в первой четверти XVIII в.


6. Внешняя политика России в первой половине XVIII в. Балтийское направление внешней политики Петра I. Оформление Северного союза России, Дании и Саксонии. Основные цели союзников в войне с Швецией. Периодизация Северной войны (1700-1721 гг.) и основной календарь военных действий. Ништадский мирный трактат 30 августа 1721 г.

Русско-турецкая война 1710-1711 гг. Прутский договор и его условия. Иранское направление внешней политики. Каспийский поход. Петербургский союзный договор 1723 г. Константинопольский русско-турецкий договор 1724 г.

7. Культура России в первой четверти XVIII в.. Россия на пути от средневековья к новому времени. Предпросвещение: Петровские реформы, их социально-историческая необходимость и значение для «европеизации» русской культуры. Роль искусства в осуществлении просветительской политики: градостроительство, театр и музыка, развитие живописи и скульптуры. Иностранные мастера и формирование национальной художественной школы.

Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. «Елизаветинское барокко».

8. Итоги петровских преобразований.

9. Россия с 1725 по 1762 г. История «дворцовых переворотов» в отечественной историографии (В.О. Ключевский, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, Н.А. Полевой, С.В. Ешевский. П.К. Щебальский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.М. Троицкий, Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский и др.). «Устав о наследии престола» 1722 г. и проблема престолонаследия в 30-60-е гг. XVIII в.

10. Россия в период правления Екатерины I и Петра II. Придворная борьба вокруг российского престола в январе 1725 г. Екатерина I - первая женщина на русском престоле. Изменения в системе центрального управления. Образование Верховного тайного совета (1726 г.). Торгово-промышленная политика. Положение крестьян и система налогообложения.

Оценка периода правления Петра II в исторической литературе. Экономическая политика. Реорганизация местного управления. Попытка кодификации законодательства.

11. Принципы абсолютной власти Анны Иоанновны. Династический кризис 1730 г. «Кондиции» - попытка ограничения самодержавия. Дворянские проекты и их значение. Внутренняя политика. Изменения в системе управления. Создание Кабинета Ее Императорского Величества (1731 г.) и его деятельность по важнейшим вопросам внутренней политики. Расширение привилегий дворянства. Указ о защите православия 1730 г. Регулирование полицейской сферы. Состояние русской армии, указы об армии и флоте. Финансовое и экономическое состояние государства. Итоги правления Анна Иоанновны, историографические штампы ее изучения.

12. Царствование императрицы Елизаветы Петровны. Особенности дворцового переворота 1741 г. Елизавета Петровна как человек и политик. Восстановление значения Правительствующего Сената. Воссоздание Берг- и Мануфактур-коллегий, Главного магистрата. Возвращение к петровским порядкам в бытовой сфере. Финансы государства и налоговая политика. Новая таможенная политика. «Промышленный бум» елизаветинского времени. Создание заемных банков. Денежная реформа. Развитие института крепостничества. Деятельность Уложенной комиссии. Внешнеполитические проблемы.