Файл: Условия выбора метода адекватного управленческой проблеме.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1 Понятие управленческих решений
1.2 Эффективность управленческих решений
1.3 Модели и методы принятия управленческих решений
Глава 2 Условия выбора метода адекватного управленческой проблеме на примере магазина обуви
2.1 Постановка управленческой проблемы
2.2 Анализ внешней и внутренней среды для принятия управленческого решения
2.3 Сценарная модель принятия решений
2.4 Анализ рисков при принятии управленческих решений
Глава 3 Система процесса контроля принятия управленческого решения по разработанной бизнес-модели
3.2 Стиль принятия решений для выбранной модели
Мною был разработан алгоритм по принятию качественного и эффективного управленческого решения касаемого выбранной проблеме развития в другом сегменте. После проведенного анализа альтернатив и рисков я определила для себя, что мне необходимо сформировать систему процесса контроля принятия решения по моему бизнесу. Необходимость этого действия обусловлена тем неопределенностью, т.е. временным интервалом между принятием решения и его реализацией, также предупреждением возникновения кризисных ситуаций. Цель этого контроля – не только сбор информации, установка стандартов, выявление проблем, но и решение задач, стоящих перед моим бизнесом.
При осуществлении контроля я воспользуюсь его основными инструментами, такими как:
- Стратегическая направленность (т.е. мой контроль отражает приоритеты моего бизнеса)
- Ориентация на результат (необходимость незамедлительного развития в другом сегменте, так как это способствует притоку прибыли)
- Своевременность (не только высокая скорость, но и временной интервал между проведенными измерениями, которые адекватно соответствуют контролируемому явлению)
Далее мне необходимо сформировать систему процесса контроля, учитывая все виды контроля: предварительный (до начала работы), текущий (осуществляется по ходу ведения), заключительный (полученные результаты сравниваются с требуемыми).
Процесс контроля я поделю на 3 этапа:
- Установлю плановые величины и критерии (выработаю показатели результативности)
- После выполнения первого этапа, его результаты мне будет необходимо сопоставить с результатами реальными. Для эффективности выполнения этого этапа, считаю целесообразным подключить экспертную группу. Вместе мы сформируем вариант нашей работы (либо проведем ряд работ параллельно). Мы определим величины отклонения, используя принцип исключения, измерим результат.
- На этом заключительном этапе я по мере необходимости принимаю корректирующие действия. Здесь возможно воспользоваться известными технологиями. Существует 3 варианта: отказ от корректировок, устранение отклонений, пересмотр планов. После экспертного анализа я выбираю первый вариант, так как мое управленческое решение было принято правильно и не понесло за собой отрицательных последствий.
3.2 Стиль принятия решений для выбранной модели
Эффективность принятия управленческого решения определяется его обоснованностью и стилем его реализации. Особое значение приобретают инструменты социально – психологического характера. Наиболее приемлемым стилем принятия решений для моего бизнеса считаю демократический, так как в своей деятельности всегда выделяю такие аспекты как делегирование полномочий, частичное разделение ответственности со своими подчиненными, поощрение самостоятельности подчиненных, отличие их успехов и т.д. Считаю все эти аспекты необходимыми для поддержания доброжелательных отношений с подчиненными.
Для качественной диагностики организации и деятельности менеджеров, и выявления ограничений мне следует составить решетку Блейка – Моутона, которая выглядит следующим образом.
Рисунок 1 - Решетка Блейка – Моутона
На основе этой решетки я принимаю и реализую решения по организационному развитию. Считаю свой бизнес налаженным (т.к. недавно были заключены выгодные сделки с поставщиками). Поэтому бизнес приближен к точке 5.5.
Для того чтобы определить стиль управления в конкретной ситуации я воспользуюсь семью критериями оценки Врума – Йеттона:
- Значение качества решений
- Наличие доступной информации или моего опыта
- Степень структурированности проблемы
- Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности к принятию управленческого решения
- Определение вероятности (на основании прошлого опыта), что решение руководителя получит поддержку у подчиненных
- Степень мотивации подчиненных для достижения поставленных целей
- Степень вероятности конфликта.
Для эффективного принятия решений я должна выбрать стратегию управления изменениями и конфликтами. В зависимости от конкретной ситуации я буду применять определенную стратегию. К примеру: стратегия преодоления сопротивления, участия и вовлеченности, помощь и поддержка (для меня это будет новым опытом), переговоры и соглашения (учет мнений), манипуляция и совместный выбор (сокрытие намерений и избирательное использование информации), явные и неявные принуждения (в этом случае подчиненные смиряются с переменами). Считая, что в моем бизнесе возможно не одна единственная стратегия, но и их комбинация.
Правильное и рациональное принятие решения касаемого организации финансов является определяющим фактором его успешной производственно – хозяйственной деятельности. Для этого мне необходимо составить алгоритм управления финансами моего магазина на основе методов принятия финансовых решений:
- Метод финансового анализа. Используя этот метод я могу анализировать финансовые отчеты (для повышения доходов) и анализировать минимизацию рисков по наймам и вкладам; использовать помощь группы высококвалифицированных экспертов для более точного и качественного анализа. Это обеспечит стабильность моего бизнеса.
- Метод финансового планирования. Используя этот метод я, с поддержкой группы экспертов, составляю финансовый план, который напрямую касается проблемы развития в другом сегменте. Этот план позволит обеспечить производительную и инвестиционную деятельность необходимыми ресурсами; выявить пути эффективного вложения капитала; оценить степень его рационального использования; выявить и мобилизовать резервы для увеличения прибыли за счет экономического использования средств; осуществлять контроль за расходом платежных средств. В это план я включу такие важные для меня факторы как: баланс денежных поступлений и расходов, план прибылей и убытков, расчет безубыточности продажи товара. На этом этапе работы я решаю взять кредит с рассрочкой на 2 года для развития в другом сегменте
- Методы финансового регулирования и контроля. Здесь я могу осуществлять диагностику возможных отклонений от моего плана, принять решения по устранению причин этих отклонений. Либо я пересмотрю запланированные показатели.
