Файл: Нормативно-правовая база современного российского законодательства нормирования труда и ее применение в конкретных практических условиях..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
Введение
В современных условиях в качестве одного из важнейших направлений развития трудового законодательства является нормативно-методическое и информационное обеспечение решения вопросов правового регулирования нормирования труда.
Отсутствие законодательного определения ряда понятий, условий, процедурных положений в правовом регулировании нормирования труда затрудняет реализацию целей и задач трудового законодательства в целом, в частности порождает проблемы в регулировании вопросов установления и введения норм труда, определения содержания трудовой функции и продолжительности рабочего времени. Большинство ученых, занимающихся вопросами трудового права, приходят к выводу о необходимости развития правового регулирования нормирования труда.
Однако, как показывает практика, общество пока к этому не готово, положения о нормировании труда редко обращают на себя внимание законодателя и общественности. Насколько необходимо обращение к вопросам правового регулирования нормирования труда, каковы современные тенденции в его развитии, рассмотрим далее.
Курсовая работа является, исследованием проблемы нормирования труда под углом зрения современной теории трудового права.
Согласно поставленной цели будут решены следующие задачи:
- дано понятие нормирования труда;
- рассмотрено правовое регулирование нормирования труда и современные проблемы в их реализации;
- на примере материалов судебной практики освещен практический аспект правового нормирования труда.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Сущность нормирования оплаты труда
1.1 Определение норм труда
Нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Нормирование оплаты труда служит следующим целям:
- нормирование и организация труда;
- разработка систем оплаты труда;
- управление всеми видами трудовой мотивации;
- формирование коллективного договора и организация контроля за ходом его выполнения;
- контроль за соблюдением законодательства в области нормирования и оплаты труда;
- организация работы по аттестации рабочих мест;
- разработка графиков работы организации;
- анализ технико-экономических показателей структурных подразделений по труду;
- составление статистической отчетности по трудовым показателям.
Нормирование труда составляет основу внутрипроизводственного планирования. С помощью норм должны производиться расчеты производственных программ цехов, участков и заданий для отдельных рабочих мест, определяться количество оборудования и использование производственной мощности, трудоемкость изготовления продукции или услуг, а на этой основе - необходимая численность работников, фонд заработной платы, себестоимость продукции.
Статья 160 ТК РФ выделяет такие нормы труда, как нормы выработки, времени, обслуживания.
Таблица 1
Нормы труда[1]
Нормы труда |
||
Норма времени |
Норма выработки |
Норма обслуживания |
Это величина затрат |
Это установленный объем |
Это количество |
Однако в задачи нормирования труда входит не только выявление норм времени, выработки и норм обслуживания, задачи многогранны и во многом относятся от отношения самой компании к данному вопросу.
1.2 Виды нормирование труда и их правовое регулирование
Виды нормирования оплаты труда во многом зависят от позиции компании. Рассмотрим виды норм с учетом отношения работодателей к данному вопросу. К сожалению, негативный вариант нормирования оплаты труда встречается довольно-таки часто и влияет негативно в целом на производительность труда. Проиллюстрировать это возможно, руководствуясь динамикой производительности труда по данным Росстата[2].
120│
│ ┌─┐
│ │"├─┐ ┌─┐ ┌─┬─┐
│ ┌─┐ ┌─┬─┐ ┌─┐ │"│ │ ┌─┐ │"├─┐ ┌─┐ │"│ │
100│ │*├─┤"│ │ │*├─┤"│ │ │*│ │"│ │ │*├─┤"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*├─┤"│ │ │*│/│"│ │ ┌─┬─┐
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/├─┬─┐
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
80│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
60│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
40│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
20│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
│ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │ │*│/│"│ │
0└───┴─┴─┴─┴─┴──┬──┴─┴─┴─┴─┴──┬──┴─┴─┴─┴─┴──┬──┴─┴─┴─┴─┴──┬──┴─┴─┴─┴─┴──┐
2008 2009 2010 2011 2012
┌─┐
│*│ - производительность труда;
└─┘
┌─┐
│/│ - производство электроэнергии;
└─┘
┌─┐
│"│ - строительство;
└─┘
┌─┐
│ │ - торговля.
