Файл: Условия выбора метода адекватного управленческой проблеме.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако дерево решений можно построить под более сложную ситуацию, когда результаты одного решения влияют на последующие решения. Таким образом, дерево решений — это полезный инструмент для принятия последовательных решений.

Глава 2 Условия выбора метода адекватного управленческой проблеме на примере магазина обуви

2.1 Постановка управленческой проблемы

C целью изучения условия выбора метода адекватного управленческой проблеме рассмотрим на примере функционирования магазина качественной немецкой обуви принятие управленческих решений.

Миссия – удовлетворение потребности населения в качественной, удобной и недорогой обуви.

Основные цели:

  • расширение в другом спектре (зонты, перчатки, сумки);
  • расширение рекламной деятельности;
  • достижение лидирующих позиций среди других магазинов;
  • увеличение объема прибыли;
  • достижение низкого уровня издержек;
  • проведение маркетинговых исследований для открытия магазина в другом городе

Основные стратегии:

  • продумывание целенаправленных действий;
  • прогнозирование и устранение (или же реакция) на непредвиденное развитие ситуации;
  • обеспечение высоких темпов роста;
  • формирование репутации;
  • стратегия дифференциации (основана на организации производства широкой номенклатуры товаров по цене, ориентированной на различный уровень доходов потребителей)
  • стратегия наступления (удерживание конкурентной позиции на рынке и завоевание новых путем анализа и использования в своих интересах сильных и слабых сторон конкурентов)

2.2 Анализ внешней и внутренней среды для принятия управленческого решения

В целях эффективного и качественного принятия решений следует обращать внимание на условия, такие как: наличие миссии и цели; наличие альтернативного варианта достижения цели; наличие ограничивающих факторов (экономические, технические, социальные ресурсы). В процессе управления своим бизнесом я использую 3 этапа (научный метод) разработки управленческого решения:


  1. Наблюдение - собираю и анализирую информацию по проблеме (т.е. формирую информационную базу)
  2. Формирую гипотезу – выявляю альтернативы (варианты действий) и их последствия; устанавливаю взаимосвязь с компонентами проблемы
  3. Верификация – т.е. подтверждение достоверности моей гипотезы, ее проверка с помощью наблюдение за результатом принятия решений.

Для того, чтобы оценить факторы и явления, а также внутреннюю и внешнюю среду, которые влияют на деятельность моего магазина я составила SWOT – анализ.

Внутренняя среда

S. (сильные стороны)

1.Внутрикорпоративные стандарты обслуживания (довольно увесистая методичка, которую каждый продавец - консультант изучает и затем участвует в семинарских занятиях, чтобы усвоить материал в практическом плане. Как встретить покупателя, как построить беседу, как провести демонстрацию товара и многое другое. Есть институт тайных покупателей, которые дают оценку каждому продавцу раз в полгода).

2. Постоянно – обновляемый товар.

3. Поразмерная выкладка обуви. (Покупатель имеет свободный доступ к товару.)

4. магазин расположен в центре города

5. Наличие сопутствующих товаров в магазинах обуви: чистящие средства, щётки,

O. (возможности)

1. Открытие нового магазина обуви (неликвидного товара)

2. Развиваться в дорогом сегменте.

3.Расширять модельный ряд (множество моделей разных стилевых направлений (спорт, комфорт, мода) можно будет представить во всех сегментах).

5. Принятие на работу специалиста по сбыту неликвидного товара.

Внешняя среда

W. (Слабые стороны)

1.На данном этапе развития слабая рекламная компания

2. Отсутствие скидок на сезонную обувь.

3. Большое количество товара старых сезонов, старых коллекций отправляют на склады (неликвидный товар)

4. Временное отсутствие другого сегмента (аксессуары)

T. (угрозы)

1. Общеэкономический спад –сокращение прибыли

2.Усиление конкуренции между обувными магазинами

3. При реализации неликвидного товара, потребители не станут приобретать дешёвый товар, по принципу: «Что дороже - то лучше»

4. Возможность неправильного выбора поставщиков

В процессе бизнес – управления, мною была выявлена проблема – недоставка определенной обуви в определенный сезон. Вследствие того, что мой магазин был открыт недавно, была нечетко определена система поставок товаров. Из-за этого завод, производящий обувь (находится в Германии) периодически доставляет товар позже на 2-3 недели.


Оценивая эту проблему, я выявила ее актуальность и срочность решения, т.к. наибольший спрос на сезонную обувь приходится на начало сезона. Если эту проблему не решить незамедлительно, я не выполню свою основную стратегическую цель – увеличение объема прибыли.

После анализа проблемы, я решила договориться о новых сроках поставок, составив новый контракт. Также были выявлены альтернативы этого решения – снижение цен и система скидок в середине сезона; смена поставщика. Но они имеют отрицательные последствия для моего бизнеса: в первом случае – отток прибыли и снижение репутации; во втором – значительные затраты временных, финансовых, информационных ресурсов.

Проанализировав каждую из альтернатив, я пришла к выводу, что первое решение наиболее выгодно для меня, так как не требует значительных затрат и ресурсов. Но было обнаружено ограничение – невозможность личной встречи с поставщиком.

