Файл: Нормативно-правовая база современного российского законодательства нормирования труда и ее применение в конкретных практических условиях..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3 Судебная практика в отношении нормирования оплаты труда

1. Установление районных надбавок

Из положений ч. 3 ст. 133, ст. 315 ТК РФ и других норм права следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 19.07.2012 по делу N 33-15542012).

2. Установление в нормах оплаты труда компенсационных выплат.

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).


При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

В силу статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2013 по делу N А26-10809/2012).

3. Нормирование оплаты труда в выходные и праздничные дни.

Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходные или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или за час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходные дни или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или за час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (Апелляционное определение Воронежского областного суда от 24.07.2012 N 33-4000).

4. Формирование заработной платы не ниже МРОТ.

Заработная плата должна быть установлена работодателем в размере не менее минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данном районе.

Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. 01.06.2011) минимальный размер оплаты труда с 01.06.2011 установлен в сумме 4611 рублей.

Заработная плата выплачивается с учетом соответствующих коэффициентов.

Соблюдение требований ст. 146, 148 и 315 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда (Определение Приморского краевого суда от 22.01.2013 по делу N 33-20).


Рекомендации компаниям.

Рекомендуется производить оплату труда, исходя из производительности труда каждого работника. При этом порядок осуществления оплаты труда необходимо закрепить в локальном акте, в том числе используемые коэффициенты, надбавки.

Заработная плата должна быть установлена работодателем в размере не менее минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данном районе.

В соответствии со статьей 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В этой связи рекомендуется производить ежегодный пересмотр заработных плат в сторону увеличения.

Заключение

Значение института нормирования труда заключается в том, что он позволяет определить обоснованную меру труда в определенных организационно-технических условиях труда.

В условиях современной экономической парадигмы решения по рациональному использованию трудовых ресурсов становятся прерогативой работодателей. Свобода предпринимательства, имманентная рыночной экономике, обусловливает полную экономическую самостоятельность работодателей в выборе номенклатуры выпускаемой продукции, структуры управления, финансового планирования, в установлении численности персонала, решении вопросов, связанных с нормированием труда.

Практика свидетельствует, что большинство работодателей не осознают значимости нормирования труда, не в полной мере понимают роль норм трудовых затрат в снижении издержек производства. 

В настоящее время правовое регулирование нормирования труда отстает от потребностей практики и недостаточно способствует целям трудового законодательства - установлению государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, созданию благоприятных условий труда, защите прав и законных интересов работников и работодателей. Ушло в прошлое большинство элементов общегосударственной системы нормирования труда: отчетность по «охвату нормированием», обязанность применения межотраслевых нормативов и т.д. Новые социально-экономические условия требуют переосмысления роли и места нормирования труда в системе управления эффективностью деятельности организаций, поиска новых более гибких форм и способов нормирования труда. Роль нормирования труда как основы организации производства, повышения эффективности использования живого труда возрастает. В современных условиях правовое регулирование нормирования труда должно обеспечивать объективно необходимую деятельность по упорядочению процесса труда, которая на основе разработанных способов нормирования труда организует, регулирует и стабилизирует социотехническую систему каждой организации.


Новая ситуация» не может не отразиться на ориентации теоретических и методических исследований в сфере нормирования труда. Изучение проблемы правового регулирования нормирования труда, включая исследование исторического опыта России в этой сфере, должно быть направлено на поиск оптимальных правовых механизмов нормирования труда.

Многие как экономические, так и правовые проблемы нормирования труда ждут решения, что свидетельствует о недостаточной эффективности действующего законодательства в данной области. В условиях, когда налаженная в советский период система правового регулирования нормирования труда разрушена, рыночная экономика при отсутствии последовательной государственной структурной политики стимулирует развитие нежелательных процессов. Назрела необходимость расширительного толкования правового регулирования нормирования труда. Наряду с традиционным способом нормированием, труда (посредством установления норм труда) следует обратить внимание на правовой механизм нормирования посредством трудовой функции и рабочего времени. В последнее время широкое распространение- получило превышение фактической продолжительности рабочего времени над его нормативной продолжительностью посредством привлечения к сверхурочным работам, применения ненормированного режима рабочего времени, гибких форм занятости; установление ненормированных по содержанию трудовых функций; установление норм труда исключительно на основе интересов работодателей. Все это лишает работников законодательно провозглашенных прав и гарантий в сфере труда, не обеспечивает реализации защитной функции трудового права.

Библиография

  1. Андреева Л.А., Медведев О.М. Проблемы правового регулирования нормирования труда // Трудовые споры. - М.: Изд. Дом «Арбитражная практика», 2007, № 4. - С. 3-6
  2. Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник для вузов. М., 2012.
    Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2011. 
    Зубкова А., Суетина Л. Нормирование труда в рыночной экономике // Человек и труд. 2000. N 2. С 13-15.
  3. Курс трудового права: Учебник: В 2-х томах. Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право. Т. 1 / Лушников А.М., Лушникова М.В.. - М.; Проспект, 2013.
  4. Мосейчук М.А. Нормирование труда - понятие, виды и законодательное регулирование // Заработная плата. 2004. N 2. С. 20-32
  5. Нормирование труда / М. И. Петров Москва : Альфа-Пресс, 2010
  6. Трудовое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский. М., 2010. 
  7. Редикульцева Е. Н. Актуальные проблемы правового регулирования рабочего времени // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 2(1). С. 64–67.
  8. Редикульцева Е. Н. К вопросу о правовом регулировании установления и введения норм труда // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 1. № 3. С. 94–97.
  9. Редикульцева Е. Н. Правовое регулирование норм труда в советский период: 1917–1941 гг. // Социальное и пенсионное право. 2008. № 2. С. 29–32.
  10. Редикульцева Е. Н. Правовые методы регулирования нормирования труда // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. Т. 1. № 3. С. 86–89.