└─┘
Рисунок 1 – Динамика производительности труда за 2005-2009 гг.
Таким образом, в целом наблюдается вместо роста производительности труда его спад. И во многом это связано с тем, что многие компании не используют в работе нормирование труда.
При укрупненном планировании рассматриваются укрупненные показатели:
- отраслей;
- групп операций;
- компании в целом.
Компания может как самостоятельно рассчитать нормативы, так и воспользоваться уже рассчитанными укрупненными нормативами времени на конкретные виды работ. Иногда, согласно законодательным актам, заработная плата некоторых категорий работников не зависит от норм выполнения работ или услуг.[3]
Отраслевое планирование осуществляется на основании отраслевых соглашений.
В качестве примеров отраслевых норм можно выделить следующие:[4]
1) Рекомендации по нормированию и оплате труда работников жилищного, водопроводно-канализационного и энергетического хозяйств (утв. Приказом Роскоммунхоза от 15.10.1993 N 50, ред. от 31.03.1999);
2) Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (утв. Общероссийским межотраслевым объединением работодателей "Российский союз строителей", Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ 20.12.2010);
3) Отраслевое соглашение по учреждениям образования, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы (утв. Росжелдором, Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей 02.11.2010);
4) иные.
1.3 Регламентация отдельных видов работ
Регламентация отдельных видов работ, как и строгая регламентация труда, осуществляется в несколько этапов.
Такими этапами, например, может быть:[5]
- расчет норм времени и труда;
- расчет тарифных ставок;
- проведение изучения затрат рабочего времени на рабочих местах;
- проверка нормативных материалов в производственных условиях;
- подготовка окончательной редакции нормативных материалов;
- расчет окладов и фонда оплаты труда работников;
- расчет оплаты отдельных категорий работников: работники-сдельщики, нормирование труда женщин и подростков, нормирование труда управленческого персонала, нормирование труда с вредными условиями труда, нормирование труда инвалидов.
Нормы труда устанавливаются:
- на отдельную операцию (операционная или дифференцированная норма);
- взаимосвязанную группу операций (укрупненные нормы);
- на законченный комплекс работ (комплексная норма).
В данном виде нормирования оплаты труда обычно учитываются нормы времени. Норма времени - это количество рабочего времени, необходимое для выполнения определенной работы (операции) в наиболее рациональных для данного предприятия организационных, технических, хозяйственных условиях.
Затем норма времени умножается на тарифную ставку.
Оклад = норма труда x ставку по тарифу, или
оплата труда = оклад + вознаграждение в % в зависимости от норм труда.
Норма времени может учитываться следующими основными способами:
1. Способ - планирование, исходя из утвержденных норм времени.[6]
В качестве примера можно назвать Межотраслевые нормы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности, а также на работы, выполняемые экономистами по труду на производстве (части 1 и 2) (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 19.06.1991 N 111, Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 N 331/17-46), в которых утверждены нормы времени для бухгалтеров. В том числе в документе содержатся нормы времени на учет основных средств (фондов), учет производственных запасов, учет труда и заработной платы, учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, учет денежных, расчетных и кредитных операций, учет фондов и финансовых результатов, кассовые операции, составление отчетности.
Согласно данному документу экономист может подсчитать нормативную численность работников, необходимых для выполнения работ по бухгалтерскому учету, которая определяется по формуле:[7]
,
где: Т - суммарная трудоемкость нормируемых работ, рассчитанная по типовым нормам за год, в часах;
К - коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение работ, не предусмотренных в нормативной части сборника;
- полезный фонд рабочего времени одного работника за год в часах.
Например, для учета 11 - 16 основных средств бухгалтеру требуется 4,5 часа, для учета ремонта основных 13 - 22 основных средств - 4,7 часа и т.д.
Однако данный способ имеет ряд недостатков: