ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2020
Просмотров: 1114
Скачиваний: 3
Подводя итог, докажите, что в конце XVIII в. дворянство стало полноправным сословием.
4. Вторым по значимости документом, принятом 21 апреля 1785 г., стала «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Обратите внимание, что она была адресована не сословию, а именно городам и рассматривала не только личные и сословные права городского населения. Рассмотрите разделы грамоты, посвященные вопросам организации и деятельности купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления. Подробно остановитесь на второй главе грамоты, в которой определяются права и привилегии городского населения.
Семинар 20-21. Внешняя политика во второй половине XVIII в.
План
-
Характерные черты внешней политики Екатерины II.
-
Российско-турецкие войны 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.
-
Польский вопрос в международной политике России.
Литература
-
История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.
-
История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.
-
История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.
-
Екатерина II: Сочинения. - М.: Современник, 1990.
-
Сочинения Екатерины II /Сост. О.Н. Михайлова. - М.: Советская Россия, 1990.
-
Восточный вопрос во внешней политике России (конец XVIII - начало XX в.). - М., 1978.
-
Золоторев В.А. Развитие военной мысли и военного искусства в России во второй половине XVIII в. - М., 1984.
-
История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. - М., 1988.
-
Приймак Ю.В. К хронологии османского присутствия в Северо-Восточном Причерноморье (конец XV - первая треть XIX в.). - Армавир, 1997.
-
Просвещенный абсолютизм и внешняя политика России в 1762-1815 гг. // Отечественная история. - 2001. - № 3.
-
Россия и Польша: вековые проблемы // Родина. - 1944. - № 12.
-
Россия и Турция: 500 лет соседства // Родина. - 1998. - № 5-6.
-
Шербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. - Т.2. (Репринт). - Краснодар, 1992.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Необходимо проанализировать международное положение России после окончания Семилетней войны. Обратите внимание, что в Европе произошла очередная перегруппировка сил. Покажите, как новая ситуация повлияла на складывание отношений России с Пруссией, Австрией, Англией, Францией. Основными проблемами российской внешней политики, унаследованным Екатериной II с петровских времен, оставались турецкая и польская, которые решались в основной военной силой.
70-90-е годы ознаменовались серьезными успехами России в дипломатических и военных сферах. Обратите внимание на международную инициативу России 1780 года – Декларацию о вооруженном нейтралитете, согласно которой суда нейтральных стран, не участвующие в военном конфликте, имели право на свободную торговлю со всеми странами, включая и воюющие между собой. Раскройте основную идею так называемого «греческого проекта». Почему мирные инициативы России не имели успеха?
2. Российско-турецкий конфликт второй половины XVIII в. являлся наследием еще XVII в. Покажите, какие изменения произошли в отношениях двух противоборствующих сторон в первой половине XVIII в. Определите сферы столкновения интересов Турции и России (проблема южных границ, побережье Черного моря, Молдавия, Северный Кавказ, Закавказье). Российско-турецкие войны следует рассматривать по следующей схеме: причины, повод, ход военных действий и итоги. Особое внимание уделите анализу мирных договоров, подписанных 10 июля 1774 (Кючук-Кайнарджийский мирный договор) и 23 декабря 1791 г. (Ясский мирный договор).
3. При ответе на данный вопрос необходимо показать политическую ситуацию в Польше и ее место в геополитических интересах России и стран Западной Европы. Определите причины и условия разделов Польши в 1772 г., 1793 г. и 1795 г.
Семинар 22. Национальная политика Екатерины II
План
-
Основные положения национальной политики Екатерины II.
-
Политика России на территории Левобережной Украины.
-
Политика царского правительства в Прибалтике.
Темы для сообщений
1. Россия и народы Северного Кавказа во второй половине XVIII в.
-
Образование Черноморского казачьего войска.
Литература
-
История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.
-
История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.
-
История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.
-
Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII-XIX в.). – М.,2007.
-
Виноградов Б.В. Специфика российской политики на Северном Кавказе в 1783-1816 гг. – Славянск-на-Кубани, 2005.
-
История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. – М., 1988.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Особенности национальной политики Екатерины II были связаны с ее убеждениями о необходимости унификации управления на всей территории империи, что вытекало из представлений об оптимальной политическом устройстве.
