Файл: Нормативно-правовая база современного российского законодательства нормирования труда и ее применение в конкретных практических условиях..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
- большая трудоемкость нормирования труда;
- нормы, установленные при Советском Союзе, не учитывают современные изменения, в том числе появление новых правил бухгалтерского учета, расхождение учета налогового и бухгалтерского, установление новых требований к программному обеспечению;
- нормируются не все операции, которые применяются в современном бухгалтерском учете;
- такие рекомендации существуют не для всех отраслей и видов работ.
2. Способ - планирование с помощью установления плановых нормативов времени, исходя из фотографирования рабочего времени.
В качестве установления норм на группу операций или комплекс работ можно привести следующий пример расчета, разработанного с учетом расчета времени работы и фотографии рабочего времени.
Таблица 2
Фактический баланс рабочего времени мастера
Затраты времени |
Продолжительность |
Индекс |
|
мин. |
% |
||
Подготовительно-заключительная |
62 |
13 |
ПЗ |
Оперативная работа |
301 |
62,6 |
ОП |
Обслуживание рабочего места |
30 |
6,2 |
ОБС |
Отдых и личные надобности |
28 |
ОТЛ |
|
Потери рабочего времени в |
15 |
3,1 |
НТД |
Потери рабочего времени по |
44 |
9,1 |
НТП |
Итого |
480 |
100 |
Таблица 3
Сравнение фактического и нормативного балансов рабочего времени
Индексы |
Затраты времени в мин. |
Отклонения |
||
нормативные |
фактические |
излишек |
недостаток |
|
ПЗ |
30 |
62 |
32 |
- |
ОП |
420 |
301 |
- |
119 |
ОБС |
17 |
30 |
13 |
- |
ОТЛ |
13 |
28 |
15 |
- |
ПНД |
- |
15 |
15 |
- |
ПНТ |
- |
44 |
44 |
- |
Итого |
480 |
480 |
119 |
- |
При составлении проектируемого баланса все нерациональные затраты и потери рабочего времени исключаются, и за счет этого увеличивается оперативное время.
Соответственно, воздействовать на работников с целью повышения производительности труда возможно:
- повышая нормы оперативной работы;
- планируя премии за снижение времени отдыха сверх нормативных;
- уменьшая потерю времени по техническим причинам или в связи с нарушением трудовой дисциплины.
3. Способ - планирование, исходя из ежедневных (еженедельных) планов.
Данный способ является наиболее эффективным на сегодняшний день с точки зрения точных расчетов, поскольку позволяет добиться следующих результатов:
- контроль руководством поставленных задач;
- возможность изучения хронометража рабочего времени, ведь чем тщательнее план, тем более детально можно изучить затраты времени, а следовательно, более объективно использовать время работников и осуществлять оплату труда;
- возможность осуществления краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач, в том числе планирования конкретных видов работ, выявления препятствий;
- поощрение конкретных работников с более высокими производственными показателями.
Глава 2 Проблемы правового нормирования труда
В настоящее время правовое регулирование нормирования труда отстает от потребностей практики и недостаточно способствует целям трудового законодательства – установлению государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, созданию благоприятных условий труда, защите прав и законных интересов работников и работодателей. Ушло в прошлое большинство элементов общегосударственной системы нормирования труда: отчетность по «охвату нормированием», обязанность применения межотраслевых нормативов и т. д.[8]
Новые социально-экономические условия требуют переосмысления роли и места нормирования труда в системе управления эффективностью деятельности организаций, поиска новых, более гибких форм и способов нормирования труда. [9]
Роль нормирования труда как основы организации производства, повышения эффективности использования живого труда возрастает. В современных условиях правовое регулирование нормирования труда должно обеспечивать объективно необходимую деятельность по упорядочению процесса труда, которая на основе разработанных способов нормирования труда организует, регулирует и стабилизирует социотехническую систему каждой организации. Новая ситуация не может не отразиться на ориентации теоретических и методических исследований в сфере нормирования труда. Изучение проблемы правового регулирования нормирования труда, включая исследование исторического опыта России в этой сфере, должно быть направлено на поиск оптимальных правовых механизмов нормирования труда.
Многие как экономические, так и правовые проблемы нормирования труда ждут решения, что свидетельствует о недостаточной эффективности действующего законодательства в данной области. В условиях, когда налаженная в советский период система правового регулирования нормирования труда разрушена, рыночная экономика при отсутствии последовательной государственной структурной политики стимулирует развитие нежелательных процессов.
Назрела необходимость расширительного толкования правового регулирования нормирования труда. Наряду с традиционным способом нормирования труда (посредством установления норм труда) следует обратить внимание на правовой механизм нормирования посредством трудовой функции и рабочего времени. В последнее время широкое распространение получило превышение фактической продолжительности рабочего времени над его нормативной продолжительностью посредством привлечения к сверхурочным работам, применения ненормированного режима рабочего времени, гибких форм занятости; установление ненормированных по содержанию трудовых функций; установление норм труда исключительно на основе интересов работодателей. Все это лишает работников законодательно провозглашенных прав и гарантий в сфере труда, не обеспечивает реализации защитной функции трудового права. Специфика современного правового регулирования нормирования труда заключается в том, что оно должно осуществляться на стыке различных научных отраслей – теории и истории трудового права, экономики, социологии, физиологии, управления.