После того как я составила алгоритм управления финансами, мне следует определить маркетинговые решения, которые могут быть использованы в моем бизнесе: я определяю состояние и учитываю факторы маркетинговой среды; собираю, анализирую и оцениваю информацию; затем мне нужно организовать анализ потребительских рынков и покупательского поведения для успешного развития в другом сегменте; далее я выбираю основные признаки сегментирования, такие как – географические, демографические и т.д. Я выбираю параметры сегментирования (регион, уровень доходов населения). Немаловажно выбрать стратегию позиционирования ее реализации. Далее я определяю товарную политику: выбираю ассортимент товара, дизайн, упаковку. Потом устанавливаю цену, скидки, сроки оплаты поставок. В заключении я выбираю каналы распределения и его структуру.
Все эти маркетинговые решения, принятые мною, были составлены в табличном виде, включающим в себя сферу принятия решений и функциональный блок. Эта таблица помогла мне в анализе: плюсов и минусов моего магазина и рынка в целом; возможностей и угроз маркетинговой среды; маркетинговых планов как части стратегических планов.
Таблица 1 – Маркетинговые решения
Сфера принятия решения |
Функциональный блок |
Маркетинговое решение |
Анализ маркетинговых возможностей |
Анализ и проведение исследований в области маркетинговой среды |
Учет всех факторов, собирание и анализ важной инф-ции |
Выбор стратегии маркетинга |
Сегментирование рынка |
Выбор признаков и параметров сегментирования и стратегии позиционирования реализации |
Разработка комплекса маркетинга |
Определение товарной политики |
Выбор ассортимента товаров, его дизайна, качества, упаковки и т.д. |
Ценообразование |
Установка цен, скидок, срок оплаты |
|
Товародвижение |
Выбор каналов распределения |
Для того чтобы принять эффективное решение в управлении производственной деятельностью, я должна мыслить аналитически и иметь способности к восприятию новых технологий, обладать техническими и инженерными знаниями и знаниями в области психологии управления. Я должна оценить факторы, влияющие на принятие производственных решений в моем бизнесе.
Основные из них:
- политико – правовая среда (мой бизнес должен иметь юридические обоснования, все должно делаться по закону – знание гражданского, трудового кодексов и т.п.)
- специализация (формировать все свои решения, задачи и цели я должна отталкиваясь от своей сферы деятельности)
- ресурсное обеспечение (в моем бизнес-процессе это конструктивные, материальные, организационные, финансовые, информационные ресурсы)
- степень специализации труда рабочих (сотрудники моего магазина должны знать как, из чего и где сделана обувь, как завлечь покупателей и продать им наш товар)
- численность персонала (магазин небольшой, легко поддерживать со всеми личностный контакт, легче контролировать)
Используя эти факторы, мне необходимо составить план реализации стоящих передо мной задач на основе типовых производственных решений. Моя основная задача – заказ станка для чистки обуви в магазин.
- Разработка стратегии и направления (решение – определение интегральных решений о необходимости материальных запасов)
- Разработка и внедрение производственных систем (решение – оценить параметры: затраты, обучение, адаптация)
- Планирование и контроль (решение – какое количество станков нужно, кто продает, или кто дает в аренду)
Решения в этой области буду принимать, используя методы анализа и многокритериальной оценки альтернатив, так как убеждена, что прежде чем принимать решения, его необходимо рассмотреть с нескольких сторон, оценить последствия и риски, только после этого принимать окончательное решение.
3.3 Эффективность управленческих решений
Управленческие решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. На этапе становления моего бизнеса я сделала немало таких выборов – было принято несколько эффективных и качественных решений, которые в свою очередь определяли дальнейшее развитие моего обувного магазина. Глобальной целью разработки и принятия любого управленческого решения для меня являлось обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям. Я всегда учитывала ряд особенностей всех решений:
- их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;
- они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок;
- каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;
- ответственность за принимаемые решения очень высока.
В своей управленческой деятельности я часто сталкивалась с такими проблемами как:
- давление сроков;
- быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;
- недостаток моего опыта, обусловленный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, новизной деятельности для меня;
- нехватка информации, ее дороговизна;
- недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;
- необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между лицами, принимающими решения;
Но, несмотря на все эти проблемы, были приняы качественные управленческие решения. После проделанной работы, я могу представить краткий отчет о состоянии моего бизнеса на сегодняшний день.
- Были точно определены основные стратегические цели, основные задачи, миссия, стратегии моей деятельности, что обозначило специализацию и ось развития моего бизнеса.
- Был составлен SWOT – анализ, что помогло мне сформировать и систематизировать данные о внешней и внутренней среде. Это способствовало созданию базы для формирования эффективных решений.
- Была решена важная проблема нечетко определенной системы поставок партий обуви. Был составлен новый контракт с поставщиками, имеющий определенную правовую обоснованность. Теперь новые партии товара поставляются за 2 недели до начала сезона, что повлекло за собой быструю распродажу, и, соответственно, приток прибыли.
- Был разработан план действий по развитию в другом сегменте (аксессуары) и план мероприятий по устранению рисков, связанных с новой сферой деятельности. Это помогло привлечь новых покупателей, повысить репутацию нашего магазина, сформировать новую привлекательную систему скидок и бонусов.
- С помощью алгоритма финансового управления, методов финансового планирования, финансового анализа, регулирования и контроля, я смогла четко сформулировать структуру своего капитала, капиталовложений и займов.