Чтобы решение было эффективно, я формирую его алгоритм: я отправляю своего заместителя в командировку, предварительно информирую его о цели договора (который обязательно должен соблюдать правовые нормы), прибегаю к услугам переводчика. Он, в свою очередь, использует приемы и методы делового общения и учитывает личностные особенности немцев, для того чтобы расположить их к себе.

Прогноз развития ситуации – если товар будет поставляться за 2 недели до начала сезона, они будут распроданы за короткие сроки, а на оставшуюся обувь будет сформирована система скидок.

2.3 Сценарная модель принятия решений

В связи с тем, что одной из моих основных целей является развитие в другом сегменте (зонтики, сумки), мне необходимо разработать сценарную модель принятия управленческого решения. Для начала я сформирую базу данных к анализу. Один магазин, специализирующийся на немецкой обуви (поставки из Германии напрямую), расположен в центре города, открылся недавно, но постепенно приобретает популярность среди всех слоев населения за счет богатого выбора. Персонал: 2 продавца-кассира, 3 продавца-консультанта, 2 складских рабочих, 1 администратор (мой заместитель), 1 бухгалтер и группа экспертов (работает по мере необходимости).

Для того чтобы качественно проанализировать эту ситуацию, я разобью свою работу на несколько этапов:

  1. Подготовка к ситуационному анализу.

Этот этап я начинаю с четкого определения с помощью современных технологий ситуации, активизирую свою команду экспертов.


  1. Анализ информации о ситуации.

На этом этапе я ищу возможные аналоги на примере эталонных ситуаций, т.е. совершаю аналитический обзор, который включает в себя: стратегические и тактические решения, принимаемые ранее; механизмы выполнения соответствующих решений; контроль за исполнением решений; сопровождение хода их реализации; эффективность принятых ранее решений;

  1. Анализ ситуации.

Здесь выявляются оси факторов, определяющих развитие ситуации. Использую методы экспертных оценок, мозговой атаки и анализирую сильные и слабые стороны, опасности, риски, перспективы развития ситуации.

  1. Разработка сценариев возможного развития ситуации.

Этот этап я начинаю с содержательного описания и определения наиболее вероятных сцен развития ситуации, формирую модель развития ситуации, разрабатываю прогноз на основе ожидаемых изменений, определяю критические точки и альтернативные сценарии развития ситуации.

  1. Оценка ситуации

Я оцениваю свою ситуацию с точки зрения возможности достижения цели. Эта оценка делается на уровне профильных проблем, возникающих при ожидаемом развитии ситуации, при этом параллельно с оценкой я и моя группа экспертов генерирует альтернативные варианты стратегических и тактических решений.

  1. Обработка данных и оценка результатов

Здесь очень важно: провести структурирование информации, отбрасывая несущественную; сформировать оценочную систему; разработать экспертные прогнозы; разработать альтернативы; генерировать варианты решений; провести сравнительную оценку альтернатив.

  1. Подготовка аналитических материалов по результатам анализа

Это последний этап, на котором я формирую схему подачи информации, схему достижения стабилизации мнений, определяю альтернативные варианты и методы разработки сценариев.

Все те решения, которые я приму касаемо управленческой ситуации будут приведены ниже.

2.4 Анализ рисков при принятии управленческих решений

При проведении анализа альтернатив и результатов мониторинга проблемы развития в другом сегменте я выявила наиболее значимые для управления моего бизнеса риски, которые должны быть рассмотрены, проанализированы и оценены.

№1 – риск, связанный с перевозками товара нового сегмента (транспортный риск)


№2 – риск, связанный с выбором деловых партнеров и поставщиков (торговый риск)

Далее я определяю степени рисков. В первом случае возможен отрицательный экономический результат – убыток (если брать ситуацию «недоставки» товара в связи с дальним расстоянием). Во втором случае также возможен отрицательный результат – потеря (в том случае, если мой контракт с поставщиками будет расторгнут возможна юридическая волокита и потеря времени).

Теперь нужно измерить степень риска по средствам таких критериев как: средне ожидаемое значение и коэффициент вариации. В случае №1 степень риска менее 10%, так как мои поставщики пользуются услугами перевозок широко известной и респектабельной авиакомпании. В случае №2 риск также невелик.

При принятии управленческих решений мне необходимо составить алгоритм управления рисками. Он будет основываться на качественном и количественном анализе рисков, проведенном моей экспертной группой. Сначала я выявляю объект и субъект факторов, влияющих на конкретный вид рисков, затем анализирую выявленные факторы , используя оценочный метод рассмотрения. Далее я с поддержкой своих финансовых консультантов оцениваю выявленные риски с финансовой точки зрения, т.е. определяю финансовую состоятельность проекта, его целесообразность (это очень важный для меня этап, так как денежные потери недопустимы). За тем я устанавливаю допустимые уровни рисков. В моем случае – это финансовый уровень. Также необходимо проанализировать отдельные операции по выбранному уровню риска (указать в контракте необходимость рассрочки моих платежей). В конце я должна разработать мероприятия по снижению рисков при принятии управленческого решения. Например: точное юридическое обеспечение моего контракта с поставщиками, личная подготовка проекта поставок и контроль за временем его исполнения, личное знакомство с поставщиками и производством интересующего меня товара и др. операции.

Глава 3 Система процесса контроля принятия управленческого решения по разработанной бизнес-модели

3.1 Инструменты контроля