Очевидно, такое явление происходит в сфере образования в связи с введением эффективных контрактов с работниками вузов. В настоящее время нормативно-правовое регулирование недостаточно проработано для надлежащего функционирования эффективных контрактов, существуют значительные терминологические проблемы, не позволяющие применять положения подзаконных актов в полном соответствии федеральному законодательству. Так, сам термин «эффективный контракт» вовсе не является правовой категорией, а является экономической категорией, не вписывающейся в общую теорию трудового договора. Кроме того, не проработаны механизмы реализации требований по внедрению эффективных контрактов, не разработаны показатели и критерии эффективности деятельности работников сферы образования. Такие положения показывают необходимость проработки правового материала о трудовой функции работников во взаимосвязи с оплатой труда. При этом прорабатывать, изменять и дополнять необходимо в пределах тех формулировок, что даны федеральным законодательством, а именно Трудовым кодексом РФ, но не подзаконными нормативно-правовыми актами, как это происходит в настоящее время.
Отчасти такая ситуация складывается из-за отсутствия качественного изучения правового материала во взаимосвязи с экономическими категориями с целью приведения их в соответствие для эффективного взаимодействия права и экономики по реализации задач, предусмотренных новой системой эффективных контрактов, а также из-за формального характера критериев результатов труда работников по системе эффективных контрактов и сохранения ранее применявшихся выплат стимулирующего характера, имеющих низкую эффективность в современных условиях. Следовательно, нормирование труда необходимо понимать сегодня как комплексный анализ общетеоретических подходов в праве, экономике, управлении, социологии, физиологии к определению нормы труда. Соответственно нормированием труда являются организационно-управленческие отношения по установлению обоснованной меры труда, обеспечивающей правовые гарантии сторон трудовых отношений по реализации норм продолжительности рабочего времени, объема трудовой функции и норм труда.
Ни один из правовых способов нормирования труда (определение продолжительности рабочего времени, объема трудовой функции и норм труда) не должен игнорироваться. Содержательный и логический анализ категории «мера труда» позволяет сформулировать теоретическое положение о том, что самостоятельными элементами меры труда, правовыми механизмами нормирования труда являются закрепление норм продолжительности рабочего времени, установление норм труда, определение содержания трудовой функции. Сказанное не исключает совпадения этих элементов в одной мере труда. Продолжительность рабочего времени как элемент меры труда следует признать основным, поскольку именно предельная норма продолжительности рабочего времени должна быть положена в основу расчетов общих норм труда и определения общего содержания трудовой функции, что позволит реализовать защитную функцию трудового права. Нормирование рабочего времени предполагает государственное установление стандартов продолжительности рабочего времени. В то же время сторонам трудовых отношений должна быть предоставлена возможность разумно сочетать государственные стандарты и гибкие подходы к установлению норм рабочего времени, которые приобретают особую актуальность в современных технических условиях. Нормированию труда с помощью трудовой функции должно быть уделено особое внимание законодателя, поскольку степень интеллектуализации трудовой функции для большинства работников значительно возросла в связи с развитием современных технологий в новых социально-экономических условиях.
Происходят изменения в традиционном понимании трудовой функции, поскольку она становится более гибкой. Закрепление в трудовом законодательстве лишь способов ее определения представляется недостаточным. В связи с этим целесообразно вменить в обязанность работодателям принятие должностных инструкций и соответственно ввести в ТК РФ отдельную статью, посвященную порядку их разработки и утверждения, что позволит решить вопрос о наполнении трудовой функции непосредственно через содержание должностной инструкции. При этом следует установить правило об обязательности применения квалификационных справочников при определении содержания трудовой функции. Нормы труда являются основными измерителями интенсивности меры труда, способом нормирования труда. Правовой характер нормы труда позволяет реализовать гарантии сторон трудовых правоотношений по определению загруженности работника и соответствующей оплате его труда, а также по выполнению работником его трудовых обязанностей, норм труда на основе принципов обоснованности норм труда, равной напряженности норм труда на одинаковых работах в идентичных условиях, сохранения основной производительной силы общества – работников, участия работников в установлении норм труда, соответствия норм труда достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда, государственного участия в регулировании норм труда, обеспечения нормальных условий для выполнения норм труда. При этом нормирование должно производиться комплексно, в их сочетании, с обязательным внедрением последних разработок экономики, психологии, физиологии, социологии и других наук.
Институциональный подход к формированию правовых основ нормирования труда позволит решить проблемы в правовом регулировании нормирования рабочего времени как способа нормирования труда: о законодательном закреплении предельной продолжительности ежедневной работы для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также месячной и квартальной нормы сверхурочной работы, о распространении правил об ограничении сверхурочной работы на некоторые категории работников, о закреплении обязанности работодателя по установлению неполного рабочего дня по заявлению работников пенсионного и предпенсионного возраста, об установлении пропорциональной зависимости между фактически выполненной мерой труда и объемом некоторых трудовых прав работников при работе на условиях неполного рабочего времени, о законодательном закреплении максимальной продолжительности работы при ненормированном рабочем дне, о введении запрета на привлечение к работе на условиях режима ненормированного рабочего дня лиц в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, работающих на вредных, тяжелых, опасных работах;[10] в законодательной регламентации порядка установления содержания трудовой функции; обязанности работодателя по установлению норм труда на основе принципов обоснованности норм труда, равной напряженности норм труда на одинаковых работах в идентичных условиях, сохранения основной производительной силы общества – работников, участия работников в установлении норм труда, соответствия норм труда достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда, государственного участия в регулировании норм труда, обеспечения нормальных условий для выполнения норм труда.[11]