Одним из важнейших направлений инновационного характера стало приглашение в Россию иностранных колонистов. Определите принципиальные отличия политики по приглашению иностранных специалистов Петра I и Екатерины II. Рассмотрите основные законодательные акты и условия поселения иностранцев.
2. Важным аспектом национальной политики Екатерины явилась реорганизация управления Украиной. Покажите особенности политического устройства и экономического развития Левобережной Украины. Обратите внимание, что с административной точки зрения территория Гетманщины была поделена на полки и сотни, верховная власть номинально осуществлялась гетманом. 17 января 1764 г. вновь была учреждена Малороссийская коллегия во главе с П.А. Румянцевым. Покажите, какими методами происходило включение Левобережной Украины в систему российской государственной машины и осуществлялся процесс хозяйственной интеграции. Особое внимание обратите на социальные проблемы: прикрепление крестьян к земле на московский манер и определение статуса украинской элиты.
В заключение студенты должны прийти к выводу, что при Екатерине I Украина окончательно интегрирует в Российскую империю. Отменяется гетманская система управления, ликвидируется судебная, финансовая и войсковая автономия, произошла секуляризация церковных земель.
3. Национальная политика Екатерины Великой в Прибалтике была направлена на ликвидацию самостоятельного статуса Эстляндии и Лифляндии. Учитывая важность стратегического положения этих территорий, действия российского правительства осуществлялись поэтапно с использованием различных методов (от уговоров до угроз и открытого вмешательства). Обратите внимание на следующие мероприятия правительства: регламентация крестьянских повинностей, упразднение «Особого прибалтийского порядка», отмену таможенных барьеров между Россией и Прибалтикой (1782 г.), разделение Прибалтики на губернии (Рижская и Ревельская), распространение действия Жалованной грамоты дворянству, введение Жалованной грамоты городам.
Семинар 23-24. Российская культура второй половины XVIII в.
План
-
Общественно-политическая мысль России второй половины XVIII в.
-
Реформы в области образования.
-
Исторические темы в литературе.
-
Особенности русского зодчества второй половины XVIII в.
-
Живопись и скульптура.
Основные понятия
дворянский сентиментализм, мещанский сентиментализм,
реализм, классицизм
Темы сообщений
1.Общественно-политические взгляды А.Н. Радищева.
-
Гений русского ученого - М.В. Ломоносова.
-
Русское театральное искусство второй половины XVIII в.
Литература
-
Алпатов М. Всеобщая история искусств. - Т.3. - М., 1955.
-
Жидков Г.В. Русское искусство XVIII в. - М., 1954.
-
Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. - М., 1978.
-
Ильина Т.В. история искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.
-
Ковалевская Н.Н. История русского искусства XVIII в. - М, 1962.
-
Ковалевская Н.Н. Русский классицизм (живопись, скульптура, грфика). - М., 1964.
-
Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII в. - М., 1987.
-
Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII в. - М., 1995.
-
Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX в. - М., 1994.
-
Очерки русской культуры XVIII в. - М., 1990.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В подготовке вопросов семинарского занятия по проблемам российской культуры второй половины XVIII в., студент должен исходить из того, что в этот период появляются новые веяния, практицизм и целесообразность, характерные для культуры XVIII в., уступают место идейно-нравственным проблемам и исканиям. Более сложной становится духовная жизнь общества, возрастает роль просвещения. Связь с общественными идеями эпохи Просвещения способствовала росту социальной направленности русской культуры. В этот период идет формирование национальной школы в русской литературе, театральном и изобразительном искусстве, музыке, которые подчиняются закономерностям европейского культурного движения. Опираясь на рекомендуемую литературу, необходимо осветить национальное своеобразие развития русской культуры, сосредотачивая пристальное внимание на выдающихся представителях русской культуры и произведениях искусства, созданных ими.
Семинар 25-26. Внутренняя и внешняя политика Павла I
План
-
Исторический портрет Павла I.
-
Внутренняя политика в павловское время.
-
Международное положение России.
Литература
-
Абрамова И. Рыцарь или безумец (Психологический портрет императора Павла I) // История. – 2006. - № 17.
-
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX в. - М., 1994.
-
Власть и реформы: от самодержавной к советской России. - СПб., 1996.
-
Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. - М., 1974.
-
Кизеветтер А.А. Исторические силуэты. - Ростов-на-Дону, 1997.
-
Омельченко О.А. К проблеме правовых форм российского абсолютизма второй половины XVIII в. // Проблемы истории абсолютизма. - М., 1983. - С.25-62.
-
Песков А.М. Павел I – М., 2003.
-
Соловьев С.М. Труды по истории России. – М., 2003.
-
Сорокин Ю.А. Отечественная историография о личности российского императора Павла I //Проблемы исторических наук. - Омск, 1992. - С.61-80.
-
Сорокин Ю.А. Павел I. Исторический портрет // Вопросы истории. - 1989. - № 11. - С.46-69.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Павла I называют одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. Формируя исторический портрет Павла I, учтите, что к моменту восшествия на престол императору уже было 42 года, то есть он был зрелым человеком со сложившимся характером, политическими убеждениями и представлениями о нуждах России и наилучших способах управления ею.
2. Первые шаги Павла-императора продемонстрировали его намерение действовать во всем наперекор политике матери. В результате, по словам В.О. Ключевского, «самые лучшие по идее предприятия испорчены были положенной на них печатью личной вражды». Во внутренней политике Павла I выделяют несколько взаимосвязанных направлений – реформа государственного управления, сословная политика и военная реформа. Во-первых, обратите внимание на изменение функций Сената, восстановление ряда коллегий. Во-вторых, реформирование системы местного управления. В-третьих, покажите основные мероприятия, направленные на ограничение дворянских привилегий. В-четвертых, рассмотрите противоречивую политику по крестьянскому вопросу. В-пятых, проанализируйте основные составляющие военной реформы. Известно, что изменения в армии вызвали большое недовольство офицерства. Какие военные порядки, введенные Павлом, вызывали наибольшее неприятие? Выделите положительные стороны военной реформы.
Говоря о внутренней политике Павла I, следует упомянуть также некоторые нововведения, связанные со статусом государя и царской семьи (Указ о престолонаследии, создание Министерства уделов).
Подводя итоги внутренней политики Павла I, покажите влияние павловских реформ на последующие развитие страны.
3. При анализе внешней политики Павла I следует четко выделять три этапа. На первом этапе (1796-1797 гг.) в противовес Екатерине II был взят курс на мирное сосуществование со всеми странами и отказ от активной внешней политики. На втором этапе (1798-1799 гг.) Россия возвращается к активному внешнеполитическому курсу. Особо следует рассмотреть причины довольно резкой смены курса. Необходимо отметить, что Павел не только вел активные боевые действия, но и попытался разработать идеологический противовес идеям Французской революции, использовав средневековую рыцарскую идею. Третий этап (1800-1801 гг.) характеризуется постепенным сближением с Францией, тайными переговорами о заключении союза против Англии и совместном походе в Индию. Особое внимание следует обратить на последствия такой резкой смены внешнеполитического курса.
Семинар 27. Россия в XVIII в.: итоговое занятие
План
-
Российская империя к концу XVIII в.: территория и границы.
-
Население России (этнический, конфессиональный, демографический аспекты).
-
Формирование сословного строя в России.
-
Российская империя и ее институты в XVIII в.
-
Проблема престолонаследия в России в XVIII в.
-
Итоги экономического развития.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При подготовке к семинарскому занятию используйте основную рекомендованную литературу, курс лекций и материалы к семинарским занятиям.
Для систематизации и закрепления знаний предлагается заполнить следующие таблицы:
Таблица 1
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII В.
Дата |
Территории, вошедшие в состав Российской империи в XVIII веке |
|
|
Таблица 2
СОСЛОВИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В XVIII В.
Сословие |
Права |
Обязанности |
Положение в обществе |
|
|
|
|
Таблица 3
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ДВОРЯНСТВА И КРЕСТЬЯНСТВА
В XVIII В.
Кто царствовал |
Изменения в положении |
|
Дворянства |
Крестьянства |
|
|
|
|
Таблица 4
РЕФОРМА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В XVIII в.
Реформы |
Годы |
Основное содержание |
Результат |
|
|
|
|
Таблица 5
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ В XVIII В.
Кто царствовал |
Орган государственной власти |
Функции, деятельность |
Кем осуществлялась данная власть ранее |
|
|
|
|